Дело № 2-307/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2018 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре судебного заседания Кухтиной Н.В., с участием зам. прокурора г. Губаха Щербинина А.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора города Губахи к Обществу с ограниченной ответственностью «Карусель Сити» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Губахи в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к городскому округу «Город Губаха» в лице администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Карусель Сити» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес> расположено административное здание Туристического центра «Губаха» ООО «Карусель Сити», которое относится к объектам социальной инфраструктуры (физкультурно-оздоровительное, спортивное сооружение). В соответствии с актом обследования доступности для инвалидов и МГН Туристического центра «Губаха» ООО «Карусель Сити» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенном прокуратурой г. Губахи совместно с администрацией городского округа «Город Губаха», а также представителем ООО «Карусель Сити» имеется конструктивная возможность обеспечения условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения здания туристического центра «Губаха» ООО «Карусель Сити». В нарушении требований п. 6.1.2. Свода правил со стороны главного входа в административное здание отсутствует пандус. Согласно п. 6.1.4. Свода правил размер входной площадки с пандусом должен составлять не менее 2,2 х 2,2 м, в настоящее время размер площадки меньше. В соответствии с п. 6.1.5. Свода правил порог должен быть не более до 0,014 м, в настоящее время он больше. В нарушении требований п. 6.2.8 Свода правил на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени. Отсутствуют знаки, таблички (технические средства информирования, ориентирования и сигнализации) обязательные в соответствии с п. 6.5. Свода правил. Кабины общественной уборной не доступны инвалидам и МГН в соответствии с п.п. 6.3.2., 6.3.3., 6.3.6. Свода правил. В ходе проверки установлено, что согласно концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально - культурного назначения (далее по тексту - Концессионное соглашение №), заключенного между муниципальным образованием - Городской округ «Город Губаха» Пермского края в лице главы администрации городского округа «Город Губаха» ФИО2 и обществом с ограниченной ответственностью «Карусель Сити», последнему передано недвижимое имущество по адресу: <адрес>, для осуществления деятельности по организации отдыха, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности. Согласно п. 35 Концессионного соглашения № концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном и безопасном для эксплуатации состоянии, осуществлять деятельность в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными и иными обязательными правилами и нормами. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением. Административное здание Туристического центра «Губаха» ООО «Карусель Сити», кадастровый номер: № входит в объект Концессионного соглашения №. Таким образом, на ООО «Карусель Сити» лежит обязанность по приведению в нормативное состояние входной группы здания и выполнения иных мероприятий, определенных Сводом Правил. Неисполнение вышеназванных требований законодательства и Свода правил нарушает права инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресло - коляску, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и тем самым нарушает конституционные права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании зам. прокурора Щербинин А.А. от исковых требований к ответчику городской округ «Город Губаха» в лице администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, отказался, на удовлетворении остальной части исковых требований настаивал по доводам искового заявления.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ прокурора от исковых требований к городскому округу «Город Губаха» в лице администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Карусель Сити» ФИО1 в судебном заседании полностью признал исковые требования.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу статей 12, 130-133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст. 2, 7, 18, 19 Конституции Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам..
В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 04.04.2016 г. № 627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края» к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, кинотеатры, концертные залы и площадки, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие).
Согласно пп. 2,3 ч. 1 ст. 4 названного Закона, органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, организации независимо от их организационно-правовых форм в пределах установленных полномочий обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения, в т.ч. условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями закреплены в статьях 2, 24, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в статьях 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 года № 798/пр утвержден Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
Согласно разделу 4 Свода правил в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
В соответствии с п. 6.1.1 раздела 6 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 6.1.2 Свода правил в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам.
В соответствии с п. 6.1.4 Свода правил входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, водоотвод и в зависимости от местных климатических условий, подогрев поверхности покрытия маршей лестницы и пандуса. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 х 2,2 м.
Пунктом 6.1.5. Свода правил при проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м. В проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м.
Пунктом 6.2.8 Свода правил установлено, что на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,08 - 0,1 м.
Согласно п. 6.2.9, 6.2.11 Свода правил при проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений уклон пандуса принимается в интервале от 1:20 (5%) до 1:12 (8%).
В соответствии с п. 6.4.1. Свода правил следует использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь - стена, ручка; санитарный прибор - пол, стена; стена - выключатели, средства визуальной информации и т.п.).
Пунктами 6.3.2., 6.3.3., 6.3.6. Свода правил в общем расчетном числе кабин уборных в общественных зданиях доля доступных для инвалидов кабин должна составлять 5%, но не менее одной в каждом блоке уборных, и они должны быть открыты для всех посетителей.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В силу ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой г. Губаха в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что по адресу: <адрес> край расположено административное здание Туристического центра «Губаха» ООО «Карусель Сити», которое относится к объектам социальной инфраструктуры (физкультурно-оздоровительное, спортивное сооружение). В соответствии с актом обследования доступности для инвалидов и МГН Туристического центра «Губаха» ООО «Карусель Сити» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенном прокуратурой г. Губахи совместно с представителями администрацией городского округа «Город Губаха», ООО «Карусель Сити», Губахинской городской организации Пермской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», имеется конструктивная возможность обеспечения условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения здания туристического центра «Губаха» ООО «Карусель Сити». В нарушении требований п. 6.1.2. Свода правил со стороны главного входа в административное здание отсутствует пандус. Согласно п. 6.1.4. Свода правил размер входной площадки с пандусом должен составлять не менее 2,2 х 2,2 м, в настоящее время размер площадки меньше. В соответствии с п. 6.1.5. Свода правил порог должен быть не более до 0,014 м, в настоящее время он больше. В нарушении требований п. 6.2.8 Свода правил на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени. Отсутствуют знаки, таблички (технические средства информирования, ориентирования и сигнализации) обязательные в соответствии с п. 6.5. Свода правил. Кабины общественной уборной не доступны инвалидам и МГН в соответствии с п.п. 6.3.2., 6.3.3., 6.3.6. Свода правил. Здание по адресу: <адрес> край является собственностью муниципального образования и передано на основании Концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Карусель Сити» для осуществления деятельности по организации отдыха, физкультурно - оздоровительной и спортивной деятельности. Согласно п. 35 упомянутого Концессионного соглашения № концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном и безопасном для эксплуатации состоянии, осуществлять деятельность в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными и иными обязательными правилами и нормами.
Указанные обстоятельства, кроме пояснений участников процесса, подтверждаются письменными доказательствами: актом от ДД.ММ.ГГГГ№ о возможности обеспечения доступности по объекту социального назначения Обществу с ограниченной ответственностью «Карусель Сити», составленным начальником отдела градостроительства Администрации г. Губахи ФИО3 в присутствии директора ООО «Карусель Сити» ФИО1; письмом начальника отдела градостроительства Администрации г. Губахи от ДД.ММ.ГГГГ о конструктивной возможности обеспечения условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения административного здания ООО «Карусель Сити» и подготовке проекта на реконструкцию административного здания ООО «Карусель Сити»; Концессионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ приложениями к нему; Уставом ООО «Карусель Сити» от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая изложенное в совокупности, суд приходит в следующим выводам.
Отсутствие в здании ООО «Карусель Сити» пандуса на входе в здание со стороны главного входа с правой стороны, не соответствие размеров входной площадки с пандусом, порога, а также отсутствие на проступях краевых ступеней лестничных маршей одной или нескольких противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, отсутствие знаков, табличек (технических средств информирования, ориентирования и сигнализации), кабин общественной уборной доступных инвалидам и МГН свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур на территории городского округа «Город Губаха».
При установленных судом обстоятельствах, именно на ООО «Карусель Сити», во владении и пользовании которого находится указанный выше объект, лежит обязанность по приведению в нормативное состояние входной группы здания и выполнения иных мероприятий, определенных вышеназванным Сводом Правил. Неисполнение вышеназванных требований законодательства и Свода правил нарушает права инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресло - коляску, на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и тем самым нарушает конституционные права и интересы неопределенного круга лиц.
Также суд учитывает признание представителем ответчика исковых требований в полном объеме.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.
Установленный прокурором срок для исполнения ответчиком обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию ООО «Карусель Сити», в срок до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает разумным, обоснованным и достаточным для исполнения. Возражений относительно установленного срока ответчиком не заявлено.
Руководствуясь статьями 39, 173, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Карусель Сити» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - зданию по адресу: <адрес>, кадастровый номер: № путем установки пандуса на входе в здание со стороны главного входа с правой стороны, (с устройством поручней), уменьшения порога у входной двери в здание и порога у двери в тамбуре здания до 0,014 м. Предусмотреть знаки, таблички (технические средства информирования, ориентирования и сигнализации. Предусмотреть контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь-стена, ручка; санитарный прибор – пол, стена; стена - выключатели, средства визуальной информации). Установить размер входной площадки с пандусом не менее 2,2 х 2,2 м. Установить на проступях краевых ступеней лестничных маршей противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени. Установить съезд (пандус) с уклоном 7% в вестибюле здания. Привести санузел в соответствие с требованиями для использования инвалидов и маломобильных групп населения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 марта 2018 года.
Председательствующий И.А. Мухтарова