ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3027/2021740017-01-2021-002529-26 от 29.11.2021 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-3027/2021 74RS0017-01-2021-002529-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Барашевой М.В.

при секретаре Дербеневой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3027/2021 по иску Сомотовой Татьяны Васильевны к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 25 ГУФСИН России по Челябинской области о признании действия и бездействия незаконными, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Сомотова Т.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области (далее ФКУ ИК-25), в котором с учетом уточнений, просила:

признать незаконным бездействие, выразившееся в непредоставлении с установленные ст. 62 Трудовым кодексом РФ сроки, об ее индивидуальном номере рабочего места;

признать незаконным действие, выразившееся в нарушение сроков, предусмотренных ст. 62 Трудовым кодексом РФ, предоставления работнику сведений о работе;

признать незаконными действия, выразившиеся в регистрации запроса от ДД.ММ.ГГГГ, как обращение гражданина и рассмотрение этого запроса в порядке, предусмотренном законом «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

возложить обязанность предоставить сведения об ее индивидуальном номере рабочего места, указанном в Федеральной государственной информационной системе учетов результатов проведения специальной оценки условий труда (л.д. 4, 44).

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <данные изъяты>. Ее представитель Вахтинских А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с просьбой сообщить сведения об индивидуальном номере рабочего места <данные изъяты> Сомотовой И.В. На обращение до настоящего времени ответа не дано, запрошенные сведения ни ей, ни ее представителю не предоставлены, чем нарушено ее трудовое право.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 57). Ранее в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца Вахтинских А.В., действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал. Дополнительно пояснил, что работодатель нарушил предусмотренные законом сроки предоставления информации, не предоставил сведения об индивидуальном номере рабочего места Сомотовой Т.В. Было проведено 4 специальных оценки условий труда Сомотовой Т.В. Номер рабочего места Сомотовой Т.В. указывается в протоколах комиссии при проведении оценки условий труда. Вопрос об индивидуальном номере рабочего места Сомотовой Т.В. возник из-за того, что в протоколах указывается разный номер рабочего места. Фактически у истца стало два рабочих места, но специальная оценка проведена в отношении одного рабочего места. В ДД.ММ.ГГГГ был номер , то есть номер был указан в соответствии с номером карты, а в ДД.ММ.ГГГГ - . Ответ на запрос в установленной ст. 62 ТК РФ сроки в адрес Сомотовой Т.В. не поступил. Заявление рассмотрено, как обращение гражданина, а не работника.

Представитель ответчика ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области Саксин С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал позицию предыдущего представителя ответчика. Не оспаривал, что заявление Сомотовой Т.В. было зарегистрировано в журнале обращений граждан, ответ на заявление был дан в установленный ст. 62 ТК РФ срок. Номер рабочего места присваивает экспертная организация, отражается в карте СОУТ и соответствует номеру карты СОУТ. Копии карт СОУТ у истца имеются. Если специальная оценка условий труда проводится повторно, номер рабочего места сохраняется, если впервые – то номер присваивается на усмотрение организации, проводящей оценку, по согласованию с работодателем. В ДД.ММ.ГГГГ рабочее место Сомотовой Т.В. располагалось в штабе, в ДД.ММ.ГГГГ ее рабочее место поменялось, с ДД.ММ.ГГГГ она занимает должность в другом структурном подразделении.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Смолякова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21), в обоснование несогласия с заявленными требованиями поясняла, что запрос, составленный представителем истца, был получен ДД.ММ.ГГГГ, ответ на него направлен в установленный законом трехдневный срок ДД.ММ.ГГГГ. Рабочее место истца – это кабинет . Согласно специальной оценке условий труда номер рабочего места истца соответствует номеру карты истца. В ДД.ММ.ГГГГ номер – , так как изменилось ее рабочее место.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Сомотовой Т.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 15,16 Трудового кодекса РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

В статье 21 Трудового кодекса РФ содержатся основные права и обязанности работника, в том числе, право на получение полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст. 53 Трудового кодекса РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, относится к числу основных форм участия работников в управлении организации.

ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области является юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-18).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ ИК-25 ГУФСИН России и Сомотовой Т.В. заключен трудовой договор, согласно которому истец была принята на должность <данные изъяты> Трудовой договор заключен на неопределенный срок (л.д.6-7).

Как следует из объяснений сторон и подтверждаются материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Вахтинских А.В. обратился в ФКУ ИК-25 с запросом о предоставлении в установленные ст. 62 ТК РФ сроки сведений об индивидуальном номере рабочего места <данные изъяты> Сомотовой, указанном в федеральной государственной информационной системе учета результатов СОУТ, а также сведений, предоставлялись ли ФКУ ИК-25 всем экспертным организациям, проводившим СОУТ на рабочем месте (местах) Сомотовой сведения о том, на каком основании у Сомотовой формируется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Указанный запрос зарегистрирован учреждением ДД.ММ.ГГГГ за номером (л.д. 19, 47).

На указанный запрос начальником ФКУ ИК-25 дан ответ за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48) о рассмотрении заявления и разъяснении, что сведения о рабочих местах, в отношении которых проводилась СОУТ, в Федеральную государственную информационную систему направляет организация, проводившая СОУТ, поэтому вопрос необходимо направить в ООО «Юркон». ФКУ ИК-25 экспертным организациям, проводившим СОУТ на рабочих местах Сомотовой Т.В., сведений о том, на каком основании у Сомотовой формируется право на досрочное назначение страховой пенсии, не предоставлялись, так как данное право у Сомотовой Т.В. не формировалось в связи с отсутствием каких-либо оснований.

Стороной ответчика представлено заявление представителя Сомотовой Т.В. – Вахтинских А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил направить в его адрес копию локального акта, которым за Сомотовой Т.В. закреплено рабочее место штаба КПП с вышками, а в случае отсутствия такого акта дать разъяснения по вопросу: какой из ответов от ДД.ММ.ГГГГ или от ДД.ММ.ГГГГ считать правильным? Предоставить сведения о том, какие требования охраны труда предъявляются к рабочему месту Сомотовой Т.В., расположенному в кабинете штаба КПП с вышками и предоставленному работодателем Сомотовой Т.В. (л.д. 23). На данное заявление начальником ФКУ ИК-25 дан ответ ДД.ММ.ГГГГ за номером л.д. 25), в котором сообщено, что администрацией учреждения Сомотовой Т.В. предоставлено рабочее место в кабинете штаба КПП с вышками, документ о закреплении рабочего места отсутствует. ФКУ ИК-25 к рабочим местам предъявляются требования санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца, данное заявление не является предметом спора, требования заявлены по заявлению с вх.

Ответчиком предоставлены карты СОУТ рабочего места Сомотовой Т.В. за ДД.ММ.ГГГГ – номер рабочего места , за май ДД.ММ.ГГГГ - номер рабочего места , за ДД.ММ.ГГГГ - номер рабочего места

Обращаясь с исковым заявлением, Сомотова Т.В. указывает, что ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ был дан с нарушением установленных трудовым законодательством сроков, заявление зарегистрировано и рассмотрено в порядке ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Из представленных доказательств установлено, что обращение представителя Сомотовой Т.В. – Вахтинских А.В. от ДД.ММ.ГГГГ принято канцелярией учреждения ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано под (л.д. 63-65 - журнал).

На основании ст.33 Конституции РФ, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан закреплены в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Порядок и срок рассмотрения обращений граждан установлены ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, согласно которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Пунктом 3 ст.5 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ закреплено право граждан получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в силу требований ст.12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с ч.1 ст.5 Трудового кодекса РФ Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 21 и ч.2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда, защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми незапрещенными законом способами, этим правам корреспондирует обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные акты, содержание нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

На основании ст.62 Трудового кодекса РФ работодатель по письменному заявлению работника обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Перечень документов, перечисленных в ч.1 ст. 62 Трудового кодекса РФ не является исчерпывающим, помимо прямо указанных в указанной норме работодатель обязан по письменному заявлению работника выдать ему и другие документы, связанные с его трудовой деятельностью.

По трудовому законодательству бремя доказывания обстоятельств исполнения норм трудового права, в том числе по полной и своевременной выдаче документов, связанных с работой, по заявлению работника, возлагается на работодателя.

Федеральным законом № 59-ФЗ не регулируются правоотношения между работодателем и работником, следовательно, сроки и порядок, предусмотренные этим Федеральным законом не подлежат применению к трудовым правоотношениям сторон, так как регулируются положениями Трудового кодекса РФ.

Как следует из п. 4 приказа ФСИН России от 10.08.2011 № 463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) в учреждениях органов УИС регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ведомственными нормативными актами.

Регистрация и контроль поручений, работа с обращениями граждан и другие процедуры документооборота осуществляются в учреждениях органов УИС с применением журналов учета документов или автоматизированной системы обработки документов в соответствии с Инструкцией (п.6 приказа).

Обработку входящей, исходящей корреспонденции, обращений граждан, в том числе обращений, принятых на личном приеме, а также организационно-распорядительных документов по основной деятельности, контроль поручений, комплектование архивных фондов и другие функции делопроизводства в учреждениях и органах УИС, контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в структурных подразделениях учреждений и органов УИС осуществляет структурное подразделение учреждений и органов УИС, на которое возложены функции по ведению делопроизводства в соответствии с положением о ней и должностными инструкциями (регламентами) ее работников (п.8 приказа). Из пункта 101 приказа ФСИН № 463 следует, что все поступившие документы независимо от способа их доставки (за исключением обращений граждан, телефонограмм, личной переписки, печатных изданий и справочных документов) после предварительного рассмотрения подлежат обязательной централизованной регистрации в день поступления службой делопроизводства. Поступившие документов регистрируются самостоятельной порядковой нумерацией в пределах календарного года в журнале учета входящих документов (приложение №14) или в электронной базе данных, в которые включаются основные реквизиты поступающих документов.

Перечнем типовых управленческих архивных документов образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного приказом Росархива от 20.12.2019 № 236, предусмотрены документов (журналы, реестры, базы данных) регистрации и контроля: поступивших и отправленных документов (п. «г» ст. 182) и обращений граждан (п. «е» ст. 182).

Из названных нормативных правовых актов следует, что журнал учета предложений, заявлений и жалоб, указанный в апелляционной жалобе ответчика, не предусмотрен приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463 и не предназначен для регистрации входящей корреспонденции, в том числе заявлений работников по кадровым вопросам.

Рассмотрение обращения Сомотовой Т.В., состоящей в трудовых отношениях с ответчиком, как обращения гражданина на основании Федерального закона № 59-ФЗ, в месячный срок не соответствует положениям вышеуказанных нормативных правовых актов, поэтому правомерно признано незаконным.

Исходя из положений ч.1 ст. 62 Трудового кодекса РФ, работник вправе получить у работодателя любые необходимые, связанные с его работой, которые должны быть представлены в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего заявления. Срок выдачи работодателем справок работникам, предусмотренный указанной нормой, не может нарушаться, исходя из целесообразности их получения и содержания таких справок.

Согласно отметке на заявлении, последнее поступило от Вахтинских А.В., как представителя Сомотовой Т.В., в ИК-25 ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано за от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 125).

Ответ на заявление дан за исх. от ДД.ММ.ГГГГ по адресу, указанному Вахтинских А.В. (л.д. 48).

Согласно журналу, заявление действительно зарегистрировано за , имеется отметка о даче ответа за (л.д. 63-65).

Факт отправки корреспонденции подтверждается реестром от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-51).

Следовательно, ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ был направлен заявителю в сроки, установленные ст. 62 ТК РФ – три рабочих дня.

Сомотова Т.В. на момент обращения ее представителя в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области состояла в трудовых отношениях с ответчиком и истребовала у работодателя документы, связанные с ее работой.

Как следует из представленных документов, запрос истца зарегистрирован в журнале учета предложений, заявлений и жалоб граждан под индексом «ОГ», то есть как обращение граждан.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что действия ответчика, выразившиеся в рассмотрении заявления работника о предоставлении сведений об ее индивидуальном номере рабочего места, указанном в Федеральной государственной информационной системе учетов результатов проведения СОУТ, а также сведений о том, предоставлялись ли ФКУ ИК-25 экспертным организациям (всем), проводившим СОУТ на рабочем месте (местах) Сомотовой Т.В., сведений о том, на каком основании у Сомотовой Т.В. формируется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в порядке, установленном Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ, являются незаконными.

В данном случае Сомотова Т.В. обращалась к работодателю в порядке ст.62 ТК РФ, которая является специальной нормой по отношению к ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», в связи с чем, требования Сомотовой Т.В. о признании незаконными действий, выразившихся в рассмотрении заявления работника от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном вышеуказанным Федеральным законом признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении в установленные законом сроки сведений об индивидуальном номере рабочего места, подлежат удовлетворению.

В силу ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.03.2020 № 15-4/ООГ-890, пунктом 2 части 2 статьи 18 ФЗ «О специальной оценке условий труда» в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда объектом учета в отношении рабочего места в том числе является индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места.

Таким образом, индивидуальный номер рабочему месту присваивается работодателем самостоятельно с соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда. При этом индивидуальный номер вновь организованного рабочего места не должен совпадать с индивидуальным номером рабочего места, подлежащего внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда.

Как следует из ответа ИК-25 на заявление от ДД.ММ.ГГГГ вх., ответчик не сообщил заявителю запрошенные сведения относительно индивидуального номера рабочего места Сомотовой Т.В.

С учетом изложенного, на ответчика необходимо возложить обязанность выдать истцу сведения об ее индивидуальном номере рабочего места, указанном в Федеральной государственной информационной системе учетов результатов проведения СОУТ.

Оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 68, 197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Сомотовой Татьяны Васильевны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, выразившееся в непредоставлении Сомотовой Татьяне Васильевне сведений об ее индивидуальном номере рабочего места, указанном в Федеральной государственной информационной системе учетов результатов проведения СОУТ.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области выдать Сомотовой Татьяне Васильевне сведения об ее индивидуальном номере рабочего места, указанном в Федеральной государственной информационной системе учетов результатов проведения СОУТ.

Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, выразившиеся в рассмотрении заявления представителя работника Сомотовой Татьяны Васильевны – Вахтинских Александра Владимировича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Сомотовой Татьяне Васильевне сведений об ее индивидуальном номере рабочего места, указанном в Федеральной государственной информационной системе учетов результатов проведения СОУТ, а также сведений о том, предоставлялись ли Федеральным казенным учреждением Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области экспертным организациям (всем), проводившим СОУТ на рабочем месте (местах) Сомотовой Татьяны Васильевны, сведений о том, на каком основании у Сомотовой Татьяны Васильевны формируется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в порядке, установленном Федеральным законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, незаконными.

В удовлетворении исковых требований в остальной части Сомотовой Татьяне Васильевне – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, его вынесший.

Председательствующий М.В. Барашева

Решение не вступило в законную силу