ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3157/2015 от 22.12.2015 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>

« 22 » декабря 2015 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего

С.П. Богдановича,

при секретаре

ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО6 к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики <адрес> в Лазаревском внутригородском районе города-курорта Сочи о понуждении к заключению соглашения о взаимодействии и информационном обмене,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО6 обратились в суд с исковым заявлением, в котором просят понудить Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики <адрес> в Лазаревском внутригородском районе города-курорта Сочи (далее по тексту – Управление) к заключению соглашения о взаимодействии и информационном обмене с поставщиком коммунальных услуг и ответственным лицом по управлению, содержанию и обслуживанию многодолевого дома и котельной по адресу: <адрес>, ФИО8.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что 01.07.2008 года на общем собрании собственников помещений в многодолевом (многоквартирном) доме по <адрес>, выбран способ управления общим имуществом в виде непосредственного управления собственниками помещений, и избран постоянно действующий совет в составе ответственного лица (управляющего) ФИО8 На ФИО8 заключены все договоры на поставку коммунальных услуг, поскольку расчет оплаты производится по общедомовым приборам учета. Он же является поставщиком коммунальных услуг от общедомовых счетчиков учета в каждое помещение и отопления при наличии автономной котельной. Также ФИО8 является ответственным по границам балансовой принадлежности, обслуживанию инженерных систем дома и по заключению договоров с поставщиками услуг электро-, водо-, газоснабжения, канализирования и обслуживания котельной. На его имя выданы генеральные доверенности 65% от общего числа собственников на управление домом, он уполномочен общим собранием собственников обращаться в суд, а также несет материальную ответственность в полном объеме за весь дом и котельную в целом, с правом выдавать и предоставлять квитанции и справки о задолженности по коммунальным платежам. В многодолевом <адрес> проживают инвалиды и ветераны труда, которые имеют законное право на получение мер социальной поддержки – компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг. Для оформления компенсации Управление требует определенный пакет документов: квитанции об оплате коммунальных услуг, договоры на поставку коммунальных услуг и справки об отсутствии задолженности по оплате. При этом у собственников помещений в многодолевом доме не имеется возможности предоставлять данные документы без ответственного лица ФИО8, в связи с чем имеется в наличии проблема в оформлении и расчете компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также в информационном обмене о наличии задолженности. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений указанного дома и ответственное лицо по управлению домом ФИО8 обращались в Управление с заявлениями по вопросу заключения соглашения о взаимодействии и информационном обмене с ответственным лицом по управлению, содержанию и обслуживанию многодолевого <адрес>, в чем им было отказано. Отказ Управления мотивирован тем, что предоставленные документы не соответствуют действующему законодательству. В этой связи истцы полагают, что Управлением созданы препятствия в реализации их прав. Управление указывает собственникам помещений дома на необходимость его отнесения к многоквартирному, то есть фактически требует поменять статус дома и назначение земельного участка. Поскольку право собственности на доли дома принадлежит физическим лицам, к правоотношениям, возникающим с данным домом, применяются нормы жилищного законодательства по аналогии. При обращении ФИО8 в <адрес> о нарушении прав жильцов дома со стороны сотрудников Управления, ДД.ММ.ГГГГ<адрес> ответила, что Управление должно заключить соглашение о взаимодействии и информационном обмене. Инициативная группа <адрес>, в том числе решения судов о применении к правоотношениям с данным домом норм жилищного законодательства как в отношении многоквартирного дома, однако соглашение о взаимодействии и информационном обмене с ответственным лицом по управлению, содержанию и обслуживанию многодолевого <адрес>ФИО8 Управление заключить отказалось. Изложенное послужило основанием для обращения истцов в суд с рассматриваемыми требованиями.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО10 и ФИО6 в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Их представитель по доверенностям – ФИО8 сообщил, что истцам известно о времени и месте судебного разбирательства, и они желают участвовать в деле через своего представителя.

В связи с изложенным и руководствуясь ст.ст. 48, 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО10 и ФИО6

Истцы ФИО9 и ФИО8, также являющийся представителем истцов по доверенностям, в судебном заседании доводы иска поддержали и просили удовлетворить его требования.

Представитель ответчика Управления по доверенности – ФИО13 в судебном заседании требования иска не признала и просила в их удовлетворении отказать. Как в письменных возражениях, так и в судебном заседании пояснила, что в соответствии с постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения эффективного скоординированного взаимодействия при организации предоставления государственных услуг по выплате субсидии и компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, между Управлением и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, заключаются соглашения о взаимодействии и информационном обмене, в том числе и для получения информации о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Поскольку согласно свидетельства о государственной регистрации права серии 23-АЛ от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес> находится в общей долевой собственности и является объектом индивидуального жилищного строительства, таковой не может быть отнесен к многоквартирному жилому дому, в связи с чем выбор способа управления данным домом в виде непосредственного управления собственниками помещений, а также взимание платы за содержание и обслуживание жилого дома и определение поставщиком коммунальных услуг физического лица противоречит нормам жилищного законодательства. Таким образом, Управление полагает, что соглашение о взаимодействии и информационном обмене не может быть заключено с ФИО8, являющимся потребителем, а не поставщиком коммунальных услуг.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы им в судебном заседании.

Как следует из материалов дела и установлено судом, объект индивидуального жилищного строительства литера «А», назначение: жилое, общей площадью 859,9 кв.м, этажность: 4, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит по праву общей долевой собственности ФИО8 (3/88 доли), ФИО5 (1/22 доли), ФИО2 (1/22 доли), ФИО14 (1/22 доли), ФИО3 (1/22 доли), ФИО15 (1/22 доли), ФИО4 (1/22 доли), ФИО16 (1/22 доли), ФИО17 (1/22 доли), ФИО18 (1/22 доли), ФИО19 (1/22 доли), ФИО20 (1/22 доли), ФИО21 (3/44 доли), ФИО22 (1/22 доли), ФИО23 (1/22 доли), ФИО24 (1/22 доли), ФИО25 (1/22 доли), ФИО26 (3/44 доли), ФИО7 (3/44 доли), ФИО5 (1/22 доли) и ФИО9 (3/88 доли), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АЛ от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 10 ЖК РФ предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

На основании с. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общим собранием собственников помещений в <адрес> (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден способ управления общим имуществом в виде непосредственного управления собственниками помещений, выбран постоянно действующий совет в составе управляющего ФИО8

Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ рядом совладельцев <адрес> приняты общие решения, связанные с содержанием дома, предусматривающие выполнение определенных, необходимых для этого работ и, как следствие, предполагающие финансовое участие совладельцев дома в выполнении этих мероприятий.

В соответствии со ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.

Соглашение между участниками общей долевой собственности выразилось в названных выше протоколах, что не противоречит действующему законодательству. Собственники дома, в том числе и истцы, вправе, в том числе, выбирать форму владения и пользования имуществом, а также лицо, уполномоченное действовать от имени участников долевой собственности.

Согласно ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В силу ч. 3 ст. 164 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ФИО8, будучи избранным большинством собственников помещений в <адрес> лицом, управляющим данным домом, и имея доверенности от 65% собственников помещений этого дома, вправе действовать от их имени.

Также из материалов дела следует, что на обращение ФИО8 в Управление по вопросу заключения соглашения о взаимодействии и информационном обмене, ответчиком ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ , согласно которому <адрес> не может быть отнесен к многоквартирному дому, поскольку находится в общей долевой собственности и является объектом индивидуального жилищного строительства.

Аналогичные доводы приведены в ответах Министерства социального развития и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-У-1764 и от ДД.ММ.ГГГГ.2-У-3910/4358 на обращения ФИО9

Между тем, из ответа Администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», а также постановления главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>», ФИО8 как уполномоченному лицу, имеющему право на основании доверенности действовать от имени собственников жилых помещений в жилом <адрес>, необходимо заключить с Управлением соглашение о взаимодействии и информационном обмене.

Как следует из положений, установленных ст. 160 ЖК РФ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О компенсации жителям <адрес> расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в <адрес>» (далее по тексту – Порядок) в их системной взаимосвязи, отдельным категориям граждан, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы, выплачивается 50 процентная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 21 Порядка предусмотрено, что компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении гражданами соглашений по ее погашению.

Для обеспечения эффективного скоординированного взаимодействия при организации предоставления государственных услуг по выплате субсидии и компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, между управлением социальной защиты населения в муниципальных образованиях <адрес> заключаются соглашения о взаимодействии и информационном обмене, в том числе и для получения информации о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

При этом Управление ссылается на то, что данное соглашение может быть им заключено лишь с поставщиками коммунальных услуг.

Между тем, данный довод на законе не основан, поскольку действующими нормативно-правовыми актами не установлен запрет на заключение такого соглашения с лицом, уполномоченным на основании доверенностей действовать от имени собственников жилых помещений <адрес>. В данном случае с ФИО8, единственным заключившим с соответствующими организациями договоры на поставку коммунальных услуг, фактически потребляемых всеми совладельцами вышеуказанного жилого дома.

При этом заключение такого соглашения необходимо для обеспечения прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной защиты и являющихся жильцами <адрес>, поскольку данные граждане не являются стороной договоров на поставку коммунальных услуг и испытывают затруднения в получении сведений о наличии\отсутствии у них задолженности по данным услугам в отсутствие между их доверенным лицом ФИО8 и Управлением названного соглашения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования иска ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО6 к Управлению социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики <адрес> в Лазаревском внутригородском районе города-курорта Сочи о понуждении к заключению соглашения о взаимодействии и информационном обмене – удовлетворить.

Понудить Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики <адрес> в Лазаревском внутригородском районе города-курорта Сочи заключить с ответственным лицом по управлению, содержанию и обслуживанию многодолевого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО8 соглашение о взаимодействии и информационном обмене.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: С.П. Богданович

Копия верна:

Заместитель председателя

Лазаревского районного суда <адрес> С.П. Богданович