ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3060/2023 от 17.10.2023 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3060/2023

УИД 59RS0001-01-2023-002921-08

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Пермь 17 октября 2023 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего Даниловой Ю.И.,

при секретаре судебного заседания Дубровиной Е.О.,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» - директора ФИО4,

представителя ответчика муниципального образования «город Пермь» в лице администрации города Перми – ФИО5,

представителя третьего лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования города Перми «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского», муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние,

установил:

прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского», муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми с требованиями устранить нарушения требований правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обосновании иска указано, что прокуратурой Дзержинского района г. Перми на основании задания прокуратуры Пермского края от Дата проведена проверка состояния защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Адрес, по результатам которой выявлено ненормативное состояние защитного сооружения. В ходе проверки установлено, что в здании по адресу Адрес расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище (далее – ЗС ГО), до Дата числилось как убежище (инв. ), актом об изменении типа ЗС ГО, утвержденным министром территориальной безопасности Адрес от Дата, ЗС ГО переведено из типа убежище в укрытие. Согласно паспорту укрытия ЗС ГО от Дата введено в эксплуатацию в 1995 году, назначение укрытия по проекту – защитное сооружение 5 класса для учащихся и персонала учреждения МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» (далее – Школа), встроенное здание, расположено в подвале, вместимость укрытия – 140 человек, площадью 87 кв.м., объемом –166,3 куб.м. Установлено, что в собственности муниципального образования Адрес находится здание детской школы искусств (количество этажей, в том числе подземных: 2, в том числе подземных 1), площадью 1 532 кв.м, с кадастровым номером ... (далее – Здание), которое учитывается в ЕГРН и реестре муниципального имущества Адрес (реестровый ). Согласно информации, представленной Департаментом имущественных отношении администрации Адрес от Дата ЗС ГО как отдельная единица учета в ЕГРН и в реестре муниципального имущества города не учитывается, входит в состав здания. Здание по проспекту Парковый, 16 в Адрес закреплено за школой распоряжением начальника департамента имущественных отношений администрации Адрес от Дата № СЭД-19-10-345 «О закреплении имущества за МАОУ ДОД «Детская школа искусств ». Установлено, что МАОУ ДОД «Детская школа искусств » внесены изменения в ЕГРЮЛ в части наименования, с Дата учреждение именуется МАО ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского». Дата прокуратурой района с привлечением ст. инспектора ОНДиПР АдресФИО6, с участием директора школы ФИО4, ведущего специалиста отдела защиты МКУ «Пермское городское Управление гражданской защиты» ФИО7, начальника отдела МКУ «Пермское городское Управление гражданской защиты» ФИО8, представителя Департамента имущественных отношений администрации АдресФИО9 проведен осмотр ЗС ГО по проспекту Парковый, 16, Адрес. По результатам данного осмотра выявлены следующие нарушения при эксплуатации ЗС ГО (которые оформлены справкой 1 ОНДиПР по Адрес ГУ МЧС России по Адрес от Дата):

1. В нарушение п. 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 в укрытии не обозначены маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны;

2. В нарушение п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п. 4.25, 4.26, 7.1.8, 12.5.1 СП 88.13330.2022 при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО. При этом не обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов; гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования (защитные двери входов не обеспечивают их закрывание, вентиляционное оборудование отсутствует, вентиляция производится через оконные проемы, сезонное затопление помещений грунтовыми водами);

3. В нарушение п. 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 п. 4.25 4.26, 7.1.8 СП 88.13330.2022 при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время допускается устройство проемов в ограждающих конструкциях (оконных проемов в наружных стенах), нарушение гидроизоляции;

4. В нарушение п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п. 1.2, 4.1, 4.4, 4.12 СП 88.13330.2022 в организации, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны, для ремонта и обслуживания помещении и оборудования защитного сооружения гражданской обороны не разработана необходимая проектно-сметная документация;

5. В нарушение п. 4.25, 7.2.1 СП 88.13330.2022 наружные ограждающие конструкции здания не обеспечивают необходимую защиту от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения; проемы в стенах не подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия (допускается устройство оконных проемов в наружных стенах);

6. В нарушение п. 4.27 СП 88.13330.2022 допускается прокладка транзитных трубопроводов отопления, водопровода через помещения укрытий без размещения их в полу или в коридорах, отделенных от помещения укрытия стенами с минимальным пределом огнестойкости (трубопроводы проложены у стен, потолков помещений укрытия);

7. В нарушение п. 5.2.3, 6.1.4 СП 88.13330.2022 в помещениях для укрываемых не предусмотрены места для сидения размерами 0,45 х 0,45 м на одного человека и места для лежания - 0,55 х 1,8 м;

8. В нарушение п. 7.2.3 СП 88.13330.2022 во входах в укрытия не установлены обычные деревянные двери или обитые листовым металлом;

9. В нарушение п. 14.1, 14.10 СП 88.13330.2022 в укрытии не предусмотрены громкоговорители, подключенные к городской и местной сетям проводного вещания или телефонная связь с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны;

10. В нарушение п. 13.2.14 СП 88.13330.2022 во всех помещениях защитного сооружения гражданской обороны не предусмотрены местные источники освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников;

11. В нарушение п. 3.5.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, п. 4 ст. 4 ст. 83, НПБ 110-03 п. 4 таблица 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защитное сооружение гражданской обороны используется под подсобные и технические помещение без системы автоматической пожарной сигнализации.

Неготовность ЗС ГО к приему укрываемых, несоблюдение установленных требований к нормативному состоянию ЗС ГО ведет к нарушению основных задач в области гражданской обороны, в том числе обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

При указанных обстоятельствах прокурор Дзержинского района г. Перми обратился с настоящим иском, в котором просит возложить на МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского», муниципальное образование г. Пермь в лице Администрации города Перми устранить нарушения требований правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны по проспекту Парковый, 16 города Перми в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а именно:

- обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны;

- обеспечить необходимую защиту наружных ограждающих конструкций защитного сооружения гражданской обороны от фугасного и осколочного действий обычных средств поражения, обломков строительных конструкций вышерасположенных этажей;

- подготовить проемы и отверстия в стенах защитного сооружения гражданской обороны для заделки их при переводе помещения на режим укрытия;

- обеспечить постоянную очистку приточного воздуха в защитном сооружении гражданской обороны от пыли;

- обеспечить надлежащую гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, в том числе от возможного затопления дождевыми водами, а также другими жидкостями при разрушении емкостей, расположенных на поверхности земли или на вышележащих этажах зданий и сооружений;

- обеспечить целостность защитного сооружения гражданской обороны путем ликвидации проемов в ограждающих конструкциях;

- обеспечить в защитном сооружении гражданской обороны приточно-вытяжную вентиляцию с естественным побуждением;

- обеспечить защитные двери защитного сооружения гражданской обороны механизмами закрывания;

- разработать проектно-сметную документацию защитного сооружения гражданской обороны;

- обеспечить отсутствие в защитном сооружении гражданской обороны транзитных трубопроводов отопления, водопровода,

- обеспечить наличие в защитном сооружении гражданской обороны мест для сидения размерами 0,45 х 0,45 на одного человека,

- обеспечить наличие в защитном сооружении гражданской обороны мест для лежания 0,55 х 1,8 м;

- установить во входах в защитное сооружение гражданской обороны обычные деревянные двери или обитые листовым металлом,

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или телефонной связью с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны;

- обеспечить наличие во всех помещениях защитного сооружения гражданской обороны местных источников освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников и др.

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны системой автоматической пожарной сигнализации.

В судебном заседании представитель истца доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика МАО ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» против удовлетворения требований возражал, пояснив, что с требованиями прокурора согласны частично, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что настоящее время в Школе проводятся ремонтные работы. По завершении ремонтных работ внутри здания на стенах будут размещены указатели движения к защитному сооружению гражданской обороны. Толщина стен ЗС ГО типа «укрытие» составляет 95 см. Потолочные перекрытия изготовлены из железобетонных многопустотных плит, фундамент - железобетонный ленточный (является стенами подвала). Данные особенности постройки ЗС ГО типа «укрытие» обеспечат необходимую защиту наружных ограждающих конструкций от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, обломков строительных конструкций вышерасположенных этажей. В ЗС ГО типа «укрытие» будут размещены мешки с песком. Таким образом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации защитное сооружение будет переведено в режим готовности в кратчайшие сроки. В соответствии с актом об изменении типа ЗС ГО № 00389-25 от 21.01.2022 подземный этаж Школы является укрытием, а не противорадиационным укрытием. Снабжение воздухом противорадиационных укрытий осуществляется за счет вентиляции с механическим побуждением, а укрытий – за счет естественной вентиляции, если иное не предусмотрено проектной документацией. В техническом паспорте здания от 1955 предусмотрены окна в подвальном помещении и так называемые «продухи» в стенах для циркуляции воздуха. В ходе проведения текущего ремонта в ЗС ГО (май-июнь 2023 года) по письменной просьбе подрядная организация ООО СК «Феникс» усилила гидроизоляцию стен и пола в ЗС. По полу залили бетонную стяжку высотой 15 см. и уложили керамогранитные плиты. Данные мероприятия позволят обеспечить надлежащую гидроизоляцию. Дополнительно сообщаем, что резервуаров с АХОВ или магистральных трубопроводов вблизи здания школы нет. Для обеспечения целостности защитного сооружения будут использоваться мешки с песком. Естественную вентиляцию укрытий заглубленных помещений подземного пространства, размещенных в подвальных и цокольных этажах, осуществляют за счет температуры напора через вытяжные шахты или проемы, устраиваемые в верхней части окон или стенах. При этом отверстия для подачи приточного воздуха располагают у пола помещения, вытяжные у потолка. В укрытии приток воздуха осуществляется через приоткрывание стеклопакетов в оконных проемах на режим проветривание, «продухи в стенах», а вытяжка через лестничные клетки. Все это возможно лишь в случае осколочного и фугасного разрыва, обломков строительных конструкций вышерасположенных этажей, либо предпринятом террористическом акте. При радиационном излучении вблизи эпицентра, либо химическом заражении ЗС ГО типа укрытие не предназначено. Таким образом, используемая в ЗС ГО естественная вентиляция в полной мере отвечает заявленным требованиям, применяемым к простым укрытиям. Не исправные защитные бронированные двери с механизмами запирания будут демонтированы. Требований к «укрытиям» для установки запирающихся бронированных дверей нет. В Приказе МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 п. 1.3, указано следующее: «В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ» В методических рекомендациях разработанных Управлением ГО и защиты населения и Главного управления МЧС РФ даются разъяснения порядка укрытия населения в заглубленных и других помещениях подземного пространства. Для данных помещений достаточно технического паспорта. Технический паспорт ЗС ГО типа «укрытие» предоставлен. В п. 4.26 Приказа Минстроя России от 16.12.2016 № 960 указано следующее: «Трубопроводы отопления и вентиляции, водоснабжения и канализации, связанные с общей системой инженерного оборудования здания, допускается прокладывать через помещения укрытий». Также, в методических рекомендациях по укрытию населения в заглубленных и других помещениях подземного пространства сказано: «в тех случаях, когда вынос коммуникаций невозможен, допускается оставлять в пределах укрытий трубопроводы водоснабжения и отопления диаметром не более 70 мм». Диаметр трубы отопления Школы 69 мм. По регламенту на приведение ЗС ГО типа «укрытие» к принятию укрываемых дается 12 часов. В коридорах школы размещено 20 лавок, которые, в случае необходимости, в кратчайшие сроки будут перемещены в подвал. Стулья в необходимом количестве также будут направлены в укрытие. В п.7.2.3. СП 88.13330.2022 указано следующее: «во входах укрытия могут устанавливаться обычные деревянные двери или обитые листовым металлом» В настоящее время в укрытии установлены сертифицированные бронированные двери. Хотя допускается функционирование простых укрытий и без дверей. Для решения задачи обеспечения ЗС ГО громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или телефонной связью с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны можно установить радиотранслятор (магнитолу с радиоприемом). В подвале исправно функционируют все станции. Для резервирования проводного вещания в ЗС предусмотрен радиоприемник (п.14.2П88.13:>330.2022) Также в ЗС ГО исправно работает и сотовая связь, что в условиях современной действительности является максимально удобным способом коммуникации. На вахте имеется 3 аккумуляторных фонаря и 1 фонарь находится в кабинете дежурного электрика (в комнате ЗС). В электрощитовой подвала установлена АВР – система резервного электропитания. По требованию Государственного пожарного надзора в 2017 году в подвале; электрощитовой были установлены датчики автоматической пожарной сигнализации. Электрощитовая находится в ЗС ГО, остальные комнаты пустуют. Там размещены столы, стулья и несгораемые шкафы, используемые для хранения инструмента дежурных: электрика, сантехника, плотника. По стене под потолком протянуты трубы с кранами системы пожаротушения и отопления, инспектор пожарного надзора заверил, что датчиков достаточно в подвале, т.к. горючих материалов нет, везде присутствуют трубы с водой и отсекающими кранами. Кроме того, в мае - июне 2023 года в подвале Школы, где размещено укрытие, проведены ремонтные работы, в ходе которых обеспечена надежная гидроизоляция (пока не зафиксировано ни одного эпизода затопления), трубы окрашены в соответствующие для ЗС ГО цвета, установлены стеклопакеты, двери, проведено окрашивание стен, на полу выложена плитка.

Представитель ответчика МО г. Пермь в лице Администрации г. Перми в судебном заседании против иска возражал по доводам письменного отзыва, в котором указано, что с исковым заявлением согласны не в полном объеме, поясняет, что для реализации полномочий органов местного самоуправления муниципальным образованием город Пермь создаются муниципальные учреждения, деятельность которых финансируется из бюджета города Перми на основе выдаваемого им муниципального задания. На территории города Перми в целях исполнения предписаний надзорных органов издано постановление Администрации г. Перми от 16.10.2020 № 1002 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям на выполнение предписаний надзорных органов, приведение в нормативное состояние и улучшение материально-технического обеспечения». Настоящий Порядок определяет объем и условия предоставления субсидий на иные цели на выполнение предписаний надзорных органов, приведение в нормативное состояние и улучшение материально-технического обеспечения бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми осуществляет функции и полномочия учредителя. Получателями субсидий на иные цели являются Учреждения согласно приложению к настоящему Порядку, устанавливающему размер субсидий на иные цели на очередной финансовый год и плановый период. Целью предоставления субсидий на иные цели является обеспечение сохранности муниципального имущества, создание условий получения качественных и доступных услуг в сфере культуры и молодежной политики в рамках выполнения мероприятий муниципальной программы «Культура города Перми». Субсидии на иные цели предоставляются Учреждениям в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением Пермской городской Думы о бюджете города Перми на соответствующий финансовый год и плановый период, в рамках выполнения мероприятий муниципальной программы «Культура города Перми». В частности, п. 2.1. Порядка установлено, что для получения субсидий на иные цели на очередной финансовый год и плановый период Учреждения направляют в Департамент пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления субсидий на иные цели, включая расчет-обоснование суммы субсидии на иные цели согласно приложению 1 к настоящему Порядку; перечень объектов, подлежащих ремонту, в том числе разработанную научно-проектную документацию; акт обследования объектов, подлежащих ремонту; дефектную ведомость; предварительную смету расходов; информацию о планируемом к приобретению имуществе в случае, если целью предоставления субсидии на иные цели является приобретение имущества; документы, подтверждающие отсутствие у Учреждений задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; выписку из реестра муниципального имущества города Перми о встроенных нежилых помещениях, закрепленных на праве оперативного управления за Учреждениями. При необходимости изменения (перераспределения) утвержденных объемов субсидий на иные цели в течение текущего года Учреждения направляют в Департамент дополнительный расчет-обоснование суммы субсидии на иные цели в срок до 20 числа текущего месяца; перечень объектов, подлежащих ремонту, в том числе разработанную научно-проектную документацию; акт обследования объектов, подлежащих ремонту; дефектную ведомость; предварительную смету расходов; информацию о планируемом к приобретению имуществе в случае, если целью предоставления субсидии на иные цели является приобретение имущества; выписку из реестра муниципального имущества города Перми о встроенных нежилых помещениях, закрепленных на праве оперативного управления за Учреждениями. На основании представленных Учреждениями сведений Департамент принимает меры по уточнению объемов субсидий на иные цели, в том числе в разрезе Учреждений. Таким образом, финансирование приведения в нормативное состояние Учреждений, носит заявительный характер. Установлено, что в период 2022 и 2023 года Школой направлено в адрес Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми (функционального органа администрации города Перми, выполняющего отдельные функции Учредителя) две заявки на приведение здания школы (в том числе и ЗС ГО) в нормативное состояние. Обе заявки удовлетворены и денежные средства выделены в запрашиваемом, то есть полном, объеме. Таким образом, Администрацией города Перми выполнена обязанность по содержанию муниципального имущества. Кроме того, прокурором заявлено требование о приведении в нормативное состояние в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Учитывая особенности принятия бюджета города Перми, сроки его выполнения считает, что указанный срок является недостаточным для выполнения всего комплекса мер по приведению в нормативное состояние.

Представитель третьего лица ОНДиПР ГУ МЧС России по г. Перми в судебном заседании требования прокурора поддержал, в своих письменных пояснениях указал, что 16.06.2023 в помещениях МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» по адресу: г. Пермь, пр. Парковый, 16 проведена проверка соблюдения требований в области гражданской обороны по содержанию защитного сооружения гражданской обороны. В результате проверки выявлен ряд нарушений. Не обозначены маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны, в наличии имеется только табличка на двери одного из двух входов в подвальные помещения, где видимость такого обозначения не обеспечена. При эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО. При этом не обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов; гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования (защитные двери входов не обеспечивают их закрывание, вентиляционное оборудование отсутствует, вентиляция производится через оконные проемы, сезонное затопление помещений грунтовыми водами). Согласно п. 4.25 СП 88.13330.2022 к помещениям, приспосабливаемым укрытия, заглубленным помещениям и сооружениям подземного пространства, предъявляют следующие требования: наружные ограждающие конструкции зданий и сооружений должны обеспечивать необходимую защиту от фугасного и осколочного действий обычных средств поражения, обломков строительных вышерасположенных этажей; проемы и отверстия в стенах должны быть подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия; приточный воздух при естественной вентиляции укрытий малой вместимости, а так же при механической вентиляции, независимо вместимости, следует очищать от пыли. Согласно п. 4.26 СП 88.13330.2022 - Укрытия, заглубленные помещения и сооружения подземного пространства, включая сооружения метрополитена, предназначенные для защиты населения, допускается размещать в подвальных помещениях ранее возведенных зданий и сооружений, других сооружений подземного пространства, пол которых расположен ниже уровня грунтовых вод, при наличии надежной гидроизоляции. Полы заглубленных помещений, а так же сооружения подземного пространства должны быть бетонными. Согласно п. 7.1.8 СП 88.13330.2022 - Укрытия, заглубленные помещения, а также сооружения подземного пространства, включая сооружения метрополитенов, предназначенные для защиты населения, должны быть защищены от возможного затопления дождевыми водами, а также другими жидкостями при разрушении емкостей, расположенных на поверхности земли или на вышележащих этажах зданий и сооружений. Согласно п. 12.5.1 СП 88.13330.2022 в укрытиях, заглубленных помещениях, а также сооружениях подземного пространства, предназначенных для защиты укрываемых от воздействия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций и обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности, следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с естественным побуждением. Допускается использование приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, запроектированной для нужд заглубленных помещений и сооружений подземного пространства для мирного времени, с учетом обеспечения требуемого воздухообмена. Вентиляцию с механическим побуждением в укрытиях проектируют из условий подачи очищенного от пыли наружного воздуха в количестве 10 м3/ч на одного укрываемого. Удаление воздуха из санитарных узлов укрытий следует предусматривать по 12.2.15. Фактически фильтровентиляционное оборудование и защитные устройства на входах, заборе и вытяжке воздуха ЗС ГО отсутствуют, забор воздуха осуществляется из оконных проемов и лестничных клеток, проектная документация на ЗС ГО, позволяющая оценить его соответствие установленным требованиям в области гражданской обороны, отсутствует (не предоставлена). При эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время допускается устройство проемов в ограждающих конструкциях (оконных проемов в наружных стенах), нарушение гидроизоляции. Согласно п. 3.2.2 Правил - При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых. В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Согласно п. 1.2 СП 88.13330.2022 - Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, обследование, капитальный ремонт и реконструкцию существующих защитных сооружений гражданской обороны, а также проектирование приспособления заглубленных помещений для защиты населения. Продолжительность непрерывного пребывания укрываемых в убежищах, ПРУ и укрытиях составляет 48 ч., а в заглубленных помещениях и сооружениях подземного пространства, включая метрополитены, до 12 ч. Создание объектов гражданской обороны (убежищ, ПРУ, укрытий) осуществляют за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. При разработке проектной документации следует учитывать требования СП 120.13330, СП 165.1325800, СП 263.1325800. Фактически проектная документация на ЗС ГО, позволяющая оценить его соответствие установленным требованиям в области гражданской обороны, отсутствует (не предоставлена). Наружные ограждающие конструкции здания не обеспечивают необходимую защиту от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения; проемы в стенах не подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия (допускается устройство оконных проемов в наружных стенах). Фактически наличие оконных проемов в наружных ограждающих конструкциях здания не обеспечивает необходимую защиту от фугасного и осколочного действий обычных средств поражения, обломков строительных конструкции вышерасположенных этажей, проемы не подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия. Допускается прокладка транзитных трубопроводов отопления, водопровода через помещения укрытий без размещения их в полу или в коридорах, отделенных от помещения укрытия стенами с минимальным пределом огнестойкости. Согласно п. 4.27 СП 88.13330.2022 - Прокладка транзитных и связанных с системой здания газовых сетей, паропроводов, трубопроводов с перегретой водой и сжатым воздухом через помещения укрытий, заглубленные помещения и сооружения подземного пространства, включая метрополитены, предназначенные для защиты населения, не допускается. Прокладка транзитных трубопроводов отопления. водопровода и канализации через помещения укрытий, заглубленные помещения и сооружения подземного пространства, включая метрополитены, предназначенные для зашиты населения, допускается при условии размещения их в полу или в коридорах, отделенных от помещений укрытий стенами с минимальным пределом огнестойкости по 16.3 и надежной гидроизоляцией. Трубопроводы отопления и вентиляции, водоснабжения и канализации, связанные с общей системой инженерного оборудования здания, допускается прокладывать через помещения укрытий, заглубленные помещения и сооружения подземного пространства, включая метрополитены. Фактически трубопроводы проложены у стен, потолков помещений укрытия. В помещениях для укрываемых не предусмотрены места для сидения размерами 0,45 х 0,45 м на одного человека, и места для лежания - 0,55 х 1,8 м. Пункты 5.2.3, 6.1.4 входят в состав Раздела 5. СП 88.13330.2022 «Объемно-планировочные и конструктивные решения убежищ». Согласно п. 1.2 Правил - Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО. Согласно акту об изменении типа ЗС ГО от Дата защитное сооружение переведено из типа «убежище» в тип «укрытие», однако в тексте паспорта укрытия от Дата используются оба понятия («убежище» и «укрытие»). Фактически в помещениях не предусмотрены места для сидения/лежания 140 укрываемых, на объекте отсутствует (не предоставлено) необходимое количество скамеек, не организованы условия для их доставки и размещения в помещениях ЗС ГО. Во входах в укрытия не установлены обычные деревянные двери или обитые листовым металлом. Согласно п. 7.2.3 СП 88.13330.2022 - Во входах в укрытия, заглубленные помещения, а также сооружения подземного пространства, предназначенные для защиты населения, могут устанавливать обычные деревянные двери или обитые листовым металлом. Фактически защитные двери входов в ЗС ГО не обеспечивают их закрывание, тем самым не обеспечивают условия п. 7.2.1 СП 88.13330.2022. В укрытии не предусмотрены громкоговорители подключенные к городской и местной сетям проводного вещания или телефонная связь с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Согласно п. 14.1 СП 88.13330.2022 - Каждое защитное сооружение гражданской обороны должно быть обеспечено телефонной связью с пунктом управления предприятия и громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или возможностью выхода в телефонную сеть общего пользования для трансляции сигналов. Фактически помещения ЗС ГО не оборудованы средствами связи или громкоговорителями. Во всех помещениях защитного сооружения гражданской обороны не предусмотрены местные источники освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников. Согласно п. 13.2.4 СП 88.13330.2022 во всех помещениях убежищ без ДЭС, в помещениях для укрываемых убежищ с ДЭС и ПРУ и укрытий следует предусматривать местные источники освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников и др. Освещенность помещений в этом случае не нормируют. Фактически переносные электрические фонари, аккумуляторные светильники в помещениях на момент проверки отсутствовали, в ходе проверки не предоставлены. Защитное сооружение гражданской обороны используется под подсобные и технические помещения без системы автоматической пожарной сигнализации. Согласно п. 3.5.1 Правил - При эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время. Фактически установлено, что помещения ЗС ГО используются под подсобные и технические помещения (размещение электрощитовой, прокладка транзитных коммуникаций через помещения ЗС ГО и прочее), но системой пожарной сигнализации оборудованы только помещения электрощитовой. При этом указанные нарушения не являются исчерпывающими в связи с тем, что не представилось возможным в полной мере изучить и оценить соответствующую документацию по проверяемому объекту защиты ввиду ее не предоставления. Полагает, представленные ответчикам МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» фотоматериалы, предоставленные в судебном заседании 01.08.2023 не указывают на устранение нарушений. Акт об изменении типа ЗС ГО № 00389-25 от 21.01.2022 подтверждает выявленные в ходе проверки 16.06.2023 нарушения. Вместе с тем, согласно данного акта защитное сооружение переведено из типа «убежище» в тип «укрытие», однако в тексте паспорта укрытия № 00389-25 от 14.06.2023 используются оба понятия («убежище» и «укрытие»). Согласно п. 1.2 СП 88.13330.2022 - Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, обследование, капитальный ремонт и реконструкцию существующих защитных сооружений гражданской обороны, а также проектирование приспособления заглубленных помещений для защиты населения. Таким образом, при переводе ЗС ГО (акт об изменении типа ЗС ГО № 00389- 25 от 21.01.2022) в другой тип необходимо проведение работ по реконструкции существующих помещений в соответствии с присвоенным типом («укрытие»). Вместе с прочими обстоятельствами следует отметить следующие: согласно акту об изменении типа ЗС ГО № 00389-25 от 21.01.2022 фильтровентиляционное оборудование и защитные устройства на входах, заборе и вытяжке воздуха ЗС ГО отсутствуют, по проекту забор воздуха осуществляется из оконных приямков и лестничных клеток. Фактически проектная документация на ЗС ГО, позволяющая оценить его соответствие установленным требованиям в области гражданской обороны, отсутствует (не предоставлена при заделке оконных проемов и закрывании дверей в лестничные клетки в отсутствие фильтровентиляционного оборудования), не возможно обеспечить пребывание 140 укрываемых в рассматриваемом укрытии в течение продолжительного периода времени (до 12ч.).

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296).

На основании приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения. Финансирование их производится из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

Согласно п.п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

ГОСТ Р 55201-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации, безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 № 1193-ст, определяет защитное сооружение гражданской обороны как сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 3.5).

Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» содержит следующие определения:

убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического, оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийнохимически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;

укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила).

Из положений пункта 1.2 Правил, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

В силу пункта 2.1 Правил учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение, в журнале учета защитных сооружений.

Как следует из пункта 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в таком сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом, должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной, ситуации (пункты 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7).

В соответствии с п. 3.6 вышеназванных Правил в защитном сооружении должна быть документация.

Во исполнение Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, утвержден приказ МЧС РФ N 575 от 21.07.2005 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно материалам дела в ходе проверки, проведенной в рамках реализации возложенных на органы прокуратуры полномочий совместно с сотрудником МЧС России по Адрес проведена выездная проверка соблюдения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны ЗС ГО, расположенного по адресу: Адрес.

Как следует из ответа Департамента имущественных отношений администрации Адрес ЗС ГО, расположенное в здании МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» по адресу Адрес как отдельная единица учета в ЕГРН и реестре муниципального имущества Адрес не числится, входит в состав здания. Здание закреплено на праве оперативного управления за Учреждением распоряжением начальника департамента имущественных отношений администрации Адрес (т. 1 л.д. 20), о чем свидетельствует распоряжение начальника Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 23.03.2012 № СЭД-19-10-345 (т. 1 л.д. 21-26).

Из акта об изменении типа ЗС ГО МАУ ДО «Детская школа искусств » (в настоящее время – МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского») от Дата защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в здании школы по адресу Адрес переведено в тип «укрытие» (т. 1 л.д. 29).

В ходе проведенной совместно органами прокуратуры и МЧС России по Пермскому краю проверки выявлены следующие нарушения:

1. в укрытии не обозначены маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны;

2. при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении ГО. При этом не обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов; гидроизоляция всего сооружения; инженерно-технического оборудования (защитные двери входов не обеспечивают их закрывание, вентиляционное оборудование отсутствует, вентиляция производится через оконные проемы, сезонное затопление помещений грунтовыми водами)

3 при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время допускается устройство проемов в ограждающих конструкциях (оконных проемов в наружных стенах), нарушение гидроизоляции,

4. в организации, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны, для ремонта и обслуживания помещении и оборудования защитного сооружения гражданской обороны не разработана необходимая проектно-сметная документация,

5. наружные ограждающие конструкции здания не обеспечивают необходимую защиту от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения; проемы в стенах не подготовлены для заделки их при переводе помещения на режим укрытия (допускается устройство оконных проемов в наружных стенах),

6. допускается прокладка транзитных трубопроводов отопления, водопровода через помещения укрытий без размещения их в полу или в коридорах, отделенных от помещения укрытия стенами с минимальным пределом огнестойкости (трубопроводы проложены у стен, потолков помещений укрытия),

7. в помещениях для укрываемых не предусмотрены места для сидения размерами 0,45 х 0,45 м на одного человека, и места для лежания - 0,55 х 1,8 м,

8. во входах в укрытия не установлены обычные деревянные двери или обитые листовым металлом,

9. в укрытии не предусмотрены громкоговорители, подключенные к городской и местной сетям проводного вещания или телефонная связь с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

10. во всех помещениях защитного сооружения гражданской обороны не предусмотрены местные источники освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников,

11. защитное сооружение гражданской обороны используется под подсобные и технические помещение без системы автоматической пожарной сигнализации.

Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны к приему укрываемых не готово, защитные свойства сооружения нарушены.

В период рассмотрения гражданского дела 02.10.2023 проведена проверка соблюдения требований в области гражданской обороны по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, в ходе проведения которой установлено, что выявленные недостатки не устранены (т. 2 л.д. 108-113).

Поскольку до настоящего времени указанное защитное сооружение гражданской обороны своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, суд приходит к выводу, что ответчик обязан привести их в надлежащее состояние, так как в противном случае это исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц. Исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» о том, что в школе проведены ремонтные работы, в результате которых выявленные в ходе проверки нарушения устранены, объективными доказательствами не подтверждены. Из представленных в материалы дела фотоматериалов сделать вывод об отсутствии выявленных нарушений не представляется возможным, результаты проведенной в период рассмотрения дела проверки, ссылки представителя ответчика опровергают.

Вопреки пояснениям ответчика маршруты движения в ЗС ГО не обозначены должным образом в соответствии с п. 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений, согласно которому помимо надписи «укрытие» указатель должен содержать расстояние в метрах до входа в ЗС ГО.

Надлежащих доказательств того, что ограждающие конструкции ЗС ГО смогут обеспечить необходимую защиту наружных стен от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, обломков строительных конструкций вышерасположенных этажей, гидроизоляция здания обеспечивается надлежащим образом, в защитном сооружении обеспечивается вентиляция и очистка приточного воздуха, запорный механизм двери находится в работоспособном состоянии, сама дверь отвечает установленным требованиям в материалы дела не представлено. К свидетельским показаниям, а также информационному письму ООО СК «Феникс» о выполненных работах в рамках договора № 1К от 21.03.2023 суд относится критически, поскольку они лишь подтверждают фактическое проведение работ в рамках текущего ремонта, вместе с тем не подтверждают надлежащее состояние защитного сооружения, возможность наружных конструкция выдержать фугасное и осколочное действие обычных средств поражения и надежность гидроизоляции технической документацией не подтверждена, проектно-сметная документация на ЗС ГО не представлена. Наличие громкоговорителей или оборудование защитного сооружения телефонной связью ответчиком не доказано, громкоговорители, о наличии которых указал допрошенный в ходе рассмотрения дела свидетель, в ходе проведенной проверки, в том числе в период рассмотрения дела, не предъявлялись.

Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения обязанности об обеспечении ЗС ГО местами для сидения и местами для лежания, а также наличие местных источников освещения от переносных электрических фонарей, аккумуляторных светильников. Как установлено в ходе рассмотрения дела в здании школы имеются стулья и скамейки, а также переносные фонари, которые могут быть доставлены непосредственно в защитное сооружение в течение 12 часов, установленных для обеспечения готовности укрытия к приему укрываемых. Фактическое количество скамеек и стульев в ходе проверок надзорным органом не устанавливалось, ввиду наличия разночтений в паспорте укрытия № 00389-25. Поскольку разночтения ответчиком устранены, при этом истцом доказательств нарушения обеспеченности ЗС ГО достаточным количеством мест для сидения и лежания не представлено, в данной части требования суд отказывает. Не находит суд оснований и для удовлетворения иска в части возложения обязанности обеспечить защитное сооружение переносными источниками освещения (электрические фонари), поскольку таковые в школе имеются, находятся на гардеробе и у электрика, что было установлено в ходе проверки ЗС ГО. Доказательств того, что места для сидения, места для лежания, источники освещения в течение нормативного времени для обеспечения готовности укрытия к приему укрываемых не смогут быть доставлены в защитное сооружения, истцом не представлено.

Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части возложения обязанности по обеспечению отсутствия в ЗС ГО транзитных трубопроводов отопления, водопровода, поскольку таковых в ЗС не имеется.

Под транзитным трубопроводом (отопления/водопровода) понимается трубопровод, который транспортирует коммунальный ресурс (холодная, горячая вода, теплоноситель систем отопления, сточные воды) к первичному зданию и затем к другим источникам потребления или отведения отдельно стоящих зданий, причем для первичного здания данный трубопровод будет считаться транзитным.

Материалами дела, в частности фотоматериалами, пояснениями стороны истца, а также показаниями свидетеля установлено, что в помещении укрытия находятся трубопроводы водоснабжения и канализации, связанные с общей системой инженерного оборудования здания, которые в соответствии с нахождение которых в защитном сооружении в соответствии с абз. 3 п. 4.27 СП 88.13330.2022 «Защитные сооружения гражданской обороны» допустимо. Наличие транзитного трубопровода, то есть трубопровода, который транспортирует коммунальный ресурс к школе, а затем к другому отдельно стоящему зданию, не установлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование о возложении обязанности обеспечить отсутствие в ЗС ГО транзитных трубопроводов отопления, водопровода заявлено необоснованно, в данной части требований следует отказать.

Таким образом, обоснованными и подлежащими удовлетворению суд признает исковые требования о возложении обязанности: обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны; обеспечить необходимую защиту наружных стен ограждающих конструкций защитного сооружения гражданской обороны от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, обломков строительных конструкций вышерасположенных этажей; подготовить проемы и отверстия в стенах защитного сооружения гражданской обороны для заделки их при переводе помещения на режим укрытия; обеспечить постоянную очистку приточного воздуха в защитном сооружении гражданской обороны от пыли; обеспечить надлежащую гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, в том числе от возможного затопления дождевыми водами, а также другими жидкостями при разрушении емкостей, расположенных на поверхности земли или на вышерасположенных этажах зданий и сооружений; обеспечить целостность защитного сооружения гражданской обороны путем ликвидации проемов в ограждающих конструкциях; обеспечить в защитном сооружении гражданской обороны приточно-вытяжную вентиляцию с естественным побуждением; обеспечить защитные двери защитного сооружения гражданской обороны механизмами закрывания; разработать проектно-сметную документацию защитного сооружения гражданской обороны; установить во входах в защитное сооружение гражданской обороны обычные деревянные или обитые листовым металлом двери; обеспечить защитное сооружение гражданской обороны громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или телефонной связью с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны; обеспечить защитное сооружение гражданской обороны системой автоматической пожарной сигнализации, в остальной части требований суд отказывает.

Истец просит возложить обязанность по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние на обоих ответчиков – МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» и муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми. Суд полагает, что надлежащим ответчиком, на которого следует возложить обязанность является МАУ ДО «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского», при этом на муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми следует возложить обязанность по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны.

В силу пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Уставом города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, предусмотрено, что администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой; организует и осуществляет в пределах полномочий, предоставленных законодательством, мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационной подготовке.

Принимая во внимание, установленный в судебном заседании факт нарушения образовательным учреждением правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, отсутствие в материалах дела доказательств выделения предусмотренных бюджетом денежных средств в объеме, позволяющем устранить выявленные нарушения, учитывая, что ответственность за соблюдение требований к содержанию объектов гражданской обороны и их поддержке в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми обязанности по финансированию учреждения для устранения нарушений требований правил эксплуатации ЗС ГО, исходя из правомочий муниципального образования.

То обстоятельство, что заявки школы на финансирование были удовлетворены, не свидетельствуют об осуществлении финансового обеспечения деятельности учреждения в целях устранения правил эксплуатации ЗС ГО при установленном факте наличия таких нарушений и не свидетельствует об их устранении.

Финансирование деятельности учреждения относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют юридического значения для рассмотрения спора.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Возложив на ответчика обязанность по устранению требований правил эксплуатации ЗС ГО, учитывая объем и характер работ по устранению выявленных нарушений, необходимость выделения денежных средств на финансирование мероприятий по проведению работ по устранению выявленных нарушений, суд считает возможным установить для исполнения решения суда срок – один год со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок позволит осуществить необходимые работы и отвечает принципу разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленного в ст. 6.1 ГПК РФ.

Вместе с тем, при наличии затрудняющих исполнение судебного постановления обстоятельств ответчики вправе поставить перед судом вопрос о предоставлении рассрочки либо отсрочки его исполнения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Перми «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» (...) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны по проспекту Парковый, 16 города Перми:

- обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны;

- обеспечить необходимую защиту наружных стен ограждающих конструкций защитного сооружения гражданской обороны от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, обломков строительных конструкций вышерасположенных этажей;

- подготовить проемы и отверстия в стенах защитного сооружения гражданской обороны для заделки их при переводе помещения на режим укрытия;

- обеспечить постоянную очистку приточного воздуха в защитном сооружении гражданской обороны от пыли;

- обеспечить надлежащую гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны, в том числе от возможного затопления дождевыми водами, а также другими жидкостями при разрушении емкостей, расположенных на поверхности земли или на вышерасположенных этажах зданий и сооружений;

- обеспечить целостность защитного сооружения гражданской обороны путем ликвидации проемов в ограждающих конструкциях;

- обеспечить в защитном сооружении гражданской обороны приточно-вытяжную вентиляцию с естественным побуждением;

- обеспечить защитные двери защитного сооружения гражданской обороны механизмами закрывания;

- разработать проектно-сметную документацию защитного сооружения гражданской обороны;

- установить во входах в защитное сооружение гражданской обороны обычные деревянные или обитые листовым металлом двери;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны громкоговорителями, подключенными к городской и местной сетям проводного вещания или телефонной связью с местным органом, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны системой автоматической пожарной сигнализации.

Обязать муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми в случае недостаточности финансового обеспечения осуществить финансирование мероприятий муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Перми «Детская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского» по устранению нарушений требований правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны.

В остальной части иска отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

...

.... Судья: Ю.И. Данилова

...