ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3099/2023 от 20.02.2024 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-473/2024 (УИД 69RS0040-02-2023-007180-93)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года город Тверь

Центральный районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Райской И.Ю.,

при секретаре судебного заседания Соколовском А.Д.,

с участием: представителя истца Сударевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц в лице Федерального агентства лесного хозяйства к индивидуальному предпринимателю Мамедову Т.К. оглы о возложении обязанности провести обследование лесного участка, расположенного в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области», внести изменения в проект освоения лесов, включив место незаконной рубки: квартал 11 выдел 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в ведомость лесотаксационнных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, провести лесовосстановление на месте незаконной рубки в квартале 11 выделе 3.4.8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в соответствии с внесенными изменениями в проект освоения лесов,

у с т а н о в и л:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и в защиту прав неопределенного круга лиц в лице Федерального агентства лесного хозяйства обратился в Центральный районный суд г. Твери с требованиями к ИП Мамедову Т.К. оглы, в котором просит обязать ИП Мамедова Т.К. оглы провести обследование лесного участка, расположенного в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области», указанные мероприятия провести в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; по результатам обследования внести изменения в проект освоения лесов, включив место незаконной рубки: квартал 11 выдел 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в ведомость лесотаксационнных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, указанные мероприятия провести в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ИП Мамедова Т.К. оглы провести лесовосстановление на месте незаконной рубки в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в соответствии с внесенными изменениями в проект освоения лесов, указанные мероприятия провести в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной проверки соблюдения ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» требований лесного законодательства, в деятельности ИП Мамедова Т.К. оглы выявлены нарушения, выразившиеся в не проведении мероприятий по воспроизводству лесов. Установлено, что лесной участок, расположенный в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества ТКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» предоставлен ИП Мамедову Т.К. на основании договора аренды лесного участка №91 от 17 августа 2011 года. Вместе с тем, 19 сентября 2022 года ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества объемом 483 куб.м, на сумму 7 918 189 рублей. Руководителем ГКУ «Тверское лесничество Тверской области» по указанному факту 19 сентября 2022 года в адрес Рамешковского ОП СО МО МВД России «Бежецкий» направлено заявление о проведении расследования и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, уголовное дело приостановлено ввиду не установления виновных лиц. Анализ места расположения вышеуказанного лесного участка, подвергнутого незаконной рубке показал, что в соответствии с договором аренды лесного участка №91 от 17 августа 2011 года он находится в пользовании ИП Мамедова Т.К. В силу ч. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 622 ГК РФ). Вместе с тем, в нарушение требований норм действующего лесного законодательства, а также условий договора аренды, лесопользователем – ИП Мамедовым Т.К., не запланированы работы в целях воспроизводства лесов на вышеуказанной площади. По данному факту в адрес ИП Мамедова Т.К. внесено представление об устранении нарушений закона, меры по устранению нарушений не приняты. В соответствии с п.3.4.12., 3.4.16 Договора аренды лесного участка № 91 от 17 августа 2011 года арендатор обязан: -осуществлять, без компенсации затрат со стороны Арендодателя, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и Приложении №6 к настоящему договору (объемы по охране, защите и воспроизводству лесов ежегодно подлежат уточнению в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов); - ежеквартально в срок до 10 числа после отчетного периода предоставлять отчет по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, согласно утвержденных форм отчетности. Так, в силу ст. 5 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Из содержания п. 3 ч. 5 ст.12, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 61 Лесного кодекса РФ следует, что при освоении лесов осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое осуществляется в том числе путем лесовосстановления. В соответствии с ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом. Таким образом, осуществление лесовосстановления на лесном участке, предоставленном в аренду на основании ст. 72 Лесного кодекса РФ является обязанностью арендатора лесного участка. Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия в соответствии с Правилами лесовосстановления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.ч. 1,3 ст. 62 Лесного кодекса РФ). Частью 1 ст. 89.1 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления. ИП Мамедовым Т.К. в 2019 году разработан и утвержден проект освоения лесов для заготовки древесины на 2019-2028 годы. В соответствии с и. 9 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), проектируемые виды и объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий ухода. Пунктом 8 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды РФ от 09 декабря 2021 года № 1024 (Приложение № 2 к приказу Минприроды России от 09 декабря 2021 года № 1024 «Состав проекта лесовосстановления») установлено, что характеристики лесного участка, предусмотренные пунктом 1 настоящего приложения, определяются по результатам обследования и оценки пригодности для выращивания на нем лесных насаждений. При этом устанавливаются количество и размещение жизнеспособного подроста и молодняка основных лесных древесных пород, уровень захламленности валежной древесиной и лесосечными отходами, количество и высота пней, пригодность лесного участка для работы техники, заселенность почвы вредными организмами, уточняется тип лесорастительных условий и определяется технология создания лесных культур. В очагах распространения вредных организмов породный состав и первоначальная густота посадки (посева) лесных культур определяются на основании материалов специальных изысканий, исследований или иных специальных обследований. Согласно п. 1 Правил лесовосстановления (Приложение № 2 к приказу Минприроды России от 09 декабря 2021 года № 1024 «Состав проекта лесовосстановления»), проект лесовосстановления должен содержать, в том числе, сведения: проектируемый способ лесовосстановления (искусственное, комбинированное, естественное восстановление лесов); - обоснование проектируемого способа лесовосстановления, главных(ой) лесных(ой) древесных(ой) пород(ы), породного состава восстанавливаемых лесов, с учетом особенностей производства работ в различных категориях защитных лесов и особо защитных участках лесов; - сроки и технологии (методы) выполнения работ по лесовосстановлению; - требования к используемому для лесовосстановления посадочному материалу; - требования к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, на которых расположены леса, для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, количество деревьев главных лесных древесных пород, средняя высота); - объем работ по лесовосстановлению (площадь лесовосстановления). Анализ проекта освоения лесов, переданных лесных участков в аренду ИП Мамедову Т.К. показал, что согласно ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению (раздел 5.9 проекта освоения лесов), на месте незаконной рубки лесовосстановление не запроектировано. Таким образом, на месте незаконной рубки, совершенной на территории арендованного лесного участка, в соответствии с требованиями ст.ст. 61, 62 Лесного кодекса РФ, ИП Мамедову Т.К. надлежит провести обследование данного лесного участка для определения лесовосстановительных работ с выбором способа лесовосстановления и запланировать мероприятия по лесовосстановлению. Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 года № 238-0-0. Интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц обоснованы интересами сохранения лесов - сохранением средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечением многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из смысла ст. 101 Лесного кодекса РФ следует, что споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке. Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с чем, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 23 января 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечении ГКУ Тверской области «Бежецкое лесничество Тверской области», УМВД России по Тверской области.

В судебном заседании представитель истца – помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Сударева А.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в заочном порядке судопроизводства по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель материального истца Федерального агентства лесного хозяйства надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст.113-116 ГПК РФ в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Ответчик ИП Мамедов Т.К.о., извещенный судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по месту регистрации, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных истцом требований суду не представил.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В силу положений ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением. Уклонение ответчика от получения заказных писем свидетельствует о злоупотреблении правами.

В связи с изложенным, на основании положений статей 167, 233 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного производства.

Согласно ч. 2 ст. 150 ГПК РФ непредставление ответчиком возражений и доказательств не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Тверской области надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст.113-116 ГПК РФ в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, однако представил суду отзыв относительно исковых требований (л.д.64-66).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области», а также УМВД России по Тверской области надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.ст.113-116 ГПК РФ в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пункт 1 ст.1 ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст.12 ГК РФ устанавливает такие способы защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан либо неопределенного круга лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 2.3 приказа Генпрокуратуры России от 07 мая 2008 года №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», природоохранные прокуроры (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляют, в том числе, надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам.

Обращение прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства обусловлено тем, что невыполнение мероприятий по охране лесов, защите воспроизводства лесов, лесовостановления, является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов, а также может привести к гибели растений и объектов животного мира.

Таким образом, обращение прокурора с рассматриваемым иском в суд отвечает требованиям действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного Кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В силу статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

Статьей 62 ЛК РФ предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, осуществление лесовосстановления на лесном участке, предоставленном в аренду на основании ст. 72 Лесного кодекса РФ является обязанностью арендатора лесного участка.

Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия в соответствии с Правилами лесовосстановления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.ч.1,3 ст. 62 Лесного кодекса РФ).

Частью 1 ст. 89.1 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.

Согласно п. 1 Правил лесовосстановления (Приложение № 2 к приказу Минприроды России от 09 декабря 2021 года № 1024 «Состав проекта лесовосстановления»), проект лесовосстановления должен содержать, в том числе сведения:

- проектируемый способ лесовосстановления (искусственное, комбинированное, естественное восстановление лесов);

- обоснование проектируемого способа лесовосстановления, главных(ой) лесных(ой) древесных(ой) пород(ы), породного состава восстанавливаемых лесов, с учетом особенностей производства работ в различных категориях защитных лесов и особо защитных участках лесов;

- сроки и технологии (методы) выполнения работ по лесовосстановлению;

- требования к используемому для лесовосстановления посадочному материалу; -требования к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, на которых расположены леса, для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, количество деревьев главных лесных древесных пород, средняя высота);

- объем работ по лесовосстановлению (площадь лесовосстановления).

В ходе судебного заседания установлено, что между ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» и ИП Мамедовым Т.К.о 17 августа 2011 года заключен договор аренды лесного участка №91.

Согласно п. 1.1 по настоящему договору Арендодатель, действующий в соответствии со ст. 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, протоколом заседания аукционной комиссии по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 28 июля 2011 года, передает арендатору, а арендатор принимает лесной участок, определенный в пункте 1.2 настоящего договора.

Согласно п. 1.2 договора аренды лесного участка, Лесной участок, в составе земель лесного фонда, площадью 18561,4 Га, предоставленный в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Тверская область, Рамешковский район, Бежецкое лесничество Тверской области Центральное Рамешковское участковое лесничество (по материалам лесоустройства Рамешковского лесничества) квартал 1-29, 37, 52-62, 77,8 0-87, в пределах кадастрового номера , площадью 5140Га.

Согласно п.7.2 договора аренды лесного участка № 91 от 17 августа 2011 года, срок договора 49 лет.

В соответствии с п. 3.4.12. договора аренды лесного участка № 91 от 17 августа 2011 года арендатор обязан: осуществлять, без компенсации затрат со стороны арендодателя, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и Приложении №6 к настоящему договору (объемы по охране, защите и воспроизводству лесов ежегодно подлежат уточнению в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов).

Согласно п. 5 Приказа Рослесхоза от 02 декабря 2021 года № 887 «Об утверждении типового задания на проведение плановых проверок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, методических рекомендаций по определению лесных участков для проведения натурных осмотров и их минимального количества, инструкции по оформлению акта проверки осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий, и признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства» (действовавшего на момент проведения проверки лесных участков) натурный осмотр проводится в целях проверки соблюдения требований при использовании лесных участков, в том числе соблюдения правил и режимов использования лесных участков, соответствия фактической деятельности на используемом лесном участке деятельности, предусмотренной проектом освоения лесов, другими нормативными актами, а также в целях установления фактов использования лесных участков без проектов освоения лесов и лесных деклараций.

Натурные осмотры лесных участков необходимо проводить в разрезе видов использования лесов, при этом приоритет отдается лесным участкам, предоставленным в пользование для осуществления заготовки древесины (при наличии), а также видам использования, по которым заключено максимальные количество договоров. При этом рекомендуется для осуществления натурных осмотров отбирать не менее 4 видов использования лесов на территории не менее 3 разных лесничеств субъекта Российской Федерации (п.7 названного выше Приказ).

19 сентября 2022 года ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества объемом 483 куб.м, на сумму 7 918 189 рублей.

В связи с чем, руководителем ГКУ «Тверское лесничество Тверской области» по указанному факту 19 сентября 2022 года в адрес Рамешковского ОП СО МО МВД России «Бежецкий» направлено заявление о проведении расследования и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц, уголовное дело приостановлено ввиду не установления виновных лиц.

Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения лесного законодательства в сфере охраны лесов на арендуемом лесном участке ИП Мамедова Т.К.о. 19 сентября 2022 года неустановленными лицами совершена незаконная рубка лесных насаждений в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества объемом 483 куб.м, на сумму 7 918 189 рублей. К административной и (или) уголовной ответственности виновные лица не привлекались.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства обязательства, в том числе договорные, ИП Мамедовым Т.К.о. по патрулированию, обеспечению и предотвращению незаконных рубок в пределах арендуемой территории лесного участка надлежащим образом не исполняются, что привело к совершению неустановленными лицами противоправных действий и причинению ущерба. Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению служебных обязанностей ответственными должностными лицами, в связи с чем, в адрес ИП Мамедова Т.К.о. от 30 июня 2023 года № 02-08-2023 направленно представление об устранении нарушений лесного законодательства.

В ходе судебного заседания установлено, что указанные нарушения ИП Мамедовым Т.К.о. до настоящего момента не устранены.

В силу ст.42 Конституции РФ сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.76 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое урегулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство (определение Конституционного суда РФ от 03 февраля 2010 года №238-О-О).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 1 ст. 89.1 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.

ИП Мамедовым Т.К.о. в 2019 году разработан и утвержден проект освоения лесов для заготовки древесины на 2019-2028 годы.

В соответствии с и. 9 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012 года № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» раздел «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» проекта освоения лесов содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), проектируемые виды и объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий ухода.

Пунктом 8 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды РФ от 09 декабря 2021 года № 1024 (Приложение № 2 к приказу Минприроды России от 09 декабря 2021 года № 1024 «Состав проекта лесовосстановления») установлено, что характеристики лесного участка, предусмотренные пунктом 1 настоящего приложения, определяются по результатам обследования и оценки пригодности для выращивания на нем лесных насаждений. При этом устанавливаются количество и размещение жизнеспособного подроста и молодняка основных лесных древесных пород, уровень захламленности валежной древесиной и лесосечными отходами, количество и высота пней, пригодность лесного участка для работы техники, заселенность почвы вредными организмами, уточняется тип лесорастительных условий и определяется технология создания лесных культур. В очагах распространения вредных организмов породный состав и первоначальная густота посадки (посева) лесных культур определяются на основании материалов специальных изысканий, исследований или иных специальных обследований.

Согласно п. 1 Правил лесовосстановления (Приложение № 2 к приказу Минприроды России от 09 декабря 2021 года № 1024 «Состав проекта лесовосстановления»), проект лесовосстановления должен содержать, в том числе сведения:

- проектируемый способ лесовосстановления (искусственное, комбинированное, естественное восстановление лесов);

- обоснование проектируемого способа лесовосстановления, главных(ой) лесных(ой) древесных(ой) пород(ы), породного состава восстанавливаемых лесов, с учетом особенностей производства работ в различных категориях защитных лесов и особо защитных участках лесов;

- сроки и технологии (методы) выполнения работ по лесовосстановлению;

- требования к используемому для лесовосстановления посадочному материалу;

- требования к молоднякам, площади которых подлежат отнесению к землям, на которых расположены леса, для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, количество деревьев главных лесных древесных пород, средняя высота);

- объем работ по лесовосстановлению (площадь лесовосстановления).

Анализ проекта освоения лесов, переданных лесных участков в аренду ИП Мамедову Т.К.о. показал, что согласно ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению (раздел 5.9 проекта освоения лесов), на месте незаконной рубки лесовосстановление не запроектировано.

Таким образом, оценивая собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц в лице Федерального агентства лесного хозяйства к индивидуальному предпринимателю Мамедову Т.К. оглы об обязании провести обследование лесного участка, расположенного в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области», внести изменения в проект освоения лесов, включив место незаконной рубки: квартал 11 выдел 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в ведомость лесотаксационнных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, провести лесовосстановление на месте незаконной рубки в квартале 11 выделе 3.4.8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в соответствии с внесенными изменениями в проект освоения лесов подлежат удовлетворению.

Из положений ст. 206 ГПК РФ следует, что если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с тем, что для выполнения ответчиком установленных судом обязанностей необходимо выполнение определённых мероприятий, исходя из соблюдения баланса интересов сторон, учитывая длительность проведения заявленного объёма работ, суд полагает возможным установить для исполнения требований срок об обязании провести обследование лесного участка в течение 9 месяцев, о внесеннии изменений в проект освоения лесов в течение одного 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Как предусмотрено ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобождён от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением заявленных исковых требований, с ответчика ИП Мамедова Т.К. оглы, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой в силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ составляет 300 рублей.

руководствуясь статьями 194-198, 235-237 ГПК Российской Федерации,

суд

р е ш и л:

исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц в лице Федерального агентства лесного хозяйства к индивидуальному предпринимателю Мамедову Т.К. оглы о возложении обязанности провести обследование лесного участка, расположенного в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области», внести изменения в проект освоения лесов, включив место незаконной рубки: квартал 11 выдел 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в ведомость лесотаксационнных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, провести лесовосстановление на месте незаконной рубки в квартале 11 выделе 3.4.8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в соответствии с внесенными изменениями в проект освоения лесов – удовлетворить.

Обязать ответчика индивидуального предпринимателя Мамедова Т.К. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, провести обследование лесного участка, расположенного в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать ответчика индивидуального предпринимателя Мамедова Т.К. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, по результатам, обследования внести изменения в проект освоения лесов, включив место незаконной рубки: квартал 11 выдел 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в ведомость лесотаксационнных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать индивидуального предпринимателя Мамедова Т.К. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, провести лесовосстановление на месте незаконной рубки в квартале 11 выделе 3,4,8 Рамешковского лесничества ГКУ «Бежецкое лесничество Тверской области» в соответствии с внесенными изменениями в проект освоения лесов в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ответчика ИП Мамедова Т.К. оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий И.Ю. Райская

Решение изготовлено в окончательной форме 28 февраля 2024 года.

Председательствующий И.Ю. Райская