УИД 32RS0007-01-2019-000268-15
Дело №2-309/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2019 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Седых М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ к ФИО4, ФИО5 о прекращении права пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Министерство обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ обратилось в суд с данным иском, ссылаясь на то, что соответчики незаконно удерживают жилое помещение по <адрес>, которое находится на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и предоставлено ФИО4 во временное пользование. ФИО4 ни в трудовых, ни в военно-служебных отношениях с МО РФ не состоит. 26.03.2019г. соответчикам направлено требование об освобождении жилого помещения, однако, до настоящего времени соответчики жилое помещение не освободили, лицевой счет не закрыли, с регистрационного учета по месту жительства не снялись, справку о сдаче жилого помещения не предоставили. Актом проверки установлено, что ФИО4 и ФИО5 продолжают проживать в спорном жилом помещении. В связи с тем, что соответчики длительное время, не выполняя требования собственника, действуют недобросовестно, истец просит суд устранить нарушения прав собственника в отношении жилого помещения по <адрес>, прекратить право пользования ФИО4 и ФИО5 указанным жилым помещением и выселить соответчиков из жилого помещения по названному адресу без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ ФИО6 в судебное заседание не явился, письменно доверил суду рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Соответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, ходатайств, заявлений не представила.
Соответчик ФИО5, его представитель на основании доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что спорное жилое помещение, расположенное по <адрес> не являющееся служебным жильем, предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ году по решению жилищной комиссии отцу ФИО5 ФИО1 на состав семьи из 4 человек (его самого, жену ФИО4, сына ФИО5 и дочь ФИО3 в связи с трудовыми отношениями с МО РФ, который работал плотником в Управлении начальника работ № На период нахождения ФИО1 в трудовых отношениях с МО РФ (ДД.ММ.ГГГГ) действовал приказ МО СССР № от 10.11.1975г., которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Согласно п.7 указанного Положения рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей. Пунктом 11 Положения было установлено, что члены семей умерших работников, которым были предоставлены жилые помещения, могут быть выселены лишь в судебном порядке с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения. Сестра соответчика ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года в спорной квартире не проживает, ДД.ММ.ГГГГ. умерла. Отец соответчика ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать соответчика ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала сторожем в Управлении начальника работ № В 2002 году Управление начальника работ № реорганизовано в СМУ №. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 был снят с учета в связи со службой в армии и обучением в ПТУ №<адрес>, другого жилья собственности не имеет. В связи с тем, что спорное жилое помещение является ведомственным, у данного жилого помещения отсутствует статус служебного жилья, с ДД.ММ.ГГГГ. соответчики проживают в спорной отдельной ведомственной (не служебной) квартире по решению жилищной комиссии, как члены семьи нанимателя, просили отказать в удовлетворении исковых требований МО РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором поддерживает исковые требования в полном объеме, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представителями третьих лиц - отделения (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, миграционного пункта ОП «Дубровское» представлены в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители третьих лиц войсковой части 41495, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств, заявлений не представили.
В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания участников процесса.
Выслушав соответчика, его представителя, исследовав материалы дела, с учетом заключения помощника прокурора Дубровского района Брянской области Седых М.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст.294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Согласно п.12. ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обороне», имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. Защита интересов Российской Федерации включает в себя, в том числе и вопросы правомерного владения и распоряжения федеральной собственностью.
В соответствии со ст.ст.214, 125 ГК РФ, Министерство обороны РФ осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст.40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.288 ГК РФ, ч.ч.1 и 2 ст.30 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Из ст.35 ЖК РФ следует, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Как установлено судом, все недвижимое имущество, расположенное по <адрес> в том числе и спорная квартира № в жилом доме № в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и передаточного акта ФГКЭУ «201 КЭЧ района» Минобороны России является собственностью Российской Федерации и включена в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны России, состоит на балансовом учете в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются информационным письмом ФГКУ «Центральное ТУИО» № от 03.02.2017г.
Согласно справке отделения (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от 02.10.2019г. указанное жилое помещение не относится к служебному жилому фонду.
С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 состояла в трудовых отношениях с МО СССР - работала в № Управлении начальника работ в должности сторожа, что подтверждается копией трудовой книжки.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.1997г. №1173 утвержден перечень государственных унитарных предприятий органов строительства и расквартирования войск, временно остающихся в составе Вооруженных Сил РФ, согласно которому № управление начальника работ г.Брянск является филиалом Строительного управления Московского округа ПВО.
Согласно справкам ЖКС №3 (г.Тверь) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВКС)) от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, справке МП ОП «Дубровское» № от ДД.ММ.ГГГГ., копиям паспортов, выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ., ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ действительно зарегистрированы по месту жительства по <адрес>, проживают без ордера по решению жилищной комиссии.
Актом проверки фактического проживания от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что в настоящее время в спорной служебной квартире зарегистрирована и проживает ФИО4
Ордер на право вселения ФИО4 в спорную квартиру, а также договор найма жилого помещения в материалы дела не представлены.
Однако, законность вселения ФИО4 и ФИО5 в жилое помещение, расположенное на момент вселения в закрытом военном городке, подтверждается копией ее трудовой книжки, согласно которой она состояла в трудовых отношениях с войсковой частью, копией финансово-лицевого счета, где ФИО4 указана, как наниматель спорной отдельной ведомственной неслужебной квартиры, расположенной по <адрес> Основанием пользования жилым помещением указано решение жилищной комиссии. Задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги отсутствует.
На период нахождения ФИО4 в трудовых отношениях с МО РФ (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.), действовал приказ МО СССР № от 10.11.1975г., которым утверждено Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте.
Согласно п.7 указанного Положения рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Пунктом 11 Положения установлено, что члены семей умерших работников, которым были предоставлены жилые помещения, могут быть выселены лишь в судебном порядке с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения.
Также законность вселения ФИО4 в спорную квартиру подтверждается сведениями, предоставленными ЖКС №3 (г.Тверь) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВКС)), согласно которым ФИО4 вселена в спорную квартиру на основании решения жилищной комиссии войсковой части.
Согласно сведениям, предоставленным войсковой частью 41495, ФИО4 в настоящее время в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит, предоставить документы, на основании которых соответчик вселена в спорную квартиру по <адрес> не представляется возможным по причине отсутствия документов ранее действовавшей войсковой части.
Анализ указанных документов позволяет суду сделать вывод о вселении ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ. и ее сына ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ. (как члена семьи нанимателя жилого помещения) в спорную квартиру на законных основаниях в связи с трудовыми отношениями с МО РФ, доказательств обратного суду не представлено и судом не добыто.
Отделением (территориальным, г.Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ 26.03.2019г. ФИО4 направлялось уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде МО РФ, однако данное уведомление ответчиком проигнорировано.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно положениям ст.ст.42, 47, 51, 105 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, доказательствами законности вселения в жилое помещение могли служить решение собственника о предоставлении жилья, ордер на вселение, в том числе служебный, и договор найма жилого помещения.
Действующий ЖК РФ в качестве оснований для возникновения права пользования жилым помещением предусматривает решение собственника жилищного фонда или уполномоченного им органа о предоставлении жилого помещения, которое является основанием для заключения договора социального найма (ч.3 ст.57 и ст.60).
Согласно положениям ст.ст.92, 99, 100 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированным жилым помещениям, которые предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых этими лицами (наймодатель) с гражданином (нанимателем).
В то же время согласно ст.13 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ ответчик ФИО4 имела право к моменту введения в действие ЖК РФ и в настоящее время имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Положения ст.13 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в равной степени распространяются как на лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так и на лиц, имеющих право состоять на таком учете.
Судом установлено, что ФИО4 и ее сын ФИО5 проживают в жилом помещении, являющимся собственностью Российской Федерации и включенном в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны России, предоставленном ей на основании решения жилищной комиссии в связи с трудовыми отношениями с Министерством Обороны СССР, то есть до введения в действие ЖК РФ (до 01.03.2005г.), каких-либо жилых помещений в собственности ФИО4 и ФИО5 не имели, не имеют и в настоящее время, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений о правах ФИО4 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества, договор социального (специализированного) найма жилого помещения с ней заключен не был, членом семьи нанимателя жилого помещения она не является, то есть, в силу п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ имела право к моменту введения в действие ЖК РФ и в настоящее время имеет право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д.64, 94, 106), что в суде не опровергнуто.
В связи с изложенным, к спорным правоотношениям следует применять положения ст.108 ЖК РСФСР, согласно которым ФИО4 не может быть выселена из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, так как ее выселение не допускалось до введения в действие ЖК РФ, поэтому в данной части исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворению не подлежат.
ФИО5 вселен в спорную квартиру до введения в действие ЖК РФ как сын ФИО4, является членом ее семьи, нуждающейся в жилом помещении. При указанных обстоятельствах он также не может быть выселен из квартиры без предоставления жилого помещения.
Поскольку соответчики вселены в спорную квартиру до введения в действие ЖК РФ, они являются нуждающимися в жилом помещении, в связи с чем не могут быть выселены из квартиры без предоставления другого жилого помещения.
При указанных обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Министерства обороны РФ по настоящему гражданскому делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ в удовлетворении исковых требований к ФИО4, ФИО5 о прекращении права пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области.
Председательствующий по делу И.В. Ерохина
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2019 года