Дело №2-305/2022
УИД 21RS0017-01-2022-000277-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2022 года г. Шумерля Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б. при секретаре Макаровой Т.М.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации г.Шумерля Чувашской Республики о снятии с государственного кадастрового учета границ населенного пункта г.Шумерля Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к администрации г.Шумерля Чувашской Республики о снятии с государственного кадастрового учета границ населенного пункта г.Шумерля Чувашской Республики с реестровым номером № ___________
Иск обоснован тем, что решением Верховного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г. по делу № ___________ признано недействующим решение Собрания депутатов г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г.№ ___________ «Об утверждении Генерального плана г.Шумерля» в части включения в границы г.Шумерля Чувашской Республики земельных участков в квартале № ___________ выделов № ___________; в квартале № ___________ части выделов № ___________; в квартале № ___________ части выделов № ___________ в квартале № ___________ часть выдела № ___________; в квартале № ___________ части выделов № ___________ в квартале № ___________ части выделов № ___________; в квартале № ___________ части выделов № ___________; в квартале № ___________ выделов № ___________; в квартале № ___________ части выдела № ___________ в квартале № ___________ части выделов № ___________; в квартале № ___________ части выделов № ___________ Шумерлинского управления лесами Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности. Решением Собрания депутатов г.Шумерля Чувашской Республики от 12 мая 2006 года №78 «Об утверждении Генерального плана г.Шумерля» утвержден Генеральный план г.Шумерля Чувашской Республики и установлены границы населенного пункта г.Шумерля в соответствии с картографическим описанием и схематической картой. Согласно выписке из ЕГРН сведения о границах г.Шумерля Чувашской Республики внесены в реестр под реестровым номером № ___________1. на основании генерального плана, утвержденного решением Собрания депутатов г.Шумерля Чувашской Республики от 26 сентября 2013 года №420 «О внесении изменений в Генеральный план г.Шумерля, утвержденного решением Собрания депутатов г.Шумерля от 12 мая 2006 года №78». Учитывая, что указанный генеральный план г.Шумерля Чувашской Республики решением Верховного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г. признан недействующим, просят снять с государственного кадастрового учета границу населенного пункта г.Шумерля Чувашской Республики с реестровым номером № ___________
Представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании иск Федерального агентства лесного хозяйства не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что сведения о границах населенных пунктов являются объектом хранения в государственном кадастре недвижимости. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения регулируются лесным законодательством. Юридически значимыми и подлежащими выяснению обстоятельствами в данном случае являются установление границ конкретных участков лесного фонда, их совпадение с границами населенного пункта, уточнение их местоположения. Между тем, сведения, позволяющие определить место и площадь пересечения границ населенных пунктов с участками лесного фонда, с приведением каталога координат этих границ наложения истцом не представлены, также не представлена и надлежащая лесоустроительная документация. Доказательства сопоставления границ населенного пункта с реестровым номером № ___________ с координатами границ местоположения лесных участков на основании документов лесоустройства не представлены, схема наложения границ г.Шумерля на материалы лесоустройства отсутствует. Спорные границы г.Шумерля поставлены на кадастровый учет "___" ___________ г.. Сведения о моменте постановки на кадастровый учет участков лесного фонда в суд не представлены, соответственно, установить, какое описание местоположения границ (населенных пунктов или лесных участков) должно было быть учтено при постановке на кадастровый учет, не представляется возможным. Истцу было предложено уточнить исковые требования, представить дополнительные доказательства, обосновывающие фактические основания иска, однако, истец их не уточнил, допустимых доказательств, позволяющих установить границы участков лесного фонда, не представил. Полное снятие с кадастрового учета границ населенного пункта и исключение записи о координатах характерных точек границ населенного пункта приведет к исключению сведений об установленных на местности границах населенного пункта в целом, что не обусловлено характером допущенных нарушений. Выбор способа защиты права должен быть соразмерен степени нарушения права. В случае, когда предметом спора является часть границ населенного пункта, не имеется оснований для признания недействительным всего кадастрового учета данного населенного пункта. Достаточно внесения изменений только в спорной части границы, а для этого необходимо установление точек пересечения и уточнение требований. Разрешение вопроса об исключении границ населенного пункта из реестра границ в кадастре недвижимости фактически приведет к изменению границ населенного пункта, которое с учетом нормы п.п. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ осуществляется с соблюдением требований градостроительного законодательства, и не относится к сфере правового интереса истца. Если при внесении в реестр границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения указанных границ населенных пунктов, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Орган регистрации прав вносит в реестр сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда (ч.ч. 15.1, 16 ст. 34 Закона N 218-ФЗ). Исключение сведений о границах населенного пункта при доказанности частичного пересечения границ лесных участков повлечет причинение экономического ущерба другой стороне, явно выходящего за рамки разумного. Поэтому просят отказать в удовлетворении исковых требований. Само по себе признание решением Верховного Суда Чувашской Республики от "___" ___________ г.. по делу № ___________а- 23/2021 недействующим Генерального плана города Шумерля поселения не влечет автоматической отмены указанного ненормативного правового акта, послужившего основанием для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет. Кроме того, описание кадастровой ошибки с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, указание способа исправления кадастровой ошибки (координаты характерных точек смежных земельных участков, подлежащие исключению и (или) включению в сведения, содержащиеся в ГКН, в порядке исправления кадастровой ошибки) истцом не представлено, материалы дела этого не содержат.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, из которого следует, что в ЕГРН содержатся сведения о границах населенного пункта г.Шумерля Шумерлинского городского округа Шумерлинского района Чувашской Республики с реестровым номером 21:05-4.1, внесенных в кадастр недвижимости "___" ___________ г. на основании решения о внесении изменений в Генеральный план города Шумерля № ___________ от "___" ___________ г.. Считает, что заявленные требования подлежат уточнению - истец может указать в просительной части иска конкретные координаты, в которых с учетом расположения лесных участков должны проходить границы спорного населенного пункта, определенные картографическим способом.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в судебное заседание не явился, надлежаще извещался.
Из письменного возражения Федерального агентства лесного хозяйства на отзыв филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Чувашской Республике-Чувашии следует, что при внесении изменений в генеральный план в части установления или изменения границ отдельных населенных пунктов в качестве приложения к генеральному плану подготавливается описание местоположения изменяемых границ населенных пунктов. Полагают, что сведения о границах населенного пункта могут быть внесены в ЕГРН только при поступлении в порядке, установленном ст.32 Закона №218-ФЗ, документа в соответствии с которым устанавливается или изменяется граница населенного пункта, а также графического описания местоположения границ населенного пункта. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года №736, в полномочия Рослесхоза входит установление границ лесничеств и лесопарков. Федеральное агентство лесного хозяйства обладает только координатами пересечения границ населенного пункта г.Шумерля Чувашской Республики с землями лесного фонда. Таким образом, у Федерального агентства лесного хозяйства отсутствуют полномочия по определению координат границ населенных пунктов в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно форме графического описания местоположения границ населенного пункта должен составлять инженер-проектировщик генерального плана, имеющий необходимую компетенцию, специализированное образование и лицензию. Считают, что оснований для уточнения исковых требований не имеется, поддерживают заявленные исковые требования.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает, в том числе, реестр сведений о границах лесничеств, границах населенных пунктов.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.10 этого закона в сведения об административно- территориальном делении реестра границ вносится, в том числе, описание местоположения границ населенных пунктов.
Состав сведений реестра границ Единого государственного реестра недвижимости в отношении лесничеств определен пунктами 1 -11 ч.1 ст.10 Закона № 218-ФЗ.
Согласно ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Следовательно, границы населенных пунктов являются объектом правового регулирования в таком обособленном правовом институте, как ведение государственного кадастра недвижимости. Организованные сведения о границах населенных пунктов являются объектом хранения в государственном кадастре недвижимости. Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения регулируются лесным законодательством.
Согласно ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу ст.7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.67 JIK РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ч.1 ст.68 ЛК РФ).
Лесной реестр в силу ч.ч.1, 2 ст.91 Л К РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Частью 4 ст 6.1 ЛК РФ определено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии с ч.1 ст. 23 ЛК РФ лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств, являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Согласно ч.ч.3, 4 ст.23 ЛК РФ создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса. При этом обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
Кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно которому участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с п.12 Приказа Минприроды России от 29 марта 2018 года №122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципальных образований в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от "___" ___________ г. признано недействующим решение Собрания депутатов г.Шумерля Чувашской Республики от "___" ___________ г. горда № ___________ «Об утверждении Генерального плана ........................» в части включения в границы ........................ Республики земельные участки в квартале № ___________ Шумерлинского управления лесами Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности. Судом сделан вывод, что при утверждении Генерального плана ........................ в его границы были включены лесные участки без соблюдения предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации процедуры согласования.
Согласно сведениям выписки о границе муниципального образования, населенного пункта, сформированной "___" ___________ г. координаты границ внесены в реестр ЕГРН "___" ___________ г. под реестровым номером № ___________ основании Решения о внесении изменений в генеральный план города Шумерля № ___________ от "___" ___________ г.. При этом без указания конкретных координат невозможно определить, какие именно точки границ ........................ пересекают указанные в решении Верховного Суда чувашской Республики земельные участки (№ ___________ Шумерлинского управления лесами Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности.
Истец по требованию суда отказался уточнять исковые требования в этой части и настаивает на снятии с учета всех границ г.Шумерля, ссылаясь на отсутствие полномочий по определению координат границ населенных пунктов в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако в соответствии с ч.2 ст.23, ст.67, положениями ст.67, 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, проводимых в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, и включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, а также проектирование лесничеств и таксацию лесов.
При этом геодезические и картографические работы, проводимые при лесоустройстве, выполняются в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ст.68.1 ЛК РФ при проектировании лесничеств осуществляются определение местоположения границ участковых лесничеств и лесных кварталов лесных кварталов, установленных лесоустроительной инструкцией.
Согласно ст. 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: осуществление государственной инвентаризации лесов; ведение государственного лесного реестра.
В силу ст.91 ЛК РФ Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах…, в нем содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах и пр.
Таким образом, истец обладает необходимым набором полномочий по всеми по определению границ лесного фонда в спорных участках на границе города Шумерли, однако, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ не представил сведения, позволяющие определить место и площадь пересечения границы города Шумерля Чувашской Республики с участками лесного фонда с приведением каталога координат границ наложения, не представив надлежащую лесоустроительную документацию.
Также истец не представил доказательства сопоставления границ города Шумерля (реестровый № ___________.1) с координатами границ местоположения лесных участков в спорных точках границы города на основании документов лесоустройства, такая схема наложения границ г.Шумерля на материалы лесоустройства суду также не представлена.
Кроме того, материалы, представленные истцом, не содержат сведений о моменте постановки на кадастровый учет участков лесного фонда, соответственно, установить, какое описание местоположения границ (населенных пунктов или лесных участков) должно было быть учтено при постановке на кадастровый учет, не представляется возможным.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) установлен принцип добросовестного и разумного осуществления управомоченным субъектом своих прав.
Соответственно, если предметом спора является часть границ города Шумерля, указанных в решении верховного Суда Чувашской Республики от "___" ___________ г., не имеется оснований для признания недействительной всей границы данного населенного пункта. Достаточно внесения изменений только в спорные части границы, а для этого необходимо установление точек пересечения и уточнение требований.
Кроме того, полное снятие с кадастрового учета границ населенного пункта и исключение записи о координатах характерных точек границ города Шумерля приведет к исключению сведений об установленных на местности границах данного населенного пункта в целом, что не обусловлено характером допущенного нарушения. Выбор способа защиты права должен быть соразмерен степени нарушения права.
Разрешение вопроса об исключении границ населенного пункта из реестра границ в кадастре недвижимости фактически приведет к полному отсутствию границ населенного пункта, что противоречит нормам градостроительною и земельного законодательства, и не относится к сфере правового интереса истца.
В соответствии с п.п.8, 18 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта, границ лесничеств.
В силу п.2 ст.13 Закона №218-ФЗ внесение в ЕГРН сведений в реестр границ осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения указанных границ населенных пунктов, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в частях 15 и 15.1 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда (ч.ч. 15.1, 16 ст. 34 Закона №218-ФЗ).
В целях урегулирования вопросов информационного взаимодействия постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 горда №1532 (в редакции от 09 декабря 2021 года) утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч.ч.1, 3-13.3, 15, 15 (1), 15.2 ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 7 Правил, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.
Таким образом, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения заявленных истцом требований путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости границ г.Шумерля, поскольку устранение нарушения прав истца возможно иными способами защиты, тогда как исключение сведений о границах населенного пункта при доказанности частичного пересечения границ лесных участков повлечет причинение экономического ущерба другой стороне, явно выходящего за рамки разумного.
Соответственно, в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к администрации г. Шумерля о снятии с государственного кадастрового учета границы г. Шумерля следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации города Шумерля Чувашской Республики о снятии с государственного кадастрового учета границы населенного пункта г.Шумерля Чувашской Республики с реестровым номером № ___________ отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи жалобы в Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 года.
Судья Н.Б. Миронова
Решение12.09.2022