ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3044/17 от 25.10.2017 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

2-3044/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город ФИО5

25 октября 2017 года

Октябрьский районный суд города Кирова

в составе судьи Стародумовой С.А.

при секретаре Кокориной И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «Энергосбыт Плюс» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «Энергосбыт Плюс» о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование истец указала, что она является собственником жилого дома по адресу: <данные изъяты>. Ранее дом принадлежал на праве собственности ей и другому собственнику ФИО2, и именно с ним был заключен с ОАО «Кировэнергосбыт» договор энергоснабжении дома <данные изъяты> от 19.09.2014 года. В настоящее время дом принадлежит ей. В апреле 2017 года у нее образовалась задолженность по уплате платежей за электроэнергию по договору, в связи с чем 22 апреля 2017 года ей было полностью приостановлена подача электроэнергии. Полагает, что ее права нарушены, поскольку дом находится полностью на электрическом обслуживании. Также в доме проживает ее сын с семьей и двумя детьми. В срочном порядке им пришлось переехать по месту ее регистрации, и вынуждены ночевать в гостинице, что повлекло дополнительные затраты и страдания. Оплата долга произведена, на оставшуюся сумму заключено соглашение. Полагает, что отключать электроэнергию ответчик не имел права без какого-либо предупреждения, в том числе, при наличии задолженности. В силу гл. 11 Постановления Правительства РФ № 354 в случае образования задолженности по уплате коммунальных платежей, поставщик обязан письменно предупредить потребителя о приостановке оказания услуги. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку либо направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальных услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), никаких уведомлений не получала. Считает действия ОАО «Кировэнергосбыт Плюс» незаконными, при обращении в прокуратуру г. Кирова, уведомление об ограничении подачи электроэнергии от 12.01.2017 года направленное в адрес ФИО2, фактически вручено не было, в нарушении Правил 354. 22.04.2017 года ответчик отключил электроэнергию, которое было восстановлено 24.04.2017 года. Согласно Приложению № 1 к правилам 354 допустимая продолжительность перерыва электроснабжения при наличии одного резервного источника питания составляет 24 часа. В данном случае перерыв составил 48 час. Действиями ответчика ей причинен моральный ущерб, поскольку она переживала за здоровье свое и своих близких родственников. Полагает, что в силу ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в связи с установлением факта нарушения прав потребителей она имеет право на компенсацию морального вреда. Истец просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.

В судебное заседание истец не явилась, извещена.

Представитель по доверенности ФИО3 просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 51000 руб., указав, что в результате не уведомления истца о наличии задолженности, не вручении требований об оплате и предупреждения об ограничении подачи электроэнергии права истца как потребителя были нарушены, истец выстроила дом на земельном участке, оплату не производила, вместе с тем ответчиком не был соблюден порядок предусмотренный Правилами № 354, денежные средства были внесены, соглашение о реструктуризации оставшегося долга подписано ее племянником.

Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен.

Ответчик ОАО «Энергосбыт Плюс» представитель по доверенности ФИО4 с иском не согласен, указав, что 19.09.2014 года между ОАО «Кироэнергосбыт» и ФИО2 был заключен договор энергоснабжения <данные изъяты>, согласно предмету которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю для целей потребления на коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением коммерческой (профессиональной) деятельности, для электроснабжения объекта по адресу: ФИО5, д. Малая Субботиха, а также через привлечение третьих лиц обеспечить оказание услуг по передаче электроэнергии, и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса ставки электроэнергии, а потребитель обязуется оплачивать электроэнергию и оказанные услуги на условиях, определенных договором. В силу п. 2.5.7 договора энергоснабжения потребитель обязуется своевременно в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по электроснабжению. ФИО2 является абонентом ОАО «Энергосбыт Плюс», которому общество поставляет электрическую энергию для бытового потребления на основании договора энергоснабжения, на его имя открыт лицевой счет <***>. За период с 09.2014 по 04.2017 потребленная энергия ни разу не была оплачена ФИО2 В связи с наличием задолженности за коммунальную услугу по электроснабжении в размере 146788, 20 руб. в его адрес было направлено уведомление об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению от 12.01.2017 года. Указанное уведомление было направлено в адрес потребителя заказным письмом с уведомлением, с описью вложения. По информации официального сайта Почты России срок хранения почтового отправления после неудачной попытки вручения истек 14.02.2017г., т.е. через 1 мес. со дня приема в отделении связи. В силу ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным, в тех случаях, когда оно поступило лицу, которому направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было вручено или адресат е ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Таким образом, ФИО2 был надлежащим образом извещен о введении ограничения коммунальной услуги по электроснабжению. 24.04.2017 года гражданином ФИО6 внесено плата по лицевому счету <данные изъяты> в размере 96788, 70 руб. и подписано соглашение о реструктуризации оставшегося долга. 24.04.2017 года электроснабжение восстановлено. Однако, с 15.06.2016 года с момента приобретения права собственности на объект недвижимости по адресу: ФИО5, <...>, до настоящего времени от ФИО1 в адрес ответчика заявлений о заключении договора энергоснабжения, либо о переоформлении договора, заключенного с ФИО2, не поступало, равно как и не была предоставлена информация о количестве проживающих по указанном адресу лиц. Лицевой счет открыт на имя истца только в июле 2017 года <данные изъяты>, в период июля –сентября 2017 года на им ФИО1 выставлены платежные документы, которые доставлялись по адресу: <данные изъяты>, лицевой счет на ФИО2 закрыт. ФИО2 в 2015 году не уведомил о переходе права собственности объект электроснабжения, ФИО1, приобретая в 2015 году право собственности на объект энергоснабжения, не обратилась за заключением договора энергоснабжения и не представила правоустанавливающих документов на объект энергоснабжения. Полагает, что факт наступления морального вреда не доказан. Истец своими неправомерными действиями (непредоставление документов, подтверждающих право собственности на объект электроснабжения, а также заявления о заключении /переоформлении договора энергоснабжения) способствовал возникновению задолженности, а также принятию ответчиком мер по инициированию процедуры введения ограничении (приостановления) предоставленной коммунальной услуги. Полагает, что поведение истца следует признать недобросовестным с учетом п. 5 ст. 10 ГК РФ и с учетом обстоятельств дела и характера и последствий такого поведения отказать в защите прав. Полагает, что в данном случае требование о взыскании компенсации морального вреда вследствие неуведомления о введении ограничения является злоупотреблением правом, поскольку ФИО1 не предпринимала попыток уведомить гарантирующего поставщика о наличии у нее права собственности на объект энергоснабжения, и также не вносила в установленном порядке плату за потребленную электроэнергию. Доказательств причинения вреда не представлено. Истец своим бездействием повлекла за собой ограничение режима потребления электроэнергии. Действия ответчика по неуведомлению истца об ограничении не могут быть признаны противоправными, поскольку обществу не было известно о наличии у нее права собственности на объект электроснабжения. Доказательств нарушения неимущественных прав истца, повлекших нравственные страдания, а также наличия причинно-следственной связи между такими нарушениями и действиями ответчика, не представлено. Факт наступления морального вреда не доказан. В связи с недобросовестностью поведения истца полагают не имеется оснований для защиты ее права. Просят в иске отказать.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В части 4 статьи 154 ЖК РФ разъяснено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с подпунктом "д" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель вправе приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.

П. 66 Правил вышеназванных Правил установлено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата за потребленную электроэнергию должна вноситься абонентом равномерно в течение года.

Согласно пункту 119 Правил N 354 если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения 6 (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения); б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку; в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

В соответствии с пунктом 118 Правил N 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Согласно п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.

Согласно части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ закрепляет возможность внесения собственниками помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Согласно п. 25 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, для заключения в письменной форме договора холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающей организацией собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает в ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую продажу соответствующего вида (видов) коммунальных ресурсов, по месту ее нахождения, по почте или иным согласованным с ресурсоснабжающей организацией способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копии документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил.

Согласно пп. "а" пункта 17 Правил действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или незаключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Судом установлено, что 19.09.2014 года между ОАО «Кировэнергосбыт», именуемый «Гарантирующий поставщик» и ФИО2 (потребитель) заключен договор энергоснабжения <данные изъяты>, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю для целей потребления на коммунально-бытовые нужды, не связанные с осуществлением коммерческой (профессиональной) деятельности, для электроснабжения объекта по адресу: ФИО5, д. Малая Субботиха, а также через привлечение третьих лиц обеспечить оказание услуг по передаче электроэнергии, и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса ставки электроэнергии, а потребитель обязуется оплачивать электроэнергию и оказанные услуги на условиях, определенных договором. Объектом подключения является индивидуальный жилой дом, трехфазный ввод.

19.09.2014 года между сетевой организацией и потребителем составлен акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон между МУП «Горэлектросеть» и потребителем.

Потребителю ФИО2 для оплаты потребленной энергии открыт лицевой счет.

В 2014 году истец приобрела у ФИО2 7/10 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, что подтверждается договором купли продажи от 16.09.2014 года. 01.09.2015 года истец приобрела у ФИО2 оставшиеся 3/10 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

В 2015 году жилой дом на данном земельном участке был введен в эксплуатацию, 28.10.2015 присвоен кадастровый номер жилому дому, в дальнейшем присвоен адрес объекту по адресу: ФИО5, Малая Субботиха, д.27.

15.06.2016 года истцом получены новые свидетельства на право собственности на жилой дом и земельный участок с адресным ориентиром<данные изъяты>.

Согласно п. 2. 5. 9 договора энергоснабжения в обязанности потребителя входит при смене собственника: зафиксировать показании прибора учета, произвести оплату задолженность за электроэнергию, уведомить поставщика в течение 10 дней с момента перехода права собственности на объект электроснабжения путем направления заявления с подтверждающими документами.

ФИО2 данные требования не выполнил, оплату с момента открытия лицевого счета не производил за потребленную энергию, хотя ему как потребителю была выдана абонентская книжка для оплаты.

С момента приобретения земельного участка и жилого дома истец в нарушении п. 25 Правил № 354 не предоставил сведений об объекте недвижимости (объекте энергоснабжения), заявлений о перезаключении договора энергоснабжения либо переоформлении договора, заключенного с ФИО2, не поступило, не была предоставлена ответчику истцом информация о количестве проживающих лиц.

Лицевой счет открыт на имя истца только в июле 2017 года <данные изъяты>,

С момента приобретения земельного участка, периода строительства жилого дома, введения его в эксплуатацию 16.09.2014 года до 22.04.2017 года истец оплату за потребленную энергию не вносила. Тем самым, истец своим бездействием и не выполнением обязанности по внесению платы способствовала необходимости совершения действий ответчиком, направленных на защиту интересов энергоснабжающей организацией. Закон не возлагает на ресурсоснабжающую организацию осуществлять розыск и проверку смены собственников, поскольку обязанность предоставить сведения об объекте недвижимости, который обеспечивается потребленной энергией, лежит на потребителе.

В связи с наличием задолженности по указанному объекту энергоснабжения ФИО2 по месту нахождения объекта энергоснабжения 12.01.2017 года направлено почтой уведомление об оплате задолженности с указанной датой оплаты задолженности до 20.04.2017 года с одновременным предупреждением о введении ограничения и приостановлении подачи электроэнергии с указанной даты. Данное письмо направлено почтой с уведомлением

Указанное уведомление было направлено в адрес потребителя по месту объекта подключения заказным письмом с уведомлением, с описью вложения. По информации официального сайта Почты России срок хранения почтового отправления после неудачной попытки вручения истец 14.02.2017 г., т.е. через 1 мес. со дня приема в отделении связи.

В силу ст. 165.1 ГК РФ сообщение считается доставленным, в тех случаях, когда оно поступило лицу, которому направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было вручено или адресат е ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Таким образом, ответчик выполнил предусмотренные законом действия в отношении должника, с которым находился в договорных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Как следует из материалов дела истец приобрела земельный участок в личную собственность, на котором осуществила строительство жилого дома, затем дом был введен в эксплуатацию, использует его для проживания, в течение указанного времени пользовалась коммунальной услугой по потреблению электроэнергии, однако оплату за нее не вносила, в энергоснабжающую организацию не обращалась, договор энергоснабжения не перезаключала, электроэнергию не оплачивала в течение 2-х лет. Сведений об изменении собственника земельного участка и введении в эксплуатацию жилого дома, в том числе нового адресного ориентира, не представила, тем самым, действуя недобросовестно, способствовала возникновению задолженности, и принятию ответчиком мер по инициированию процедуры введения ограничении (приостановления) предоставленной коммунальной услуги, создала условия, препятствующие ответчику действовать в соответствии с Правилами № 354 в отношении истца, поскольку о наличии нового должника истцу известно не было. Ограничения, предусмотренные приложением № 1 к вышеназванным Правилам о периодах перерыва, к данным отношениям не относится, поскольку распространяются на случай аварийных ситуаций.

В данном случае оснований полагать, что имеет место фактическое заключение договора энергоснабжения между истцом и ответчиком, не имеется, поскольку ответчик состоял в договорных отношениях с ФИО2, что подтверждается договором на поставку электроэнергии между ответчиком и ФИО2.

Истцом не представлено доказательств, что в результате введения ограничения были существенно нарушены права истца, ее членов семьи, и несовершеннолетних, доказательств проживания семьи сына с малолетними детьми не представлено, доказательств причинения вреда в результате отключения электроэнергии не представлено.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание обстоятельств дела, с учетом характера и последствий недобросовестного поведения истца, суд не усматривает оснований для защиты принадлежащего истцу права, и считает в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «Энергосбыт Плюс» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме - 30 октября 2017 года.

Судья С.А. Стародумова