Дело № 2- 305/2019
Решение
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе: судьи Ефремова Д.А., при секретаре судебного заседания Оскома А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» (ФКУ ЕРЦ МО РФ) к ФИО1 о взыскании с него неосновательного обогащения,
Установил:
ФКУ ЕРЦ МО РФ обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с ФИО1 неосновательное обогащение в сумме 3845 рублей.
В судебное заседание представитель истца извещенный о времени и месте рассмотрения дела не прибыл, в иске указал, что ФКУ ЕРЦ МО РФ в феврале 2019 г. ФИО1 были перечислены денежные средства в размере 3845 рублей в качестве премии за февраль за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
По мнению истца, выплаченные ответчику денежные средства подлежат взысканию как неосновательное обогащение, поскольку в декабре 2018 г. ФИО1 был уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, в связи с чем, по мнению истца, ответчик не имел права на получение премии за февраль 2019 г.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыл.
Третье лицо – командир в/ч № <данные изъяты> извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыл, представителя не направил.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему выводу.
Правоотношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежным довольствием, регулируются Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в соответствии с частью 32 статьи 2 которого, порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В силу ч.2 ст.2 ФЗ РФ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п.12 ст.2 вышеуказанного Закона военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, предусмотренные частями 18 и 21 настоящей статьи.
Детализируя вопросы финансового обеспечения, указанный Закон предоставил определение правил выплаты такой надбавки Правительству Российской Федерации.
Постановлением от 5 декабря 2011 г. N 993 Правительство Российской Федерации утвердило Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.
Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год).
Согласно Правилам размеры премии в зависимости от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей и порядок ее выплаты устанавливаются Министром обороны Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При этом в соответствии с п. 6 Правил, премия не выплачивается в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям; увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Как установлено из представленных сторонами доказательств, ФИО1 приказом командующего 6 ОВА от 6 декабря 2018 г. № 44 был досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта и 27 марта 2019 г. приказом командира в/ч № <данные изъяты> исключен из списков личного состава.
Из материалов дела следует, что после увольнения ФИО1 с военной службы ему в феврале 2019 г. ФКУ ЕРЦ МО РФ была произведена выплата премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за февраль в размере 3845 рублей, что так же подтверждается расчетным листком ответчика, исследованного в суде.
Очевидно, что поскольку ответчик был уволен с военной службы в декабре 2018 г. в связи с невыполнением условий контракта, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993 оснований для выплаты ему премии за февраль 2019 г. не имелось.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Действительно, по смыслу ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации заработная плата и приравненные к ней платежи и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если оно явилось следствием недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Между тем, как видно из материалов дела при перечислении денежных средств ответчику, в связи с отсутствием в базе данных информации об увольнении его в связи с невыполнением условий контракта, истцу своевременно не было известно об отсутствии оснований для перечисления денежных средств (премии за февраль 2019 г.) на счет ответчика. Следовательно, ошибочное начисление ФИО1 спорных выплат явилось следствием ошибочных действий должностных лиц кадровых органов при введении исходной информации в специализированное программное обеспечение кадровых органов по внесению сведений в СПО «Алушта» о штатно-должностном положении ответчика, что повлекло указание его неправильного правового статуса в СПО «Алушта» на момент производства расчета денежного довольствия за соответствующие периоды.
Указанные действия при введении исходной информации в ВЭВМ, являются счетной ошибкой, поскольку по смыслу закона, под счетной ошибкой следует понимать помимо прочего, неправильное начисление денежного довольствия и других выплат по причине неполной или недостоверной информации о причитающихся военнослужащему выплатах или отсутствии такой информации.
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО1 не приобрел права собственности на денежные средства, полученные им при отсутствии оснований для их выплаты, то он обязан возвратить приобретенное вопреки требованиям закона денежные средства, поскольку они являются неосновательным обогащением и подлежат возврату. При этом издание после увольнения ответчика с военной службы командиром в/ч 02511 приказа 15 января 2019 г. № 2 об установлении с 31 января 2019 г. ФИО1 премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, не влияет на вывод суд о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, поскольку при вынесении решения суд руководствуется постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993, имеющего высшую юридическую силу по отношению к приказу командира в/ч № <данные изъяты> и прямо запрещающего выплату премии военнослужащим, увольняемым с военной службы в связи с невыполнением военнослужащими условий контракта.
руководствуясь ст.ст.98, 194-199, ГПК РФ, военный суд,
решил:
Иск Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», о взыскании с ФИО1 неосновательного обогащения – премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за февраль 2019 г. в сумме 3845 рублей удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход Федерального бюджета неосновательное обогащение – премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за февраль 2019 г. в сумме 3845 рублей
Взысканные денежные средства зачислить в федеральный бюджет через лицевой счет открытый Федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в органах федерального казначейства для учета операций администратора дохода федерального бюджета.
Взыскать с ФИО1 С.Г. в доход бюджета г.Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.А. Ефремов