ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-318/2021 от 06.09.2021 Аннинского районного суда (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И

п.г.т. Анна Воронежской области 06 сентября 2021 г.

Судья Аннинского районного суда Воронежской области Кругова С.А.,

с участием представителей истцовФИО5, ФИО1, ФИО2 – ФИО3,

представителя ответчика ЗАО « им. Ленина» - ФИО4,

при секретаре судебного заседания Володиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО6, ФИО2 к закрытому акционерному обществу «имени Ленина», ФИО7 о признании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок по третьему вопросу повестки дня, ничтожным,

установил :

ФИО5, ФИО1, ФИО2 обратились с иском к закрытому акционерному обществу «имени Ленина», ФИО7 о признании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Земельный участок расположен <адрес> от 07.02.2021г. по третьему вопросу повестки дня – ничтожным, указывая, что 7 февраля 2021 года состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , (исходный земельный участок), расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок расположен в <адрес>, следующей повесткой дня:1. Об избрании председателя общего собрания; 2. Об избрании секретаря общего собрания ;3. О предложениях относительно проекта межевания земельных участков. Истцы являются участниками общей долевой собственности на исходный земельный участок. Считают решение общего собрания, принятое по вопросу повестки дня «О предложениях относительно проекта межевания земельных участков» - ничтожным, по следующим основаниям. Согласно п.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. К компетенции общего собрания наряду с иными вопросами, относится вопрос:1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков. В рамках данного вопроса повестки дня общим собранием 07.02.2021г. были приняты решения об установлении местоположения земельных участков для выделения участниками долевой собственности, желающим выделиться в счет своих земельных долей, как для сохраняющих арендные отношения с действующим арендатором, так и для первоочередного выделения участниками долевой собственности, желающими выделиться в счет своих земельных долей, для передачи в аренду или с иной целью, связанной с прекращением договорных отношений с действующим арендатором. Истцы голосовали «против», по третьему вопросу повестки дня. Между тем, в компетенцию общего собрания не входит вопрос об определении (установлении) местоположения земельного участка для первоочередного выдела земельных участков в счет земельных долей. Вопрос о соотношении права участника долевой собственности на выдел земельного участка в счет своей земельной доли (долей) и полномочия общего собрания участников долевой собственности принимать решения об определении местоположения выделяемого земельного участка был разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 22 апреля 2014 года N12-П применительно к положениям статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которая непосредственно регламентирует вопросы о способах (вариантах) выдела земельного участка в счет земельной доли (долей) участника долевой собственности. Как указано в данном Постановлении, положения статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" по своему конституционно-правовому смыслу предполагают, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 года N435- ФЗ, а именно с 1 июля 2011 года, решения общих собраний участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении местоположения предназначеннойдля первоочередного выдела части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, утрачивают юридическую силу применительно к процедуре выдела земельного участка, т.е. допускают выдел земельного участка в счет земельной доли участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без учета ранее принятого решения общего собрания участников долевой собственности, которым была определена часть находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенная для выдела в первоочередном порядке.Таким образом, общим собранием 07.02.2021г. было принято решение по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому решение общего собрания по третьему вопросу повестки дня - ничтожно (ст. 181.5 ГК РФ). Кроме того, вопрос повестки дня - о предложениях относительно проекта межевания земельных участков, находится в системной взаимосвязи с положениями п.6 ст.13.1 ФЗ согласно которым при подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых: будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения. Следует, что в рамках вопроса «О предложениях относительно проекта межевания земельного участка» могут быть рассмотрены поступившие предложения о доработке проекта межевания земельного участка, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности. При таких обстоятельствах подразумевается наличие подготовленного проекта межевания, обеспечение заинтересованным лицам возможности ознакомления с этим проектом до его утверждения общим собранием и предоставления предложений о его доработки. Между тем в повестке дня общего собрания 07.02.2021г. не значился вопрос об утверждении проекта межевания, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков не направлялось участникам долевой собственности и не опубликовывалось в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Иное толкование извещения о созыве общего собрания на 07.02.2021г., повестки дня общего собрания, рассмотренного вопроса №3 повестки дня и принятого собранием решения по вопросу повестки дня №3, означает, что участники общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером были умышлено введены в заблуждение относительно цели созыва общего собрания, и лишены прав и возможностей, предусмотренных ст. 13.1 ФЗ. В силу чего на общем собрании не мог быть рассмотрен вопрос повестки дня о предложения относительно проекта межевания земельных участков в отсутствие такого проекта и в обход установленной законом процедуры извещения и ознакомления заинтересованных лиц с таким проектом. Участниками долевой собственности, голосовавшими за принятие оспариваемого решения общего собрания от 07.02.2021г. по третьему вопросу повестки дня, являются ЗАО «имени Ленина», владевшее 280 долями и ФИО7, владевший 1 долей (в совокупности 281 доля). Остальные участники собрания в количестве 21 человек, голосовали против принятия оспариваемого решения (в совокупности 46,25 долей), что подтверждается Протоколом Общего собрания от 07.02.2021г. и Регистрационным листом присутствующих на общем собрании 07.02.2021г. - участников общей долевой собственности. Иные участники общей долевой собственности, участия в собрании не принимали, а соответственно ответчиками не являются.

В судебном заседании истцы ФИО5, ФИО1, ФИО2 не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, право представлять свои интересы представили ФИО3

Представитель истцов ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении. При этом полагал, что решение принятое общим собранием 07.02. 2021 года является ничтожным, т.к. принято по вопросу, не относящемуся к компетенции общего собрания. Довод ответчика, о том, что своим голосованием истцы не могли повлиять на принятое общим собранием решение, также является квалифицирующим признаком для признания решения общего собрания ничтожным. Просил удовлетворить требования в истцов полном объеме, и признать решение общего собрания участников долевой собственности на земельный участок от 07 февраля 2021 года, вынесенное по третьему вопросу повестки дня ничтожным полностью.

Ответчик ФИО7 в судебном заседании не присутствовал, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель ответчика ЗАО «имени Ленина» ФИО4 в судебном заседании возражал относительно исковых требований. При этом указал, что решение общего собрания 07. 02.2021 года было принято большинством голосов участников долевой собственности на земельный участок, не только в отношении земельных долей, принадлежащих ответчикам, но и земельных долей принадлежащих другим собственникам. По всем вопросам решение принято большинством голосов, следовательно, голосование истцов не могло повлиять на решение собрания. Если имели место нарушения, связанные с извещением собственников земельных долей о проводимом собрании, то они также на решение собранияповлиять не могли, иного решения, кроме принятого 07.02.2021 года, принято быть не могло. Решение собрания от 07.02.2021 г. может быть признано недействительным только в части, в которой оно нарушает права истцов, в другой части истцы не имеют права обжаловать решение собрания. По третьему вопросу было принято два решения об установлении местоположения земельных участков для выделения участниками долевой собственности, желающим выделиться в счет своих земельных долей, как для сохраняющих арендные отношения с действующим арендатором, так и для первоочередного выделения участниками долевой собственности, желающими выделиться в счет своих земельных долей, для передачи в аренду или с иной целью, связанной с прекращением договорных отношений с действующим арендатором. Первое решение касалось прав истцов, второе решение - права истцов не нарушает. 07.02.2021 года на общем собрании были утверждены предложения ответчика, касающиеся проекта межевания земельного участка, в соответствии с обозначенной повесткой дня. Предложение о проекте межевания - это определение местоположения границ земельного участка. Это было единственное предложение, поступившее на рассмотрение общего собрания. От истцов предложений о проекте межевания не поступило. Участники долевой собственности имели возможность ознакомиться вопросами, подлежащими рассмотрению перед собранием, в ходе его проведения. Представитель истцов на собрании 07.02.2021 года требований не предъявил, не сослался на предоставление времени для ознакомления с заявленными предложениями относительно проекта межевания, не представил свой вариант раздела земельного участка. То, что истцы посчитали, предложение ответчика о проекте межевания проектом межевания, не имеет отношения к рассматриваемому спору. Вопросы о ненадлежащем извещении участников долевой собственности на земельный участок подлежат рассмотрению лишь в случае, если у них имелась возможность повлиять на решение собрания. Для решения вопроса о предложениях по проекту межевания, извещение участников долевой собственности о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участок не законом не предусмотрено. На собрании проект межевания не рассматривался, были приняты предложения ответчика в виде текстового проекта. В Протоколе общего собрания изложена суть предложений проекта межевания земельного участка. Собрание было правомочным утвердить данные предложения, касающиеся проекта межевания. На момент проведения общего собрания 07.02.2021 года проект межевания существовал в виде предложений, утвержден не был.

Изучив представленные материалы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно п.3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено. Таким образом, ответчиками по искам об оспаривании решения собрания являются участники гражданско-правового сообщества, голосовавшие за принятие оспариваемого решения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на голосование наобщем собрании участников долевой собственности.

Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания, определен в части третьей данной статьи.

В силу ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее, чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме (п. 2 ст. 14.1).

В соответствии с п. 5 той же нормы общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

Только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности (п. 7 ст. 14.1).

Пункт 8 закрепляет, что решения принимаются общим собранием открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании (п. 11 ст. 14.1).

Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий (п. 13 ст. 14.1).

В судебном заседании установлено, что истцы являются участниками общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , (исходный земельный участок), расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен <адрес>

В газете « Воронежский курьер», являющейся официальным источником информации, № 52 (3970) от 29.12.2020 г. было опубликовано сообщение о проведении 07 февраля 2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: <адрес>, общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , общая площадь 29277 144 кв.м, местоположением: <адрес>,земельный участок расположен в <адрес>, а также указана повестка собрания (л.д. 12-13).

Инициатором проведения собрания выступил арендатор земельных долей ООО «ЭкоКорм».

Аналогичное объявление было размещено на официальном сайте Садовского сельского поселения (л.д.12-13)

Из материалов дела, следует, что для разрешения общего собрания участников долевой собственности на повестку дня предложены следующие вопросы: 1.Об избрании председателя общего собрания. 2. Об избрании секретаря общего собрания. 3.О предложениях относительно проекта межевания земельных участков.

Согласно ч. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ, сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: 1) дату и время проведения общего собрания; 2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; 3) повестку дня общего собрания; 4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

Согласно ч. 4 данной статьи, если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона.

Согласно данной норме, извещение должно также содержать: 1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; 2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; 3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка; 4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения; 5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ участники долевой собственности на общем собрании могут принять, в том числе, решения об утверждении проекта межевания земельных участков; об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков; об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков.

07 февраля 2021 года, по инициативе арендатора земельных долей ООО «ЭкоКорм» состоялось общее собрание участников долевой собственности на вышеуказанный земельный участок.

Факт проведения общего собрания и его итоги зафиксированы в протоколе общего собрания участников долевой собственности на вышеназванный земельный участок (л.д. 16-36).

Дата составления протокола – 07 февраля 2021года. Протокол подписан председателем собрания ФИО13. и секретарем ФИО14

Из протокола общего собрания, регистрационного листа ( приложение 1), следует, что общее количество участников общей долевой собственности на указанный земельный участок - 186 человек, присутствовали 23 собственника земельных долей, владеющих 327, 25 земельными долями, что составляет более 50% общего числа земельных долей, выделенных в земельном участке ( 472) ( л.д. 28-33).

С учетом изложенного, собрание являлось правомочным.

Наличие кворума, полномочия участников собрания и соблюдение порядка голосования сторонами по делу не оспариваются.

Из протокола общего собрания следует, что повестка дня собрания не менялась.

По итогам проведения общего собрания протоколом от 07 февраля 2021 г. оформлены следующие решения.

По первому вопросу повестки избран председатель собрания - глава администрации Садовского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области ФИО15 Результаты голосования: "за" – единогласно, "против" - не, "воздержались" - нет.

По второму вопросу повестки избран секретарем собрания – ФИО16 Результаты голосования: "за" – единогласно, "против" - не, "воздержались" - нет.

По третьему вопросу повестки решили: 1) в целях сохранения целостности земельного участка, для выделения участниками долевой собственности, желающим выделиться за счет своих земельных долей, сохраняющим договорные отношения с действующим арендатором установлено местоположение участков, согласно приложенной схемы расположения участка на кадастровом плане территории ( приложение №4 к протоколу собрания).Результаты голосования: "за" – 281 доля, "против" -46, 25 доли ;2) в целях сохранения целостности земельного участка, для первоочередного выделения участниками долевой собственности, желающим выделиться в счет своих земельных долей, для передачи в аренду или с иной целью, связанной с прекращением договорных отношений с действующим арендатором, установлено местоположение участков, согласно приложенным схемам расположения на кадастровом плане территории (приложение №2 №3 к протоколу собрания). Результаты голосования: "за" – 281 доля, "против" -46, 25 доли.

Как следует из протокола общего собрания, решения на собрании принимались открытым голосованием большинством участников общего собрания, что отвечает требованиям п. 8 ст. 14.1. Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 года.

Участниками долевой собственности, голосовавшими за принятие оспариваемого решения общего собрания от 07.02.2021г. по третьему вопросу повестки дня, являлись ЗАО «имени Ленина», владевшее 280 долями и ФИО7, владевший 1 долей (в совокупности 281 доля).

Остальные участники собрания в количестве 21 человек, голосовали против принятия оспариваемого решения (в совокупности 46,25 долей), что подтверждается протоколом Общего собрания от 07.02.2021г. и Ррегистрационнымлистом присутствующих на общем собрании 07.02.2021г. - участников общей долевой собственности.

Истцы голосовали «против», по третьему вопросу повестки дня.

Доводы представителя ответчика о том, что общее собрание своим решением от 07.02.2021 года утвердило предложения о проекте межевания, а не сам проект межевания, а установленные решением собрания границы земельного участка, являются предложениями ответчика о проекте межевания, которые были рассмотрены в соответствии с определенной повесткой дня, суд находит не обоснованными, опровергнутыми в судебном заседании.

Согласно п.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

К компетенции общего собрания наряду с иными вопросами, относится вопрос:1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков.

В рамках данного вопроса повестки дня общим собранием 07.02.2021г. были приняты решения об установлении местоположения земельных участков для выделения участниками долевой собственности, желающим выделиться в счет своих земельных долей, как для сохраняющих арендные отношения с действующим арендатором, так и для первоочередного выделения участниками долевой собственности, желающими выделиться в счет своих земельных долей, для передачи в аренду или с иной целью, связанной с прекращением договорных отношений с действующим арендатором.

Между тем, в компетенцию общего собрания не входит вопрос об определении (установлении) местоположения земельного участка для первоочередного выдела земельных участков в счет земельных долей.

Вопрос о соотношении права участника долевой собственности на выдел земельного участка в счет своей земельной доли (долей) и полномочия общего собрания участников долевой собственности принимать решения об определении местоположения выделяемого земельного участка был разрешен

Согласно ПостановлениюКонституционного Суда Российской Федерации

от 22 апреля 2014 года N12-П, положения статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" по своему конституционно-правовому смыслу предполагают, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2010 года N435- ФЗ, а именно с 1 июля 2011 года, решения общих собраний участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утвержденииместоположения предназначенной для первоочередного выдела части земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, утрачивают юридическую силу применительно к процедуре выдела земельного участка, т.е. допускают выдел земельного участка в счет земельной доли участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без учета ранее принятого решения общего собрания участников долевой собственности, которым была определена часть находящегося в долевой собственностиземельного участка, предназначенная для выдела в первоочередном порядке.

Таким образом, общим собранием 07.02.2021г. было принято решение по вопросу, не относящемуся к его компетенции, что влечет признание решения общего собрания по третьему вопросу повестки дняничтожным (ст. 181.5 ГК РФ).

Кроме того, вопрос повестки дня «О предложениях относительно проекта межевания земельных участков», находится в системной взаимосвязи с положениями п.6 ст.13.1 ФЗот 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"согласно которым при подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых: будут выделяться земельныеучастки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.

Таким образом, в рамках вопроса «О предложениях относительно проекта межевания земельного участка» могли быть рассмотрены поступившие предложения о доработке проекта межевания земельного участка, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, что подразумевает наличие подготовленного проекта межевания, обеспечение заинтересованным лицам возможности ознакомления с этим проектом до его утверждения общим собранием и предоставления предложений относительно него.

Согласно ч. 5 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.

Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

В силу ч. 6 указанной статьи, при подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (ч. 7 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ).

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (ч. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ).

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (ч. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ).

В соответствии с ч. 12 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Изложенные требования закона в данном случае не были соблюдены.

В повестке дня общего собрания 07.02.2021г. вопрос об утверждении проекта межеванияне значился, извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков не направлялось участникам долевой собственности и не опубликовывалось в средствах массовой информации.

В силу чего на общем собрании не мог быть рассмотрен вопрос повестки дня о предложениях относительно проекта межевания земельных участков в отсутствие такого проекта и без соблюдения установленной законом процедуры извещения и ознакомления заинтересованных лиц с таким проектом.

В соответствии со ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).

Как следует из п. 109 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 23.06.2015 г., решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГКРФ).К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов, как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.

Решение собрания может быть признано недействительным по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно (п. 1 ст. 181.3 ГК РФ).

Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (ст. 181.4 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если: оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности (ст. 181.5 ГК РФ).

Оценив возражения, заявленные представителем ответчика, суд не находит их обоснованными, а доводы ответчиков о том, что решение было принято большинством голосов, следовательно голосование истца не могли повлиять на решение собрания, решение может быть признано недействительным только в части, в которой нарушило права истца, а другой части истец не имеет право обжаловать решение собрания, суд признает неубедительными.

Согласно п. 119 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия (пункт 7 статьи 181.4 ГК РФ).

Таким образом, ничтожное решение является таковым для всех и не может нести ни для кого юридических последствий.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО5, ФИО1, ФИО2 к закрытому акционерному обществу «имени Ленина», ФИО7 о признании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок по третьему вопросу повестки дня, ничтожным, являются обоснованными, подлежащим полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО5, ФИО6, ФИО2 удовлетворить.

Признать решение общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в <адрес>, от 07 февраля 2021 года,вынесенное по третьему вопросу повестки дня, ничтожным

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья С.А. Кругова

Решение суда принято в окончательной форме 10 сентября 2021 года.

1версия для печатиДело № 2-318/2021 ~ М-245/2021 (Решение)