ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-30/2021 от 21.01.2021 Суворовского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2021 г. г. Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Мясоедовой Р.В.,

при ведении протокола секретарем Морозовой О.Г.,

с участием ответчика ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/2021 по иску Государственного учреждения «Центр занятости населения Тульской области» к ФИО1 о взыскании переплаты по ежемесячным денежным выплатам на ребенка,

установил:

ГУ «Центр занятости населения Тульской области» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании переплаты по ежемесячным денежным выплатам на ребенка, указав в обоснование иска, что ФИО1 обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Суворовского района» за назначением ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области, ежемесячной денежной компенсации на питание детям до 3-х лет.

Выплаты были назначены заявителю в соответствии с постановлением администрации Тульской области 08 февраля 2005 г. №95 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области», приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 июня 2016 г. №287-осн, постановлением правительства Тульской области от 29 января 2013 г. №17 «Об утверждении Положения о порядке и сроках назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области», приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 июня 2016 г. №301-осн, постановления правительства Тульской области от 02 июля 2014 г. №311 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации детям, беременным женщинам и кормящим матерям», приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 июня 2016 г. №307-осн.

Выплата пособия производилась на счет в кредитной организации.

За период с «18» декабря 2019 г. по «31» августа 2020 г. образовалась переплата сумм: ежемесячная денежная выплата на ребёнка в Тульской области в размере 86912,75 руб. за период с «18» декабря 2019 г. по «31» августа 2020 г.; ежемесячное пособие на ребёнка в размере 9117,в руб. за период с «01» января 2020 по «31» августа 2020 г.; ежемесячная денежная компенсация на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям в размере 2572,52 руб. за период с «18» марта 2020 г. по «31» августа 2020 г.

Переплата сумм вышеуказанных пособий произошла вследствие предоставления заявителем недостоверных сведений о доходах супруга, ФИО2, за период с декабря 2019 по февраль 2020 с места работы ООО «<данные изъяты>» (справка №207 от 05.03.2020), что не подтверждено сведениями, полученными из Федеральной налоговой службы в рамках межведомственного электронного взаимодействия за 2019 и 2020 год, что по действующему законодательству предполагает прекращение ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в Тульской области с «18» декабря 2019 г.; ежемесячного пособия ребенка с «01» января 2020 г.; ежемесячной денежной компенсации на питание детям беременным женщинам и кормящим матерям с «18» марта 2020 г.

В заявлении от «12» января 2018 г. ФИО1 поставлена в известность о том, что обязана информировать органы социальной защиты населения об изменении обстоятельств, дающих право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в Тульской области, ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной денежной компенсации на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям.

Удержания полученных сумм ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной денежной компенсации на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям производились в счет новых начислений.

Размер неудержанной суммы ежемесячного пособия на ребенка составил 4888,80 руб., ежемесячной денежной компенсации на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям составил 2173,72 руб.

Уведомление (исх. от «02» октября 2020 г.) о необходимости внесения незаконно полученной суммы на расчетный счет управления было направлено в адрес получателя. До настоящего времени незаконно полученные денежные средства получателем не возмещены.

В соответствии с Уставом ГУ ТО УСЗН Тульской области, утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области от 11.11.2014 № 413-осн, финансовое обеспечение управления осуществляется за счет средств Тульской области на основании бюджетной сметы. Кроме того, управление является казенным учреждением, собственными средствами не располагает. Все средства, поступающие на счет управления, имеют строго целевое назначение.

Принимая во внимание, что ГУ ТО УСЗН Суворовского района противоправными действиями ФИО1 причинен материальный ущерб, который подлежит возмещению в полном размере с виновного лица.

На основании изложенного истец проси суд взыскать с ФИО1 в пользу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» переплату ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в Тульской области в сумме 86 912,75 руб., ежемесячного пособия на ребенка в сумме 4 888,80 руб., ежемесячной денежной компенсации на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям в сумме 2 173,72 руб.

В судебное заседание представитель истца - государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» не явился, подав заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования государственного учреждения Тульской области «Центр занятости населения Тульской области» о взыскании с нее переплаты по ежемесячным денежным пособиям не признала. Пояснила, что ей работодателем супруга была выдана справка о том, что он трудоустроен официально. Что ранее супруг не был оформлен в соответствии с ТК РФ, она не знала. Ранее она предлагала истцу, что бы сумму переплаты вычитали из выплачиваемых ей пособий по частям, сейчас платить отказывается.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Выслушав ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Статьей 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (введена Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ) установлена ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно которой, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В статье 15 ГК РФ указано, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.12.2018 ФИО1 обратилась в ОСЗН по Суворовскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о предоставлении следующих мер социальной поддержки: ежемесячного пособия на детей; ежемесячной денежной компенсации на питание детям до 3- х лет; ежемесячной денежной выплатой по уходу за 2 ребенком от 1,5 до 3 лет; ежемесячной денежной выплатой на ребенка в Тульской области. К заявлению были приложены документы, подтверждающие материально- бытовое и семейное положение, что в том числе и справки с места работы супруга.

В соответствии с постановлением администрации Тульской области 08 февраля 2005 г. № 95 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области», приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 июня 2016 г. №287-осн, постановлением правительства Тульской области от 29 января 2013 г. №17 «Об утверждении Положения о порядке и сроках назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области», приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 июня 2016 г. №301-осн, постановления правительства Тульской области от 02 июля 2014 г. №311 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации детям, беременным женщинам и кормящим матерям», приказом Министерства труда и социальной защиты Тульской области от 30 июня 2016 г. №307-осн ФИО1 были назначены, указанные ею в заявлении денежные выплаты, что подтверждается протоколом – распоряжением от 27.03.2020, протоколом – распоряжением от 27.03.2020

При проверке сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами, старшим специалистом ГУ ТО УСЗН Тульской области выявлен факт незаконного получения ФИО1 ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в Тульской области за период с 18 декабря 2019 г. по 31 августа 2020 г. в сумме 86 912,75 руб.; ежемесячного пособия ребенка за период с 01 января 2020г. по 31 августа 2020 г. в сумме 9777,6 руб.; ежемесячной денежной компенсации на питание детям беременным женщинам и кормящим матерям за период с 18 марта 2020 г. по 31 августа 2020 г. в сумме 2572,52 руб.

Незаконное получение ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в Тульской области, ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной денежной компенсации на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям произошла вследствие предоставления заявителем недостоверных сведений о доходах супруга, ФИО9 за период с декабря 2019 по февраль 2020 с места работы ООО <данные изъяты>» (справка №207 от 35.03.2020), что подтверждено сведениями, полученными из Федеральной налоговой службы в рамках межведомственного электронного взаимодействия за 2019 и 2020 год.

Из представленной ФИО1 справки от 05.03.2020 № 207 усматривается, что ФИО8. работал в должности разнорабочего с 01.08.2018 года по настоящее время в ООО <данные изъяты>». Сумма начисленной заработной платы и других выплат, облагаемых страховыми взносами составила 76200 рублей, из которых доход составил в сентябре 2020 г. – 12700 рублей, в октябре 2019 г. – 12700 рублей, в ноябре 2019 г. – 12700 рублей, декабре 2019 г. -12700 рублей, в январе 2020 г. -12700 рублей, в феврале 2020 г. -12700 рублей.

В справке без № и даты ООО «<данные изъяты>» указано, что доходы ФИО10. составили в июле 2019 г. – 12700 рублей; в августа 2019 г. – 12700 рублей; в сентябре 2019 г. – 12700 рублей; в октябре 2019 г. – 12700 рублей; в ноябре 2019 г. – 12700 рублей; в декабре 2019 г. – 12700 рублей, итого 76200 рублей.

Согласно справке №207 от 05.04.2020 г. доходы ФИО11. составили: в октябре 2019 г. – 12700 руб., в ноябре 2019 г. – 12700 руб., в декабре 2019 г. – 12700 руб., в январе 2020 г. -12700 рублей, в феврале 2020 г. -12700 рублей, в марте 2020 г. – 12700 рублей, итого 76200 рублей.

При этом, в справе 2 НДФЛ за 2020 год, указан налоговый агент ООО <данные изъяты>» доход за октябрь 2020 г. - 5681, 82 руб., за ноябрь 2020 г. - 12500 рублей, сведения об иных доходах отсутствуют.

Трудовая книжка на имя ФИО7. заведена 19.10.2020, в сведениях о работе содержится запись о том, что ФИО6 принят на должность разнорабочего в ООО «<данные изъяты>» 19.10.2020, иных записей не имеется.

Согласно данным персонифицированного учета застрахованных лиц, сумма заработной платы и иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы ФИО4 за 2020 год составила 30681 рублю 82 коп., за предыдущие два года сведения отсутствуют (справка ).

Из сервиса предоставления сведений о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц на ФИО4 имеются сведения за период января 2019 г. 6900 рублей, февраля 2019 г. – 3795 рублей.

Таким образом, сведения, представленные в справке ООО «<данные изъяты>» за указанные выше периоды являются недостоверными, поскольку на указанные работодателем в справке доходы ФИО4 не начислялись страховые взносы.

Отсутствие достоверных сведений об официальном доходе супруга ответчика по действующему законодательству предполагает прекращение ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в Тульской области с 18 декабря 2019; ежемесячного пособия ребенка с 1 января 2020; ежемесячной денежной компенсации на питание детям беременным женщинам и кормящим матерям с 18 марта 2020.

Согласно Приказу Минтруда России от 29.09.2020 №668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2020 N 61741) получатели пособий обязаны извещать не позднее чем в месячный срок органы социальной защиты населения, организации, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты (пункт 85).

Из Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ) следует, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (статья 16).

Статьей 18 этого же закона предусмотрена обязанность получателей государственных пособий извещать об изменении условий, влияющих на их выплату. Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.

Срок, в течение которого получатель пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

Согласно статье 19 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГУ ТО УСЗН Тульской области было принято решение об удержании суммы переплаты за 18.12.2019 по 31.08.2020 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) по заявке на ЕДВ по Закону №1802-ЗТО.

Решением ГУ ТО УСЗН Тульской области (протокол от 22.09.2020) постановлено производить удержание суммы переплаты за 18.03.2020 – 31.08.2020 по заявке на ежемесячную компенсацию на бесплатное питание детям до 3 лет, а так же суммы переплаты за период 01.01.2020 по 31.08.2020 по заявке на ежемесячное пособия на ребенка.

Удержания переполученных сумм ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной компенсации на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям производились в счет новых начислений.

Размер неудержанной суммы ежемесячного пособия на ребенка составил 4880 рублей 80 копеек, ежемесячной компенсации на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям составил 2173 рублей 72 копейки.

Переплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области за период с 18.12.2019 по 31.08.2020 составила 86912 рублей 75 копеек.

Истцом в адрес ответчика было направлено уведомление от 02.10.2020 исх. №19/3230 о необходимости внесения незаконно полученной суммы на расчетный счет управления.

До настоящего времени ответчиком денежные средства не возвращены.

В результате неправомерных действий ответчика ФИО1 ГУ ТО «Центр занятости населения Тульской области причинен материальный ущерб на общую сумму 93967 рублей 27 копеек.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для полного удовлетворения заявленных исковых требований.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 93967 рублей 27 копеек.

ГУ ТО «Центр занятости населения Тульской области по смыслу положений НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика 101172 рубля 27 копеек в доход бюджета МО Суворовский район подлежит понесенные государственная пошлина в размере – 3019 рублей, согласно подп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (93967, 27 -20001) х 3%+ 800 = 3019).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Государственного учреждения «Центр занятости населения Тульской области» к ФИО1 о взыскании переплаты ежемесячных денежных выплат на ребенка, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> в пользу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» переплату ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в Тульской области в сумме 86 912,75 руб., ежемесячного пособия на ребенка в сумме 4888,80 руб., ежемесячной денежной компенсации на питание детям, беременным женщинам и кормящим матерям в сумме 2 173,72 руб., а всего взыскать 93975 рублей 27 копеек.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования Суворовский район государственную пошлину в размере 3019 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Суворовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено судом 27 января 2021 г.

Судья - Р.В. Мясоедова