Дело № 2-3085/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года г.Кунгур Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лутченко С.А.,
при секретаре Ачимовой Е.С.,
с участием прокурора Гильманова Д.Ф.,
представителя ответчиков: ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре гражданское дело по иску Пермского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о возложении обязанностей.
В обосновании своего требования прокурор указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, в ходе которой установлено, что в комнатах для длительных свиданий осужденных с родственниками количество имеющихся койко/мест является недостаточным и не соответствует нормативам предусмотренным Приказом Минюста от 02.06.2003 года № 130-дсп. Фактически на территории ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю имеется 3 комнаты (из расчета 6 койко/мест) и 3 места для проведения краткосрочных свиданий, что существенно нарушает права осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении и их родственников, поскольку с учетом лимита наполнения исправительной колонии общего режима в 1000 мест количество койко/мест в комнатах длительных свиданий должно составлять 85, для краткосрочных свиданий – 26. Поскольку финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ, то ответчики ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю являясь государственными органами, а также ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствии с компетенцией каждого из них должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю нарушений законов, предусматривающих создание необходимого количества комнат для проведения длительных свиданий осужденных с их родственниками. В связи с чем, просит возложить обязанности: на ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю в 24-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать необходимое количество комнат для проведения длительных свиданий осужденных с родственниками в соответствии с установленными действующим законодательством; на ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов связанных с оборудованием в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю необходимого количества комнат, для проведения длительных свиданий осужденных, вместимостью не менее 85 койко-мест, из расчета 8,5 % от лимита наполнения колонии, для проведения краткосрочных свиданий осужденных, вместимостью не менее 26 мест, из расчета 2,6 % от лимита наполнения колонии, в соответствии с требованиями п.7.1 (таблица 7) приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 1702 Минюста РФ»).
Прокурор в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив срок, до истечения которого ответчиками должны быть исполнены соответствующие обязанности: ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю в течение года со дня вступления в законную силу решения суда; ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю в течение года со дня выделения необходимых денежных средств.
Представитель ответчиков: ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, при этом пояснила, что ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы. Его учредителем является РФ. Функции и полномочия учреждения осуществляет ФСИН, собственником имущества учреждения является РФ в лице ФСИН. Здания и сооружения, расположенные на территории ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, построены и сданы в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до вступления в силу инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, в связи с чем нормы, установленные Инструкцией действуют со времени издания данного приказа, то есть с 02.06.2003г., поэтому при проектировании и строительстве зданий на территории исправительного учреждения эти нормы не могли быть соблюдены. Здания ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю не позволяют оборудовать на своих площадях необходимое количество комнат для проведения длительных и краткосрочных свиданий осужденных с родственниками. В настоящее время имеющееся количество комнат для проведения длительных свиданий обеспечивают потребность на 100%. Кроме того, жалоб от осужденных и их родственников по данному вопросу не поступало. Также указала, что основания для возложения на ФСИН России в части обеспечения финансирования для устранения выявленных прокурором нарушений не имеется. Имеющиеся у ФСИН России лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретного получателя бюджетных средств с указанием цели их использования. Целевое назначение освоения выделенных бюджетных средств предусмотрен требованиями Бюджетного кодекса РФ и состоит из включения выделенных финансовых средств в план-закупки, план график, проведение процедуры государственной закупки, заключение и исполнение государственного контракта, проведение экспертизы по факту приемки выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных учреждений на основании отдельно заключенных государственных контрактов и прочее, на что требуется необходимые временные затраты. Кроме того, прокурором не доказана обоснованность заявленных требований, не указано, какие права, и законные интересы неопределенного круга лиц нарушены и как они будут восстановлены в случае удовлетворения иска. Полагает, что ГУФСИН России по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком, так как не включено в структуру федеральных органов государственной власти. Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание УИС и реализацию возложенных на нее функций осуществляет ФСИН России, что препятствует возложению на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по финансированию устранения выявленных нарушений. В связи с чем, просит истцу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
Согласно ч.2 ст.1 УИК РФ, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Статья 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закрепляет обязанность исправительных учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений исполняющих наказания в соответствии со ст.38 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
Частью 3 ст.82, ст.ст.89,123 УИК РФ определено право осужденных на предоставление краткосрочных свиданий продолжительностью 4 часа и длительных свиданий продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения, регламентированы количество и периодичность предоставления свиданий осужденным, отбывающим наказание в обычных, облегченных и строгих условиях в исправительных колониях строгого режима.
В соответствии со статьей 89 УИК РФ и п.п. 69-70 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295), осужденным предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории ИУ. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии администрации ИУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника ИУ - с иными лицами. Количество лиц, допускаемых на длительное свидание, определяется с учетом вместимости комнат длительных свиданий и графика предоставления свиданий.
Согласно ст.99 УИК РФ осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.
Уставом ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю предусмотрено, что предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, правопорядка и законности в учреждении, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Установлено, что Приказом Минюста России от 14.03.2014 № 30 (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) «Об изменении вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений» лимит мест в ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю составляет 1000 мест /л.д.7/.
Нормы материально-бытового обеспечения осужденных, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями определены приказами Минюста России от 27.07.2006 № 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ № 512), от 02.06.2004 № 130-дсп "Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России)" (далее - Инструкция 130-дсп).
Согласно п.7 Инструкции № 130-дсп состав и вместимость основных зданий и помещений исправительного учреждения, за исключением колонии- поселения, следует принимать по таблице № 7, в соответствии с которой вместимость комнат для проведения длительных свиданий в исправительной колонии общего режима составляет 8,5 % от лимита наполнения исправительного учреждения, для проведения краткосрочных свиданий осужденных из расчета 2,6 от лимита наполнения колонии, в соответствии с требованиями п.7.1 (таблица 7) приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 1702 Минюста РФ»).
Реконструкция зданий не производилась, данный факт подтвержден техническим паспортом.
Следовательно, в исправительной колонии общего режима количество комнат длительных свиданий в расчете на 1000 человек должно составлять 85 мест, для краткосрочных свиданий – 26.
Обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю. Отсутствие достаточного количества комнат для проведения длительных свиданий не позволяет осужденным реализовать свое право, предусмотренное ст.89 УИК РФ, а также их родственников, которые в силу отсутствия необходимых помещений не могут прибыть на свидание с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, суд считает, что исковые требования в этой части обоснованны и подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования прокурора к ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю, суд приходит к следующему.
Государство взяло на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Согласно пп.3 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу пп.6 п.3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
В силу ст.9 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.
В соответствии с п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст.158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю.
В соответствии с п.5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п.1 и 4 Положения о ГУФСИН России по Пермскому краю, утвержденном приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, ГУФСИН России по Пермскому краю является территориальным органом ФСИН России, участником бюджетного процесса распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Согласно Уставу ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю (п.1.2) функции и полномочия учредителя данного учреждения - Российской Федерации осуществляет ФСИН.
В соответствии с п.4.3 Устава учреждения - ГУФСИН России по Пермскому краю доводит бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств до получателя - ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Источниками финансирования деятельности ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (п.5.8 Устава).
Таким образом, на территории Пермского края функции главного распорядителя денежных средств, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее полномочий, осуществляет ГУФСИН России по Пермскому краю.
Возложение на ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у Учреждения.
При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю (п.5.12 Устава).
Таким образом, ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю, являясь главными распорядителями бюджетных средств, обязаны для исполнения возложенных на них, а также на ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю государством обязанностей решать вопросы увеличения или объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами УИС с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования из внебюджетных источников.
Доводы ответчика о том, что здания и сооружения, расположенные на территории ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, построены и сданы в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ., а приказ Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп действует с момента его издания и относится к строительству новых исправительных учреждений, подлежит отклонению, поскольку указанным нормативным актом фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных.
Неприменение же Инструкции к исправительным учреждениям, построенным до 2003г., ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003г., что свидетельствует о нарушении прав осужденных.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам. Следовательно, государство приняло на себя обязательства обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Позиция о том, что невозможно произвести реконструкцию, расширение здания, где в настоящее время располагаются помещения для свиданий, не подтверждена соответствующими доказательствами.
Ссылка ответчика на отсутствие финансирования также не может быть принята судом во внимание, поскольку создание соответствующих условий для осужденных не ставится в зависимость от наличия или отсутствия финансирования и не может служить основанием к нарушению предусмотренного нормами действующего законодательства права осужденных на определенную длительность свиданий, а также достойные материально-бытовые условия.
Представленная справка о фактическом использовании комнат для свиданий, не исключает возможности удовлетворения иска и сама по себе не свидетельствует об отсутствии необходимости устранения выявленного недостатка, поскольку количество данных свиданий связано именно с наличием возможности их проведения, исходя из имеющихся комнат, что согласуется со ст.89 УИК РФ и п.п.69-70 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295), из которых следует, что количество лиц, допускаемых на длительное свидание, определяется с учетом вместимости комнат длительных свиданий и графика предоставления свиданий.
Суд, оценивая в порядке ст.ст.56 и 67 ГПК РФ все имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу, что требования прокурора к ответчикам - законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Присуждение к исполнению обязанностей, является одним из способов защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ).
Р Е Ш И Л:
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в течение года со дня вступления в законную силу решения суда организовать обеспечение расходов, связанных с оборудованием в Федеральном казенном учреждении исправительная колония № 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю необходимого количества комнат, для проведения длительных свиданий осужденных, вместимостью не менее 85 койко-мест, из расчета 8,5% от лимита наполнения колонии, для проведения краткосрочных свиданий осужденных, вместимостью не менее 26 мест, из расчета 2,6% от лимита наполнения колонии, в соответствии с требованиями п.7.1 (таблица 7) приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003г. № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста РФ)».
Обязать Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю в течение года со дня выделения необходимых денежных средств оборудовать необходимое количество комнат для проведения длительных и краткосрочных свиданий осужденных с родственниками в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: С.А.Лутченко