Дело № 2-310/2021
УИД 70 RS0016-01-2021-000517-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2021 года Каргасокский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.И.,
при секретаре Карамушко А.М.,
помощник судьи Лебедева И.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Каргасокского района
Томской области Шаховцевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Каргасок Томской области гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Косых И. о запрете эксплуатации судов,
установил:
Томский транспортный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Косых И. (далее – ответчик, ИП Косых И.) о запрете эксплуатации судов, указывая в обоснование заявленных требований следующее.
Томской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорных мероприятий установлен факт эксплуатации ИП Косых И.А. в период навигации 2021 года теплоходов: «...» в отсутствие действующих документов, подтверждающих годность их к плаванию. В соответствии с Приказом Минтранса России от 25.09.2012 № 355 и Распоряжением Минтранса России от 14.11.2011 № ИЛ-126-р на территории Томской области классификацию и освидетельствование судов осуществляет Западно - Сибирский филиал Российского Речного Регистра. Как следует из представленных сведений ФБУ «Администрация Обского БВП» от 16.08.2021 прокуратурой установлено, что ИП Косых И.А. эксплуатировал в навигацию 2021 году следующие суда: .... По сведениям Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от 15.09.2021 документы Речного Регистра в отношении указанных судов утратили силу до начала навигации 2021 года. В навигацию 2021 года ИП Косых И.А. не принято мер по освидетельствованию Речным Регистром указанных судов с целью признания их годными к плаванию, что является нарушением ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Деятельность ИП Косых И.А., направленная на эксплуатацию указанных судов, без признания их годными к плаванию Речным Регистром, может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде, при этом, несоблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц. На основании изложенного, прокурор просил запретить ИП Косых И.А. эксплуатировать ... с момента вступления решения суда в законную силу до признания указанных судов годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского речного регистра.
В судебном заседании старший помощник прокурора Каргасокского района Томской области Шаховцева И.В. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Косых И.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, возражений против удовлетворения заявленных исковых требований, не представил, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Каргасокского района Томской области, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 17, 55 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется в числе иного путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Косых И.А. является индивидуальным предпринимателем, имеет ОГРНИП № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ № №. Основным видом деятельности является деятельность внутреннего водного грузового транспорта, лицензия ...
ИП Косых И.А. является собственником теплохода «... идентификационный номер судна ... что подтверждается соответствующими выписками из Государственного судового реестра.
Как следует из представленной ФБУ «Администрация Обского БВП» информации от 16.08.2021 №20-11/155, справки старшего помощника прокурора Томского транспортного прокурора Цыганкова Н.А. от 21.09.2021 ИП Косых И.А. в навигацию 2021 года осуществлял эксплуатацию принадлежащих ему речных судов: ...
Согласно представленной информации директора Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра № ЗСФ-04.2-2224 от 15.09.2021, ... судовладельцем которых является Косых А.И., имеют негодное техническое состояние и нуждаются в прохождении освидетельствования.
Постановлением от 21.09.2021, вынесенным и.о. Томского транспортного прокурора Кривошеиным С.А., возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях – выпуск (направление) в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию без документов, удостоверяющих годность его к плаванию в отношении П. по факту того, что П. являясь ответственным за техническую эксплуатацию судов ИП Косых И.А. выпускал в навигацию 2021 года в плавание судна: ... без документов, удостоверяющих их годность к плаванию.
Постановлением государственного инспектора Обского управления государственного речного надзора Ространснадзора № 521000062349 от 27.09.2021 П. признан виновным в совершении при вышеуказанных обстоятельствах административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) положения настоящего Кодекса распространяются на суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.
Согласно ст. 2 КВВТ РФ законодательство в области внутреннего водного транспорта РФ состоит из Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте РФ, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
На основании ст. 3 КВВТ РФ судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе, судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий. В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта. ( п. 1, 4 ст. 4 КВВТ РФ).
Как указано в п. 1 ст. 4.1 КВВТ РФ государственный надзор в области внутреннего водного транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением проверок судов и плавучих объектов, осуществляемых в соответствии со статьей 38.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В силу в п. 2, 16 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в коммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820 классификация и освидетельствование проводятся территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в составе территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организациями, находящимися в ведении указанного Министерства. В процессе эксплуатации маломерное судно подлежит очередным освидетельствованиям, а также внеочередным освидетельствованиям в случаях, установленных пунктом 26 настоящих Правил. Очередное освидетельствование включает комплекс мероприятий, проводимый для установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с категорией сложности района плавания.
Согласно п. 2 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требования обеспечения безопасности судоходства, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ.
В силу п. 1, 2 ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов. Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.
В соответствии с п. 28 Положения о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденного приказом Минтранса России от 14.04.2016 № 102 (далее - Положение от 14.04.2016) при осуществлении классификации организация по классификации проводит следующие виды освидетельствований судов: первоначальное - после постройки судна, после ремонта, переоборудования или модернизации, следствием которых явилось изменение типа и назначения судна, при переклассификации судна, при постановке судна на классификационный учет; очередное - по истечении пяти лет с даты первоначального или последнего очередного освидетельствования; ежегодное - по истечении 12 месяцев с даты первоначального, последнего очередного или последнего ежегодного освидетельствования; доковое - перед третьим ежегодным освидетельствованием, отсчитываемым от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования. Период между доковым и очередным освидетельствованиями не может превышать 36 месяцев; промежуточное - между второй и третьей годовщиной очередного освидетельствования (для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов); внеочередное - в случаях, предусмотренных пунктом 41 настоящего Положения. Объем, формы и методы освидетельствования определяются Правилами.
Согласно п. 30 Положения от 14.04.2016 судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.
Пункт 52 Положения от 14.04.2016 предусматривает, что если все элементы судна и судовых технических средств удовлетворяют требованиям Правил, а параметры выявленных дефектов находятся в пределах допускаемых Правилами значений, техническое состояние судна признается годным, ему присваивается (подтверждается, возобновляется или восстанавливается) класс/категория и оно признается годным к плаванию в условиях, определяемых его классом/категорией и назначением.
Как следует из п. 54 Положения от 14.06.2016,, если техническое состояние элемента или нескольких элементов судна или судовых технических средств признано негодным, дальнейшая эксплуатация судна несет непосредственную угрозу жизни людей, окружающей среде или самому судну, класс или категория плавания судну не присваивается (не подтверждается, не возобновляется, не восстанавливается) и оно не признается годным к плаванию.
Согласно п. 71 Положения от 14.04.2016, судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; свидетельство о годности судна к плаванию; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.
Судовые документы, указанные в пункте 71 Положения от 14.06.2016, а также акты освидетельствований спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов приостанавливают действие, в том числе в случае не предъявления судна к освидетельствованию в установленный срок; при невыполнении требований Правил и организации по классификации (п. 75 Положения)
Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр» наделено полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях на основании постановления Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09. 2012 № 355.
На территории Томской области классификацию и освидетельствование указанных судов осуществляет Западно-Сибирский филиал Российского Речного Регистра, что следует из распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 14.11.2011 № ИЛ-126р «Об утверждении Устава Федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр».
Доказательств того, что принадлежащие на праве собственности ответчику ИП Косых И.А. речные суда: ... в установленном порядке признаны годными к эксплуатации, не представлено.
Факт того, что указанные суда эксплуатировались ИП Косых И.А. в 2021 году по рекам Томской области без признания их годными к эксплуатации Российским Речным Регистром, является установленным.
Эксплуатации судов без признания их годным к плаванию Российским Речным Регистром может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. При несоблюдении законодательства о внутреннем водном транспорте создается непосредственная угроза причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и организаций, государству и обществу в целом, а также несоблюдение требований законодательства о внутреннем водном транспорте может привести к транспортному происшествию.
Оценивая исследованные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит обстоятельствам указанные в исковом заявлении Томского транспортного прокурора нашедшими своё безусловное подтверждение, на основании чего приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины при предъявлении в суд общей юрисдикции заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная согласно п.п. 3 п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Томского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Косых И. о запрете эксплуатации судов удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю Косых И. (ОГРНИП ...) эксплуатировать: ... со дня вступления решения суда в законную силу до признания указанных судов годными к эксплуатации по результатам освидетельствования Западно-Сибирским филиалом Российского Речного Регистра.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Косых И. (ОГРНИП №, ИНН №) в доход бюджета муниципального образования «Каргасокский район» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 30 ноября 2021 года.
Судья А.И. Потапов