ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3145/2016 от 11.08.2016 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 августа 2016 г. г.Златоуст Челябинская область

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Карповой О.Н.

при секретаре Сунцовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» об оспаривании распоряжения об отказе в предоставлении субсидии, признании права на получение субсидии, возложении обязанности предоставить субсидию, заключить соглашение о рассрочке погашения задолженности оплаты за капитальный ремонт,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратилась в суд с иском (л.д. 15) к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа об оспаривании распоряжения УСЗН ЗГО № 22 от 29 сентября 2015 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на получение субсидии с июля 2015 года, возложении на УСЗН ЗГО обязанности предоставить субсидию с июля 2015 года, возложении на СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» обязанности заключить с ней соглашение о рассрочке погашения задолженности оплаты за капитальный ремонт.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является матерью двоих детей, в браке не состоит и имеет доход в размере менее 6000 рублей. В собственности истца и ее детей находится квартира по адресу: <адрес>. Начиная с марта 2015 г. она пытается оформить субсидию по оплате коммунальных услуг в связи с тем, что уровень прожиточного минимума доходов семьи нижe прожиточного минимума на одного человека и денежных средств не хватает на оплату коммунальных услуг. 15 сентября 2015 истец через МФЦ подала заявление и необходимые документы для назначения субсидии. 02 октября 2015 года по почте выслано Распоряжение № 22 от 29.09.15 г. УСЗН г. Златоуста об отказе в предоставлении субсидии ввиду предоставления неполного пакета документов. В марте 2016 г. повторно обратилась в УСЗН г. Златоуста за списком документов, которые необходимо предоставить, чтобы была назначена субсидия. В списке документов, которые нужно предоставить в МФЦ г. Златоуста, было указано, что дополнительно необходимо предоставить квитанцию об оплате за капитальный ремонт или обязательство по рассрочке оплаты. На май 2016 г. долг по оплате за капитальный ремонт истца составлял более 4000 рублей. Ввиду того, что все документы, кроме оплаты за капитальный ремонт, были представлены, в МФЦ г. Златоуста было отказано в приеме документов, ввиду незаключения соглашения о рассрочке оплаты задолженности с СНОФ «РО капитального ремонта МКД Челябинской области». В Златоустовском отделе СНОФ «РО капитального ремонта МКД Челябинской области» на заявление от 17.05.2016 г. был дан отказ в предоставлении рассрочки оплаты.

Определением суда от 01 июля 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области»

В судебном заседании истец на иске настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 55,78,79), ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили, представитель УСЗН ЗГО просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 57), в связи с чем дело рассмотрено без их участия.

Заслушав истца, исследовав материалы дела суд полагает, что исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761, субсидия предоставляется гражданам при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761, а также пунктом 11 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Челябинской области от 23 мая 2012 г. № 247-П, предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии;

е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

Пунктом 13 Правил, в частности, предусмотрено, что документы, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, могут представляться в уполномоченные органы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 15.09.2015 ФИО2 обратилась с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Многофункциональный центр (л.д. 27).

С заявлением о назначении субсидии ФИО3 были предоставлены следующие документы:

справки о составе семьи и начислении коммунальных услуг, выданные инспектором регистрационного учета и инспектором по квартплате ООО УК «КГХ» 15.09.2015 г. с информацией о долге по оплате ЖКУ в размере 56012,47 руб. (л.д. 28,29);

обязательство о погашении долга по ЖКУ (квартплате), заключенное ФИО3 с ООО «БЦН» от 15.09.2015 г. (л.д.28),

справки с ООО «НОВАТЭК-Челябинск» и ФИО4 ЧЭС, содержащие сведения о платежах за газопотребление и электропотребление. В справке, выданной специалистом ЗФ ЧЭС от 11.09.2015 г. имеет место информация о наличии задолженности по оплате за потребляемую электроэнергию в размере 2102,43 руб. (л.д. 29, 31),

соглашение о реструктуризации задолженности по оплате за природный газ, заключенное ФИО3 с ООО «НОВАТЭК-Челябинск» от 14.09.2015 г. (л.д.30),

справка о доходах ФИО3 от 10.09.2015 г. (л.д.34), которой указаны сведения о начисленной заработной плате за июнь, июль, август, информация за какой год указаны доходы, отсутствует,

справка о размере алиментов, получаемых ФИО3 от ФИО1 на содержание несовершеннолетних детей по и/д от ДД.ММ.ГГГГ г. за период с марта 2015 г. по август 2015 г. (л.д.36),

копии трудовой книжки и трудового договора ФИО2 (л.д.37-40), которые не заверены сотрудником МФЦ в ввиду отсутствия оригиналов,

заверенные специалистом МФЦ копии:

-паспорта, свидетельства о расторжении брака ФИО3 JI. Р.,

-свидетельства о рождении детей,

-свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес> на трех собственников (л.д. 42-49).

ФИО2 при обращении в МФЦ настояла на приеме неполного пакета документов, предусмотренного п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и п. 11 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждено ее распиской (л.д.26).

В расписке истец указала перечень документов, необходимых для принятия решения о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и не приложенных ею к заявлению – соглашение об оплате долга за электроэнергию, подлинник трудового договора, незаверенная копия трудовой книжки.

Распоряжением № 22 от 29.09.2015 УСЗН ЗГО принято решение об отказе ФИО5 в предоставлении субсидии по заявлению от 15.09.2015 г. на период с сентября 2015 г. по февраль 2016 г. на основании пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761, в связи с предоставлением не полного пакета документов, о чем заявитель была уведомлена 29.09.2015 г. (л.д. 24).

Суд полагает, что оспариваемое распоряжение вынесено обоснованно, в полном соответствии с вышеприведенными положениями Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761, поскольку истцом не было приложено к заявлению соглашение об оплате задолженности за электроэнергию, документы о доходах не содержали сведений о годе, за который доходы получены, трудовая книжка и трудовой договор представлены в виде незаверенных копий.

Следовательно в удовлетворении исковых требований, предъявленных к УСЗН ЗГО, истцу следует отказать в полном объеме.

Исковые требования ФИО2 к СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» о понуждении заключить соглашение о рассрочке погашения задолженности оплаты за капитальный ремонт также удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 17 мая 2016 года истец обратилась к СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» с письменным заявление о принятии обязательства о том, что она обязуется оплачивать по 100 рублей в месяц в счет погашения задолженности за капитальный ремонт в случае предоставления субсидии по квартплате (л.д. 16).

Письмом от 07.06.2016 (л.д. 14а) ФИО6 разъяснено, что согласно постановлению Правительства Челябинской области №511-п от 09.12.2013г. Региональный оператор является некоммерческой организацией без права осуществления банковской и кредитной деятельности. В Уставе Регионального оператора не закреплено право предоставлять займы с рассрочкой платежа. Для получения кредита с целью оплаты проведения капитального ремонта следует обратиться в соответствующие организации.

Дополнительно Региональный оператор сообщил, что согласно статье 159 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Минимальный размер взноса входит в стандарт стоимости жилищно- коммунальных услуг при расчете субсидий для малообеспеченных граждан.

Кроме того, статьей 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами Челябинской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления предусмотрена компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в том числе капитального ремонта.

С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с внесенными изменениями 24 декабря 2015 года Законодательным Собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан», которым установлены дополнительные меры поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт для отдельных категорий граждан.

Компенсация расходов установлена с 1 января 2016 года. Выплата будет произведена в марте 2016 года, с учетом доплаты за январь и февраль 2016 года далее ежемесячно.

Граждане, относящиеся к областным категориям по новому закону, будут приглашаться в Управление социальной защиты населения согласно установленному графику.

Учитывая, что истец не относится к категории граждан, имеющей льготы по уплате взносов на капитальный ремонт, законодательством РФ не предусмотрена обязанность СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» заключать с должниками соглашения о рассрочке погашения задолженности по оплате за капитальный ремонт, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» об оспаривании распоряжения УСЗН ЗГО № 22 от 29 сентября 2015 года об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на получение субсидии с июля 2015 года, возложении на УСЗН ЗГО обязанности предоставить субсидию с июля 2015 года, возложении на СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» обязанности заключить с ФИО2 соглашение о рассрочке погашения задолженности оплаты за капитальный ремонт, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий О.Н.Карпова

Решение в законную силу не вступило.