ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-310/2013 от 02.08.2013 Улуг-хемского районного суда (Республика Тыва)

№ 2-310/2013

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

г. Шагонар 02 августа 2013 года

Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кужугет Р.Ш.,

с участием прокурора Улуг-Хемского района Омзаар Ч.О.,

при секретаре Достай-оол А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах муниципального образования сельское поселение сумон Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна об обязании администрацию сельского поселения сумона Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва устранить нарушения бюджетного законодательства путем: включения бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ и внесения в Хурал представителей сельского поселения сумона Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна РТ проекта нормативного правового акта о внесении изменений дополнений в решение Хурала представителей сельского поселения сумона Арыг-Узюнский от 19 декабря 2012г. №12 «О бюджете сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; утверждения порядка разработки, согласования, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования,

установил:

Прокурор Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах муниципального образования сельское поселение сумон Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» об обязании устранить нарушения бюджетного законодательства путем: включения бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ и внесения в Хурал представителей сельского поселения сумона Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна РТ проекта нормативного правового акта о внесении изменений дополнений в решение Хурала представителей сельского поселения сумона Арыг-Узюнский от 19 декабря 2012г. №12 «О бюджете сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; утверждения порядка разработки, согласования, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования. В обоснование иска указано, что прокуратурой Улуг-Хемского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства органами местного самоуправления и органами финансового контроля при разработке и реализации муниципальных целевых программ, в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно пп. 1 ч 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Прокуратурой Улуг-Хемского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства органами местного самоуправления и органами финансового контроля при разработке и реализации муниципальных целевых программ, в ходе которой выявлены нарушения требований бюджетного законодательства. Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Принцип бюджетной системы, связанный с расходованием бюджетных средств, - принцип полноты отражения расходов бюджетов, предусмотренный ст. 32 Бюджетного кодекса РФ, выдвигает требование, согласно которому все расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. В силу ч. 1 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. На основании ст.179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. Согласно ч. 3 ст. 179 БК РФ по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности её реализации, любая программа, реализуемая в течение нескольких лет, независимо от продолжительности, является долгосрочной.Частью 1 ст. 14 Федерального закона № 131- ФЗ определены вопросы местного значения поселения. В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).В целях реализации на территории сельского поселения вопросов местного значения администрацией муниципального образования утверждены 3 муниципальные целевые долгосрочные программы: Муниципальная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма на территории сельского поселения сумона Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2011-2013гг»; Муниципальная программа «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории сельского поселения сумон Арыг-Узюнский на 2011 год и плановый период до 2020г». При проверке нормативного правового акта «О бюджете сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», утвержденного решением Хурала представителей сельского поселения сумона Арыг-Узюнский от 19 декабря 2012г. № 12, опубликованного в местной газете «Улуг-Хем», установлено, что в ведомственной структуре расходов местной администрации муниципального района на 2013г. бюджетные ассигнования на реализацию вышеуказанных муниципальных целевых программ отдельной строкой (разделом, подразделом или целевой статьей) не предусмотрены. Кроме того, органом местного самоуправления сельского поселения порядок разработки, согласования, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования, оценка не приняты, ежегодная оценка эффективности реализации принятых программ не проводится, тогда как в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок принятия решений о разработке долгосрочных муниципальных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Пунктом 3 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ установлена обязательная ежегодная оценка эффективности реализации каждой долгосрочной целевой программы. Порядок проведения и критерии оценки местных программ устанавливается местной администрацией муниципального образования. В случае если согласно результатам проведенной оценки долгосрочная целевая программа реализуется неэффективно, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении её реализации. Такое решение может быть принято не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган. Поскольку решением Хурала представителей сельского поселения сумона Арыг-Узюнский от 19 декабря 2012г. № 12 «О бюджете сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» финансирование принятых долгосрочных муниципальных целевых программ не предусмотрено, данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в бюджете муниципального района денежных средств на её реализацию (финансирование), что противоречит положениям п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отсутствии фактической реализации принятых программ. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании прокурор полностью поддержал исковые требования и просил удовлетворить.

От представителя ответчика – председателя Администрации сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» Балчый М.О. поступило письменное заявление о признании исковых требований прокурора Улуг-Хемского района, и что ему понятны порядок и последствия признания иска. Также он просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч.1 ст.173 ГПК РФ в случае, когда признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу.

Изучив заявление ответчика о признании иска, суд счел возможным принять признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с п.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и о принятии его судом.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах муниципального образования сельское поселение сумон Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна к Администрации сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва», подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры – по заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Процессуальные издержки отнести за счет федерального бюджета, поскольку, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры – по заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, освобождены от уплаты государственной пошлины, вместе с тем, также в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194, 197, 198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах муниципального образования сельское поселение сумон Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна к Администрации сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский район Республики Тыва» удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения сумона Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна РТ устранить нарушения бюджетного законодательства путем: включения бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ и внесения в Хурал представителей сельского поселения сумона Арыг-Узюнский Улуг-Хемского кожууна РТ проекта нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в решение Хурала представителей сельского поселения сумона Арыг-Узюнский от 19 декабря 2012г. № 12 «О бюджете сельского поселения сумон Арыг-Узюнский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; - утверждения порядка разработки, согласования, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ муниципального образования.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий                          Р.Ш. Кужугет