ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-309/2018 от 18.05.2018 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-309/2018

Решение

Именем Российской Федерации

18 мая 2018 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Л.А. Бочаровой,

при секретаре Е.А. Трегуловой,

с участием:

прокурора А.И. Фроловой,

ответчика А.В. Герасимович,

представителем третьего лица О.А. Кротовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора в интересах Сахалинской области, муниципального образования «Корсаковский городской округ» к Герасимович А. В., Пак А. А. в лице законного представителя Герасимович А. В. о взыскании незаконно полученных денежных средств,

установил:

Корсаковский городской прокурор обратился в Корсаковский городской суд в интересах Сахалинской области, муниципального образования «Корсаковский городской округ» к Герасимович А.В., Пак А.А. в лице законного представителя Герасимович А.В. о взыскании незаконно полученных денежных средств в размере 905 268 руб. в следующем порядке: в доход бюджета Сахалинской области – 792 109,50 руб., в бюджет Корсаковского городского округа – 113 158,50 руб.

В обоснование иска указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлено, что Герасимович А.В. и ее дочь Пак А.А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список участников мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и муниципальной программы «Обеспечение населения Корсаковского городского округа». 13 июля 2016 г. Герасимович А.В. (с учетом Пак А.А.) выдано Свидетельство о праве на получение на территории муниципального образования Корсаковский городской округ социальной выплаты на приобретение жилья в размере: за счет средств областного бюджета 792 109,5 руб.; за счет средств бюджета муниципального образования – 113 158,5 руб. За счет указанных социальных выплат в общем размере 905 268 руб. в собственность Герасимович А.В. и Пак А.А. приобретена <адрес>.

По результатам проверки также установлено, что ранее указанное жилое помещение находилось в собственности ответчика и на основании договора от 03 июля 2014 г. передано в собственность В., являющейся матерью ответчика. Пак А.А. (дочь ответчика) на праве собственности принадлежит <...> доли в <адрес>. Постановлением мэра Корсаковского городского округа 28 августа 2014 г. Герасимович А.В. признана малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в г. Корсакове, на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации Корсаковского городского не состояла и не состоит. С 03 февраля 2009 г. ответчик зарегистрирована по адресу: <адрес>, Пак А.А. с 17 марта 2006 г. – по адресу: <адрес>, в квартире по адресу: <адрес> с 10 октября 1997 г. зарегистрированы Г. и В., являющиеся родителями Герасимович А.В. Прокурор полагает, что ответчик намеренно совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что выразилось в безвозмездном отчуждении <адрес> в пользу матери, так как в последствии указанное жилое помещение приобретено Герасимович А.В. у матери за счет средств социальной выплаты. Ссылаясь на то, что комиссией по формированию списков молодых семей не были исследованы указанные обстоятельства, полагает, что вывод комиссии о нуждаемости ответчика в жилом помещении нельзя признать законным, соответствующим приведенным нормам права. Учитывая изложенное прокурор полагает, что Герасимович А.В. неосновательно обогатилась за счет средств областного и местного бюджетов, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор поддержала исковые требования; Герасимович А.В. возражала против удовлетворения иска.

Представитель администрации Корсаковского городского округа Д. оставила разрешение иска на усмотрение суда, в письменном отзыве на исковое заявление указала, что постановлением администрации Корсаковского городского округа утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и муниципальной программы «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильем» и молодых семей, включенных в резерв в 2016 г., в который включены ответчики. Решение о включении Е. и ее дочери Пак А.А. в список претендентов-участников программы принималось комиссионно. Выяснить обстоятельства, при которых данное решение принято, не представляется возможным ввиду того, что члены Комиссии в настоящее время не являются работниками администрации Корсаковского городского округа.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что при рассмотрении заявлений граждан и принятии решений о включении в список желающих участвовать в мероприятиях, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей Министерство участия не принимало.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит возможным рассматривать дело в отсутствие неявившегося лиц.

Заслушав прокурора, ответчика, представителя администрации Корсаковского городского округа, изучив материалы дела, суд приходит с следующему.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 утверждены «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей, и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 г. № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2020 годы» (далее – Госпрограмма).

В целях реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, в рамках Госпрограммы, постановлением Правительства Сахалинской области от 28 октября 2016 г. № 553 утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников Госпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее – Порядок).

Согласна пункту 1.2 Порядка участником Госпрограммы может быть неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая установленным условиям, в том числе, признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с разделом 2 Порядка.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка в целях реализации Госпрограммы применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, ранее не получавшие социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 02 июня 2015 г. Герасимович А.В. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в мероприятиях, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и муниципальной программы «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильем».

Решением комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья, отраженном в протоколе заседания комиссии № 1 от 10 июня 2015 г., Герасимович А.В. и ее дочь Пак А. А., признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно протоколу №4 от 10 июля 2015 г. решением комиссии по формированию списков молодых семей имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья, ответчики признаны имеющими достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты фактической стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

17 августа 2015 г. на заседании данной комиссии утверждена очередность молодых семей, желающих участвовать в Программе в 2016 году, согласно которой под № 8 значится Герасимович А.В. и Пак А.А.

Постановлением администрации Корсаковского городского округа от 27 августа 2015 г. № 1431 утвержден список желающих участвовать в мероприятиях, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и муниципальной программы «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильем» в 2016 году.

В соответствии с постановлением администрации Корсаковского городского округа от 13 июля 2016 г. М. и ее дочь включены в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты мероприятий направленных на улучшение жилищных условий молодых семей государственной программы Сахалинской области «Обеспечение население Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы» и муниципальной программы «Обеспечение населения Корсаковского городского округа качественным жильем» и молодых семей, включенных резерв в 2016 г.

Герасимович А.В. 13 июля 2016 г. выдано Свидетельство серии №16 №025 о праве на получение на территории Корсаковского городского округа Сахалинской области социальной выплаты на приобретение жилья в размере: за счет средств областного бюджета 792 109,5 руб.; за счет средств бюджета муниципального образования 113 158,5 руб.

За счет средств социальных выплат ответчиками приобретена <адрес>.

Рассматривая требование прокурора о взыскании с Герасимович А.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Пак А.А., выплаты на приобретение жилья, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в т.ч.: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 10 августа 2006 г. № 60 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.

В силу положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2.2 Порядка, в соответствии с которым в случае если молодая семья для приобретения права постановки на учет для получения социальной выплаты намеренно совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, то данная молодая семья принимается на учет для получения социальной выплаты не ранее чем через 5 лет от даты совершения указанных действий, к которым относятся, в том числе отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности молодой семьи.

Из материалов дела следует, что 23 марта 2006 г. <адрес>, общей площадью 58,6 кв.м. администрацией Корсаковского городского округу передана в собственность Герасимович А.В. по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан, право собственности последней на указанную квартиру зарегистрировано 19 января 2007 г.

Согласно договору купли-продажи от 07 июня 2008 г. ответчик продала спорную квартиру (в равных долях) Ж., З., И. и К., действующей за себя и как законный представитель несовершеннолетнего Л.

13 ноября 2008 г. покупатели по предыдущему договору продали указанную выше квартиру Герасимович А.В.

Согласно договору дарения от 03 июля 2014 г. Герасимович А.В. безвозмездно передала в собственность В.<адрес>.

Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 28 августа 2014 г. Герасимович А.В. признана малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в г. Корсакове, на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации Корсаковского городского округа не состояла и не состоит.

Решением комиссии по формированию списков молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в приобретении (строительстве) жилья от 10 июня 2015 г. Герасимович А.В. и ее дочь Пак А.А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, принимая указанное решение, администрацией не приняты во внимания указанные выше требования жилищного законодательства, вопреки которым ответчики после совершения сделки 03 июля 2014г. по дарению принадлежащей на праве собственности квартиры включены в список на получение социальной выплаты на 2016 г. по программе «Обеспечение жильем молодых семей» без учета положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ.

Так, согласно Выписке из ЕГРН за Пак А.А. с 12 марта 2013 г. зарегистрирована <...> доли в праве собственности на <адрес>, площадью 67,8 кв.м.

Из ответа руководителя Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа от 13 февраля 2018 г на запрос заместителя Корсаковского городского прокурора следует, что <адрес> и <адрес> непригодными для проживание (аварийными и подлежащими сносу или реконструкции) не признавались.

Согласно справок МУП «РКЦ» Герасимович А.В. с 03 февраля 2009 г. зарегистрирована по месту жительства: <адрес>; Пак А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, однако как ответчик пояснила в судебном заседании 24 апреля 2018 г., что проживает в <адрес> в <адрес> около двух лет. Кроме того, в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрированы Г. и В., являющиеся родителями Герасимович А.В. Проживают они также по адресу регистрации.

Принимая во внимание, что за Пак А.А. с 12 марта 2013 г. зарегистрирована <...> доли в праве собственности на <адрес>, площадью 67,8 кв.м., а до заключения договора дарения Герасимович А.В. являлась собственником <адрес>, площадью 58,6 кв.м., совокупная площадь жилых помещений, которые на праве собственности принадлежали ответчикам, составляла 75,55 кв.м., что превышает учетную, установленную решением Районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 10 августа 2006 г. .

После совершения 03 июля 2014 г. сделки по дарению принадлежащей на праве собственности квартиры семья включена в список на получение социальной выплаты на 2016г. по программе «Обеспечение жильем молодых семей» без учета положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, семья М. необоснованно получила социальную выплату для приобретения жилого помещения, поскольку не отвечала предъявляемым Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования требованиям, в связи с чем не имея на то законных оснований, неосновательно получила социальную выплату.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ при этом по смыслу пункта 2 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ неосновательное обогащение имеет место независимо от действий сопричастных к нему лиц и их воли. В данном случае важен объективный результат - наличие неосновательного приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания.

Поскольку использованные ответчиками денежные средства являлись мерой государственной поддержки, предоставляемой при наличии определенных условий, которым ответчики не соответствовали, а выплата субсидии стала возможной вследствие ошибки, допущенной при оценке нуждаемости их в жилье, субсидия подлежит возврату.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При подаче иска имущественного характера истец должен был уплатить государственную пошлину, установленную подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 12 252,70 руб.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины при подаче иска освобождены.

Таким образом, данная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

исковое заявление Корсаковского городского прокурора удовлетворить.

Взыскать с Герасимович А. В., Пак А. А. в лице законного представителя Герасимович А. В. в доход бюджета Сахалинской области 792 109,50 руб. путем перечисления на р/с ; получатель УФК по Сахалинской области (Минспорт Сахалинской области л/с <***>); ИНН: <***>, КПП: 650101001; Банк: отделение Южно-Сахалинск г. Южно-Сахалинск, БИК: 046401001; ОКАТО: 64701000; КБК: 03921860010020000151.

Взыскать с Герасимович А. В., Пак А. А. в лице законного представителя Герасимович А. В. в доход бюджета Корсаковского городского округа 113 158,50 руб. путем перечисления на р/с ; получатель УФК по Сахалинской области (ФУ Корсаковского городского округа л/с <***>); ИНН: <***>, КПП: 650401001; Банк: отделение Южно-Сахалинск г. Южно-Сахалинск, БИК: 046401001; ОКТМО: 64716000; КБК: .

Взыскать с Герасимович А. В. в доход бюджета муниципального образования «Корсаковский городской округ» государственную пошлину в размере 12 252,70 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Л.А. Бочарова

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2018 года.