ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3129 от 24.09.2010 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3129/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего Щеглакова Г.Г. при секретаре Хомяковой Ю.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 24 сентября 2010 года гражданское дело по заявлению ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» о признании недействительным предписания,

у с т а н о в и л:

Заявитель обратился в суд с названным заявлением, указывая в обоснование, что на основании акта проверки № 28 от 08.06.2010 г. ГУ государственной службы занятости населения Омской области на основании распоряжения от 28.04.2010 г. № 27 рк в период с 27.05.2010 г. по 08.06.2010 г. была проведена проверка в отношении ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения», в ходе которой со стороны органа государственной власти были выявлены нарушения обязательных требований, установленных Законом Омской области от 21.07.2009 г. «О квотировании рабочих мест в Омской области, Постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-П «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».

По результатам проведенной проверки ГУ государственной службы занятости населения Омской области вынесено предписание № 28 об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 08.06.2010 г. в соответствии, с которым ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» предписано в срок до 06.08.2010 г. обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ», Законом Омской области № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» путем приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также обеспечить выделение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в соответствии с постановлением Правительства Омской области № 16-П «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области», Закона Омской области № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» путем выделения специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.

ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» считает предписание Главного Управления государственной службы занятости населения Омской области № 28 от 08.06.2010 года незаконным, так как на момент проведения проверки с учетом среднесписочной численности работников образовательного учреждения размер квоты для трудоустройства инвалидов составляет 30 человек, в ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» трудоустроены инвалиды в количестве 22 человека, тем самым обязанность заключается в срок до 06.08.2010 г. осуществить поиск инвалидов и трудоустроить их за счет установленной квоты. В штате сотрудников университета имеются должности педагогических работников, одним из условий заключения трудового договора с которыми является проведение конкурса, что исключает возможность принятия на такую должность инвалида без проведения конкурса. В законодательстве отсутствует обязанность для работодателя самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу.

В настоящее время в ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» работают инвалиды, для которых в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы и индивидуальной программой реабилитации не требуется создание специального рабочего места. Считают, что выделение специального рабочего места возможно, если физическое состояние работающих инвалидов в образовательном учреждении требует создания такого рабочего места.

Просит признать недействительным предписание Главного Управления государственной службы занятости населения Омской области № 28 от 08.06.2010 года.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 по доверенности заявление поддержала в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО2 по доверенности считает заявление ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» необоснованным в полном объеме. В обосновании указала, что в соответствии с планом проверок организаций за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе за выделением рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой на 2010 год проведена плановая документарная проверка организации, по результатам которой ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» выдано предписание Главного Управления. От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. п. "ж", "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П) одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 N 199-ФЗ) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. В соответствии с Положением о Главном управлении государственной службы занятости населения Омской области, утвержденным указом Губернатора Омской области от 28 декабря 2006 года № 177, Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - Главное управление) является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения. Главное управление является правопреемником реорганизованного Управления федеральной государственной службы занятости населения по Омской области.

Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения на территории Омской области; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; регистрацией инвалидов в качестве безработных. Осуществляет проверку, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан.

В судебном заседании установлено, что в период с 27.05.2010 г. по 08.06.2010 г. ГУ государственной службы занятости населения Омской области была проведена проверка в отношении ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения». 08.06.2010 г. составлен акт проверки № 28, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, установленных Законом Омской области от 21.07.2009 г. «О квотировании рабочих мест в Омской области, Постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-П «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области».

08.06.2010 г. ГУ государственной службы занятости населения Омской области вынесено предписание № 28 об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области, согласно которому ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» обязано в срок до 06.08.2010 г. устранить выявленные в ходе проверки нарушения - обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем принятия на работу инвалидов в пределах установленной квоты, обеспечить выделение (создание) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) специального рабочего места для трудоустройства инвалидов.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности определены Федеральным Законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Указанный закон устанавливает организацию и порядок проверок на соблюдение юридическими лицами в процессе осуществления предпринимательской деятельности обязательных требований законодательства.

Следуя нормам вышеназванного закона ГУ ГСЗН Омской области в соответствии с Планом проверок организаций за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе, за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, на 2010 год, утвержденным распоряжением ГУ ГСЗН Омской области от 25.12.2009 года № 170-р провела плановую документарную проверку организации.

В силу ст. 11 выше названного Закона предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Как установлено в судебном заседании ГУ ГСЗН по Омской области проводило проверку на соблюдение ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» требований законодательства по соблюдению квоты для трудоустройства инвалидов.

Согласно требованиям ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В силу положений ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Постановлением Правительства Омской области от 22.02.2008 г. № 15-п «Об установлении организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Омской области, квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» определён для организаций, имеющих численность работников 500 и более человек, размер квоты, который составляет 4 процента к среднесписочной численности.

При этом каждая организация обязана создать не менее одного специального рабочего места для инвалидов.

Если работодатель не может предоставить инвалиду специальное рабочее место, то он вправе в счет установленной квоты трудоустроить инвалида, индивидуальная программа реабилитации которого не предусматривает создания специального рабочего места. При этом необходимо указать, что создание специального рабочего места для инвалида или адаптация уже существующего включает в себя не только и даже не столько необходимость строительных работ и приобретение дорогостоящего оборудования, сколько пересмотр служебных обязанностей и возможного графика работы под конкретные возможности конкретного сотрудника с инвалидностью.

Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с Федеральным законом органами в счёт установленной квоты.

Обязанность работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличие вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приёма на работу инвалидов предусмотрена п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.19991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 29.12.2001 г. № 188-ФЗ).

В соответствии с п. 36 «Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по представлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 г. № 513, направление работников может осуществляться только к тем работодателям, которые заявили в центр занятости сведения о потребности в работниках, наличие свободных рабочих мест, а также сведения о работодателях, которые содержатся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

Таким образом, законодательством предусмотрен механизм соблюдения квоты, который обязан соблюдать ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения».

На основании изложенного, судом делается вывод, что предписание Главного Управления государственной службы занятости населения Омской области № 28 от 08.06.2010 года вынесено законно и обоснованно, в связи с чем, отсутствую основания для удовлетворения заявления ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» о признании недействительным указанного предписания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований ГОУ ВПО «Омский государственный Университет путей сообщения» о признании недействительным предписания Главного Управления государственной службы занятости населения Омской области № 28 от 08.06.2010 года отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме посредством подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Омска.

Судья: Г.Г. Щеглаков