Дело № 2-315/2017
Мотивированное решение
изготовлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ярославль 8 февраля 2017 года
Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при секретаре Колюховой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля, департаменту финансов мэрии г.Ярославля, Правительству Ярославской области о взыскании судебных расходов,
установил:
Постановлениями административной комиссии Красноперекопского района г.Ярославля НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ст. 25.3 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», ей назначено наказание в виде штрафа по ... руб.
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между ФИО1 и ООО «Экспертный страховой центр» были заключены договоры на оказание юридических услуг, а именно составление жалоб на вышеуказанные постановления НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА За услуги по данным договорам ФИО1 оплатила ... руб.
Вступившими в законную силу решениями Красноперекопского районного суда г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановления административной комиссии Красноперекопского района г.Ярославля НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА отменены, производство по делам в отношении ФИО1 прекращено за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
ФИО1 обратилась в суд с исковыми заявлениями к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля о взыскании судебных расходов по ... руб.
Определением Фрунзенского районного суда г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА гражданские дела по искам ФИО1 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
С учетом характера спорного правоотношения судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены мэрия г.Ярославля, департамент финансов мэрии г.Ярославля и Правительство Ярославской области.
Истец ФИО1, явка которой судом признана обязательной, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила взыскать расходы на оплату юридических услуг по составлению жалобы в общей сумме ... руб. с надлежащего ответчика.
Представитель ответчиков мэрии г.Ярославля и территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля по доверенностям ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что административные комиссии города Ярославля не входят в структуру мэрии г. Ярославля и территориальных администраций мэрии г. Ярославля. Должностные лица органов местного самоуправления города Ярославля не выносят решений по административным правонарушениям. Мэрия г.Ярославля лишь утверждает список членов комиссии, а территориальные администрации организуют их работу, предоставляя помещения. Учитывая, что административные комиссии г. Ярославля являются постоянно действующим коллегиальным органом, финансируемым за счет средств бюджета Ярославской области, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Ярославской области. Также указала, что стоимость юридических услуг по составлению жалобы по делу об административном правонарушении завышена.
Ответчик департамент финансов мэрии г.Ярославля в судебное заседание представителя не направил, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому административная комиссия не является структурным подразделением департамента финансов мэрии г.Ярославля. Департамент финансов мэрии г.Ярославля не обладает полномочиями по созданию административных комиссий районов города, утверждению их численности и персонального состава, не осуществляет обеспечение их деятельности. Мэрия г.Ярославля и территориальные администрации мэрии г.Ярославля являются главными распорядителями бюджетных средств бюджета г.Ярославля в соответствии с Решением муниципалитета города Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР. Департамент финансов мэрии г.Ярославля подлежит исключению из числа сторон, участвующих в деле.
Ответчик Правительство Ярославской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также указал, что Правительство Ярославской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Убытки истице были причинены в связи с незаконными действиями административной комиссии Красноперекопского района г. Ярославля, которая образована на основании постановления мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР «О создании административных комиссий районов города Ярославля» и является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным органом местного самоуправления - мэрией г. Ярославля для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ярославской области от 03.12.2007 г. №100-з «Об административных правонарушениях». Полномочия по созданию административных комиссий и обеспечению их деятельности были переданы Ярославской областью органам местного самоуправления на основании ст. 19.1 Закона Ярославской области от 16.12.2009 г. №70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями». В соответствии со ст.4 указанного выше Закона органы местного самоуправления осуществляют переданные им государственные полномочия за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций, объем которых определяется законом Ярославской области об областном бюджете в соответствии с методиками, утвержденными приложением к настоящему Закону. Органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами соответствующих муниципальных образований Ярославской области. В соответствии со ст.98 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета от 16.10.1995 г. №42, мэрия г. Ярославля осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления законами Ярославской области, дополнительно использует материальные ресурсы города и средства бюджета города для осуществления отдельных государственных полномочий. На основании постановления мэрии г. Ярославля от 20.04.2011 г. №1024 «О реализации государственных полномочий Ярославской области в сфере законодательства об административных правонарушениях» мэрия г. Ярославля, территориальные администрации мэрии г. Ярославля осуществляют на территории г. Ярославля государственные полномочия Ярославской области в сфере законодательства об административных правонарушениях, в том числе в части создания административных комиссий и обеспечения их деятельности. В соответствии с Решением муниципалитета от г. Ярославля от 20.03.2007 г. №408 департамент финансов мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, ее финансовым органом, осуществляющим единую финансовую и бюджетную политику в городе Ярославле, исполнение городского бюджета и управление средствами бюджета города Ярославля, главным распорядителем бюджетных средств. Таким образом, имущественный вред, причиненный истице, подлежит взысканию за счет казны муниципального образования г.Ярославль в лице главного распорядителя бюджетных средств – департамента финансов мэрии г.Ярославля.
Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановлением административной комиссии Красноперекопского района г.Ярославля ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ст. 25.3 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», ей назначено наказание в виде штрафа в сумме ... руб. Вступившим в законную силу решением Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 02.11.2015 г. постановление НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Кроме того, постановлением административной комиссии Красноперекопского района г.Ярославля НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ст. 25.3 Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», ей назначено наказание в виде штрафа в сумме ... руб. Решением Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 05.02.2016 г. постановление административной комиссии Красноперекопского района г.Ярославля НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в отношении ФИО1 отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Решение вступило в законную силу ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Материалы дела свидетельствуют, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между ФИО1 и организация 1 был заключен договор на оказание юридических услуг по составлению жалобы на постановление НОМЕР по делу об административном правонарушении от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, вынесенное административной комиссией Красноперекопского района г.Ярославля. Стоимость услуг определена в размере ... руб. Факт оплаты подтвержден квитанцией к приходному кассовому ордеру НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Также ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ФИО1 заключила с организация 1 договор на оказание юридических услуг - составление жалобы на постановление административной комиссии Красноперекопского района г.Ярославля НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА За услуги по данному договору ФИО3 оплатила ... руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст.1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Статьей 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия по созданию административных комиссий и обеспечению их деятельности были переданы Ярославской областью органам местного самоуправления на основании ст. 19.1 Закона Ярославской области от 16.12.2009 г. №70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями».
Административная комиссия Красноперекопского района г. Ярославля образована на основании постановления мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР «О создании административных комиссий районов города Ярославля» и является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным органом местного самоуправления -мэрией г. Ярославля для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ярославской области от 03.12.2007 г. №100-3 «Об административных правонарушениях».
В соответствии со ст.98 Устава города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета от 16.10.1995 г. №42, мэрия г. Ярославля осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам городского самоуправления законами Ярославской области, дополнительно использует материальные ресурсы города и средства бюджета города для осуществления отдельных государственных полномочий.
На основании постановления мэрии г. Ярославля от 20.04.2011 г. №1024 «О реализации государственных полномочий Ярославской области в сфере законодательства об административных правонарушениях» мэрия г. Ярославля, территориальные администрации мэрии г. Ярославля осуществляют на территории г. Ярославля государственные полномочия Ярославской области в сфере законодательства об административных правонарушениях, в том числе в части создания административных комиссий и обеспечения их деятельности.
Согласно Закону Ярославской области от 25.12.2014 г. №85-з «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» муниципальное образование г. Ярославль получило субвенции из бюджета Ярославской области на реализацию отдельных полномочий в сфере законодательства об административных правонарушениях в сумме ... руб. (Приложение НОМЕР п. 37).
Поскольку производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 было прекращено на основании ст. 24.5 КоАП РФ, а истец была вынуждена нести расходы по оплате юридических услуг по составлению жалобы, которые в силу ст. ст. 15, 1069 Гражданского кодекса РФ являются убытками, подлежащими возмещению за счет средств казны муниципального образования как причиненные в результате необоснованного привлечения к административной ответственности.
Взыскание судебных расходов с муниципального образования должно производиться в лице главного распорядителя бюджетных средств – департамента финансов мэрии г.Ярославля, которому предоставлены субвенции из бюджета Ярославской области, направляемые на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности административной комиссий, вынесшей незаконное решение.
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля не была наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями по созданию и обеспечению деятельности административной комиссии, не является главным распорядителем бюджетных средств г. Ярославля, а лишь является получателем определенных сумм из городского бюджета за счет поступивших субвенций на материально-техническое обеспечение деятельности административной комиссии.
Характер таких убытков, по существу являющихся расходами истца, понесенными на оплату услуг представителя по административному делу, позволяет при определении размера присуждаемой суммы применить по аналогии положения ст. 100 ГПК РФ о возмещении соответствующих расходов в разумных пределах.
Таким образом, с учетом принципа разумности, учитывая характер и объем выполненной работы, суд приходит к выводу о том, что расходы ФИО1 на оплату услуг по составлению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должны быть ей возмещены в общей сумме ... руб.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования г.Ярославль в лице главного распорядителя бюджетных средств - департамента финансов мэрии г.Ярославля за счет казны муниципального образования в пользу ФИО1 убытки в связи с оплатой юридических услуг ... руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Г. Сингатулина