ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3075/2023 от 11.12.2023 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0010-01-2023-003598-64

производство № 2-3075/2023

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагимовой К.П.,

при секретаре Гибадуллине Р.Р.,

с участием представителя истца: ст. помощника прокурора ЗАТО г.Межгорье ФИО2,

представителя ответчика: Администрации городского округа ЗАТО город ФИО7 – ФИО3, по доверенности от ...,

представителя третьего лица: Совета ЗАТО Межгорье – ФИО4, по доверенности №... от ...,

третьего лица: ФИО5 и его представителя – адвоката Файзуллиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан, действующего в интересах Российской Федерации к Администрации ГО ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан о признании незаконным ненормативного правового акта в части, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан, действующий в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Администрации ГО ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан о признании незаконным ненормативного правового акта в части, обязании устранить нарушения. Просит признать незаконным распоряжение врио главы администрации ЗАТО г. Межгорье ФИО5№...-к от ... в части присвоения ФИО5 классного чина «действительный муниципальный советник 2 класса» и обязать администрацию ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан устранить нарушение путем отмены распоряжения врио главы администрации ЗАТО г. Межгорье ФИО5№...-к от ... в части присвоения ФИО5 классного чина «действительный муниципальный советник 2 класса».

Свои требования прокурора мотивировал тем, что прокуратурой ЗАТО г.Межгорье по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлено, что распоряжение врио главы администрации ГО ЗАТО г. ФИО7 №...-к от ... издано с нарушением требований законодательства. Частью 13 статьи 22.1 Устава ЗАТО, Глава Администрации подконтролен и подотчетен населению городского округа и Совету ЗАТО Межгорье. Частью 2 статьи 3 Федерального закона от ... № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие: трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом». В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ нанимателем для главы администрации ЗАТО Межгорье является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) является Председатель Совета ЗАТО Межгорье. Решением Совета ЗАТО Межгорье №... от ... временное исполнение обязанностей главы администрации городского округа с ... возложено на первого заместителя главы администрации ФИО5. Решением Совета ЗАТО Межгорье №... от ... председатель Совета фио П.А. уполномочен исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в трудовых отношениях с первым заместителем главы администрации ФИО5 - временно исполняющим обязанности главы администрации, на период до вступления в должность главы администрации, избранного Советом городского округа ЗАТО г. Межгорье. Действие указанного решения распространено на трудовые отношения, возникшие с .... Частью 1 статьи 9.1 Федерального закона от ... № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Законом Республики Башкортостан от ...№... «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в ...» определены условия, порядок присвоения классных чинов. Частью 1 статьи 4 указанного закона Республики Башкортостан установлено, что классные чины муниципальным служащим присваиваются представителем нанимателя (работодателем). Однако, в нарушение указанных требований закона, ФИО5, являясь временно исполняющим обязанности главы администрации ЗАТО Межгорье самостоятельно издал распоряжение №...-к от ..., которым присвоил себе классный чин «действительный муниципальный советник 2 класса», в то время как исходя из положений закона Республики Башкортостан от ...№..., классный чин мог быть присвоен только должностным лицом, уполномоченным исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в отношении ФИО5 (председателем Совета ЗАТО - фио П.А.). В соответствии с положениями ч.4 ст.7 Федерального закона от ...№...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. По фактам выявленных нарушений прокуратурой ЗАТО принесен протест за №.../Прдп №... от ..., по результатам рассмотрения которого врио главы администрации ЗАТО г. Межгорье ФИО6 отказано в его удовлетворении, о чем сообщено письмом за №...-ЭД от .... Отказ врио главы администрации ФИО6 в приведении муниципального правового акта в соответствие с требованиями законодательства противоречит требованиям ч.4 ст.7 Федерального закона №...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ). Просит признать незаконным распоряжение врио главы администрации ЗАТО г. Межгорье ФИО5№...-к от ... в части присвоения ФИО5 классного чина «действительный муниципальный советник 2 класса». Обязать администрацию ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан устранить нарушение путем отмены распоряжения врио главы администрации ЗАТО г. Межгорье ФИО5№...-к от ... в части присвоения ФИО5 классного чина «действительный муниципальный советник 2 класса».

Определением от ... суд перешел к рассмотрению дела по административному иску прокурора ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан, действующего в интересах Российской Федерации, к Администрации ГО ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан о признании незаконным ненормативного правового акта в части, обязании устранить нарушения, по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании представитель истца: старший помощник прокурора ЗАТО г.Межгорье ФИО2, требования прокурора полностью поддержал, по доводам изложенным в иске, настаивал на их полном удовлетворении. Считает, что ФИО5 не имел права присваивать себе очередной классный чин без согласования с председателем Совета ЗАТО фио П.А., который был на то время представителем нанимателя в отношении ФИО5, согласно решению Совета ЗАТО.

В судебном заседании представитель ответчика: Администрации городского округа ЗАТО город ФИО7 – ФИО3, действующий по доверенности от ..., с требованиями прокурора ЗАТО г.Межгорье полностью не согласен и просил в иске полностью отказать, указав, что нарушений со стороны ФИО5, являющегося на момент издания спорного распоряжения №...-к от ... временно исполняющего обязанности Главы Администрации ЗАТО г.Межгорье, в присвоении классного чина «действительный муниципальный советник 2 класса» себе, как первому заместителю Главы Администрации ЗАТО г.Межгорье, допущено не было, так как глава Администрации является работодателем по отношению к первому заместителю главы Администрации. При возложении на ФИО5 временного исполнения обязанностей главы Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан ФИО5 не был освобожден от исполнения обязанностей по должности первого заместителя главы Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан. Считает, что поскольку на момент издания ФИО5 спорного распоряжения, он находился в должности первого заместителя главы Администрации и согласно его должностной инструкции на него возлагалась обязанность по исполнению обязанности Главы Администрации в период его временного отсутствия, что также и отражено в Уставе ЗАТО, действующем в редакции на период издания распоряжения №...-к – .... Считает, что решение председателя Совета ЗАТО г.Межгорье по определению работника работодателя является вмешательством в деятельность исполнительного органа, в нарушение п. 12 ст. 37 Закона «Об органах местного самоуправления» и Устава.

Представитель третьего лица: Совета ЗАТО Межгорье – ФИО4, действующий по доверенности №... от ..., требования прокурора ЗАТО г. Межгорье полностью поддержал, указал, что на период издания спорного распоряжения председатель Совета был уполномочен присвоить классный чин. Ранее все предшествующие главы Администрации обращались к председателю Совета за присвоением классных чинов.

Третье лицо: ФИО5 в суде с требованиями прокурора ЗАТО г.Межгорье полностью не согласен и просил в иске полностью отказать, указав, что иск прокурора не поддерживает, поскольку им не был заключен трудовой договор с Советом ЗАТО Межгорье и он не обязан был согласовывать присвоение себе классного чина.

Представитель третьего лица: ФИО5 – адвокат Файзуллина Л.Р., действующая по доверенности в суде с требованиями прокурора ЗАТО г.Межгорье полностью не согласна и просила в удовлетворении иска отказать, по доводам ФИО5 и представителя Администрации.

Изучив доводы иска, возражений ответчика, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Названный закон предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1). Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации (пункт 1 части 2). В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию (пункт 2 части 2). В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются (пункт 3 части 2).

Статья 6 названного выше федерального закона правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Закон Республики Башкортостан от 28.05.2009 № 129-3 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в ...» в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законом Республики Башкортостан "О муниципальной службе в ..." устанавливает порядок присвоения классных чинов муниципальных служащих в ... и порядок их сохранения.

Согласно частям 5 и 5.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Часть 12 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие: трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом.

В соответствии с положениями ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Башкортостан от 28.05.2009 № 129-3 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в ...» определены условия, порядок присвоения классных чинов.

Частью 1 статьи 4 указанного закона Республики Башкортостан установлено, что классные чины муниципальным служащим присваиваются представителем нанимателя (работодателем).

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой ЗАТО г. Межгорье проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что врио главы администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан ФИО5 издано распоряжение №...-к от ... о присвоении первому заместителю главы Администрации ФИО5 очередного классного чина «Действительный муниципальный советник 2 класса» с нарушением требований законодательства.

По выявленному прокуратурой ЗАТО г.Межгорье факту в адрес Врио главы Администрации ЗАТО г.Межгорье ФИО6 принесен протест №.../Прдп №... от ..., по результатам рассмотрения которого врио главы администрации ЗАТО г. Межгорье ФИО6 отказано в его удовлетворении, о чем сообщено прокурору письмом за №...-ЭД от ....

Прокурор ЗАТО г. Межгорье, обращаясь с данным иском в суд, считает, что отказ врио главы администрации ФИО6 в приведении муниципального правового акта в соответствие с требованиями законодательства противоречит требованиям ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно Уставу ГО ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан городской округ закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан - муниципальное образование (далее - городской округ), органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Законом Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Согласно статье 20 Устава структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

представительный орган городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, именуемый Советом городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан (сокращенное наименование - Совет ЗАТО Межгорье) (далее - Совет);

глава городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, именуемый главой Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан (сокращенное наименование - глава Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан) (далее - глава Администрации);

администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан (сокращенное наименование - Администрация ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан) (далее - Администрация);

контрольно-счетный орган городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, именуемый контрольно-счетной палатой ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан (далее - Контрольно-счетная палата).

Статьей 11 Устава определено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы Администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет по решению Совета первый заместитель главы Администрации, а в его отсутствие - иной заместитель главы Администрации.

Так, судом установлено, что распоряжением главы Администрации ГО ЗАТО г.ФИО7 от ...№...ФИО5 принят на работу в Администрацию ГО ЗАТО г. ФИО7 и назначен на должность первого заместителя главы Администрации и в этот же день - ... Администрацией ГО ЗАТО город ФИО7 в лице главы Администрации ГО ЗАТО город ФИО7 фио1 (работодатель) с ФИО5 (муниципальный служащий) был заключен трудовой договор №... на исполнение должностных обязанностей первого заместителя главы Администрации.

Согласно подп. 3.13 п. 3 должностной инструкции первого заместителя главы Администрации, утвержденной главой Администрации ЗАТО Межгорье ..., на первого заместителя главы Администрации на период отсутствия возложена обязанность по временному исполнению обязанностей главы Администрации.

Решением Совета ГО ЗАТО г. ФИО7 от ...№... досрочно прекращены с ... полномочия главы Администрации фио1 в связи с его отставкой по собственному желанию.

Решением Совета ГО ЗАТО г. ФИО7 от ...№... с ... временное исполнение обязанностей главы Администрации и главы ЗАТО г. ФИО7 возложено на первого заместителя главы Администрации ФИО5

Решением Совета ГО ЗАТО ФИО7 №... от ... председатель Совета фио П.А. уполномочен исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в трудовых отношениях с первым заместителем главы администрации ФИО5 - временно исполняющим обязанности главы администрации, на период до вступления в должность главы администрации, избранного Советом городского округа ЗАТО г. Межгорье. Действие указанного решения распространено на трудовые отношения, возникшие с ....

Вместе с тем, как следует из ч. 2 ст. 23 Устава ГО ЗАТО Межгорье (в редакции решения Совета ЗАТО Межгорье от ...№..., действовавшей на день принятия решения Совета ГО ЗАТО ФИО7 №... от ...) – в случае досрочного прекращения полномочий главы Администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет заместитель главы Администрации, в чьи должностные обязанности входит временное исполнение обязанностей главы Администрации в период его временного отсутствия, а в случае невозможности исполнения им полномочий главы Администрации - заместитель главы Администрации в соответствии с установленной взаимозаменяемостью заместителей главы Администрации, а в случае невозможности исполнения ими полномочий главы Администрации - муниципальный служащий Администрации, назначаемый по решению председателя Совета (абзац введен решением Совета ЗАТО ФИО7 от ... N 33-2 и утратил силу решением Совета ЗАТО ФИО7 от ... N 25-4).

Согласно ч. 11 ст. 22.1 Устава ЗАТО ФИО7 (в редакции от ... N 25-4) в случае досрочного прекращения полномочий главы Администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет по решению Совета первый заместитель главы Администрации, а в его отсутствие - иной заместитель главы Администрации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие, и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Таким образом, анализируя положения Устава (в редакции от ... N 33-2) и должностной инструкции первого заместителя главы Администрации ФИО5, суд приходит к выводу о том, что при досрочном прекращении полномочий главы Администрации ГО ЗАТО г.Межгорье временное исполнение его полномочий первым заместителем главы Администрации ФИО5 осуществлялось в силу его должностной инструкции - первого заместителя главы Администрации и Устава ГО ЗАТО Межгорье (в редакции решения Совета ЗАТО Межгорье от ...№..., действовавшей на день принятия решения Совета ГО ЗАТО ФИО7 №... от ...).

Исходя из установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что полномочиями по назначению временно исполняющего обязанности главы Администрации в случае его отсутствия Совет ГО ЗАТО г.Межгорье был наделен только с ..., с введением в Устав части 11 в статью 22.1 и когда была утрачена ч. 2 ст. 23 Устава, тогда как решение председателя Совета ГО ЗАТО ФИО7 №... от ...фио П.А. об уполномочении исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в трудовых отношениях с первым заместителем главы администрации ФИО5 - временно исполняющим обязанности главы администрации, на период до вступления в должность главы администрации, избранного Советом городского округа ЗАТО г. Межгорье, было принято до введения ч. 11 ст. 22.1 Устава ЗАТО ФИО7 ... в противоречие ч. 2 ст. 43 Федерального закона от ...№...-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой, устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

При этом, трудовых отношений с первым заместителем главы администрации ФИО5 - временно исполняющим обязанности главы администрации, Совет ЗАТО г.Межгорье, как на то верно указывают представитель ответчика ФИО3, третье лицо ФИО5, Совет ЗАТО, не оформлял, что не было оспорено в ходе судебного следствия надлежащим доказательствами.

По смыслу закона, основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключенный между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ч. 1 ст. 16 ТК РФ). Однако если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, а работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя, уполномоченного допускать лиц к работе), то трудовые отношения возникают на основании фактического допущения к работе (ч. 3 ст. 16 ТК РФ). В этом случае трудовой договор, не оформленный письменно, считается заключенным и вступает в силу со дня фактического допущения работника к работе. Однако, несмотря на данные нормы трудового законодательства, суд не может их применить к спорным правоотношениям, сложившимся между ФИО5 первым заместителем главы администрации и временно исполняющим обязанности главы администрации и Советом ЗАТО г.Межгорье, поскольку, как уже было отмечено ранее, на момент вынесения решения председателем Совета ГО ЗАТО ФИО7 №... от ...фио П.А. об уполномочивании исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в трудовых отношениях с первым заместителем главы администрации ФИО5 - временно исполняющим обязанности главы администрации, ФИО5 не мог состоять в трудовых отношениях как с представителем нанимателя – Советом ЗАТО г. Межгорье, в силу ч. 2 ст. 23 Устава ГО ЗАТО Межгорье (в редакции решения Совета ЗАТО Межгорье от ...№..., действовавшей на день принятия решения Совета ГО ЗАТО ФИО7 №... от ...), которая данные требования не содержала. То есть ФИО5 в спорное время не являлся работником представительного органа ГО ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан - Совета ЗАТО Межгорье и он не получал заработную плату за осуществление им временного исполнения обязанности главы администрации, а обратного суду в материалы дела не представлено.

В связи с чем, суд находит доводы прокурора в суде о том, что ФИО5 приступил к обязанностям временного исполнения главы Администрации ЗАТО г.Межгорье, со своего согласия, добровольно и без принуждения, неубедительными и несостоятельными, не основанными на законе.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, сложившиеся правоотношения сторон, обстоятельства дела, принимая во внимание, что ... в Устав были внесены изменения, а Совет ЗАТО г.Межгорье, после указанной даты решение о возложении на первого заместителя главы Администрации ФИО5 полномочий по временному исполнению обязанностей главы Администрации, не принял, ФИО5 был принят на работу распоряжением главы Администрации ГО ЗАТО г. ФИО7 от ...№...-к и назначен на должность первого заместителя главы Администрации, временно исполнял обязанности главы Администрации в период отсутствия главы Администрации, что входило в должностные обязанности ФИО5 как первого заместителя главы Администрации, согласно его должностной инструкции, следовательно ФИО5, будучи являясь сотрудником Администрации ЗАТО г.Межгорье (заместителем главы Администрации ЗАТО ФИО7) и работодателем для которого являлся глава Администрации, имел законные полномочия по изданию распоряжения №...-к от ... о присвоении классного чина муниципальным служащим Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан в частности присвоения ФИО5, первому заместителю главы Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан с ... «действительный муниципальный советник 2 класса».

Нарушений в действиях временно исполняющего обязанности главы Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан ФИО5 в части издания им распоряжения №...-к от ... о присвоении классного чина муниципальным служащим Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, а именно в присвоении ему - ФИО5, первому заместителю главы Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан с ... «действительный муниципальный советник 2 класса» также не нашел начальник Управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции фио, в ходе проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных временно исполняющим обязанности главы Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан ФИО5, и соблюдения им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им должностных обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, Законом Республики Башкортостан «О муниципальной службе в Республики Башкортостан» и другими законами Республики Башкортостан, в период времени с ... по .... Напротив, проведенной проверкой было установлено, что Советом с ФИО5 после возложения на него обязательств по временному исполнению обязанностей главы Администрации до проведения конкурса трудовые отношения каким-либо образом не оформлены. Не принималось каких-либо решений о заключении с ним дополнительного соглашения (или заключения с ним Советом контракта на период временного исполнения обязанностей), что не отвечает требованиям ФЗ от ...№...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава и ст. 151 Трудового кодекса РФ. Совет, принимая свое решение от ...№..., в связи с явным его противоречием ч. 2 ст. 23 Устава в действующей по состоянию на ... редакции, явно вышел за пределы своих полномочий, в связи с чем решение Совета не влечет наступление юридических последствий. Положения, установленные в решении Совета от ...№..., в соответствии с которым Совет уполномочил председателя Совета исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в трудовых отношениях с первым заместителем главы Администрации ФИО5 - временно исполняющим обязанности главы Администрации на период до вступления в должность главы Администрации лица избранного Советом по результатам конкурса, не породили возникновение между ФИО5 и Советом трудовых отношений. Данное заключение начальника Управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции фио, изложенное в его докладе, не было оспорено прокурором ЗАТО Межгорье, в установленном законом порядке, таких данных в материалах дела, не имеется.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд находит доводы иска о том, что оспариваемое распоряжение принято в нарушение приведенных норм, изложенных в иске прокурора, что классный чин мог быть присвоен только должностным лицом, уполномоченным исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) в отношении ФИО5 - председателем Совета ЗАТО - фио П.А., несостоятельными и истолкованными на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела, а потому, не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан, действующего в интересах Российской Федерации к Администрации ГО ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан о признании незаконным ненормативного правового акта в части, обязании устранить нарушения - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2023 года.

Председательствующий судья: К. П. Нагимова

Копия верна: