Дело № 2-3097/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2022 года г. Коломна Московской области
Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шолгиной О.И., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к товариществу собственников недвижимости (садоводческому некоммерческому товариществу) «<данные изъяты>» о признании недействительным решения общего собрания СНТ «<данные изъяты>», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ б/н о создании СНТ «<данные изъяты>»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к товариществу собственников недвижимости (садоводческому некоммерческому товариществу) «Черкизово» о признании недействительным решения общего собрания СНТ «Черкизово», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ б/н о создании СНТ «<данные изъяты>».
В обоснование исковых требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ, при размещении на доске объявлений информации о предстоящем общем собрании членов Товарищества собственников недвижимости (садоводческого некоммерческого товарищества) «<данные изъяты>» (далее - СНТ «<данные изъяты>»), истцу стало известно, что неустановленные лица приняли решение и совершили действия для регистрации на территории СН СНТ «Коломенские сады», членом которого является истец, что отражено в реестре членов СН СНТ «Коломенские сады», нового юридического лица - СНТ «<данные изъяты>». Данное юридическое лицо было зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, решение о создании ответчика принято ДД.ММ.ГГГГ (Протокол б/н от ДД.ММ.ГГГГ), что отражено в выписке из ЕГРЮЛ юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ.
Полное наименование - Товарищество собственников недвижимости (садоводческое некоммерческое товарищество) «<данные изъяты>».
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от ответчика, указана ФИО3, председатель товарищества.
Местом нахождения СНТ «<данные изъяты>» указано: <адрес>. Основным видом деятельности ответчика является «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе» (код 68.32.).
Истец считает решение собрания о создании СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ничтожным с силу следующего:
На момент создания СНТ «<данные изъяты>» его учредители не имели ни единства территории (общей границы), ни обслуживающей их инфраструктуры, ни имущества общего пользования, находящегося в их общей долевой собственности или в общем пользовании, что является нарушением требований Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что ведет к признанию Решения о создании (оформленное протоколом) недействительным. В нарушение п. 1 ст. 123.12 ГК РФ, учредители СНТ «<данные изъяты>» не имели на момент создания СНТ «<данные изъяты>» и его государственной регистрации общего имущества, находящегося, в силу закона, в их общей собственности или в общем пользовании.
Ответчиком нарушен порядок проведения общего собрания собственников недвижимости о создании СНТ «<данные изъяты>». В границы территории СН СНТ «Коломенские сады» входят, включая истца, <данные изъяты> членов - физических лиц - правообладателей, в том числе собственников садовых земельных участков и домовладений, а также более <данные изъяты> граждан (правообладателей земельных участков и домовладений, не являющиеся членами СН СНТ «Коломенские сады»), которые осуществляют ведение садоводства в индивидуальном порядке. Собственники недвижимости (вышеуказанные физические лица) о времени и месте проведения собрания ДД.ММ.ГГГГ уведомлены не были. При наличии более <данные изъяты> собственников объектов недвижимости на территории СН СНТ «Коломенские сады», которую ответчик незаконно включил в свою территорию, и требований ГК РФ, решение о создании подобного объединения должно приниматься именно всеми указанными собственниками. Законных оснований принимать решения о правах и обязанностях в отношении более <данные изъяты> граждан, а также, по сути, в отношении истца, у <данные изъяты> собственников недвижимости нет и не может быть, иное противоречило бы основным началам гражданского законодательства, в том числе принципам равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Истец считает, что кворума на собрании ДД.ММ.ГГГГ по созданию СНТ «<данные изъяты>» не имелось. Участвовать в очном голосовании собственникам недвижимости не предлагалось, решения по вышеуказанным вопросам собственниками недвижимости не принималось и не подписывалось, участие в собрании истец не принимал.
На момент создания СНТ «<данные изъяты>» (ДД.ММ.ГГГГ) правовое положение садоводческих, огороднических объединений, в том числе, особенности их гражданско-правового положения регулировалось Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п. 2 ст. 181.1 ГК РФ, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, собственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии со ст. 181.2 ГК РФ, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Согласно ст. 181.5 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом ничтожным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
- принято при отсутствии необходимого кворума.
Из смысла приведенных положений законодательства следует, что оспариваемое решение общего собрания может быть признано судом ничтожным в случае нарушения закона, регулирующего указанные процедурные вопросы.
На основании оспариваемого решения собрания от ДД.ММ.ГГГГ на территории СНТ СН «Коломенские сады» организовано две некоммерческие организации: СН СНТ «Коломенские сады» (с ДД.ММ.ГГГГ года), членом которой является истец и ответчик СНТ «<данные изъяты>» (с 2022 года).
Создание дублирующей структуры управления одной и той же территорией является нарушением интересов истца, который опасается, что ему могут начать приходить требования об оплате услуг от обеих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. При этом ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 года № 217 ФЗ содержит императивное требование: «Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества».
Федеральным законом от 29.07.2017 года № 217-ФЗ установлен прямой запрет на включение участков в границы территории садоводства. В ч. 9 ст. 23 Федерального закона № 217-ФЗ указано: запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества. В данном случае, земельный участок истца незаконно включили в территорию СНТ «Черкизово».
Формальное соблюдение требований к проведению оспариваемого общего собрания при наличии недобросовестности, выразившейся в создании дублирующей структуры управления одной и той же территорией, и при наличии соответствующего законодательного запрета является основанием для признания оспариваемого решения собрания от ДД.ММ.ГГГГ недействительным на основании п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ в совокупности со ст. 10 Гражданского кодекса РФ
Территория СН СНТ «Коломенские сады» представляет собой обособленную территорию, на которую невозможно попасть, кроме как через пропускной пункт. На территории СН СНТ «Коломенские сады» имеются дороги и проезды, которые используются вышеуказанными физическими лицами (более <данные изъяты> человек).
СН СНТ «Коломенские сады», на основании Устава заключены договоры: на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ № №, на хранение имущества ликвидируемого СН СНТ «Коломенские сады (бывш. ДНП «Коломенские сады») от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, о технологическом присоединении к электросетям, обеспечивающим освещение территории СН СНТ «Коломенские сады» от ДД.ММ.ГГГГ № И-№, В собственности СН СНТ «Коломенские сады» имеются земельный участки с кадастровыми номерами № общей площадью <данные изъяты> кв.м, на которых расположен противопожарный пруд и скважина водозаборная, а так же участок площадью <данные изъяты> кв. м. кадастровый № с расположенном на нем детским игровым комплексом.
Постановлением Главы Коломенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении списка адресов, необходимого для внесения в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС)» был утвержден и внесен Федеральную информационную адресную систему (ФИАС) адрес: Российская федерация, <адрес>, Коломенский городской округ, <адрес>, ДНП «Коломенские сады» - территория ДНП, расположенной в кадастровом квартале №, вблизи села <данные изъяты>, а постановлением Главы Коломенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О присвоении адресов улицам на территории дачного некоммерческого партнерства «Коломенские сады» Коломенского городского округа» были присвоены адреса улицам, расположенным на территории дачного некоммерческого партнерства «Коломенские сады», в связи с чем на публичной карте территория ДНП «Коломенские сады» (определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дело № № признано несостоятельным (банкротом)), отображается как единая территория, на которой с момента ее регистрации осуществляет свою деятельность - СН СНТ «Коломенские сады», членом которой является истец.
Необходимость для СН СНТ «Коломенские сады» подготовки документации по планировке территории в настоящее время отсутствует, так как сведения о его границах соответствуют сведениям, указанным в ЕГРН в отношении земельных участков физических лиц, чьи земельные участки расположены в пределах границ территории СН СНТ «Коломенские сады». Закон № 217-ФЗ не предусматривает обязанности для товариществ, созданных до вступления в силу закона 217-ФЗ, к которым относится СН СНТ «Коломенские сады», обеспечивать подготовку документации по планировке территории.
Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Коломенские сады» было создано на основании решения учредителей (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) и зарегистрировано в налоговом органе в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно утвержденному уставу СН СНТ «Коломенские сады» представляет собой добровольное объединение граждан - собственников недвижимых вещей (недвижимости, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков, расположенных на них жилых домов, дачных домов и т.п.) созданными ими для совместного использования имущества (вещей), в силу закона находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании, созданным в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, других законодательных или иных нормативных актов.
Пунктом 2.1 Устава СН СНТ «Коломенские сады» предусмотрено, что предметом деятельности товарищества является совместное использование имущества (вещей), в силу закона, находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании, распоряжение общим имуществом и управление им в установленном порядке.
Место нахождения товарищества установлено: <адрес> (п. 1.6 Устава).
Территория ведения садоводства СН СНТ «Коломенские сады» - это бывшая территория ДНП «Коломенские сады» (ИНН:№ ОГРН: №, определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Дело № № признано несостоятельным (банкротом)).
В настоящее время членами СН СНТ «Коломенские сады» являются <данные изъяты> физических лиц - собственников садовых земельных участков, расположенных в пределах границ территории садоводства.
Остальные лица, а их более <данные изъяты> (правообладатели земельных участков, не являющиеся членами товарищества) осуществляют ведение садоводства в индивидуальном порядке.
В границах земельных участков владельцев недвижимости, расположенных в СН СНТ «Коломенские сады», существуют единые для всех садоводов элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания всех земельных участков.
Члены СН СНТ «Коломенские сады», а также владельцы земельных участков, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, вносят плату, в том числе, на создание, приобретение и содержание общего имущества.
С момента государственной регистрации, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, СН СНТ «Коломенские сады» осуществляет свою деятельность в соответствии с целями, установленными уставом товарищества, в том числе, создание, приобретение и совместное владение и пользование имуществом, находящимся в общей собственности и в общем пользовании граждан.
Учитывая вероятные затруднения при уведомлении членов СНТ, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 65 названного постановления разъяснил, что юридически значимое сообщение (уведомление) может осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети «Интернет» информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании и т.п.).
Информация о намерениях была размещена на информационном стенде на территории СН СНТ «Коломенские сады» ДД.ММ.ГГГГ. Такая форма информирования используется с ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с тем, что между истцом и ответчиком сложились с ДД.ММ.ГГГГ года конфликтные взаимоотношения и ответчик всячески препятствует получению какой либо информации, связанной с деятельностью СНТ «Черкизово», а в соответствии со ст. 21Федерального закона № 217-ФЗ, заверенные копии протоколов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, или заверенные выписки из данных протоколов предоставляются членам товарищества по их требованию или по требованию лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (если в данных протоколах содержится указание на решения, принятые общим собранием членов товарищества по вопросам, предусмотренным пунктами 4 - 6, 21 и 22 статьи части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона), а также органам государственной власти или органам местного самоуправления в случае, если сведения, содержащиеся в таких протоколах, могут быть запрошены данными органами в соответствии с их полномочиями, предусмотренными федеральным законом, а в пунктах 4 - 6, 21 и 22 статьи части 1 статьи 17 не перечислены вопросы связанные с учреждением товариществ. Так же учитывая тот факт, что для получения копии протокола необходимо оплатить стоимость изготовления копии (п. 6 Устава СНТ «Черкизово»), а стоимость определяется на общем собрании, протокол которого истец не может получить без предварительной оплаты, получение копии протокола от ДД.ММ.ГГГГ становится невозможным для истца.
Просит суд признать недействительным решение общего собрания СНТ «<данные изъяты>» оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ б/н о создании СНТ «<данные изъяты>» расположенного по адресу: 140404<адрес>
Истец ФИО2, в судебном заседании поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
Представитель истца на основании ст. 53 ГПК РФ ФИО5, в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что истцу стало известно, что неустановленные лица приняли решении и совершали действия для регистрации на территории СН СНТ «Коломенские сады», членом которого является истец нового юридического лица - СНТ «<данные изъяты>». Об этом истец узнал из информации, размещенной на доске объявлений, о предстоящем собрании членов Товарищества собственников недвижимости (садоводческого некоммерческого товарищества) «<данные изъяты>». СНТ «<данные изъяты>» было зарегистрировано как юридическое лицо, основным видом деятельности которого является «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе». Ответчиком нарушен порядок проведения общего собрания собственников недвижимости о создании СНТ «<данные изъяты>». Члены СН СНТ «Коломенские сады», правообладатели, собственники недвижимости, входящей в границы СН СНТ «Коломенские сады» не были уведомлены надлежащим образом о предстоящем собрании. Кворума на собрание по созданию СНТ «<данные изъяты>» не имелось. В соответствии со ст. 181.2 ГК РФ, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, при этом в собрании должно участвовать не менее <данные изъяты>% от общего числа участников. Согласно ст. 181.5 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом ничтожным при нарушении требований закона. Истец считает решение собрания о создании СНТ «<данные изъяты>» ничтожным. На территории СН СНТ «Коломенские сады» организованно две некоммерческие организации СН СНТ «Коломенские сады», членом которой является истец и СНТ «Черкизово», создание дублирующей структуры управления на одной и той же территории является нарушением интересов истца. Законом № 217-ФЗ установлен прямой запрет на включение участков, принадлежащих лицам не являющимися учредителями товарищества. В данном случае, земельный участок истца незаконно включили в территорию СНТ «<данные изъяты>». Был нарушен порядок проведения общего собрания собственников недвижимости о создании СНТ «Черкизово». На момент создания данное юридическое лицо не имело ни единства территории, ни обслуживающей инфраструктуры, ни имущества общего пользования. Собрание было проведено с нарушениями.
Представитель ответчика СНТ «<данные изъяты>» по доверенности ФИО6, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представил письменные возражения, согласно которым, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица председатель СН СНТ «Коломенские сады» ФИО7, в судебном заседании поддержала требования истца, просила иск удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 123.12 ГК РФ, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В силу п. п. 1, 2 ст. 65.1 ГК РФ товарищество собственников недвижимости является корпоративной организацией, учредители (участники) которой обладают правом участия (членства) в ней, формируют ее высший орган и приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.
Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Товарищество собственников недвижимости считается созданным с момента его государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
В силу п. 4.1. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьями 5, 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ, записи в едином государственном реестре юридических лиц должны носить достоверный характер. При этом подпункт "а" п. 1.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации, к числу заявителей при внесении в реестр юридических лиц изменений относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
Статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ предусматривалось, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с ч. 5 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы: заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах; решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины; сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией; при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ, учредительным документом некоммерческих организаций, в том числе является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации.
Согласно ч. 4 ст. 49 ГК РФ гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
На момент создания ТСН «Коломенские сады» (ДД.ММ.ГГГГ) правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе, особенности их гражданско-правового положения регулировалось Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России N 7 по <адрес> было зарегистрировано ТСН «Коломенские сады», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-30), протоколом N 1 общего собрания учредителей СН ТСН «Коломенские сады» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-35).
СН ТСН «Коломенские сады» в силу положений Устава и требований, установленных ГК РФ и Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Согласно утвержденному уставу СН ТСН «Коломенские сады» представляет собой добровольное объединение граждан - собственников недвижимых вещей (недвижимости, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков, расположенных на них жилых домов, дачных домов и т.п.) созданными ими для совместного использования имущества (вещей), в силу закона находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании, созданным в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, других законодательных или иных нормативных актов. Осуществляет управление своей деятельностью для совместного использования имущества (вещей) в силу закона, находящегося в их общей собственности и (или) в общем пользовании, распоряжение общим имуществом и управления им в установленном законодательном порядке. Обеспечение совместного использования общего имущества; содержание, обслуживание, эксплуатация, благоустройство и ремонт общего имущества и имущества общего использования; финансирование совместного использования, содержание, эксплуатация, развития общего имущества и имущества общего пользования, том числе прием платежей, оплата услуг подрядных, ресурсоснабжающих и иных организаций, организация и проведение направленных на обеспечение безопасности проживающих на территории ведения садоводства собственников имущества и членов их семей мероприятий; оформление прав на объекты недвижимости; охрана общего имущества и имущества общего пользования, прилегающей территории, имущества собственников недвижимости; содержание и благоустройство прилегающей территории; текущий или капитальный ремонт недвижимости собственников общего имущества и имущества общего пользования; строительство и реконструкция объектов недвижимости; представление интересов собственников и владельцев помещений в отношениях с третьими лицами по вопросам деятельности Товарищества; передача в аренду и/или использование общего имущества, помещений, фасадов, элементов зданий, прилегающей территории; ведение реестра собственников и владельцев недвижимости; осуществление других видов деятельности, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ. Товарищество может осуществлять и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ и соответствующие целям деятельности Товарищества. На основании решения общего собрания членов Товарищества доход от хозяйственной деятельности Товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные настоящим Уставом. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности Товарищества, предусмотренные Уставом или решением общего собрания (п. 2.1 Устава).
Место нахождения товарищества установлено: <адрес>п. 1.6 Устава).
СН ТСН «Коломенские сады», на основании Устава заключены договоры: на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ № КРО- №, на хранение имущества ликвидируемого СНТ СН «Коломенские сады (бывш. ДНП «Коломенские сады») от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, о технологическом присоединении к электросетям, обеспечивающим освещение территории СН ТСН «Коломенские сады» от ДД.ММ.ГГГГ № И№
В собственности СН ТСН «Коломенские сады» имеются земельный участки с кадастровыми номерами № общей площадью <данные изъяты> кв.м, на которых расположен противопожарный пруд и водозаборная скважина, а также участок площадью <данные изъяты> кв. м. кадастровый № с расположенном на нем детским игровым комплексом, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 99-100).
Постановлением Главы Коломенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении списка адресов, необходимого для внесения в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС)», был утвержден и внесен Федеральную информационную адресную систему (ФИАС) адрес: Российская федерация, <адрес>, Коломенский городской округ, <адрес>, ДНП «Коломенские сады» - территория ДНП, расположенной в кадастровом квартале №, вблизи села Черкизово, а постановлением Главы Коломенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О присвоении адресов улицам на территории дачного некоммерческого партнерства «Коломенские сады» Коломенского городского округа» были присвоены адреса улицам, расположенным на территории дачного некоммерческого партнерства «Коломенские сады», в связи с чем на публичной карте территория ДНП «Коломенские сады» (определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело № №) признано несостоятельным (банкротом)), отображается как единая территория, на которой с момента ее регистрации осуществляет свою деятельность - СН ТСН «Коломенские сады».
Территория ведения садоводства СН ТСН «Коломенские сады» - это бывшая территория ДНП «Коломенские сады» (ИНН:№ ОГРН: №, которое, как отмечалось выше определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело № №) признано несостоятельным (банкротом).
В суд председателем СН ТСН «Коломенские сады» представлена публичная карта расположения земельных участков СН ТСН «Коломенские сады» с приложенной схемой территории СН ТСН «Коломенские сады» (приложение № к Уставу). Из указанных документов следует, что СН ТСН «Коломенские сады» состоит из <данные изъяты> участков и зон общего пользования.
В настоящее время членами СН ТСН «Коломенские сады» являются 87 физических лиц - собственников садовых земельных участков, расположенных в пределах границ территории садоводства.
Остальные лица, а их более <данные изъяты> (правообладатели земельных участков, не являющиеся членами товарищества) осуществляют ведение садоводства в индивидуальном порядке.
Также судом установлено, что администрацией <адрес> не выдавалось правоустанавливающих документов на предоставление земельного участка для создания СНТ «<данные изъяты>», что участниками процесса не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России N 23 по <адрес> было зарегистрировано СНТ «Черкизово», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, протоколом б/н общего собрания учредителей СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается место нахождения товарищества - <адрес>
Лицо, имеющим право без доверенности действовать от СНТ «<данные изъяты>» председатель товарищества - ФИО3.
Основным видом деятельности ответчика является «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе» (код 68.32.).
Из устава СНТ «<данные изъяты>» (л.д. 116-146) усматривается, что предметом деятельности товарищества является совместное владение и пользование и в установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования и находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании; создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории Товарищества, обеспечение пожарной безопасности территории товарищества и иные условия); содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории Товарищества; содействие членам Товарищества во взаимодействии между собой и третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Представителем СНТ «Черкизово» не представлены доказательства наличия у СНТ «Черкизово» надлежащим образом оформленных прав на земельный участок под СНТ «<данные изъяты>».
Из взаимосвязанных положений ст. 7 и п. 2 ст. 9 Закона N 217-ФЗ следует, что гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков товарищество может быть создано для целей, предусмотренных ст. 7 Закон N 217-ФЗ, которые вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании.
В материалы дела стороной ответчика не представлен проект планировки территории СНТ «Черкизово», расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, в том числе, территории для размещения индивидуальных участков, территории для размещения объектов социально-бытового назначения, территории для размещения объектов общего пользования, территории для размещения объектов общего пользования - зоны инженерной и транспортной инфраструктуры.
В п. 2 ст. 9 Закона N 217-ФЗ указано, что гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков, может быть создано товарищество для целей, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.
В ч. 5 ст. 23 Закона N 217-ФЗ указано, что в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с и. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: находятся в собственности учредителей товарищества; составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, участки учредителей СНТ «Черкизово» не составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры.
На момент создания СНТ «Черкизово» его учредители не имели ни единства территории (общей границы), ни обслуживающей их инфраструктуры, ни имущества общего пользования, находящегося в их общей долевой собственности или в общем пользовании, что является нарушением требований Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что ведет к признанию решения о создании (оформленное протоколом) недействительным.
В нарушение п. 1 ст. 123.12 ГК РФ учредители СНТ «Черкизово» не имели на момент создания СНТ «Черкизово» и его государственной регистрации общего имущества, находящегося, в силу закона, в их общей собственности или в общем пользовании.
В соответствии с ч. 1 ст.4 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
При этом ч. 2 ст. 4 № 217 ФЗ, содержит императивное требование: «Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества».
Частью 9 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ установлен прямой запрет на включение участков в границы территории садоводства, а именно запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества.
В данном случае, земельный участок истца, а также иных собственников и пользователей земельных участков, расположенных на территории СН ТСН «Коломенские сады», незаконно включили в территорию СНТ «<адрес>».
Более того, территория СН ТСН «Коломенские сады» представляет собой обособленную территорию, на которую попасть, кроме как через пропускной пункт невозможно. На территории СН ТСН «Коломенские сады» имеются дороги и проезды, которые используются вышеуказанными физическими лицами (более 340 человек).
В соответствии с положениями п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Под правоспособностью юридического лица понимается способность юридического лица осуществлять гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 52 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе, при их создании, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 219-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с положениями ст. 1 Закона N 129-ФЗ законодательство РФ о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
Порядок государственной регистрации юридического лица при создании, а также порядок представления и перечень документов, представляемый в регистрирующий орган заявителем с целью государственной регистрации юридического лица при создании, регламентированы положениями ст. ст. 9 и 12 Закона N 129-ФЗ.
Так, при государственной регистрации юридического лица при создании в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные ст. 12 Закона N 129-ФЗ.
Также из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 219-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что государственная регистрация носит заявительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представляемых документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
В силу п. 4.1 ст. 9 указанного Закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законом или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ.
Поскольку достоверность предоставляемых для государственной регистрации документов и их соответствие законодательству обеспечивается самим заявителем, налоговый орган не уполномочен проверять подлинность представленных документов и проводить их правовую экспертизу, в том числе на предмет достоверности.
Документы для государственной регистрации юридического лица СНТ «<данные изъяты>» представлены в соответствии с законодательством РФ о регистрации, оснований для отказа, предусмотренных п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, у инспекции не имелось.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ инспекцией принято решение о государственной регистрации СНТ «<данные изъяты>» при создании, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за N №.
П. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Оснований для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (п. 1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Суд приходит к выводу, что государственная регистрация заключается в принятии регистрирующим органом решения о государственной регистрации и во внесении на основании указанного решения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, в случае изменения, содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Акт государственной регистрации юридических лиц, регистрации изменений сведений о юридических лицах и предпринимателях не является индивидуальным (ненормативным) правовым актом, поскольку относится к особым действиям юридического характера, совершаемым органами исполнительной власти в пределах установленных полномочий, и представляет собой систему записей, которые не обжалуются в соответствии со ст. 13 ГК РФ.
Записи в ЕГРЮЛ являются техническим следствием решений налоговых органов, а не нормативным правовым актом, и не могут быть признаны недействительными и подлежать обжалованию в порядке ст. 13 ГК РФ и гл. 24 АПК РФ.
Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности аннулирования или исключения записей из реестра. Внесенные в ЕГРЮЛ записи не погашаются, не исключаются и не аннулируются.
Согласно п. 6 ст. 51 ГК РФ, государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в единый государственный реестр юридических лиц, данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.
П.4.1, 4.2, 4.4 ст. 9 Федерального Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актом РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Из вышеуказанных норм ГК РФ, Закона N 129-ФЗ следует, что единственным основанием для признания недействительным решения о государственной регистрации могут быть либо установление факта недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, либо нарушение процедуры включения названных сведений в ЕГРЮЛ.
Государственная регистрация СНТ «<данные изъяты>» при создании производилась регистрирующим органом на основании представленных документов, в том числе на основании протокола общего собрания.
Решение общего собрания учредителей о создании СНТ «<данные изъяты>», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ б/н, на момент подачи в инспекцию комплекта документов о регистрации указанного СНТ являлось действующим.
Обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности внесенных в ЕГРЮЛ сведений и допущенных налоговым органом нарушений процедуры включения названных сведений в ЕГРЮЛ, отсутствуют.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что государственная регистрация СНТ«<данные изъяты>» при создании не может быть признана недействительной.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении.
Согласно положениям п. 1 ст. 61 ГК РФ прекращение деятельности юридического лица - прекращение его правоспособности осуществляемой посредством ликвидации юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Способами ликвидации юридического лица согласно ст. 61 ГК РФ являются: по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; на основании решения суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в том числе, в случаях признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона. Если эти нарушения носят неустранимый характер.
Таким образом, решение суда, удовлетворяющее исковые требования, заявленные истцом в данном случае, будет являться основанием для обращения в суд инспекции с исковым требованием к СНТ «<данные изъяты>» о ликвидации товарищества в связи с допущенными грубыми нарушениями закона при его создании. В случае удовлетворения исковых требований инспекции, с даты вступления в силу решения суда, начинается процедура ликвидации товарищества в соответствии с положениями ст. 61 - 64 ГК РФ.
Ликвидация юридического лица представляет собой совокупность последовательно совершенных процессуально значимых действий в соответствии с положениями ст. 61 - 64 ГК РФ и гл. 7 Закона N 129-ФЗ, направленных на прекращение правоспособности юридического лица.
Ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и иных заинтересованных лиц, и соблюдаться определенный порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Порядок ликвидации юридического лица предусматривает, в том числе, размещение ликвидационной комиссией публикации в журнале "Вестник государственной
регистрации" с целью сохранения прав и законных интересов кредиторов.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что с целью сохранения прав и законных интересов предполагаемых кредиторов в период деятельности товарищества с даты создания ДД.ММ.ГГГГ до даты прекращения правоспособности товарищества, необходимо соблюдение последовательно совершенных процессуальных значимых действий в соответствии с положениями ст. 61 - 64 ГК РФ и главы 7 Закона N 129-ФЗ при ликвидации СНТ «<данные изъяты>».
Таким образом, суд приходит к выводу, что признание недействительным решения общего собрания товарищества не является основанием для признания недействительной государственной регистрации юридического лица, а признание недействительной государственной регистрации юридического лица не влечет его ликвидацию.
Суд считает, что решение суда о признании недействительными оспариваемого решения членов товарищества является основанием для обращения в регистрирующий орган с заявлением о внесении новых записей в реестр, так как ни исключить, ни аннулировать запись о создании юридического лица действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с п. 4 ст. Закона N 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных п. 1 и п. 2 ст. 5 N 120-ФЗ сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в п. 1 и п. 2 ст. 5, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Изменения в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных в регистрирующий орган.
Следовательно, изменений сведений в ЕГРЮЛ осуществляется путем внесения новых записей, при этом старые записи сохраняются. Вносятся новые записи - сведения меняются.
Согласно ч. 4 ст. 49 ГК РФ, гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
На момент создания СНТ «<данные изъяты>» (ДД.ММ.ГГГГ) правовое положение садоводческих, огороднических объединений, в том числе, особенности их гражданско-правового положения регулировалось Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 10 указанного закона Решение об учреждении товарищества принимается гражданами (учредителями) единогласно на их общем собрании посредством очного голосования. Решение об учреждении товарищества оформляется в виде протокола собрания, который подписывается председательствующим на собрании, секретарем собрания и учредителями товарищества. В решении об учреждении товарищества указываются сведения об учреждении товарищества, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества товарищества, об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа товарищества (председателя товарищества), постоянно действующего коллегиального исполнительного органа товарищества (правления) и ревизионной комиссии (ревизора). Количество учредителей товарищества не может быть менее семи.
В силу п. 2 ст. 181.1 ГК РФ, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии со ст. 181.2 ГК РФ, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
В силу ст. 181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Нормы об оспоримости и ничтожности решений собраний, установленные ст. ст. 181.4 и 181.5 ГК РФ, применимы к правоотношениям сторон при обжаловании решений собраний членов ТСН.
Согласно ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
-допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
-у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
-допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
-допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).
Вместе с тем, положения п. 3 ст. 181.4 ГК РФ определяют круг лиц, которые вправе оспорить в суде решение общего собрания - это участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
В отличие от ничтожных решений, признаваемых таковыми по иску любого лица, возможность предъявления иска о признании недействительным оспоримого решения ограничивается законом.
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако аналогичного правила для недействительных решений органов управления хозяйственных обществ действующее законодательство не содержит.
Из материалов дела усматривается, что СНТ «<данные изъяты>» является вновь созданной организацией.
Согласно п. 3.1.1 Устава СНТ «<данные изъяты>» общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном настоящим Уставом.
Исключительные компетенции общего собрания членов товарищества изложены в п. 3.2.1 Устава СНТ «<данные изъяты>».
Согласно п. 3.2.2 квалифицированное большинство голосов, по вопросам в п.п. 1-6, 16, 20 - 23 п. 3.2.1 присутствующих на общем собрании, необходимое для принятия решения не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих.
Согласно п. 3.2.3. по вопросам в п.п. 4-6, 20, 21 и 23 п. 3.2.1 Устава с учетом голосования владельцев земельных участков без участия в Товариществе, проголосовавших.
Согласно п. 3.2.4. по иным вопросам п. 3.2.1 Устава большинством голосов от общего числа присутствующих.
В п. 4.2.5 указано, что количество голосов на общем собрании равняется количеству земельных участков, находящихся в собственности членов товарищества.
Правление товарищества является коллегиальным исполнительным органом товарищества (п. 3.1.2 Устава).
Согласно протоколу собрания собственников участков от ДД.ММ.ГГГГ на общем собрании присутствовали 13 физических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ протоколом общего собрания участников б/н, утвержден Устав СНТ «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России N 23 по Московской области было зарегистрировано СНТ «<данные изъяты>», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, протоколом б/н общего собрания учредителей СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается место нахождения товарищества - 140404, <адрес>
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, председателем СНТ «<данные изъяты>» является ФИО3, статус юридического лица - действующее.
Согласно ст. 18 Закона Правление товарищества подотчетно общему собранию членов товарищества. Председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем. Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов товарищества. Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.
К полномочиям правления товарищества относятся:
1) выполнение решений общего собрания членов товарищества;
2) принятие решения о проведении общего собрания членов товарищества или обеспечение принятия решения общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования;
3) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества или о необходимости проведения внеочередного общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования;
4) руководство текущей деятельностью товарищества;
5) принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества;
6) принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
7) обеспечение исполнения обязательств по договорам, заключенным товариществом;
8) обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом;
9) составление приходно-расходных смет и отчетов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества;
10) ведение учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общему собранию членов товарищества;
11) обеспечение ведения делопроизводства в товариществе и содержание архива в товариществе;
12) контроль за своевременным внесением взносов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов или платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в судебном порядке;
13) рассмотрение заявлений членов товарищества;
14) разработка и представление на утверждение общего собрания членов товарищества порядка ведения общего собрания членов товарищества и иных внутренних распорядков товарищества, положений об оплате труда работников и членов органов товарищества, заключивших трудовые договоры с товариществом;
15) подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.
Как было указано выше, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Из смысла приведенных положений законодательства следует, что оспариваемое решение общего собрания может быть признано судом недействительным в случае нарушения закона, регулирующего указанные процедурные вопросы, причем характер нарушений должен быть настолько существенным, что они привели к нарушению прав и интересов участника собрания.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время между СН ТСН «Коломенские сады» и СНТ «<данные изъяты>» имеется спор относительно использования земельных участков, объектов инфраструктуры, взимание платы за объекты инфраструктуры, членских взносов, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемым решением непосредственно затрагиваются права и интересы членов СН ТСН «Коломенские сады», и как следствие, члены Товарищества и само СН ТСН «Коломенские сады» вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Положения п. 3 ст. 181.4 ГК РФ определяют круг лиц, которые вправе оспорить в суде решение общего собрания - это участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Материалами дела подтверждается, что решение собрания собственников недвижимости СНТ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное в виде протокола общего собрания учредителей, принято с существенными нарушениями действующего законодательства, а именно, ответчиком нарушен порядок проведения общего собрания собственников недвижимости о создании СНТ «<данные изъяты>». В границы территории СН ТСН «Коломенские сады» входят, включая истца, <данные изъяты> членов - физических лиц - правообладателей, в том числе собственников садовых земельных участков и домовладений, а также более <данные изъяты> граждан (правообладателей земельных участков и домовладений, не являющиеся членами СН ТСН «Коломенские сады»), которые осуществляют ведение садоводства в индивидуальном порядке. Собственники недвижимости (вышеуказанные физические лица) о времени и месте проведения собрания ДД.ММ.ГГГГ уведомлены не были. При наличии более <данные изъяты> собственников объектов недвижимости на территории СН ТСН «Коломенские сады», которую ответчик незаконно включил в свою территорию, и требований ГК РФ.
Участвовать в очном голосовании собственникам недвижимости не предлагалось, решения по вышеуказанным вопросам собственниками недвижимости не принималось и не подписывалось, участие в собрании истец не принимал.
В силу п. 2 ст. 181.1 ГК РФ, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, собственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии со ст. 181.2 ГК РФ, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания, и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Согласно ст. 181.5 ГК РФ решение собрания может быть признано судом ничтожным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
- принято при отсутствии необходимого кворума.
Из смысла приведенных положений законодательства следует, что оспариваемое решение общего собрания может быть признано судом ничтожным в случае нарушения закона, регулирующего указанные процедурные вопросы.
На основании оспариваемого решения собрания от ДД.ММ.ГГГГ на территории СН ТСН «Коломенские сады» организовано две некоммерческие организации: СН ТСН «Коломенские сады» (с ДД.ММ.ГГГГ года), членом которой является истец и ответчик СНТ «<данные изъяты>» (с ДД.ММ.ГГГГ года).
Создание дублирующей структуры управления одной и той же территорией является нарушением интересов истца, который опасается, что ему могут начать приходить требования об оплате услуг от обеих организаций.
С учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение общего собрания учредителей, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ о создании СНТ «<данные изъяты>», является недействительным, а исковые требования ФИО2 к Товариществу собственников недвижимости (садоводческому некоммерческому товариществу) «<данные изъяты>» о признании недействительным решения общего собрания СНТ «<данные изъяты>», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ б/н о создании СНТ «<данные изъяты>», подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает необходимым указать, что в силу части 3 статьи 123 Конституции РФ, статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
Статья 56 ГПК РФ обязывает каждую сторону доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и подпунктом 1 пункта 1 части второй статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать госпошлину с суммы удовлетворенных судом требований в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек, несение истцом указанных расходов подтверждается материалами дела (л.д. 147).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Товариществу собственников недвижимости (садоводческому некоммерческому товариществу) «<данные изъяты>» о признании недействительным решения общего собрания СНТ «<данные изъяты>», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ б/н о создании СНТ «<данные изъяты>», удовлетворить.
Признать решение общего собрания Товарищества собственников недвижимости (садоводческого некоммерческого товарищества) «<данные изъяты>», оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ б/н о создании Товарищества собственников недвижимости (садоводческого некоммерческого товарищества) «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, недействительным.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости (садоводческого некоммерческого товарищества) «<данные изъяты>» в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Настоящее решение, является основанием для принятия Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Московской области решения о ликвидации товарищества собственников недвижимости (садоводческого некоммерческого товарищества) «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд Московской области в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 января 2023 года
Судья
Коломенского городского суда
Московской области Шолгина О.И.