Дело № 2-315/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2019 года г. Заринск
Заринский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.А.Жукова
при секретаре Г.В. Задригун
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к администрации г. Заринска, об обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, ликвидации свалки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с вышеуказанным иском к ответчикам в Заринский городской суд.
В обоснование исковых требований указал на то, что при осуществлении регионального государственного экологического надзора государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды выявлены нарушения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В частности, установлено, что на территории г. Заринска на земельном участке, площадью 800 кв. м., расположенного в 20 метрах от здания гаражей по <адрес> в направлении на северо-запад от ориентира, непосредственно примыкающего к березовой роще, далее водному объекту – болоту, допущено несанкционированное размещение отходов.
Указанный земельный участок находится в границах муниципального образования г. Заринск, информация о выявленной свалке была направлена в Администрацию г. Заринска с предложением ликвидировать свалку.
Таким образом, обязанность по ликвидации свалки в части размещенных неустановленными лицами отходов, лежит на Администрации <адрес>, как на органе местного самоуправления.
В связи изложенным, истец просил обязать Администрацию г. Заринска ликвидировать свалку отходов производства и потребления, несанкционированное размещение которых осуществили неустановленные лица на земельном участке, площадью 800 кв.м., расположенном в 20 метрах от здания гаражей по <адрес> в направлении на северо-запад от ориентира, непосредственно примыкающего к березовой роще, далее водному объекту – болоту.
В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал и просил их удовлетворить.
Представитель администрации города Заринска Алтайского края исковые требования признала частично по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в результате рейда, проведенного государственным инспектором Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории <адрес> допущено несанкционированное размещение отходов. Отходы размещены на земельном участке, площадью 800 кв.м. расположенном в 20 метрах от здания гаражей по <адрес> в направлении на северо-запад от ориентира, непосредственно примыкающего к березовой роще, далее водному объекту – болоту. Отходы размещены на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 22:66:010103.
В судебном заседании установлено, что размещение отходов на вышеуказанном земельном участке производилось неустановленными лицами в течение продолжительного периода времени.
Письмом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№/ПА/9899 Главе администрации <адрес> предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать очистку участка от отходов.
По результатам рейда, проведенного ДД.ММ.ГГГГ установлено, что свалка не ликвидирована.
Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов
размещения отходов ГРОРО, запрещено (ч. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ). При этом свалка расположена на территории, не предназначенной в соответствии с требованиями законодательства для размещения на ней отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Твердые коммунальные отходы входят в состав отходов потребления, (приказ Минприроды России от 14.08.2013 № 298 «Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации»).
В силу статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - «ФЗ «Об охране окружающей среды») отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 той же статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
В связи с изложенным обязанность по ликвидации свалки в части размещенных отходов неустановленными лицами обязанность по устранению свалки, по мнению суда, лежит на администрации г. Заринска в силу следующего.
По данным публичной кадастровой карты свалка расположена на земельном участке в кадастровом квартале 22:66:010103, Участок на кадастровый учет не поставлен, чьи-либо права на него не зарегистрированы. Кадастровый квартал 22:66:010103 входит в состав городского округа г. Заринск.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как следует из статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. По общему правилу право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Аналогичная норма содержится в пункте 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственник отходов, образующих несанкционированную свалку на территории муниципального образования не установлен, то отходы являются собственностью администрации г. Заринска.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами то, что в период с момента представления информации в Администрацию г. Заринска до предъявления иска в суд, ответчиками принимались меры по устранению выявленной несанкционированной свалки, что подтверждается, в том числе, представленным муниципальным контрактом № Ф.2018.48849 на выполнение работ по текущему содержанию дорог города Заринска Алтайского края в 2018 году от ДД.ММ.ГГГГ, актами о приемке выполненных работ за сентябрь 2018 года.
Между тем, как установлено в судебном заседании, и так же не оспаривалось сторонами, в полном объеме работы по ликвидации выявленной несанкционированной свалки ответчиком не выполнены, согласно представленного представителем истца акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, площадью 800 кв.м., расположенном на территории г. Заринска, в 20 метрах от здания гаражей по <адрес> в направлении на северо-запад от ориентира, непосредственно примыкающего к березовой роще, далее водному объекту – болоту, размещение отходов не ликвидировано. Частично по периметру свалки вывезена часть отходов.
В соответствии с положениями ст.1080 ГК РФ, с учетом разъяснений изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", суд полагает необходимым возложить на ответчиков обязанность по ликвидации свалки отходов производства и потребления, площадью 800 кв. м., расположенном в 20 метрах от здания гаражей по <адрес> в направлении на северо-запад от ориентира, непосредственно примыкающего к березовой роще, далее водному объекту – болоту.
Согласно положений ч.1,2 ст.206 ГПК РФ, При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Согласно искового заявления, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края просит обязать Администрацию г. Заринска ликвидировать свалку в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу данного решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края удовлетворить.
Обязать администрацию города Заринска Алтайского края ликвидировать несанкционированную сварку отходов производства и потребления на земельном участке собственность на который не разграничена, площадью 800 кв. м., расположенном на территории г. Заринска, в 20 метрах от здания гаражей по <адрес> в направлении на северо-запад от ориентира, непосредственно примыкающего к березовой роще, далее водному объекту – болоту, в кадастровом квартале 22:66:010103.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения через Заринский городской суд.
Судья Заринского
городского суда В.А.Жуков