Дело № 2-3091/2021
УИД 76RS0014-01-2021-002435-38
Изготовлено 09.12.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль | 01 декабря 2021 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Жаварцовой Ю.Г.,
при секретаре Платоновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Сбербанк» о признании сделки недействительной, возложении обязанности произвести возврат денежных средств,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (далее - ПАО Сбербанк, Банк) с требованиями о признании кредитного договора №№ от 25 ноября 2020 года недействительным, либо просил приостановить его действие на период проведения расследования по факту мошенничества, обязать ПАО Сбербанк провести возврат зачисления в размере 440 000 рублей, проведенный через банкомат ПАО Сбербанк.
Исковые требования обосновывает тем, что 25 ноября 2020 года, неизвестные лица, представившиеся ему сотрудниками безопасности ПАО Сбербанк, позвонив ему по телефону, ввели в заблуждение, сообщив, что некие злоумышленники оформили кредитный договор и попросили содействия в выявлении преступников, для чего прибыть в ближайшее отделение ПАО Сбербанк и обналичить максимальную возможную сумму, которая имеется в кассе отделения, для указанной цели взять кредит, что он и сделал, оформив через личный кабинет сервиса Сбербанк Онлайн кредитный договор № № от 25.11.2020 года на сумму 527 727,27 рублей, в кассе отделения он смог получить наличными 455 000 рублей, 440 000 рублей были отправлены им по указанному мошенниками счету путем внесения наличных средств в банкомат ПАО Сбербанк. После совершения всех действий злоумышленники перестали выходить на связь, он понял, что стал жертвой мошенников, о чем сообщил в ОМВД России по Дзержинскому городскому району путем подачи заявления. Вместе с тем, считает сделку недействительной, совершенной под влиянием обмана третьих лиц, кредит сотрудниками банка был оформлен через личный кабинет сервиса Сбербанк Онлайн без проверки с помощью голосового помощника, либо иных средств защиты со стороны ПАО Сбербанк, он постоянно находился на телефонной связи с мошенниками, в том числе во время обналичивания денежных средств, на что никто из сотрудников банка не отреагировал, сотрудниками банка допущена халатность при проверке его волеизъявления на заключение кредитного договора и при обналичивании денежных средств. Факт обмана со стороны третьего лица будет доказан в ходе уголовного дела.
Ответчиком ПАО Сбербанк в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 28-32), в котором ответчик указывает, что не согласен с заявленными истцом требованиями, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Также указывает, что 31.03.2015 на основании заявления на банковское обслуживание между ПАО Сбербанк и истцом был заключен договор банковского обслуживания №№. ФИО1 является владельцем дебетовой карты Maestro Социальная, счет карты №№. Истец в Заявлении на банковское обслуживания и в заявлении на выпуск карты подтвердил факт уведомления о размещении Условий банковского обслуживания, Памятки держателя карт ПАО Сбербанк, Памятки по безопасности при использовании карт, Руководства по использованию системы «Сбербанк-онлайн» и услуги «Мобильный банк» на официальном сайте ПАО Сбербанк/в подразделениях ПАО Сбербанк и о возможности ознакомления с указанными документами, а также подтвердил свое согласие с указанными документами и обязался их выполнять, согласился на подписание документов в электронном виде в соответствии с правилами электронного взаимодействия, являющимися неотъемлемой частью договора банковского обслуживания (далее - ДБО). Под услугой «Мобильный банк» понимается удаленный канал обслуживания Банка, обеспечивающий Клиентам возможность направлять в Банк Запросы и получать от Банка Информационные сообщения в виде SMS-сообщений на Мобильном устройстве в любое время с использованием абонентского номера подвижной радиотелефонной связи, предварительно зарегистрированного в Банке для доступа к SMS-банку (Мобильному банку) (п. 2.64 Условий). Согласно пп. 2.12. Приложения №1 к Условиям электронные документы (сообщения), направленные Клиентом в Банк посредством услуги «Мобильный банк», имеют юридическую силу документов на бумажных носителях, заверенных собственноручной подписью Клиента, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и порождают аналогичные документам на бумажных носителях права и обязанности Клиента и Банка по ДБО. Данные документы в электронной форме могут служить доказательством в суде. После получения банковской карты Истец получил возможность совершать определенные ДБО операции по своим счетам Карт, счетам, вкладам и другим продукт в Банке через Удаленные каналы обслуживания (п. 1.5 Условий). Истцом была подключена услуга «Мобильный банк» к телефонному номеру +<данные изъяты>. Система «Сбербанк Онлайн» («Сбербанк Онлайн») - удаленный канал обслуживания Банка, автоматизированная защищенная система дистанционного обслуживания Клиента через Официальный сайт Банка в сети Интернет, а также Мобильное приложение Банка (п. 2.46 Условий). Подключение Клиента к «Сбербанк Онлайн» осуществляется при условии наличия у Клиента действующей Карты, для которой Клиент зарегистрировал в Банке номер мобильного телефона для доступа к SMS-банку (Мобильному банку) по Карте (п.5 Приложения 1 к Условиям). Доступ Клиента к услугам Системы «Сбербанк Онлайн» осуществляется условии его успешной Идентификации на основании ФИО2 (Идентификат пользователя) и/или Биометрических персональных данных Клиента и Аутентификации на основании Постоянного пароля и/или Одноразового пароля и/или на основании положительного ответа от автоматизированной системы Банка о степени схожести биометрических персональных данных Клиента с Биометрическими персональными данными, имеющимися в Базе данных Банка. Подключившись к системе «Сбербанк Онлайн», истец получил возможность осуществлять различные операции через указанную систему, в том числе заключать кредитные договоры и осуществлять операции по своим счетам и картам. Таким образом, Истец на момент заключения оспариваемого кредитного договора являлся постоянным и опытным пользователем системы «Сбербанк Онлайн». Порядок заключения договоров в электронном виде между клиентом и Банком регулируется Договором банковского обслуживания (далее - ДБО) и положениями Федерального закона «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ (далее - Закон об ЭП). Сделки, заключенные путем передачи в Банк распоряжений Клиента, подтвержденных с применением средств идентификации и аутентификации Клиента, предусмотренных ДБО, удовлетворяют требованиям совершения сделок в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством, и влекут последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершенных при физическом присутствии лица, совершающего сделку. 25.11.2021 между Истцом и ПАО Сбербанк был заключен кредитный договор №№, в соответствии с которым Истцу был предоставлен кредит в сумме 522 727,27 руб. на срок 60 мес. под 14,9% годовых. Кредит был оформлен через Систему «Сбербанк Онлайн». Для получения кредита клиентом был осуществлен вход в систему Сбербанк Онлайн. При входе и проведении операций были использованы правильный логин, постоянный и одноразовые пароли, которые согласно Условиям предоставления услуг Сбербанк Онлайн являются аналогом собственноручной подписи клиента, что подтверждается протоколом совершения операций в автоматизированной системе «Сбербанк-Онлайн». ФИО1 была сделана заявка на потребительский кредит. В личном кабинете системы «Сбербанк Онл@йн» имеется раздел «Кредит». Клиент осуществил вход в данный раздел, оформил заявку на получение требуемой ему суммы на предложенных условиях путем нажатия клавиши «оформить заявку» в интерфейсе программы, подтвердил полноту и достоверность введенной им информации путем корректного введения одноразового пароля в интерфейсе системы «Сбербанк Онлайн», направленного на номер мобильного телефона принадлежащий истцу, и нажатием клавиши «отправить заявку» направил сформированную заявку-анкету Банку. Все смс-сообщения с кодами подтверждения операций направлялись Банком на телефон истца +№, подключенный к услуге Мобильный банк и корректно введены истцом в интерфейсе системы «Сбербанк Онлайн». Никто, кроме клиента, не мог получить коды подтверждения для совершения операций по входу в личный кабинет Сбербанк Онлайн, направлению анкеты на кредит и подписанию кредитного договора. Следовательно, все операции могли быть совершены исключительно истцом. Факт оформления кредитного договора Истцом не оспаривается. Банк исполнил свои обязательства по Кредитному договору, предоставив в распоряжение Истца денежные средства в сумме кредита путем зачисления указанной суммы на счет банковской карты Истца №№, который был указан как счет для зачисления кредита. Данные обстоятельства подтверждаются отчетом по банковской карте Истца (счет № №). Таким образом, между Истцом и Банком был заключен кредитный договор в полном соответствии с действующим законодательством. Следует отметить, что доказательств неправомерных действий банка, за которые на него могла бы быть возложена ответственность за убытки, понесенные истцом, в материалы дела стороной истца не представлено. При этом направления использования кредитных средств заемщик определяет самостоятельно. Со счета Истца, на который были зачислены кредитные денежные средства, осуществлялись расходные операции (снятие наличных денежных средств). Данные операции должны рассматриваться как пользование Истцом кредитными денежными средствами, а, соответственно, подтверждение своими конклюдентными действиями заключенности и действительности кредитного договора. В отчете по банковской карте отражены расходные операции по переводу денежных средств на счет Истца №№ на сумму 455000 руб. В этот же день с вышеуказанного счета истцом получены наличные денежные средства в сумме 455000 руб., что Истцом не оспаривается. Таким образом, после получения кредита Истец распорядился полученными от банка денежными средствами. Истцом не предоставлено доказательств недействительности сделки, отсутствуют основания применения ст. 179 ГК РФ. Довод Истца о том, что сотрудниками банка была проявлена халатность при проверке волеизъявления при оформлении кредитного договора, выразившаяся отсутствии звонка голосового помощника и смс-уведомления, не соответствуют материалам гражданского дела. В соответствии с пунктом 4.22 Условий банковского обслуживания клиент об обеспечить безопасное, исключающее несанкционированное использование, хранение Средств доступа, предусмотренных Условиями банковского обслуживания, не передавать Средства доступа третьим лицам. В случае утраты Средств доступа, ПИНа или Карты, а также в случае возникновения риска незаконного использования Средств доступа или Карты, Клиент обязан немедленно уведомить об этом Банк через доступные каналы (Подразделение Банка, Контактный Центр Банка). В соответствии с п.6.3-6.11 Условий:
• Банк не несет ответственности в случае, если информация о Счетах Клиента, Карте, Контрольной информации Клиента, Логине (Идентификаторе пользователя), паролях Системы «Сбербанк Онлайн», Коде клиента или проведенных Клиентом операциях станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата информации в каналах связи во время их использования.
• Банк не несет ответственности в случае, если информация о Карте, ПИНе, Контрольной информации Клиента, Логине (Идентификаторе пользователя), паролях Системы «Сбербанк Онлайн», Коде клиента станет известной иным лицам в результате недобросовестного выполнения Клиентом условий их хранения и использования.
• Банк не несет ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, и в тех случаях, когда с использованием предусмотренных банковскими правилами и ДБО процедур Банк не мог установить факта выдачи распоряжения неуполномоченными лицами.
• Банк не несет ответственности в случаях невыполнения Клиентом условий ДБО. Исходя из того, что заключение кредитного договора было осуществлено посредством использования удаленных каналов обслуживания (системы «Сбербанк онлайн», услуги «Мобильный банк»), доступ к которым мог иметь только Истец либо лицо с согласия Истца при разглашении Истцом данных карты, неправомерно возложение на Банк ответственности за указанные операции. Для защиты интересов Клиентов, пользующихся услугами удаленного управления счетами, Банком принимаются надлежащие меры, обеспечивающие безопасность используемых им программно-аппаратных средств, в том числе, исключающих возможность получения средств идентификации и аутентификации клиента посторонними лицами. Ответчик просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, в целом аналогичные тексту искового заявления, также полагал, что о добросовестности его поведения свидетельствует тот факт, что ранее им был получен кредит, который в полном объеме был погашен.
Представитель ответчика ПАО Сбербанк по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменного отзыва на исковое заявление.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является владельцем дебетовой карты Maestro Социальная, счет карты №№ на основании заявления на банковское обслуживание между ПАО Сбербанк и истцом был заключен договор банковского обслуживания №№.
При этом, обращаясь в Банк ФИО1 подтвердил факт уведомления о размещении Условий банковского обслуживания на официальном сайте ПАО Сбербанк /в подразделениях ПАО Сбербанк/ и о возможности ознакомления с указанными документами, а также подтвердил свое согласие с указанным документом и обязался его выполнять, согласился на подписание документов в электронном виде в соответствии с правилами электронного взаимодействия, являющимися неотъемлемой частью дистанционного банковского обслуживания.
В пунктах 1.1, 1.2 Условий банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк (далее Условия БОФЛ) предусмотрено, что настоящие условия банковского обслуживания физических лиц и заявление на банковское обслуживание, надлежащим образом заполненное и подписанное клиентом, в совокупности являются заключенным между клиентом и ПАО Сбербанк договором банковского обслуживания (далее - ДБО). Удаленные каналы обслуживания - каналы/устройства Банка, через которые Клиенту могут предоставляться услуги, предусмотренные ДБО: Устройства самообслуживания Банка, Официальный сайт Банка, «Сбербанк Онлайн», «Мобильный банк», Контактный Центр Банка, Электронные терминалы у партнеров (п. 2.53 Условий).
Пунктом 3.9.1 Условий предусмотрено, что в рамках ДБО Клиент имеет право заключать с Банком кредитный(ые) договор(ы), в том числе с использованием Системы «Сбербанк Онлайн», в целях чего Клиент имеет право: обратиться в Банк с заявлением(-ями)-анкетой(-ами) на получение потребительского кредита (далее - кредит); в случае принятия Банком положительного решения о возможности предоставления кредита инициировать заключение кредитного договора, которое производится путем направления Клиентом в Банк предложения о заключении кредитного договора в виде Индивидуальных условий «Потребительского кредита» в соответствии с «Общими условиями предоставления, обслуживания и погашения кредитов для физических лиц по продукту Потребительский кредит», опубликованными на Официальном сайте Банка и размещенными в подразделениях Банка, осуществляющих операции кредитования физических лиц, и последующего акцепта Банком полученных Индивидуальных условий «Потребительского кредита».
Согласно пункту 3.9.2 Условий проведение кредитных операций в Системе «Сбербанк Онлайн» осуществляется с учетом требований Порядка предоставления ПАО Сбербанк услуг через Удаленные каналы обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка УКО услуга «Сбербанк Онлайн» - автоматизированная защищенная Система дистанционного обслуживания Клиента через Официальный сайт Банка в сети Интернет, а также Мобильные приложения Банка, обеспечивающая, помимо прочего, возможность совершения Клиентом операций по Счетам Карт, вкладам и иным Счетам, открытым в Банке, а также оказания Клиенту иных финансовых услуг (далее – услуги); возможность совершения действий по получению от Банка, формированию, направлению в Банк Электронных документов (в том числе для целей заключения договоров между Клиентом и Банком), а также по подписанию Электронных документов Аналогом собственноручной подписи Клиента (далее - действия).
В силу пункта 3.7 Порядка УКО доступ Клиента к услугам Системы «Сбербанк Онлайн» осуществляется при условии его успешной Идентификации и Аутентификации.
На основании пункта 3.8 Порядка УКО операции в Системе «Сбербанк Онлайн» Клиент подтверждает Одноразовым паролем, который вводится при совершении операции в Системе «Сбербанк Онлайн», либо путем нажатия при совершении операции кнопки «Подтверждаю», либо ввода команды подтверждения. Одноразовые пароли Клиент может получить: в SMS-сообщении, отправленном на номер мобильного телефона, подключенного Клиентом к Услуге «Мобильный банк»; в Push-уведомлении (при выборе данного способа получения Одноразового пароля в Системе «Сбербанк Онлайн»).
Как предусмотрено пунктом 3.9 Порядка УКО, аналогом собственноручной подписи Клиента, используемым для целей подписания Электронных документов в Системе «Сбербанк Онлайн» является Одноразовый пароль/ нажатие кнопки «Подтверждаю».
Электронные документы, в том числе договоры и заявления, подписанные с использованием Аналога собственноручной подписи, признаются Банком и Клиентом равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, и могут служить доказательством в суде. Указанные документы являются основанием для проведения операций Банком и совершения иных действий (сделок). Сделки, заключенные путем передачи в Банк распоряжений Клиента, подтвержденных с применением средств Идентификации и Аутентификации Клиента, предусмотренных ДБО, удовлетворяют требованиям совершения сделок в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством, и влекут последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершенных при физическом присутствии лица, совершающего сделку.
Порядок функционирования Системы «Сбербанк Онлайн» позволяет достоверно установить, что формируемые и передаваемые внутри Системы "Сбербанк Онлайн" Электронные документы исходят от сторон по Договору.
По факту заключения договора в электронной форме Банк направляет Клиенту на все номера мобильных телефонов, подключенных к Услуге «Мобильный банк», SMS-сообщение и/или Push-уведомление на Мобильное устройство Клиента с установленным Мобильным приложением Банка о заключении договора, которое является подтверждением заключения такого договора.
В силу пункта 3.15 Порядка УКО для отправки Клиенту Одноразовых паролей и подтверждений об операциях в Системе «Сбербанк Онлайн» используется номер мобильного телефона Клиента, зарегистрированный в «Мобильном банке». Отправка Банком Клиенту сообщений, содержащих Одноразовые пароли, осуществляется в рамках Услуги «Мобильный банк» посредством SMS-сообщений и/или Push-уведомлений.
В силу пункта 6.1 Условий стороны несут ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями ДБО.
Согласно пунктам 6.2 - 6.5, 6.10 Условий Банк не несет ответственности за сбои в работе электронной почты, сети Интернет, сетей связи, возникшие по не зависящим от Банка причинам и повлекшие за собой несвоевременное получение или неполучение Клиентом уведомлений Банка и Отчетов по Карте/Выписок/Справок. Банк освобождается от имущественной ответственности в случае технических сбоев (отключение/повреждение электропитания и сетей связи, сбой программного обеспечения процессингового центра и Базы данных Банка, технические сбои в платежных системах), а также в иных ситуациях, находящихся вне сферы контроля Банка, повлекших за собой невыполнение Банком условий ДБО и/или договоров, заключаемых в рамках ДБО. Банк не несет ответственности за искажение Отчетов по Карте/Выписок/Справок или несанкционированный доступ к ним третьих лиц при передаче по сети Интернет на адрес электронной почты Клиента, указанный в заявлении установленной Банком формы (Заявление на банковское обслуживание/Заявление об изменении информации о Клиенте, иное заявление, установленной Банком формы, оформленное Клиентом в рамках ДБО). Банк не несет ответственности в случае если информация о Счетах Клиента, Карте, Контрольной информации Клиента, Логине (Идентификаторе пользователя), паролях Системы "Сбербанк Онлайн", Коде клиента или проведенных Клиентом операциях станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата информации в каналах связи во время их использования. Банк не несет ответственности в случае если информация о Карте, ПИНе, Контрольной информации Клиента, Логине (Идентификаторе пользователя), паролях Системы "Сбербанк Онлайн", Коде клиента станет известной иным лицам в результате недобросовестного выполнения Клиентом условий их хранения и использования. Банк не несет ответственности за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, и в тех случаях, когда с использованием предусмотренных банковскими правилами и ДБО процедур Банк не мог установить факта выдачи распоряжения неуполномоченными лицами. Клиент несет ответственность за все операции, проводимые в Подразделениях Банка, через Устройства самообслуживания, Систему "Сбербанк Онлайн", Контактный Центр Банка посредством Услуги "Мобильный банк", с использованием предусмотренных Условиями банковского обслуживания средств его Идентификации и Аутентификации.
Поскольку после получения банковской карты ФИО1 получил возможность совершать определенные дистанционным банковским обслуживанием операции через удаленные каналы обслуживания, то соответственно распоряжения ФИО1 в форме СМС-сообщения, совершенные посредством услуги «Мобильный банк» по номеру телефона, указанному при регистрации, должны рассматриваться как документы, заверенные собственноручной подписью и имеющие юридическую силу документов на бумажном носителе.
Услуга была подключена к номеру телефона, указанному ФИО1 в заявлении на банковское обслуживание.
По результатам рассмотрения заявки ФИО1 ПАО Сбербанк одобрен кредит (акцепт оферты) на цели личного потребления на условиях возвратности, срочности, платности: в размере 522 727,27 руб. под 14,90% годовых, на срок 60 мес., с погашением аннуитетными платежами в платежную дату. 25.11.2021 года между ФИО1 и ПАО Сбербанк заключен кредитный договор №№, в соответствии с которым ФИО1 был предоставлен кредит на вышеуказанных условиях. Данный договор подписан простой электронной подписью ФИО1
Во исполнение кредитного договора денежные средства по кредитному договору зачислены Банком на счет банковской карты ПАО Сбербанк, выданной ФИО1
Впоследствии денежные средства переведены на счет истца и сняты наличными лично ФИО1 в размере 455 000 рублей, что последним не оспаривается, ФИО1 распорядился полученными денежными средствами самостоятельно.
Руководствуясь статьями 160, 162, 167, 168, 178, 179, 434, 819, 820, 845, 848 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием», Положением Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, оценив доказательства по правилам статей 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку заключенный между сторонами кредитный договор от 25 ноября 2021 года №№ был оформлен через систему «Сбербанк Онлайн» с использованием правильного логина, постоянного и одноразовых паролей, которые согласно Условиям предоставления услуги «Сбербанк Онлайн» являются аналогом собственноручной подписи клиента, следовательно, кредитный договор, заключенный с ФИО1 посредством сервиса «Мобильный банк», с использованием правильных сообщений и кодов подтверждения, имеет юридическую силу документа на бумажном носителе, заверенного собственноручной подписью, оформлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и порождает права и обязанности ФИО1 и ПАО Сбербанк по кредитному договору.
Доводы истца о том, что в отношении него неизвестным лицом совершены мошеннические действия, о чем свидетельствует наличие постановления о возбуждение уголовного дела по факту завладения обманным путем денежными средствами, не свидетельствует о совершении Банком неправомерных действий в отношении ФИО1 и наличии оснований для признания заключенного сторонами договора недействительным, по основаниям, предусмотренным статьями 167, 178, 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку именно истец несет ответственность за проводимые операции с использованием средств его идентификации и аутентификации. Объективных и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемая сделка была заключена помимо воли истца, что он действовал под влиянием существенного заблуждения, которое возникло вследствие обстоятельств, за которые отвечает именно ответчик, из материалов дела не усматривается.
Положениями ст. 178 ГК РФ установлено, что сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел. При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если: сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.; сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; сторона заблуждается в отношении природы сделки; сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
Согласно статье 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Как разъяснено в п. 99 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки. При этом подлежит установлению умысел лица, совершившего обман.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исходя из установленных по делу обстоятельств применительно к требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон, суд полагает, что ответчиком не представлено достоверных доказательств в подтверждение недействительности сделки по указанному им основанию, в связи с чем, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья | Ю.Г.Жаварцова |