ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-311/19 от 09.09.2019 Куйтунского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Куйтун 09 сентября 2019 года

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П.,

при секретаре Карбовской Е.О.,

с участием представителя истца Ханхашкеевой С.В., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-311/2019 по иску прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Куйтунского городского муниципального образования об обязании устранить нарушения требований лесного законодательства,

У с т а н о в и л:

В обоснование иска прокурор Куйтунского района указал, что прокуратурой района проведен анализ эффективности исполнения лесного законодательства в отношении лесов, расположенных на землях Куйтунского муниципального образования. По результатам выявлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства. Администрация Куйтунского муниципального образования, осуществляя муниципальный контроль, обязана обеспечивать рациональное использование, охрану и защиту лесов, обеспечить меры пожарной безопасности в муниципальных лесах в условиях пожароопасного периода. Неисполнение администрацией указанных обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов граждан на благоприятную и безопасную окружающую среду, а также влечет невозможность правового регулирования отношений при осуществлении использования лесов и их охраны от пожаров. Проверкой установлено, что до настоящего времени администрация Куйтунского муниципального образования не оформила леса в муниципальную собственность, из чего следует, что лесоустроительная документация отсутствует. В нарушение требований лесного законодательства, администрация Куйтунского муниципального образования работы по лесоустройству в отношении лесов не проводила, ведение государственного лесного реестра и муниципального лесного контроля не осуществляет, мер, направленных на устранение выявленных нарушений не принимает, что создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей природной среды. Следовательно, администрация Куйтунского муниципального образования бездействует и надлежащим образом не реализует возложенные полномочия, закрепленные федеральным законодательством. Бездействие администрации может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит суд обязать администрацию Куйтунского муниципального образования зарегистрировать право собственности на муниципальные леса на землях населенных пунктов Куйтунского муниципального образования в срок не позднее 01.10.2019. Обязать администрацию Куйтунского муниципального образования обеспечить проведение лесоустройства в лесах, расположенных на землях Куйтунского муниципального образования, на которых расположены городские леса.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Куйтунского района Ханхашкеева С.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Куйтунского городского муниципального образования по доверенности ФИО1 исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со статьей 68 Лесного Кодекса лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование. Это отражено и в исковом заявлении прокуратуры Куйтунского района. Таким образом, выполнение данного вида мероприятий по лесоустройству не является конкретной обязанностью для органов местного самоуправления, так как может быть осуществлена гражданами и юридическими лицами. По предварительным данным стоимость проведения межевания одного гектара леса составляет 10000 рублей, специалистом по земельным вопросам произведен предварительно обмер 9 лесных участков, примерной площадью 60 гектар. Проведение мероприятий по оформлению в собственность лесов в р. п. Куйтун и проведение лесоустройства требует значительного финансирования, которого в бюджете текущего года не предусмотрено, бюджет текущего практически исполнен на ?. Данное финансирование возможно только в бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы при утверждении данных мероприятий депутатами Думы Куйтунского городского поселения. Выполнение работ по оформлению лесов в собственность должно быть осуществлено на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии со статьей 70 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, для проведения данных работ потребуется продолжительный период времени.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Частью 1 ст. 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Основными принципами в области лесных отношений, закрепленными п.п. 1-5 ст. 1 ЛК РФ являются: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.2 ст.4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Согласно ст. 84 ЛК РФ органы местного самоуправления в сфере лесных отношений наделены полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности к ним относятся: осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального лесного контроля.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

По правилам ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным территориальным зонам.

Согласно ч.9 ст.85 ЗК РФ, земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122.

Инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п.3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов); таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно п. 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.

В ответе на требование прокурора администрация Куйтунского городского поселения указала, что работы по созданию и организации городских лесничеств (лесопарков), установлению их границ не проводились; Лесохозяйственные регламенты в отношении городских лесов не утверждены. Муниципальная экспертиза проектов освоения лесов осуществляется в отношении лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. В отсутствие таких лесных участков принятие административного регламента и осуществление муниципальной экспертизы проектов лесов считает преждевременно. Мероприятия по муниципальному лесному контролю не осуществляются, так как нет лесных участков, предоставленных в пользование, административный регламент «Осуществление муниципального лесного контроля на территории Куйтунского муниципального образования» утвержден постановлением администрации Куйтунского городского поселения от 19.12.2016 г. № 899. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на лесных участках, находящихся в собственности Куйтунского муниципального образования, а также ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящихся в собственности Куйтунского муниципального образования, в целях его аренды установлены постановлением администрации Куйтунского городского поселения от 13.04.2016 года №№270. Учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности не ведется, в связи с отсутствием обращений граждан на заготовку древесины для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности. В целях обеспечения пожарной безопасности ведется оповещение населения через голосовое радио, раздавались памятки при проведении сходов, информация публикуется в газете «Отчий край». В соответствии со статьей 62.1 Лесного Кодекса РФ создание лесопаркового зеленого пояса не является обязанностью органа местного самоуправления. Лесопарковый зеленый пояс может создаваться. Реестр зеленых насаждений не ведется, инвентаризация зеленых насаждений не проведена, паспортов зеленых насаждений нет, долгосрочный комплексный план не разработан. Положение о порядке вырубки зеленых насаждений на территории Куйтунского муниципального образования утверждено постановлением администрации Куйтунского городского поселения от 13.04.2016 г № 269.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что администрация Куйтунского городского поселения является правообладателем земельных участков, отнесенных к категории – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – отдых, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>

Судом установлено, что в нарушение требований лесного законодательства администрация Куйтунского городского поселения до настоящего времени не оформила леса в муниципальную собственность, лесоустроительная документация отсутствует, работы по лесоустройству в отношении лесов не проводила, ведение государственного лесного реестра и муниципального лесного контроля не осуществляет, мер, направленных на устранение выявленных нарушений не принимает, что создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей природной среды.

Неисполнение администрацией указанных обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов граждан на благоприятную и безопасную окружающую среду, а также влечет невозможность правового регулирования отношений при осуществлении использования лесов и их охраны от пожаров.

Суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Обязать администрацию Куйтунского муниципального образования зарегистрировать право собственности на муниципальные леса на землях населенного пункта р.п.Куйтун Куйтунского муниципального образования в срок до 01.09.2020.

Обязать администрацию Куйтунского муниципального образования обеспечить проведение лесоустройства в лесах, расположенных на землях Куйтунского муниципального образования, на которых расположены городские леса.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу