ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-305/2022 от 04.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Мотивированное решение изготовлено 04.07.2022.

Дело № 2-305/2022 (2-5112/2021)

25RS0001-01-2021-006782-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Владивостока

в составе председательствующего судьи Ящук С.В.

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Романовского <данные изъяты> к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», министерству труда и социальной политики <адрес> о признании решений незаконными, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов ФИО2 к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>» () (далее в том числе – КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>»). В обоснование указал следующее. Прокуратурой <адрес> по обращению названного лица проведена проверка по факту отказа в выплате единовременной материальной помощи, по результатам которой выявлены нарушения прав заявителя на гарантированную государством материальную помощь лицам, пострадавшим в результате пожара. Установлено, что 03.04.2020 по адресу: <адрес>, произошел пожар. От воздействия вредных факторов пожара уничтожено чердачное перекрытие дома, в <адрес> потолочном перекрытии имеются сквозные прогары. Имущество закопчено и повреждено водой от тушения пожара. Таким образом, квартира ФИО2 уничтожена и пришла в состояние, непригодное для проживания. Поскольку заявитель относится к категории граждан, пострадавших от пожара, ему в отделение по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» им подано заявление от 16.06.2020, об оказании единовременной материальной помощи с приложением полного пакета документов, в том числе подтверждающих, что его квартира уничтожена в результате пожара. Вместе с тем должностными лицами отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» принято решение об отказе в оказании единовременной материальной помощи по основанию, не предусмотренному нормативными правовыми актами, со ссылкой на то, что представленные документы не содержат информации, подтверждающей уничтожение жилого помещения в результате пожара, от 29.06.2020. На основании изложенного прокурор просил: признать решение начальника отделения по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от 29.06.2020 об отказе ФИО2 соответственно в оказании единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате пожара, незаконным и отменить; признать за ФИО2 право на получение единовременной материальной помощи как лицу, пострадавшему в результате пожара; обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу назначить ФИО2 единовременную материальную помощь как лицу, пострадавшему в результате пожара.

Исковое заявление прокурора <адрес> принято судом к производству, в связи с чем возбуждено гражданское дело по иску, предъявленному в интересах ФИО2 – № 2-305/2022 (ранее – № 2-5112/2021) (уникальный идентификатор дела: 25RS0001-01-2021-006782-10).

В судебном заседании, состоявшемся 25.01.2022, к участию в данном деле в качестве соответчиков привлечены <адрес>, министерство труда и социальной политики <адрес>.

По поручению прокурора <адрес> в судебном заседании интересы истцов поддерживала ФИО3 – помощник прокурора <адрес>. Она настаивала на уточненных требованиях по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что постановлением администрации Находкинского городского округа <адрес> от 10.05.2018 № 806 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Находкинского городского округа на 2018-2020 годы и на период до 2025 года», утвержденную постановлением администрации Находкинского городского округа от 28.12.2017 № 1903. Срок расселения физических лиц из многоквартирного дома установлен до 2025 года. Вместе с тем после признания многоквартирного дома аварийным помещение не утрачивает статус жилого. Кроме того, ФИО2 продолжал проживать в жилом помещении <адрес> в связи с отсутствием в пользовании иных жилых помещений, пригодных для проживания. Также в данном многоквартирном доме находилось его имущество, которое уничтожено пожаром. После произошедшего пожара жители указанного дома, ввиду невозможности дальнейшего проживания в нем, расселены в жилые помещения маневренного фонда, что также свидетельствует об уничтожении жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и непригодности их для дальнейшего проживания.

В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» – ФИО4, действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. Указала, что в соответствии с действовавшим в период возникновения правоотношений нормативным регулированием заявители должны были самостоятельно представить документ, подтверждающий уничтожение жилого помещения в результате пожара – справку из отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (далее в том числе – отдел надзорной деятельности). В представленной ФИО2 справке отдела надзорной деятельности по <адрес> указано, что в доме по адресу: <адрес>, произошел пожар, а также отражены его последствия. При этом информация об уничтожении жилых помещений в справках отсутствует. Ввиду этого заявителям отказано в предоставлении единовременной материальной помощи. Кроме того, правовыми нормами, действовавшими в период возникновения правоотношений, не была предусмотрена возможность представления гражданами заключений и актов иных организаций (помимо отдела надзорной деятельности) о техническом состоянии жилого помещения. В настоящее время, в соответствии с внесенными изменениями, одним из обязательных условий для установления права на единовременную выплату является представление заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании уничтоженного в результате пожара жилого помещения непригодным для проживания. Без такого заключения признать за истцом право на единовременную выплату в настоящее время невозможно. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим расселению еще в 2018 году. При признании дома аварийным расположенные в нем жилые помещения считаются непригодными для проживания. Таким образом, помещение ФИО2 в данном доме на момент пожара уже не являлось жилым. Повторно признать жилой дом непригодным для проживания нельзя.

Представитель ответчика <адрес> на основании доверенности ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Пояснила, что <адрес> не может являться надлежащим ответчиком, поскольку не является лицом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении материальной помощи, равно как и не осуществляет ее предоставление. Проект решения о выделении денежных средств из резервного фонда <адрес> не является документом, на основании которого выделяются денежные средства, пока его в виде распоряжения не подпишет председатель <адрес>. Кроме того, денежные средства выделяются не гражданину, а перечисляются министерством финансов <адрес> министерству труда и социальной политики <адрес>, которое со своего лицевого счета через уполномоченных лиц осуществляет перечисление средств гражданину. Оспариваемые решения законны. В соответствии с действовавшими на момент их вынесения нормами истцы должны были самостоятельно представить документ, подтверждающий уничтожение жилого помещения в результате пожара, – справку отдела надзорной деятельности. Такие справки ими представлены не были. Нормативные правовые предписания, действующие в настоящий момент, для установления права на единовременную выплату требуют представления заключения о признании уничтоженного в результате пожара жилого помещения непригодным для проживания в установленном действующим законодательством порядке. Вместе с тем многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным ранее – до пожара. Признание дома аварийным свидетельствует о том, что все находящиеся в нем жилые помещения являются непригодными для проживания. Следовательно, на момент пожара, принадлежащее ФИО2 помещение, не являлось жилым.

ФИО2 в судебное заседание не явился. О месте и времени его проведения уведомлялся надлежащим образом посредством направления в его, известный суду, адрес судебной повестки заказным письмом с уведомлением о вручении. Ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало, причины неявки суду неизвестны.

В соответствии с п. 1 ст. 35 и п. 1 ст. 167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу положений пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 67, пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд признает повестку, направленную истцу, доставленной.

При таких обстоятельствах суд, в силу положений статьи 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ФИО2

Представитель ответчика министерства труда и социальной политики <адрес>, действующая на основании доверенности – ФИО6 В судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, аналогичным доводам КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» и <адрес>.

Выслушав пояснения помощника прокурора, объяснения представителей ответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», <адрес>, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Зарегистрирован в данном жилом помещении с <данные изъяты>.

Материалами дела подтверждается, что 03.04.2020 в многоквартирном <адрес> в <адрес> произошел пожар.

ФИО2 16.06.202 обратился с заявлением в отделение по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» об оказании единовременной материальной помощи.

Отделением по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» заявителю отказано в предоставлении единовременной материальной помощи в связи с тем, что справка отдела надзорной деятельности по <адрес> не содержит информации, подтверждающей уничтожение жилого помещения в результате пожара. Данный отказ выражен в соответствующем уведомлении от 29.06.2020.

Оценивая приведенное решение, суд руководствуется следующим.

Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате пожара, за счет средств резервного фонда <адрес> и ее размера (далее – Порядок оказания единовременной материальной помощи) утвержден постановлением <адрес> от 12.03.2019 № 160-па

Пунктом 1 названного постановления установлено, что гражданам в случае уничтожения в результате пожара жилых помещений, расположенных на территории <адрес>, являющихся для них на дату возникновения пожара единственным местом жительства и занимаемых ими по договору социальной найма или принадлежащих им на праве собственности, оказывается единовременная материальная помощь в размере 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей по состоянию на 2020 год, в который возникли спорные правоотношения) право на получение единовременной материальной помощи имеют граждане, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилых помещений, уничтоженных в результате пожара и расположенных на территории <адрес>.

Согласно пункту 3 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей по состоянию на 2020 год) единовременная материальная помощь предоставляется при одновременном наличии следующих условий: а) уничтожение жилого помещения, являющегося для граждан единственным местом жительства и занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности; б) постоянное проживание, подтвержденное регистрацией по месту жительства, в уничтоженном жилом помещении на дату возникновения пожара; в) обращение за единовременной материальной помощью не позднее шести месяцев с даты возникновения пожара.

Приведенные положения Порядка оказания единовременной материальной помощи свидетельствуют о том, что законодатель <адрес>, в соответствии с имеющимися у него полномочиями, установил конкретный перечень обстоятельств, при наличии которых единовременная материальная помощь подлежит выплате гражданам, пострадавшим в результате пожара, на территории <адрес>. Одним из таких обстоятельств является уничтожение в результате пожара жилого помещения, являющегося для граждан единственным местом жительства.

В силу подпункта «г» пункта 8 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей по состоянию на 2020 год) для принятия решения об оказании единовременной материальной помощи заявитель (уполномоченный представитель) представляет самостоятельно в структурное подразделение КГКУ по месту жительства в уничтоженном жилом помещении, в частности, документ, подтверждающий уничтожение жилого помещения в результате пожара (справка из отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, к ведению которого отнесена территория, где находилось уничтоженное жилое помещение (далее – ОНД и ПР ГУ МЧС России по ПК).

Одним из оснований для отказа в предоставлении единовременной материальной помощи является, согласно пункту 13 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей по состоянию на 2020 год), непредставление или представление заявителем (уполномоченным представителем) документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, не в полном объеме.

Как следует из содержания материалов дела, при обращении в отделение по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ФИО2 представил акт комиссии представителей ООО «<данные изъяты>» от 07.04.2020 и справку отдела надзорной деятельности по <адрес> от 19.06.2020. В справке отражено, что 03.04.2020 произошел пожар в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Указано, что от воздействия вредных факторов пожара уничтожено чердачное перекрытие дома, в <адрес> потолочном перекрытии имеются сквозные прогары. Повреждено имущество.

Также заявителем был представлен акт обследования <адрес> в <адрес> на предмет повреждений конструкций квартир и имущества в результате пожара, составленные представителем ООО «Старый центр».

В соответствующем акте от 07.04.2020 указано, что огнем полностью уничтожена шиферная кровля. Стены дома, перекрытия, перегородки деревянные значительно повреждены огнем и водой при тушении пожара. В <адрес> деревянные потолочные перекрытия в зале, кухне, коридоре, санузле прогоревшие. Сквозные дыры, значительное провисание. Межкомнатные перегородки намокшие от воды при тушении. Половое покрытие прогорело. Повреждено имущество. Мебель, бытовая техника, ковры, домашние вещи, постельные принадлежности пришли в негодность, залиты водой и использованию не подлежат.

Вместе с тем, как указано выше, подпунктом «г» пункта 8 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей по состоянию на 2020 год) установлено, что документом, подтверждающим уничтожение жилого помещения в результате пожара, является справка из ОНД и ПР ГУ МЧС России по ПК.

Следовательно, предоставление документа, описывающего повреждения жилого помещения в результате пожара, составленного иными лицами, на момент вынесения оспариваемых решений не могло являться основанием для оказания единовременной материальной помощи. По указанной причине акт от 07.04.2020 составленный представителем ООО «<данные изъяты>», обоснованно не был принят во внимание отделением по Находкинскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>».

Представленная же заявителем справка отдела надзорной деятельности по <адрес> указания именно на уничтожение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> результате пожара не содержала.

Оснований для расширительного толкования информации, изложенной в данной справке, у КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» не имелось.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от 29.06.2020 об ФИО2 соответственно в оказании единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате пожара, законно и не может подлежать отмене.

В то же время судом при рассмотрении дела принято во внимание следующее.

Пункт 13 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей по состоянию на 2020 год) предусматривал, что, в случае получения уведомления об отказе в предоставлении единовременной материальной помощи заявитель (уполномоченный представитель) вправе повторно обратиться с заявлением и прилагаемыми к нему документами, предусмотренными пунктом 8 настоящего Порядка, после устранения причин, послуживших основанием для отказа в предоставлении единовременной материальной помощи, в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Порядка.

Постановлением <адрес> от 14.05.2021 № 291-пп Порядок оказания единовременной материальной помощи был изменен и дополнен.

Так, в пункт 3 Порядка оказания единовременной материальной помощи внесено указание на то, что одним из условий, при наличии которого заявителю предоставляется единовременная материальная помощь, является признание в установленном действующем законодательстве порядке уничтоженного в результате пожара жилого помещения непригодным для проживания.

Согласно подпунктам «в», «е» пункта 7 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей в период с 14.05.2021 по 22.06.2022) к заявлению на получение единовременной материальной помощи прилагаются, в частности: документ, подтверждающий факт пожара, произошедшего в соответствующем уничтоженном в результате пожара жилом помещении, выданный территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; заключение о признании уничтоженного в результате пожара жилого помещения непригодным для проживания в порядке, установленном действующем законодательством.

При этом по смыслу названного пункта, а также пункта 11 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей в период с 14.05.2021 по 22.06.2022), в случае непредставления заявителем по собственной инициативе заключения о признании уничтоженного в результате пожара жилого помещения непригодным для проживания, сведения, содержащиеся в указанном документе, структурное подразделение КГКУ или МФЦ запрашивает самостоятельно.

Положениями Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действующей в настоящее время) установлено, что сейчас заявитель самостоятельно представляет справку, подтверждающую факт возникновения пожара, происшедшего в уничтоженном в результате пожара жилом помещении, выданную территориальным органом государственного пожарного надзора (подпункт «г» пункта 7) и вправе по собственной инициативе представить заключение о признании уничтоженного в результате пожара жилого помещения непригодным для проживания в результате пожара в порядке, установленном действующим законодательством (подпункт «б» пункта 8).

Общее правило, установленное пунктом 8 Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действующей в настоящее время), предусматривает, что в случае, если заявителем не представлены по собственной инициативе документы, указанные в настоящем пункте, сведения, содержащиеся в указанных документах, запрашивает структурное подразделение КГКУ либо МФЦ.

Постановлением администрации Находкинского городского округа от 28.12.2017 № 1903 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Находкинского городского округа на 2018 – 2020 годы и на период до 2025 года» (далее – муниципальная программа).

В редакции постановления администрации Находкинского городского округа от 29.12.2018 № 2319 в названную муниципальную программу в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В редакции постановления администрации Находкинского городского округа от 08.07.2019 № 1132 данный дом включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2017 года (приложение № 9 к муниципальной программе).

По состоянию на дату, в которую в названном многоквартирном доме произошел пожар (03.04.2020), действовала редакция муниципальной программы, согласно которой планировалась осуществить переселение граждан из указанного жилья в четвертом квартале 2024 года, произвести снос дома – в четвертом квартале 2025 года.

В силу прямого указания закона в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).

Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащая истцу квартира в доме по адресу: <адрес>, являлись непригодными для проживания еще до произошедшего 03.04.2020 пожара.

Таким образом, оснований для предоставления истцу единовременной материальной помощи ни в соответствии с положениями Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действовавшей по состоянию на 2020 год, в который возникли спорные правоотношения), ни в соответствии с положениями Порядка оказания единовременной материальной помощи (в редакции, действующей в настоящее время) не имеется.

Справки отдела надзорной деятельности по <адрес>, подтверждающие уничтожение жилого помещения в результате пожара, заявителями в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» не представлены, возможность признания жилых помещений непригодными для проживания в результате пожара отсутствует, поскольку данные помещения являлись непригодными для проживания еще до пожара.

Допустимых и надлежащих документов, соответствующих Порядку оказания единовременной материальной помощи (как в ранее действовавших редакциях, так и в редакции, действующей в настоящее время), достоверно подтверждающих, что повреждения, причиненные пожаром жилым помещениям, привели к их уничтожению, и в связи с этим данные помещения являются непригодными для дальнейшего проживания, не представлено.

Следовательно, не имеется всей совокупности предусмотренных Порядком оказания единовременной материальной помощи оснований для признания за истцами права на получение единовременной материальной помощи как лицам, пострадавшим в результате пожара.

Кроме того, из письменных пояснений прокурора <адрес> следует, что в настоящее время истцы расселены в жилые помещения маневренного фонда Находкинского городского округа, что свидетельствует об исполнении органами публичной власти социальных обязательств перед гражданами, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания.

По изложенному суд оставляет без удовлетворения исковые требования прокурора о признании незаконными и отмене решений КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», о признании за истцами права на получение единовременной материальной помощи, а также производные от них требования о возложении обязанности подготовить проект решения о выделении денежных средств из резервного фонда <адрес> для выплаты единовременной материальной помощи и о выделении таких денежных средств.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Романовского <данные изъяты> (паспорт ) к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (), министерству труда и социальной политики <адрес> (), <адрес> () о признании решений незаконными, признании права на получение единовременной материальной помощи, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья С.В. Ящук