ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3032/17 от 22.11.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО1ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Министерства образования <адрес>ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3032/2017 по иску ФИО1 к Министерству образования <адрес> о взыскании выплат стимулирующего характера, признании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ недействительным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству образования <адрес>, требуя взыскать с ответчика выплату стимулирующего характера по итогам деятельности организации за первый, второй, третий и четвертый квартал 2016 года в сумме 459099 руб. 12 коп., выплату стимулирующего характера по итогам деятельности организации за год в сумме 246 466 руб. 20 коп. В обоснование требований указал, что согласно срочному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ считался работающим в должности <данные изъяты> областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский авиационный техникум» с ДД.ММ.ГГГГ но ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в пункт 3 срочного трудового договора внесены изменения, срок исполнения обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 5.1 срочного трудового договора оплата труда за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим срочным трудовым договором и Уставом учреждения, устанавливается: должностной оклад <данные изъяты> руб.; выплаты компенсационного характера выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями - районный коэффициент в размере 30% и процентная надбавка в размере 30% к заработной плате за работы в южных районах <адрес> и приравненных к ним местностям; ежемесячная доплата в размере 22% от должностного оклада за сложность и напряженность работы; выплаты стимулирующего характера: ежемесячная доплата в размере 10% должностного оклада за наличие нагрудного знака «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»; с учетом выполненных учреждением целевых показателей эффективности работы, установленных работодателем, работник может быть премирован по итогам работы, премирование работника осуществляется на основании Положения, утвержденного работодателем, и оформляется распоряжением работодателя с указанием конкретного размера выплаты; иные выплаты стимулирующего характера, независимо от финансовых источников, могут быть установлены работодателем соответствующим нормативным актом. Положением, утвержденным приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр, определен порядок установления выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, в целях повышения эффективности деятельности организаций, качества оказываемых образовательных услуг, развития у руководителей организаций творческой активности и инициативы при решении поставленных задач. Выплаты стимулирующего характера осуществляются за счет и в пределах фонда оплаты труда, направляемого на стимулирование руководителей организаций, установленного в объеме 2% от фонда оплаты труда работников соответствующей организации, из них: 1% - на выплаты стимулирующего характера по итогам деятельности организации за квартал, но не более двукратного размера ежемесячной заработной платы руководителя организации; 1% - на выплаты стимулирующего характера по итогам деятельности организации за год, но не более шестикратного размера ежемесячной заработной платы руководителя организации. Установление выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, осуществляется один раз в квартал. Установление выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, осуществляется один раз в год. В соответствии с п. 2а главы 1 Положения выплаты стимулирующего характера руководителю по итогам деятельности организации за квартал могут быть не более двукратного размера ежемесячной заработной платы руководителя организации. Его ежемесячная заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. В связи с этим, выплаты стимулирующего характера за каждый квартал ДД.ММ.ГГГГ года составляют <данные изъяты>78 руб. Итого размер выплаты стимулирующего характера по итогам деятельности организации за 1, II, III и IV кварталы <данные изъяты><данные изъяты>. Согласно п. 16 Положения выплаты стимулирующего характера, указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, не устанавливаются руководителям организаций, имеющим дисциплинарные взыскания в период, за который устанавливаются выплаты стимулирующего характера. На основании запроса Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ заполненные формы но итогам деятельности организации за ДД.ММ.ГГГГ год были представлены со следующими показателями: количество баллов за фактическое выполнение показателей эффективности деятельности организации - 79 баллов из максимальных 100. Выплаты стимулирующего характера, указанные в подпункте "б" пункта 2 Положения, не устанавливаются руководителям организаций, набравшим менее 50 баллов согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности организаций и их руководителей; в случае отсутствия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности. Свои должностные обязанности, предусмотренные трудовым договором и должностной инструкцией, он выполнял в полном объеме, за ДД.ММ.ГГГГ не был привлечен к дисциплинарной ответственности. Сумма выплаты стимулирующего характера по итогам деятельности организации за год составила <данные изъяты> коп. За ДД.ММ.ГГГГ он не получал выплаты стимулирующего характера по итогам деятельности организации за квартал, и по итогам деятельности организации за год. Что явилось основанием для не осуществления выплаты стимулирующего характера за квартал, ему неизвестно. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ он запросил у ответчика копию протокола заседания комиссии по назначению стимулирующей выплаты руководителям профессиональных образовательных организаций по итогам 2016 года, на что получил ответ ДД.ММ.ГГГГ. В ответе указано, что в связи с тем, что заседание комиссии проводилось ДД.ММ.ГГГГ и на момент его проведения ФИО1 не являлся руководителем организации, подведомственной министерству образования <адрес>, и соответственно комиссия неправомочна производить оценку эффективности работы лиц, не являющимися руководителями организации, а также определять размер стимулирующих выплат указанных лиц, что противоречит и. 2 Положения. ДД.ММ.ГГГГ году он являлся руководителем организации, что подтверждается срочным трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, работал в должности директора областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский авиационный техникум». В связи с не осуществлением выплат стимулирующего характера по итогам деятельности организации за квартал, на запрос от ДД.ММ.ГГГГ от Министерства образований <адрес> олучен ответ, что в связи с существующей тенденцией замедления темпов экономического роста, влияющего на формирование доходной части областного бюджета, недофинансированием в ДД.ММ.ГГГГ году государственных профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования <адрес>, вопрос назначения выплат стимулирующего характера по итогам работы за первый, второй, третий и четвертый квартал ДД.ММ.ГГГГ не рассматривался. Как следует из смысла ответов ответчика, выплаты не производились по иным причинам, которые грубо нарушили его права на оплату труда. Полагает, что стимулирующая выплата входит в состав заработной платы, установлена локальным нормативным актом работодателя, связана непосредственно с выполнением трудовых обязанностей, выплата такой премии не зависит от усмотрения работодателя и является обязательной. Считает, что действия Министерство образования <адрес> в части не выплаты выплат стимулирующего характера по итогам деятельности организации за первый, второй, третий и четвертый квартал ДД.ММ.ГГГГ, по итогам деятельности организации за год неправомерны.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 исковые требования дополнил, просил признать недействительным протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по оценке выполнения показателей эффективности деятельности подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным исковом заявлении, в дополнении к исковому заявлению, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика Министерства образования <адрес>ФИО3 требования ФИО1 не признала, в удовлетворении иска просила отказать, применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 21 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Статьей 140 ТК РФ регламентировано, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в должности директора Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский авиационный техникум» на основании срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительных соглашений к нему.

Распоряжением Министерства образования <адрес>-мр-л от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволен ДД.ММ.ГГГГ по истечению срока трудового договора, пункт 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

С распоряжением об увольнении истец ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 15 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, изложенного в новой редакции согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что заработная плата ФИО1 состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором.

Должностной оклад работника устанавливается в размере <данные изъяты>. в месяц (п. 16 трудового договора).

Согласно п. 17 трудового договора дополнительный повышающий коэффициент: за наличие почетного звания (нагрудного знака) «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации» в размере 5% от ежемесячного должностного оклада – 1707-96 руб.

Согласно п. 18 трудового договора работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации и Примерным положением об оплате труда работников государственных образовательных организаций <адрес>, подведомственных министерству образования <адрес>, отличной от Единой тарифной сетки, утвержденным приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр, производятся следующие выплаты компенсационного характера:

- за работу в местностях с особыми климатическими условиями - районный коэффициент в размере <данные изъяты>.) и процентная надбавка в размере <данные изъяты>-14 руб.) к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Пунктом 19 трудового договора предусмотрено, что в качестве поощрения работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера в соответствии с приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр «Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, и их руководителей и Положения об установлении выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность»: по итогам деятельности организации за год (максимальное количество баллов 100), по итогам деятельности организации за квартал (максимальное количество баллов 30).

Согласно п. 20 трудового договор количество баллов по итогам работы за квартал, год и стоимость одного балла рассчитывается в соответствии с Положением об установлении выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр.

Согласно п. 21 трудового договора одним из условий осуществления выплат стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом 8.23 пункта 8 настоящего трудового договора.

В свою очередь, подпунктом 8.23 пункта 8 трудового договора предусмотрено обязанность ФИО1 по обеспечению достижения установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой экономики в <адрес> в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч. 1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

К числу обязательных условий трудового договора ст. 57 ТК РФ отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 144 ТК РФ работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Статьей 191 ТК РФ регламентировано, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с установленными данной нормой источниками трудового права осуществляется также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ч. 2 ст. 5, ст. 9 ТК РФ в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Анализируя названные нормы Закона в их совокупности, суд приходит к выводу, что вопросы премирования и стимулирования работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях, регулируются трудовым законодательством и в силу статей 5, 8 Трудового кодекса Российской Федерации определяются в локальных нормативных актах, содержащих нормы трудового права.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп утверждено Положение о порядке установления систем оплаты труда работников государственных учреждений <адрес>, отличных от Единой тарифной сетки.

В соответствии с п. 5 названного Положения размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

Пунктом 6 Положения о порядке установления систем оплаты труда работников государственных учреждений <адрес>, отличных от Единой тарифной сетки, предусмотрено, что заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В силу п. 8 Положения выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти <адрес>, главного распорядителя средств областного бюджета, в ведении которого находится данное учреждение.

Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения производятся с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения.

Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера руководителю учреждения, а также критерии оценки и целевые показатели эффективности работы учреждения утверждаются исполнительным органом государственной власти <адрес>, главным распорядителем средств областного бюджета, в ведении которого находится данное учреждение.

Приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр в целях осуществления выплат стимулирующего характера утверждены показатели и критерии оценки эффективности деятельности подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, и их руководителей, Положение об установлении выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с п. 2 Положения об установлении выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр, выплаты стимулирующего характера осуществляются за счет и в пределах фонда оплаты труда, направляемого на стимулирование руководителей организаций, установленного в объеме 2% от фонда оплаты труда работников соответствующей организации (далее - фонд стимулирования), из них:

а) 1% - на выплаты стимулирующего характера по итогам деятельности организации за квартал, но не более двукратного размера ежемесячной заработной платы руководителя организации;

б) 1% - на выплаты стимулирующего характера по итогам деятельности организации за год, но не более шестикратного размера ежемесячной заработной платы руководителя организации.

В соответствии с п. 3 Положения выплаты стимулирующего характера устанавливаются комиссией по оценке выполнения показателей эффективности деятельности подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, состав которой утверждается правовым актом министерства образования <адрес>.

Установление выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, осуществляется один раз в квартал.

Установление выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, осуществляется один раз в год.

Пунктом 4 Положения регламентировано, что в состав комиссии входит нечетное число членов, осуществляющих свою деятельность на безвозмездной основе.

Комиссия формируется из сотрудников министерства, а также по согласованию - из представителей <адрес> организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, образовательных и общественных организаций, расположенных на территории <адрес>.

В соответствии с п. 5 Положения работа комиссии осуществляется в форме заседаний. Возглавляет заседание комиссии председатель комиссии (при его отсутствии - заместитель председателя комиссии).

Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, при наличии более половины членов комиссии.

Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем комиссии (при его отсутствии - заместителем председателя комиссии) и секретарем комиссии.

Заседания комиссии проводятся:

один раз в квартал не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, - по установлению выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения;

не позднее 20 января года, следующего за отчетным, - по установлению выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения (пункт 7 Положения).

В соответствии с п. 8 Положения не позднее чем за 10 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии начальники отделов министерства, курирующих деятельность организаций, представляют секретарю комиссии информацию по выполнению показателей эффективности деятельности организаций по форме.

На основании информации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, члены комиссии:

производят оценку эффективности работы руководителей организаций по показателям и критериям оценки эффективности деятельности организаций и их руководителей;

определяют размер выплат стимулирующего характера в отношении каждого из руководителей организаций.

Управление финансово-экономической работы, анализа и контроля министерства представляет по запросу комиссии (не позднее трех рабочих дней со дня его направления) информацию об объеме средств, направляемых на установление выплат стимулирующего характера (пункт 9 Протокола).

В соответствии с п. 11 Положения на основании протокола заседания комиссии (не позднее пяти рабочих дней со дня его получения) отделом государственной гражданской службы и кадровой работы разрабатывается проект правового акта министерства об установлении выплат стимулирующего характера руководителям организаций.

В силу п. 13 Положения выплата стимулирующего характера осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня принятия правового акта, указанного в пункте 11 настоящего Положения:

один раз в квартал (для выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения);

один раз в год (для выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения).

Размер выплат стимулирующего характера устанавливается пропорционально набранному руководителем организации количеству баллов согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности организаций и их руководителей.

Один балл равен одному проценту фонда стимулирования, определенного в пункте 2 настоящего Положения (пункт 14 Положения).

В соответствии с п. 16 Положения выплаты стимулирующего характера, указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, не устанавливаются руководителям организаций, имеющим дисциплинарные взыскания в период, за который устанавливаются выплаты стимулирующего характера.

Выплаты стимулирующего характера, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, не устанавливаются руководителям организаций:

набравшим менее 50 баллов согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности организаций и их руководителей;

в случае отсутствия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Из анализа содержания трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, норм Положения о порядке установления систем оплаты труда работников государственных учреждений <адрес>, отличных от Единой тарифной сетки, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп, приказа министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр следует, что выплаты стимулирующего характера по итогам деятельности за квартал, за год, о взыскании которых просит истец, в заработную плату ФИО1 в качестве обязательной ее составляющей не входят.

Эти выплаты носят стимулирующий, премиальный характер, осуществление таких выплат является правом работодателя, а не его безусловной обязанностью, и зависит от совокупности показателей и критериев оценки эффективности деятельности организации и ее руководителя, а также от достижения установленных ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой экономики в <адрес> в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп, о чем прямо указано в п.21 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1

Осуществление выплат стимулирующего характера в соответствии с приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр - мера поощрения руководителей государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность. Работодатель вправе по своему усмотрению устанавливать каждому работнику такую выплату с учетом тех или иных обстоятельств путем балльной оценки деятельности организации по определенным критериям, данная оценка является прерогативой соответствующей комиссии министерства образования <адрес> и зависит от трудового участия конкретного руководителя, качественного выполнения им функциональных обязанностей и результатов деятельности образовательного учреждения.

Как установлено судом, показатели по итогам деятельности организации за квартал, предусмотренные п. 19.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и являющиеся основанием для начисления стимулирующих выплат, ФИО1 в 1, 2, 3, 4 квартале ДД.ММ.ГГГГ года достигнуты не были, соответственно, количество баллов в эти периоды равнялось нулю.

Доказательств обратного стороной истца суду не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для осуществления ФИО1 стимулирующих выплат за 1, 2, 3, 4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ у Министерства образования <адрес> не имелось.

Кроме того, суд находит обоснованным заявление ответчика о пропуске ФИО1 срока обращения в суд по требованиям о взыскании стимулирующих выплат за 1, 2 кварталы ДД.ММ.ГГГГ

Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Не применение срока судом по заявлению ответчика является существенным нарушением закона и приведет к неправильному разрешению индивидуального трудового спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, на момент возникновения спорных правоотношений по выплатам за 1 и 2 кварталы ДД.ММ.ГГГГ года) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Пунктом 10 Положения, утвержденного приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр, регламентировано, что протокол заседания комиссии (не позднее одного дня со дня его подписания) направляется секретарем комиссии в отдел государственной гражданской службы и кадровой работы управления правового и организационного обеспечения, государственной гражданской службы и кадровой работы министерства.

В силу п. 11 Положения на основании протокола заседания комиссии (не позднее пяти рабочих дней со дня его получения) отделом государственной гражданской службы и кадровой работы разрабатывается проект правового акта министерства об установлении выплат стимулирующего характера руководителям организаций.

В соответствии с п. 13 Положения, утвержденного приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр, выплата стимулирующего характера осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня принятия правового акта, указанного в пункте 11 настоящего Положения: один раз в квартал (для выплат стимулирующего характера, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения).

С требованиями о взыскании выплат стимулирующего характера за 1, 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем через год с момента наступления срока этих выплат, доказательств уважительности причин пропуска срока стороной истца суду не представлено.

Отсутствовали у ответчика и законные основания для осуществления ФИО1 стимулирующей выплаты за год.

В силу п. 21, п. 8.23 трудового договора условием осуществления ФИО1 выплат стимулирующего характера за ДД.ММ.ГГГГ год являлось достижение установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой экономики в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп.

В главе 5 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп установлено, что соотношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций профессионального образования к среднемесячной заработной плате в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году должно составлять 90%.

Согласно статистическим сведениям средняя заработная плата в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году составила <данные изъяты> руб., 90% от данной суммы – <данные изъяты> руб.

Однако такого показателя в ДД.ММ.ГГГГ не достигнуто, средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций профессионального образования в ГБПОУ «Иркутский авиационный техникум» составила <данные изъяты> что ниже 90% от средней заработной платы в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году.

Не подлежащими удовлетворению суд полагает и требования ФИО1 о признании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Так, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по оценке выполнения показателей эффективности деятельности подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, повестка заседания:

- рассмотрение информации о выполнении показателей эффективности деятельности подведомственных министерству образования <адрес> образовательных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, за ДД.ММ.ГГГГ,

- определение размера выплаты стимулирующего характера руководителям образовательных организаций <адрес>, осуществляющих деятельность в ДД.ММ.ГГГГ

По итогам заседания комиссией принято решение об утверждении количества баллов, набранных руководителями подведомственных образовательных организаций, согласно оценке показателей эффективности и критериев оценки деятельности образовательных организаций за ДД.ММ.ГГГГ; на отдел планово-экономической работы министерства образования <адрес> возложена обязанность рассчитать размер выплаты стимулирующего характера руководителям подведомственных образовательных организаций за ДД.ММ.ГГГГ; на отдел государственной гражданской службы и кадровой работы министерства образования <адрес> возложена обязанность подготовить распоряжение об установлении выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных образовательных организаций <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ и выписки из приложения к данному распоряжению.

Согласно Таблицам оценки деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций <адрес>, являющимся приложением к протоколу заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, деятельность ФИО1 комиссией не оценивалась, поскольку ФИО1 руководителем образовательной организации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не являлся, трудовые отношения с ним прекращены ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из протокола, на заседании ДД.ММ.ГГГГ присутствовал ФИО7 (председательствовал), ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, то есть более половины членов комиссии, состав которой утвержден распоряжением министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мр.

Таким образом, в соответствии с п. 5, п. 9 Положения об установлении выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр, решения на заседании ДД.ММ.ГГГГ приняты комиссией правомочно, в пределах компетенции.

Каких-либо нарушений при проведении заседания ДД.ММ.ГГГГ комиссией не допущено, судом таких нарушений не выявлено.

Доводы стороны истца о нарушении Министерством образования <адрес> пункта 4 Положения суд находит несостоятельными.

В соответствии с п. 4 Положения в состав комиссии входит нечетное число членов, осуществляющих свою деятельность на безвозмездной основе.

Комиссия формируется из сотрудников министерства, а также по согласованию - из представителей <адрес> организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, образовательных и общественных организаций, расположенных на территории <адрес>.

Состав комиссии по оценке выполнения показателей эффективности деятельности подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, сформирован и утвержден распоряжением министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мр.

Согласно распоряжению министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мр в состав комиссии вошло <данные изъяты> человек, то есть нечетное число членов, в том числе ФИО13 – председатель <адрес> организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию).

Таким образом, состав комиссии утвержден ответчиком в полном соответствии с требованиями п. 4 Положения об установлении выплат стимулирующего характера руководителям подведомственных министерству образования <адрес> государственных организаций <адрес>, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-мпр.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству образования <адрес> о взыскании выплат стимулирующего характера, признании протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ недействительным оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.