ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-307/2021 от 13.05.2021 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

61RS0047-01-2021-000298-22

2-307/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2021 года п.Каменоломни

Судья Октябрьского районного суда Ростовской области Мамонова Е.А., при секретаре Демченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к Органу опеки и попечительства, в лице отдела Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области, Администрации Октябрьского района Ростовской области, ФИО7 об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО6 обратился в суд с исковым заявлением к Органу опеки и попечительства, в лице отдела Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области, Администрации Октябрьского района Ростовской области, ФИО7 об оспаривании решения.

В обосновании заявленных требований указал, что 08.10.2020г. истец обратился в Орган опеки и попечительства Администрации Октябрьского района Ростовской области с вопросом о назначении его опекуном над несовершеннолетними сестрой ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения и братом ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшихся без попечения родителей, поскольку 01.12.2018г. умер их отец ФИО4, а 23.09.2020г. умерла их мать ФИО5. 23.10.2020г. истцу поступил ответ из Органа опеки и попечительства, что над несовершеннолетними назначен временный опекун, их дядя, ФИО7. 10.11.2020г. истец повторно обратился в Орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении письменного отказа в назначении его предварительным опекуном над несовершеннолетними. Однако письменного ответа не последовало. Постановлением от 08.10.2020 была установлена предварительная опека над несовершеннолетними ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и назначен опекун ФИО7. Истец, считает данное постановление незаконным, вынесенным с нарушением прав и интересов несовершеннолетних, а так же с нарушением его преимущественного права как близкого родственника.

В связи с чем, истец просил суд: Признать незаконным отказ отдела Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области о назначении ФИО6 опекуном над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2. Признать незаконным и отменить постановление Администрации Октябрьского района Ростовской области об установлении опеки над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2 от 08.10.2020г. и от 26.10.2020г. .

Истец ФИО6, его представитель ФИО8 в судебном заседании настаивали на заявленных требованиях, просили иск удовлетворить.

Представители ответчиков Органа опеки и попечительства, в лице отдела Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области по доверенности ФИО9, Администрации Октябрьского района Ростовской области ФИО10 в судебном заседании на основании доводов, представленных отзывов возражали против удовлетворения заявленных требований ФИО6. Просили в иске отказать в полном объеме.

Ответчик ФИО7 и его представитель адвокат Зайченко А.С. в судебном заседании на основании доводов, представленного отзыва возражали против удовлетворения заявленных требований ФИО6. Просили в иске отказать в полном объеме. Так же пояснили, что дети привязаны к ФИО7 и его жене, им создана спокойная, гармоничная семейная обстановка, они растут в любви и заботе. Денежное содержание на детей, перечисляется на отрытые счета ФИО1 и ФИО2, которыми они смогут воспользоваться по достижению 18 лет.

Ответчик ФИО7 так же в судебном заседании пояснил, что 01.10.2021г. в отделе образования Администрации Октябрьского района на личном приеме сотрудник органа опеки пояснил ему, а так же истцу ФИО6, порядок установления опекунства (как предварительной опеки, так и постоянной), а так же преимущественное право ФИО6, как брата, перед всеми другими лицами при назначении опеки. Однако, ФИО6, отказался от своего права предварительной опеки в пользу него, ввиду отсутствия собственного жилья, и возможности представить в опеку надлежащие документы для оформления опеки.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд пришел к следующему выводу:

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В силу части 7 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008г. N48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации в целях содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей и не достигших возраста четырнадцати лет, а также для защиты их прав и интересов над ними устанавливается опека.

Частью 6 статьи 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна может быть указан срок действия полномочий опекуна, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

В случаях, если в интересах недееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна - акт о предварительных опеке (часть 1 статьи 12 вышеназванного Федерального закона).

Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренных ч.1 этой статьи, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. Проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя в соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 данного Федерального закона не требуется (часть 2 статьи 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").

В соответствии с п.1, п.3 ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства.

В соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Положениями ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 N48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства отнесены в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

Исходя из положений п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч.4 ст.15 настоящего Федерального закона. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Правила), согласно п. 2 которых подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства документы, указанные в п. 4 Правил.

В п. 8 Правил указано, что в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее - акт обследования). Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Согласно п. 9 Правил орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа. Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.

Из приведенных правовых норм следует, что опека и попечительство могут быть установлены органом опеки и попечительства на основании заявления лица, отвечающего требованиям, предъявляемым законом к опекунам и попечителям, изъявившего желание стать опекуном или попечителем нуждающегося в опеке или попечительстве лица; по совместному заявлению родителей; по заявлению единственного родителя.

Учитывая изложенное, у органа опеки и попечительства возникает обязанность по установлению опеки над ребенком, нуждающимся в опеке, в случае возникновения предусмотренных законом обстоятельств, и обращения одним из перечисленных в законе лиц с соответствующим заявлением.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

В силу положений ч. ч. 6, 7 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

По общему правилу опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме, поданному в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя (ч. 2 ст. 11 ФЗ N 48-ФЗ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что несовершеннолетние ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остались без попечения родителей, поскольку 01.12.2018г. умер их отец ФИО4, а 23.09.2020г. умерла их мать ФИО5.

С сентября 2020г. несовершеннолетние ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а так же их брат ФИО6 совместно проживали с ФИО7 по адресу соответчика: <адрес>.

Представителем Органа опеки и попечительства в судебном заседании были даны пояснения о том, что 01.10.2021г. в отделе образования на личном приеме в присутствии ФИО7, а так же ФИО6, истцу был разъяснен порядок установления опекунства (как предварительной опеки, так и постоянной), а так же преимущественное право ФИО6 перед всеми другими лицами при назначении опеки. ФИО6, по согласованию с ФИО7, отказался от своего права предварительной опеки в пользу своего дяди, ввиду отсутствия жилья, постоянной работы, и отсутствия постоянного источника дохода. Брат несовершеннолетних – ФИО3, так же отказался от своего преимущественного права опеки в пользу своего дяди ФИО7.

Истец в судебном заседании не отрицал, что действительно 01.10.2021г. в отделе образования на личном приеме в присутствии ФИО7 состоялся разговор по установлению опекунства (как предварительной опеки, так и постоянной). Однако, отрицал, что ему было разъяснено преимущественное право перед всеми другими лицами при назначении опеки.

Постановлением Администрации Октябрьского района Ростовской области от 08.10.2020 года N1338 над несовершеннолетними ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена предварительная опека, их опекуном назначен их дядя ФИО7.

Так же истец пояснил, что после состоявшегося вышеуказанного разговора, он проконсультировался у юриста и поэтому решил обратиться с письменным заявлением в Администрацию, для оформления предварительной опеки.

Поэтому, 08.10.2020 года ФИО6 обратился в отдел Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области с заявлением о назначении его предварительным опекуном над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2, без приложения пакета документов, предусмотренного законом.

Из ответа отдела Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области от 23.10.2020г. исх.№89.11-1368 следует, что поскольку ФИО6 отказался от преимущественного права на опеку в пользу своего дяди ФИО7, и надлежащего пакета документов на оформление не подал, то на основании постановления Администрации Октябрьского района от 08.10.2020г. №1338 ФИО7 был назначен предварительным опекуном на основании его заявления с учетом предоставленных документов над несовершеннолетними.

Постановлением Администрации Октябрьского района от 26.10.2020г. №1420 ФИО7 назначен опекуном на постоянной основе над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2, на основании его заявления с учетом предоставленных документов.

Следовательно, судом было достоверно установлено, что на момент подачи заявления истца ФИО6 о назначении опекуном на основании вышеуказанных постановлений уже был утвержден опекун несовершеннолетних из числа близких родственников.

Постановления Администрации Октябрьского района от 08.10.2020г. №1338 и от 26.10.2020г. №1420 приняты на основании заявления ФИО7 с учетом представленных документов, в соответствии с нормами действующего законодательства, в установленный законом срок никем не оспорены и не отменены, прав и законных интересов каких либо граждан не нарушают.

Согласно п.9 вышеуказанных Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и отсутствием жилья, Орган опеки и попечительства на основании представленных документов и акта обследования жилищно-бытовых условий заявителя, принимает решение о назначении опекуна, либо решение об отказе в назначении опекуна с указанием причин отказа.

В силу ч.7 ст.11 ФЗ от 24.04.2008г. N48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, но не письма. Данным актом могут быть постановление, приказ или распоряжение. При этом в акте об отказе в назначении опекуна или попечителя должны быть указаны причины отказа.

Как следует из представленных материалов дела, вопрос об отказе в назначении опекуном ФИО6 в форме акта (в виде постановления, приказа или распоряжения) органом опеки и попечительства Администрации Октябрьского района не рассматривался, и, следовательно, и решение в виде акта об отказе в назначении опекуна не принималось, так как на момент подачи заявления административным истцом опекун в лице ФИО7 был уже назначен.

Следовательно, заявителем оспаривается письмо органа опеки и попечительства Администрации Октябрьского района от 23.10.2020г. №89.11-1368 об отказе в установлении опеки над несовершеннолетними ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое носит информационный, разъяснительный, а не правообразуюший и не право подтверждающий характер.

Кроме того, требования об отмене Постановления Администрации Октябрьского района Ростовской области от 08.10.2020 года об установлении предварительной опеки, так же не может быть удовлетворено, поскольку оно утратило силу ввиду издания постановления Администрации Октябрьского района от 26.10.2020г. №1420 об установлении опеки над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2.

Требования истца о признании незаконным и отмене постановления Администрации Октябрьского района от 26.10.2020г. №1420 об установлении опеки над несовершеннолетними ФИО1, так же не может быть удовлетворено, поскольку органом опеки не принималось решение об отказе в назначении ФИО6 опекуном. В материалах дела такое решение отсутствует. Согласно пояснениям представителя органа опеки и попечительства в судебном заседании, в связи с отсутствие всех необходимых документов, органом опеки и попечительства не рассматривался вопрос о назначении ФИО6 опекуном, оценка его личности не давалась, что является обязательным при назначении опекуном.

Истец, с заявлением о назначении его опекуном на постоянной основе над несовершеннолетними в отдел Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области, не обращался. Пакет документов, предусмотренный Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, в отдел Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области не предоставлял.

Вышеуказанные сведения, не могли быть получены органом опеки и попечительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Кроме того, письмом вх.№89.11-54 от 20.01.2021г. отдел Образования Администрации Октябрьского района Ростовской области ФИО6 повторно разъяснил порядок подачи документов на оформление опеки.

Срок исковой давности по правилам статьи 196 ГК РФ составляет три года, поэтому срок исковой давности на подачу иска по настоящему делу истцом не пропущен.

Однако, поскольку оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом государственной власти с соблюдением установленного порядка, их содержание соответствует требованиям нормативно - правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, интересам несовершеннолетних не противоречит, а так же не нарушают права и интересы истца, в удовлетворении заявленных требований ФИО6 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО6 – отказать.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 13.05.2021г..

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца, после изготовления мотивированного текста решения, с 17.05.2021 года.

Судья Е.А. Мамонова