ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3101/2021 от 12.11.2021 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-3101/2021; УИД: 42RS0006-01-2021-001781-64

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Заводский районный суд города Кемерово

в составе: председательствующего- судьи Бобрышевой Н.В.

при секретаре- Казанцевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

12 ноября 2021 года

гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л :

Истец государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово (далее- ГКУ Центр занятости населения г.Кемерово) обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.

Свои требования мотивирует тем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460 «Об утверждении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» и Приказу Министерства труда и занятости Кузбасса от 14 апреля 2020 года №44 «Об организации работы государственных казенных учреждений центров занятости населения Кемеровской области-Кузбасса» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа государственных казенных учреждений центров занятости населения Кемеровской области-Кузбасса осуществлялась в дистанционном формате (без личного посещения службы занятости).

В соответствии п. 2 Временных правил в целях поиска подходящей работы регистрации подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.

Заявление заполняется гражданином в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».

Ответчик ФИО1 подала заявление в ГКУ Центр занятости населения города Кемерово в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ через ИАС ОБВ «Работа в России».

На основании сведений из заявления и сведений о трудовой деятельности застрахованного лица, поступивших из Пенсионного фонда России ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была признана безработной и получила право на получение пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.

Перерегистрация гражданина в качестве безработного осуществлялась дистанционно. В целях перерегистрации ежемесячно автоматически с использованием информационно-аналитической системы направлялся запрос в Пенсионный фон России в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.

Всего ФИО1 получала пособие по безработице весь назначенный период выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма выплаченных за указанный период денежных средств составила 53510 рублей.

ФИО1 была снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ГКУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление повторно. При заполнении личного дела ДД.ММ.ГГГГ выяснилось, что есть пересечение периодов статуса безработного и трудовой деятельности. При обсуждении данной ситуации ФИО1 представила дополнительное соглашение к договору об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного соглашения следует, что договор об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования, заключенный между ФИО1 и СПАО «<данные изъяты>», действовал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, весь период выплаты пособия по безработицу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась занятой и пособие по безработице получала неправомерно. Общая сумму пособия, полученного ФИО1 обманным путем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 53510 рублей.

По факту получения ФИО1 пособия по безработице обманным путем ДД.ММ.ГГГГ была составлена служебная записка, принято решение об исключении из начислений пособия по безработице на основании приказа ГКУ Центр занятости населения <адрес>П899/2105 от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомление о незаконном получении пособия по безработице от ДД.ММ.ГГГГ с требованием возместить ущерб в срок до ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО1 на адрес электронной почты, указанный в заявлении. До настоящего момента требование не исполнено.

На основании изложенного, просит взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ Центр занятости населения города Кемерово незаконно полученные денежные средства в размере 53510 рублей.

Истец ГКУ Центр занятости населения города Кемерово в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно исковому заявлению просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 7).

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, сведений о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд, и возражений по иску не представила.

При таких обстоятельствах, исходя из задач судопроизводства, принципа правовой определенности, общего правила, закрепленного в ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд расценивает неявку представителя истца и ответчика, как их волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и использования иных процессуальных прав, и считает, что их неявка не является препятствием для рассмотрения дела по существу. В связи с чем, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 460 от 08 апреля 2020 года, в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №460 от 08 апреля 2020 года, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п.4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №460 от 08 апреля 2020 года, Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Согласно п. 6 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №460 от 08 апреля 2020 года, работодатель по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию в случаях приема на работу и увольнения гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), а также иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

Согласно п.п. 10, 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №460 от 08 апреля 2020 года, при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

В соответствии с п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 460 от 08 апреля 2020 года, пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.

В соответствии с п. 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 460 от 08 апреля 2020 года, Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.

Согласно п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №460 от 08 апреля 2020 года, в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке. В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. По всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

Пунктом 2 ст. 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения», предусмотрено, что выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Настоящего Закона.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения» предусмотрено, что занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанные в п. 3 ст. 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратилась с электронным заявлением в ГКУ Центр занятости населения города Кемерово ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14), на момент обращения сведений о трудовой деятельности ФИО1 у Пенсионного фонда России согласно сервису «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования» не имелось (л.д. 15).

ФИО1 была зарегистрирована в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ, снята с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ решением ГКУ Центр занятости населения города Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ по причине длительной (более месяца) неявки в органы содействия занятости без причин. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получено пособие по безработице в общей сумме 53510 рублей, из которых получено в ДД.ММ.ГГГГ- 700,32 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ- 11064,68 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ- 5800 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ- 12245 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ- 12045 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ- 5655 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ- 6000 рублей (л.д. 12, 16, 17).

Приказом ГКУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была признана безработной, назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1950 рублей (л.д. 18).

Приказом ГКУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 изменено начисление пособия по безработице: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1950 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 5850 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 11850 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 5850 рублей, начисление пособия по безработице производить по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Приказом ГКУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен (л.д. 20).

Приказом ГКУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин (л.д. 22).

Приказом ГКУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 изменено начисление пособия по безработице: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1950 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 5850 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 11850 рублей, доплата на детей 6000 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 11850 рублей, начисление пособия по безработице производить по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Как следует из искового заявления и не оспорено ответчиком ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ повторно подала заявление в ГКУ Центр занятости населения <адрес> о признании ее безработной.

Согласно отчету о пересечении периодов состояния на учете в Центре занятости населения с периодами работы ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность, период пересечения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Как следует из дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между СПАО «<данные изъяты>» и ФИО1, договор об оказании агентских услуг по заключению договоров страхования от ДД.ММ.ГГГГ прекращает свое действие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25).

ДД.ММ.ГГГГ в финансово-бухгалтерский отдел ГКУ Центр занятости населения <адрес> была подана служебная записка о сокрытии факта занятости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в связи с чем ФИО1 незаконно получено пособие по безработице (л.д. 26).

Приказом ГКУ Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о неосуществлении выплаты пособия по безработице ФИО1 5 месяцев 4 дня в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Центр занятости населения <адрес> направил в адрес ФИО1 требование о возврате неправомерно полученного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53510 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27), требование оставлено без удовлетворения.

На основании изложенного выше, учитывая, что в период получения ответчиком ФИО1 пособия по безработице, ФИО1 выполняла работу по гражданско-правовому договору со СПАО «<данные изъяты>» (договор оказания агентских услуг), то есть не имела права на обращение в ГКУ Центр занятости населения города Кемерово для регистрации в качестве безработной, что само по себе является основанием для возврата выплаченных ей денежных сумм.

Таким образом, поскольку ответчик ФИО1 уклонилась от предоставления в центр занятости населения сведений о своей трудовой деятельности в СПАО «<данные изъяты>», в связи с чем, незаконно получала в указанный период денежные пособия по безработице.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования ГКУ Центр занятости населения города Кемерово к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в сумме 53510 рублей.

Всилу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерациигосударственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина- в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленнымбюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

Таким образом, поскольку решение состоялось в пользу истца, который освобожден от уплаты государственной пошлины, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет в сумме 1805,30 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово неосновательное обогащение в виде полученных денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 53510 (пятьдесят три тысячи пятьсот десять) рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет в сумме 1805 (одна тысяча восемьсот пять) рублей 30 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд города Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 ноября 2021 года.

Председательствующий: Н.В. Бобрышева