Новичихинский районный суд Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Новичихинский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-303/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Новичиха 30 декабря 2011 года
Новичихинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Томаровского А.А., при секретаре Фоминой И.Н., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 о признании незаконным отказа Комитета Администрации Новичихинского района по образованию от 16 февраля 2010 года и понуждении Комитета по образованию Новичихинского района принять решение о назначении компенсации понесенных ею расходов по оплате содержания и капитального ремонта мест общего пользования многоквартирного дома, в котором она проживает,
УСТАНОВИЛ:
Жительница с. Новичиха Новичихинского района ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету администрации Новичихинского района по образованию о признании незаконным отказа Комитета по образованию Администрации Новичихинского района от 16 февраля 2010 года и понуждении Комитета по образованию Новичихинского района принять решение о назначении компенсации понесенных ею расходов по оплате содержания и капитального ремонта мест общего пользования многоквартирного дома, в котором она проживает.
В обоснование заявленных требований истица указала, что в период ДД.ММ.ГГГГ она работала педагогом дополнительного образования в МУДОД «Дом детского творчества» и с семьей из трех человек, проживала в , в квартире принадлежащей ей на праве собственности. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являясь членом ТСЖ «Первомайское», она не производила оплату за техническое обслуживание и капитальный ремонт жилого дома по указанному адресу, вследствие чего образовавшаяся задолженность в размере 13632 рублей 50 копеек была взыскана с неё в пользу ТСЖ решением мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 21 января 2010 года. Этим же судебным решением с неё так же была взыскана её доля в стоимости капитального ремонта многоквартирного жилого дома, в котором она проживает, в размере 6883 рублей 24 копеек.
Частично погасив установленную судебным решением задолженность в размере 13632 рублей 50 копеек, а так же внеся на счет ТСЖ текущую сумму за содержание и ремонт помещения за декабрь 2009 года в размере 389 рублей 50 копеек и за январь 2010 года в размере 623 рублей 20 копеек, ФИО4 обратилась к председателю Комитета по образованию администрации Новичихинского района с заявлением об определении назначения ей суммы возмещения расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, его ремонтом, и начисления суммы компенсации за три предшествующих года, которые ею не были своевременно истребованы.
Однако, в письменном ответе председателя Комитета администрации Новичихинского района по образованию от 16 февраля 2010 года, ей было отказано выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения за три предшествующих года со ссылкой на то, что ранее действовавшие нормативно-правовые акты не предусматривали выплату денежной компенсации за предшествующий период времени. В части компенсации расходов на содержание и ремонт жилых домов, то в данной части заявителю отказано по тем основаниям, что в соответствии с «Правилами возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам», утвержденными Постановлением Администрации Алтайского края № 515 от 07 декабря 2009 года, действующими с 01 января 2010 года, возмещению подлежит лишь оплата за наем, а расходы на содержание и ремонт жилых домов несут собственники жилых помещений.
Не согласившись с указанной выше позицией Комитета администрации Новичихинского района по образованию ФИО1 обратилась за защитой к прокурору Новичихинского района. В результате проведенной по её заявлению прокурорской проверки в адрес председателя Комитета администрации Новичихинского района по образованию было вынесено прокурорское представление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения допущенного нарушения закона. Однако нарушение закона устранено не было.
Впоследствии, в период с марта по май 2010 года ФИО4 вносила регулярные платежи за содержание и ремонт жилого помещения, а так же ДД.ММ.ГГГГ внесла на счет ТСЖ «Первомайское» 6883 рубля 24 копейки, долю в стоимости капитального ремонта многоквартирного жилого дома, в котором она проживает. После чего, ДД.ММ.ГГГГ, вновь обратилась в Комитет администрации Новичихинского района по образованию о выплате ей суммы компенсации за жилое помещение в размере 8129 рублей 64 копеек, включающей в себя так же и компенсацию доли в стоимости капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
09 июня 2010 года решением мирового судьи судебного участка Новичихинского района ФИО1 было отказано в удовлетворении исковых требований к Комитету администрации Новичихинского района по образованию о взыскании денежной компенсации по оплате жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26547 рублей 65 копеек, в связи с тем, что указанный истцом ответчик не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратилась в Комитет администрации Новичихинского района по образованию о принятии решения о выплате ей компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 26547 рублей 65 копеек. Рассмотрев указанное выше заявление, председатель Комитета администрации Новичихинского района по образованию попросила заявителя предоставить в комитет квитанции по оплате, подтверждающие расходы на сумму 8129 рублей 65 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ, председателем Комитета администрации Новичихинского района по образованию, было принято решение о назначении ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, а именно содержание и ремонт жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3116 рублей. Указанная выше сумма, была перечислена на счет ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Новичихинский районный суд с иском к Комитету администрации Новичихинского района по образованию о признании незаконным бездействия ответчика в части не принятия решения о выплате ей компенсации расходов по оплате за содержание и ремонт жилого помещения и взыскании компенсации в размере 24012 рублей 24 копеек. Определением судьи Новичихинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в принятии искового заявления. Указанное определение было отменено судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ. После этого иск был принят к производству Новичихинским районным судом и ДД.ММ.ГГГГ был оставлен без рассмотрения в связи с повторной неявкой истца в судебное заседание.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратилась с заявлением в Комитет администрации Новичихинского района с просьбой принять решение о назначении ей указанной выше компенсации. Не получив письменный ответ на своё требование, ДД.ММ.ГГГГ, она вновь обратилась в районный суд с иском к Комитету администрации Новичихинского района по образованию о признании незаконным бездействия в части непринятия решения о компенсации понесенных ею расходов по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, о возложении обязанности принятия указанное решение о компенсации расходов по оплате и ремонту жилого помещения в размере 21528 рублей 44 копеек, заявляя при этом дополнительные требования о компенсации морального вреда.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 изменила свои требования, и отказавшись от претензий к прежнему ответчику, указала надлежащими ответчиками по иску - Администрацию Новичихинского района и Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Новичихинского района.
Решением Новичихинского районного суда от 8 сентября 2011 года в удовлетворении исковых требований к Администрации Новичихинского района и Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Новичихинского района было отказано, в том числе в связи с не установлением какого либо бездействия со стороны заявленных ответчиков. Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 октября 2011 года решение районного суда было отменено. При этом из установленных судом обстоятельств судом кассационной инстанции был усмотрен спор о выплате истцу денежной компенсации за три предшествующих года. Дело возвращено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В ходе судебного рассмотрения гражданского дела по существу, истцом ФИО1, в судебном заседании вновь изменены ранее заявленные исковые требования. При этом, истец, отказавшись от требований направленных к Администрации Новичихинского района и Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Новичихинского района, обратилась с иском о признании незаконным отказа Комитета Администрации Новичихинского района по образованию от 16 февраля 2010 года и возложении на Комитет по образованию Администрации Новичихинского района обязанности принять решение о назначении ей компенсации понесенных расходов по оплате содержания и капитального ремонта мест общего пользования многоквартирного дома, в котором она проживает, всего в размере 21528 рублей 44 копеек. В указанную сумму истец включила требования о компенсации расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13632 рублей 50 копеек, за декабрь 2009 года в размере 389 рублей 50 копеек, за июнь 2010 года в размере 623 рублей 20 копеек, а так же долю в стоимости капитального ремонта многоквартирного жилого дома в размере 6883 рубля 24 копейки, которую она внесла по решению мирового судьи на счет ТСЖ «Первомайское». Кроме того ФИО1 попросила суд взыскать с ответчика в её пользу понесенные при обращении за судебной защитой судебные расходы в виде 400 рублей уплаченных в качестве государственной пошлины, 1500 рублей выплаченных юристу за составление искового заявления и 3500 рублей оплаченных за представительство в судебном заседании.
Позиция истца в судебном заседании полностью поддержана его представителем - ФИО2, полагавшим вновь заявленные исковые требования законными и обоснованными.
Ознакомившись с исковыми требованиями ФИО1 представитель ответчика - Комитета администрации Новичихинского района по образованию ФИО3 иск не признал и свою очередь в судебном заседании указал на незаконность и необоснованность заявленных требований.
При этом он сообщил, что Комитет администрации Новичихинского района по образованию является уполномоченным органом по назначению и выплате компенсации педагогическим работникам по оплате жилого помещения с отоплением освещением в рамках исполнения Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗC «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Ранее, назначение и выплата компенсации осуществлялась Комитетом по социальной защите населения Администрации Новичихинского района, а затем Управлением социальной защиты населения по Новичихинскому району. Последним, 06 февраля 2009 года в Комитет по образованию были переданы учетные дела всех педагогических работников, пользовавшихся мерами социальной поддержки в рамках Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗC. Согласно списка Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району ФИО1 пользовалась лишь двумя видами коммунальных услуг, а именно отоплением, поставщиком которого являлось ООО «Тепло» и освещением, поставщиком являлся АКГУ «Алтайкрайэнерго». На основании указанных сведений, с учетом наличия договоров на оказание истцу соответствующих услуг, в период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2009 года ФИО1 предоставлялась компенсация за потребленные коммунальные услуги.
Пункт 16 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа, утвержденных постановлением Администрации края от 07 декабря 2009 года № 515, устанавливает, что в отношении льготополучателей, до 01 января 2010 года получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в натуральной форме, уполномоченный орган формирует реестр на основании имеющихся сведений, без истребования необходимых документов. При этом п.27 Правил обязывает льготополучателей при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий её предоставления сообщить в уполномоченный орган о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления. О наличии иного поставщика услуг - ТСЖ «Первомайское» ФИО1 в известность уполномоченный орган не ставила, договор на оказание услуг не предоставила, компенсация за услуги ТСЖ «Первомайское» ей своевременно не назначалась. А поэтому, по мнению ответчика, назначение истцу компенсации за техническое обслуживание и содержание обще домовых территорий ТСЖ «Первомайское» за предшествующий 31 декабря 2009 трехлетний период в настоящее время не имеет правовых оснований. Вины уполномоченного органа в неполучении компенсации ФИО1 нет, а поэтому отсутствуют основания для применения положений п. 32 выше указанных Правил.
Лишь в январе 2010 года, после вынесения мировым судьей судебного участка Новичихинского района решения о взыскании с ФИО1 в пользу ТСЖ задолженности по указанному виду коммунальных услуг педагог обратилась в уполномоченный орган с заявлением о назначении ей данного вида компенсации. После длительной переписки, на основании справки ТСЖ «Первомайское» ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о назначении ей компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом июнь 2010 года не вошёл в указанный период времени, так как с ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена и утеряла право на получение компенсации. Кроме того в справке ТСЖ «Первомайское» отсутствовали сведения о фактически произведенной истцом оплате указанного вида коммунальных услуг. Предметом рассмотрения уполномоченного лица оплата за июнь 2010 года не была.
Требования истца о назначении ФИО4 компенсации в размере её доли в стоимости капитального ремонта многоквартирного дома не подлежат удовлетворению, так как указанная сумма не включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а является дополнительными платежами, направленными на улучшение жилищных условий собственников многоквартирного дома, порядок и размер выделения которых предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Программа, определенная нормами указанного Закона, предполагает добровольное софинансирование ремонта со стороны собственников жилья в размере 5% от суммы капитального ремонта, а поэтому назначение компенсации за это будет противоречить установленному Законом порядку, так как в данном случае собственник жилья фактически будет полностью освобожден от расходов по участию в улучшении её жилищных условий. Возможность освобождения собственника от указанной обязанности положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ не предусмотрена.
В силу требований ст. ст. 210,249 ГК РФ и ст. 153 ЖК РФ бремя содержания имущества в данной части лежит только на истце.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району С.Н.А. в судебное заседание не явилась, обратившись в суд с просьбой рассмотреть иск в её отсутствие и сообщила, что считает необоснованными требования истца о компенсации возмещения расходов связанных с предоставлением услуг по содержанию жилого помещения и капитальным ремонтом.
Представитель третьего лица - Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края Ш.Н.Н. попросил рассмотреть иск в его отсутствие. При этом, не соглашаясь с требованиями истца, представитель третьего лица заявил о пропуске ФИО1 установленного ст.256 ГПК РФ срока обращения за судебной защитой и попросил в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края М.В.В. попросил рассмотреть иск в его отсутствие. При этом представитель третьего лица попросил суд отказать в удовлетворении исковых требований на основании того, что установленные Законом РФ «Об образовании» меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением являются расходными обязательствами Российской Федерации. В бюджете Алтайского края, в целях реализации требований Закона, до поступления средств из федерального бюджета, предусмотрена статья расходов на оказание мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности за счет собственных средств субъекта Российской Федерации. В 2008-2009 годах бюджетные обязательства были выполнены с перечислением необходимых средств.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗC «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» компенсация расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением назначается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Аналогичное положение закреплено в п.3 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа, утвержденными постановлением Администрации края от 07 декабря 2009 года № 515.
Сумма в размере 6883 рублей 24 копеек, взысканная с истца за долю в стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, не включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а является дополнительными платежами, направленными на улучшение жилищных условий собственников многоквартирного дома, порядок и размер выделения которых предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Выслушав мнение участников судебного разбирательства, учитывая то, что представители не явившихся в судебное заседание третьих лиц были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения иска, суд определил рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, по предоставленным доказательствам.
Выслушав доводы сторон и изучив предоставленные в судебное заседание доказательства доводов сторон, суд приходит к следующему…
Частью 1 ст.153 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.В силу положений ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 155 ЖК РФ предусмотрен порядок и сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, при этом установлено, что Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Граждане, не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу требований ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. При этом обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 160 ЖК РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. При этом компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статьей 55 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 установлены права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки. В частности педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗC «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» компенсация расходов по оплате жилого помещения с отоплением, в том числе твердым топливом, и освещением назначается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов или управомоченными ими муниципальными учреждениями. Аналогичное положение закреплено в п.3 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденными постановлением Администрации края от 07 декабря 2009 года № 515.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. При этом перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края.
В силу требований ст.3 Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения, отопления и освещения, осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. Контроль за использованием бюджетных средств на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, Комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
В ходе судебного заседания судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала педагогом дополнительного образования в МУДОД «Дом детского творчества». При этом с семьей из трех человек, истец проживала в , в принадлежащей ей на праве собственности квартире (свидетельство о государственной регистрации права собственности выдано ГУ ФРС по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ). Факт того, что в период работы педагогическим работником ФИО1 имела право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ответчиком, а так же привлеченными к участию в качестве третьих лиц Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, Комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и Управлением социальной защиты населения по Новичихинскому району не оспаривается. Более того данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства подтверждено данными трудовой книжки выданной на имя истца, наличием учетного дела льготополучателя ФИО1, переданного ответчику по акту от ДД.ММ.ГГГГ из Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району. Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ, председателем Комитета администрации Новичихинского района по образованию принято решение о назначении ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, а именно содержание и ремонт жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3116 рублей.
Помимо указанного выше, судом установлено, что являясь собственником жилого помещения и членом ТСЖ «Первомайское» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, не производила выплаты за техническое обслуживание и капитальный ремонт жилого дома по , где она проживает. Вследствие этого задолженность в размере 13632 рублей 50 копеек за техническое обслуживание многоквартирного дома, и доля в стоимости капитального ремонта данного дома в размере 6883 рублей 24 копеек были взысканы с неё в пользу ТСЖ решением мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 21 января 2010 года. Судебное решение обжаловано не было и вступило в законную силу.
Из позиции Управления социальной защиты населения по Новичихинскому району изложенной письменно в ходе судебного разбирательства, итогом которого явилось решение мирового судьи от 21 января 2010 года следует, что ТСЖ неправомерно начисляло оплату за техническое обслуживание жилого помещения, а равно за текущий и капитальный ремонт общих помещений многоквартирного жилого дома именно ФИО1. В силу действовавших на тот момент нормативных документов данные расходы ТСЖ «Первомайское» должно было включить в реестры предоставленных педагогическому работнику коммунальных услуг и направить в уполномоченный орган для возмещения выпадающих расходов за счет средств соответствующего бюджета.
После вступления в законную силу судебного решения, частично погасив ДД.ММ.ГГГГ установленную судебным решением задолженность, в размере 13632 рублей 50 копеек (прих. касс. ордер №), а так же внеся на счет ТСЖ «Первомайское» за содержание и ремонт жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ (прих. касс. ордер №) - 623 рубля 20 копеек за январь 2010 года, и ДД.ММ.ГГГГ (прих. касс. ордер №) - 389 рублей 50 копеек, за декабрь 2009 года, ФИО1 обратилась в уполномоченный на тот момент орган исполнения требований Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗC, Комитет администрации Новичихинского района по образованию с заявлениями об определении ей назначения суммы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, и начисления суммы компенсации за три предшествующих года, которые ею были своевременно не востребованы. Однако, в направленном в адрес заявителя ответе от 16 февраля 2010 года, Председателем Комитета администрации Новичихинского района по образованию (исх. № 49) ей было отказано в выплате компенсации за три предшествующие года.
Вместе с тем указанное выше утверждение Комитета администрации Новичихинского района по образованию не может быть признано основанным на требованиях законодательства Российской Федерации.
Статьей 160 ЖК РФ установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 14022 рублей, о которой в частности идет речь в ответе от 16 февраля 2010 года, была ликвидирована льготополучателем ФИО1 лишь в январе - феврале 2010 года и с этого момента у неё наступило право на получение соответствующей компенсации. Согласно предоставленных в суд документов задолженность перед поставщиком услуг -ТСЖ «Первомайское» за предшествующие три года ликвидирована не по реестру предоставленных педагогическому работнику коммунальных услуг направленному ТСЖ в уполномоченный орган, а по судебному решению должником ФИО1 самостоятельно. Таким образом, установлен факт понесения расходов непосредственно педагогом, что недопустимо в силу действовавших на тот момент требований федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации. В целях устранения допущенного нарушения порядка ФИО1 была вправе обратиться в уполномоченный на тот момент орган с требованием о принятии решения о назначении и последующей выплате компенсации понесенных ею расходов за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, суд приходит к убеждению, что незаконным ответом уполномоченного органа педагог ФИО1 действительно была лишена возможности реализовать принадлежащее ей право установленное ст. 55 Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1. В указанной части исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Суд не может признать убедительным и заслуживающим внимание довод представителя ответчика о том, что в рассматриваемом случае возмещение компенсации по оплате жилого помещения может быть осуществлено лишь на основании соответствующего договора на оказание услуг, заключенного между ФИО1 и ТСЖ «Первомайское». В ходе судебного заседания установлено, что истец является членом данного ТСЖ и информация об этом зафиксирована в личном учётом деле педагога, находящемся в настоящее время в Комитете администрации Новичихинского района по образованию.
В последующем, в период с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 вносила регулярные платежи за содержание и ремонт жилого помещения (прих. касс. ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, прих. касс. ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, прих. касс. ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, прих. касс. ордер № от ДД.ММ.ГГГГ). На основании её заявления и решения председателя Комитета администрации Новичихинского района по образованию решения ДД.ММ.ГГГГ была произведена компенсация ФИО1 расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, а именно содержание и ремонт жилого помещения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3116 рублей. Указанный факт в ходе судебного разбирательства подтвержден данными сберегательной книжки счет №, «зарплатный», Сбербанка России, выданной на имя истца, а так же письменными пояснениями председателя Комитета администрации Новичихинского района по образованию от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
Суд полагает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истца о принятии решения о назначении и выплате ей компенсации на содержание и ремонт жилого помещения за июнь 2010 года. В ходе судебного заседания установлено, что педагог ФИО1 в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № была уволена в связи с ликвидацией организации (п.1 ст.81 ТК РФ) и тем самым с указанного момента утеряла право на получение мер социальной поддержки предусмотренных для работников образовательных учреждений. Кроме того, в ходе судебного заседания так же установлено, что ФИО1 не обращалась в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о компенсации расходов на содержание и ремонт жилого помещения за июнь 2010 года, и данный вопрос не был предметом рассмотрения Комитета администрации Новичихинского района по образованию.
При принятии судебного решения суд полагает необоснованной позицию представителя Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края о пропуске истцом установленного ст.256 ГПК РФ срока обращения за судебной защитой.
В ходе судебного разбирательства, суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на счет ТСЖ «Первомайское» были перечислены 6883 рубля 24 копейки, а именно сумма, взысканная с неё решением мирового судьи судебного участка Новичихинского района от 21 января 2010 года в качестве её доли в стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, произведенного в связи с реализацией положений Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
На основании анализа норм действующего законодательства РФ, суд, полагает обоснованными и заслуживающими внимание доводы ответчика и представителя третьего лица - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края о том, что сумма в размере 6883 рублей 24 копеек, взысканная с истца за долю в стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, не может быть включена в плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а соответственно компенсирована ФИО1, так как она признается дополнительными платежами, направленными на улучшение жилищных условий собственников многоквартирного дома, порядок и размер выделения которых предусмотрен Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Указанным выше федеральным законом не предусмотрено каких либо льгот педагогам. К правоотношениям, вытекающим из Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» положения ст.55 закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» применены быть не могут. Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на ответчика принять решение о компенсации расходов качестве по выплате её доли в стоимости капитального ремонта многоквартирного дома в размере 6883 рублей 24 копеек.
На основании изложенного выше, суд полагает, что заявленные истцом требования подлежат лишь частичному удовлетворению.
Рассматривая вопрос о возмещении судебных расходов понесенных истцом при обращении за судебной защитой нарушенных прав и интересов суд исходит из положений действующего гражданского процессуального законодательства РФ.
В соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В силу ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
На основании изложенного суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию расходов по уплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 200 рублей, а в счет возмещения расходов связанных с составлением искового заявления и представительством в судебном заседании её интересов профессиональным юристом 3500 рублей. В остальной части требования истца о компенсации судебных расходов оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 о признании незаконным отказа Комитета по образованию Администрации Новичихинского района от 16 февраля 2010 года и понуждении Комитета Новичихинского района по образованию принять решение о назначении компенсации понесенных ею расходов по оплате содержания и капитального ремонта мест общего пользования многоквартирного дома, в котором она проживает, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Комитета Администрации Новичихинского района по образованию от 16 февраля 2010 года в части отказа в определении суммы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, и начисления ФИО1 суммы компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Комитет Администрации Новичихинского района по образованию принять решение о назначении компенсации понесенных ФИО1 расходов по оплате содержания и капитального ремонта мест общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу , за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 14022 (четырнадцати тысяч двадцати двух) рублей.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Комитета Администрации Новичихинского района по образованию в пользу ФИО1 в счет компенсации расходов по уплате государственной пошлины при обращении в суд 200 (двести) рублей, в счет возмещения расходов связанных с составлением искового заявления и представительством в судебном заседании её интересов профессиональным юристом 3500 (три тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новичихинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в описательной части, а именно с 10 января 2012 года.
Председательствующий
Судья Новичихинского районного суда
Томаровский А.А.