УИД №
Дело № 2-319/2021
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2021 года г. Обь Новосибирской области
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Бражниковой А.Е.,
при секретаре Пучкиной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО УК «Обь-Сервис» к ФИО5 ФИО12, ФИО6 ФИО13 и ФИО8 ФИО14 о признании недействительным (ничтожным) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
ООО УК «Обь-Сервис» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО5 ФИО15, ФИО6 ФИО16 и ФИО8 ФИО17 о признании недействительным (ничтожным) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором просило с учетом уточненных исковых требований, принятых судом ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительным (ничтожным) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом № общего годового собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> форме очно-заочного голосования, взыскать с ответчиков в пользу истца 6 000 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины. Иск мотивирован следующим.
С ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, находится под управлением ООО УК «Обь-Сервис» (далее по тексту - истец), что подтверждается информацией с официального сайта ГИС ЖКХ.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленным протоколом внеочередного общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, вновь выбрали в качестве управляющей компании ООО УК «ТехСтрой» ( с июня 2018 ООО УК «Обь-Сервис»), заключив с истцом договор управления на условиях ранее заключенного договора управления от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ вступает в действие договор управления между ООО УК «Обь-Сервис» и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, по условиям которого УК оказывает услуги управления, содержания и обслуживания дома, расположенного по указанному адресу, а собственники обязуются оплачивать данные услуги.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее годовое собрание собственников помещений в многоквартирном <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>. Протоколом № общего годового собрания собственников помещений в доме от ДД.ММ.ГГГГ приняты решения, в частности, по следующим вопросам повестки дня:
5. Рассмотрение и принятие решения о исключении в п.п. «и» п.3.2.4. договор: управления МКД-10 слов «Главы администрации <адрес>».
6. Рассмотрение и принятие решения о внесении в договор управления МКД-10 п.п «К» п.3.2.4. текст в следующей редакции: «При нарушениях порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, управляющая организация обязана уплатить собственнику помещения штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы, которую надлежало исчислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещений в доме или было устроено до обращения и (или) до уплата собственником помещения (ч. 11 ст. 156 ЖК РФ).
7. Рассмотрение и принятие решения о исключении в п. 3.2.12 договора управления МКД-10 слов «При каждом изменении тарифов на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в течение 15 дней с момента принятия соответствующего решения утвержденного главой администрации г. Оби, информировать собственников о новых тарифах и ценах на жилищно-коммунальные услуги».
8. Рассмотрение и принятие решения о внесении текста в п. 3.2.12. договора управления МКД-10 в следующей редакции: «Информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится Исполнителем до собственников помещений в доме в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставлена платежных документов» (п. 68 Правил №354).
9. Рассмотрение и принятие решения о внесении текста в п. 3.3.23 договора управления МКД-10 в следующей редакции: «В официальных документах управляющей организации (У.О.) (обращениях дирекции У.О., Актах приемо-сдаточных работ, выполняемых дирекцией У.О. и других документов), адресованных представителю многоквартирный <адрес> председателю Совета дома обязаны быть подписаны лично директором У.О. и (илилицом по нотариально заверенной доверенности директором У.О.».
11. Рассмотрение и принятие решения о пролонгации сроком до ДД.ММ.ГГГГ приложение №, а к договору управления № от ДД.ММ.ГГГГ (вознаграждение председателя Совета дома из расчета 2 рубля 54 копейки на 1 кв.м./месяц в соответствии с п. 5.2. «в» договора управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ, ч.6. Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, п.8.1. ст. 161.1 ЖК РФ (176 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
12. Рассмотрение и принятие решения о выдаче коллективной доверенности ФИО5 ФИО18 как председателю Совета МКД-10- представителю дома, сроком на 3 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) для принятия решений по всем вопросам связанным с управлением МКД-10 в соответствии с п. 8 ст. 161.1 ЖК РФ, п. 4.4. ст. 44 ЖК РФ.
13. Рассмотрение и принятие решения о согласии на реализацию затрат на текущий ремонт дома в 2021 году ранее не использованных дирекцией затрат, согласно прил. № года к договору управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2679 (две тысячи шестьсот семьдесят девять) руб. 47 коп/месяц.
14. Рассмотрение и принятие решения по утверждению тарифа на содержание общего имущества на 2021 год, предлагаемого Дирекцией ООО УК «Обь-Сервис» 22,27 руб./месяц, рассмотренный Советом дома и рекомендованный общему собранию тариф в размере 17 руб. с 1 кв. м жилой площади в месяц, в.т.ч. ОДН (о.и.) 0,66 руб., содержание и ремонт газопровода 1,30, прил. №ф к договору МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ.
С принятым решением, оформленным указанным протоколом, истец не согласен в полном объеме, считает его незаконным и необоснованным исходя из ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ, на основании которой утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года (далее по тексту - Правила № 491), пунктами 10, 16, 17, 29, 31-34 Правил № 491, ч.ч. 2, 3 ст. 162, ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, согласно которым размер платы за содержание и ремонт общего имущества определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства.
Требования законодательства об обеспечении содержания общего имущества изложены в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, следовательно, собственники обязаны предусмотреть плату за содержание жилого помещения в размере, обеспечивающем исполнение указанного минимального перечня работ.
Тариф на 2021 года был направлен истцом для рассмотрения. В случае возникновения вопросов и предложений собственникам было предложено уведомить управляющую компанию о необходимых и обоснованных корректировках для разработки нового предложения. Кроме того, управляющая организация неоднократно в последние годы предлагала собственникам помещений установить размер платы, который бы соответствовал надлежащему обслуживанию общего имущества многоквартирного дома и проведению ремонта.
Однако, указанным решением, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ собственники проигнорировали предложение истца об установлении размера платы за услуги по содержанию и управлению и установили иной тариф, ничем не обоснованный, а именно.
По вопросу № повестки принято решение: пролонгировать сроком до ДД.ММ.ГГГГ приложение №а к договору управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ (вознаграждение председателя дома из расчета 2 (два) рубля 54 коп. на 1 кв. м/ месяц в соответствии с п.5.2. «а» договора управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ, ч. 6 Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, п.8.1. ст. 161 ЖК РФ.
Однако договор управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ не согласовывался и не заключался; п.5.2. «а» заключенного договора управления: Плата за услуги и работы по содержанию и текущему (капитальному) ремонту общего имущества для собственников.... Включает: а) плату за управление. П. 8.1. ст. 161 ЖК РФ. Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети "Интернет". Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет".
По вопросу № повестки принято решение: дать согласие на реализацию затрат на текущий ремонт <адрес> года, ранее не использованных дирекцией затрат, согласно приложения № к договору управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2679 (две тысячи шестьсот семьдесят девять) рублей 47 коп.
Однако это ничем не обоснованное решение.
По вопросу № повестки принято решение: руководствуясь п.1. ст. 44 ЖК РФ, п.3.20.30 договора управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ утвердить тариф в размере 17 (семнадцать) руб. 1 кв. м жилой площади в месяц. Из них в т.ч. ОДН (о.и.) 0,66 рублей, содержание и ремонт газопровода 1,30 рублей, прил. 4а к договору управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ, на текущий ремонт СОИ – использовать ранее неиспользованных дирекцией затрат на текущий ремонт, согласно прил. № к договору управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 678 (две тысячи шестьсот семьдесят восемь) руб. 47 коп.
Однако данное решение не соответствует предложению истца и действующему законодательству.
Таким образом, собственники установили тариф в размере 17,0 рублей, а предложенный истцом тариф составляет 22, 27 рублей.
Одним из принципов образования размера платы за содержание жилого помещения является экономическая обоснованность. Произвольное уменьшение размера платы приводит к невозможности выполнения договора управления, неполноценному содержанию и недостаточному ремонту общего имущества, не оказанию услуг, предусмотренных договором управления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 22 от 27 июня 2017 года при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников помещений в доме размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; а также плату за коммунальные услуги.
Соответственно, ответчики не вправе включать в тариф истца, оказывающего услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, плату за коммунальные ресурсы на СОИ, поскольку эта плата устанавливается Департаментом по тарифам НСО и меняется каждые полгода.
Также, по мнению истца, ответчиками нарушен порядок проведения собрания, а именно:
В нарушение ч.4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ ответчиками не было размещено уведомление о дате проведения собрания за 10 дней до начала очной формы голосования.
В нарушение ч. 1 ст. 47 Жилищного кодекса РФ, ч.4 ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ очное собрание не проводилось.
В нарушение п.9 Приказа Минстроя от 28 января 2019 года №44/пр обжалуемый протокол не содержит место и дату проведения очного голосования.
В нарушение п.15 Приказа Минстроя от 28 января 2019 года №44/пр обжалуемый протокол не содержит списка участников голосования.
В нарушение п.17 Приказа Минстроя от 28 января 2019 года №44/пр обжалуемый протокол содержит формулировки неоднозначного толкования, а именно вопросы 13 и 14, содержать объединение в одной формулировке разных по смысловому содержанию вопросов, что не допускается.
В нарушение п.20 Приказа Минстроя от 28 января 2019 года №44/пр обжалуемый протокол не содержит обязательных приложений к протоколу, а именно: реестра собственников, содержащего сведения о собственниках всех помещений, копии текста сообщения, документов, подтверждающих направление сообщения или доказательство размещения на досках объявлений, списков присутствующих лиц, документов, рассмотренных общим собранием, решения не содержат дату заполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Жилищного кодекса РФ принявшими участие в общем собраний собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема. Поскольку ни в одном решении не содержится даты волеизъявления собственника, по мнению истца, кворума в проведенном собрании не имеется.
В нарушение Приложения №2 к приказу Минстроя от 28 января 2019 №44/пр ответчиками подлинники решений и протоколов не переданы в органы ос. Жилищного надзора.
Согласно ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
При этом решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения (п. 3 ст. 181.4 ГК РФ). Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 29 января 2018 года № 5-П решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по вопросу об установлении размера платы за содержание жилого помещения... по своей природе относятся к решениям гражданско-правового сообщества, под которым понимается определенная группа лиц, наделенная полномочиями принимать на своих собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех субъектов, имеющих право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если установлено законом или вытекает из существа отношений...
Каких-либо специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, Жилищный кодекс РФ не содержит, что позволяет применять к ним положения главы 9.1 Гражданского кодекса РФ.
Приведенное правовое регулирование носит общий характер и призвано обеспечить защиту прав и законных интересов как самих участников гражданско-правового сообщества, так и иных лиц, для которых принятые собранием решения также могут порождать определенные правовые последствия.
Соответственно, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может обжаловать не только участник такого собрания, но и любое заинтересованное лицо, в том числе управляющая организация, если таким протоколом затрагиваются ее интересы - договорные отношения по договору управления. В силу ст.2 Гражданского кодекса РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, а данным протоколом затронуты гражданско-правовые отношения, возникшие между организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Ссылаясь на положения ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ, истец указывает, что ООО УК «Обь-Сервис», как управляющая организация, в данном случае является субъектом правоотношений, которые возникли между ней и собственника многоквартирного дома. Следовательно, ООО УК «Обь-Сервис» вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Положения статей 181.3 - 181.5 Гражданского кодекса РФ в их взаимосвязи с положениями статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставляют управляющей компании, для которой решение собрания собственников в части установления тарифа является обязательным, оспаривать такое решение по мотивам экономической необоснованности тарифа.
С учетом указанных обстоятельств, а также требования закона о том, что расходы на содержание и управление, ремонт общего имущества должны определяться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованием законодательства, оспариваемое решение собственников помещений многоквартирного дома, нарушает права истца, вытекающие из гражданско-правового договора на обслуживание многоквартирного договора; фактически произошло изменение условий договора на управление многоквартирным домом в одностороннем порядке, что является нарушением действующего законодательства (ст.450 Гражданского кодекса РФ).
Управляющая организация неоднократно предлагала собственникам помещений установить размер платы, который бы соответствовал надлежащему обслуживанию общего имущества многоквартирного дома и проведению ремонта, многократно предлагало собственникам дома принять решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения, обеспечивающего содержание дома в соответствии с требованиями законодательства. Собственники игнорировали предложения управляющей организации. Решение об утверждении размера платы, предложенного управляющей организацией, не принято. В то же время размер платы, утвержденный собственниками помещений протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ не согласован с управляющей организацией, экономически не обоснован, не отражает затраты, необходимые для проведения работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества дома с обеспечением безопасности проживания в доме. При принятии решения, оформленного указанным протоколом, собственниками не учтены ни положения действующего законодательства, ни предложения управляющей организации, ни потребность дома по проведению тех или иных видов работ. Собственники приняли спариваемое решение без учета предложений управляющей организации, даже без перечня видов работ. Также, утверждаемый собственниками размер платы должен обеспечивать возможность содержания общего имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Представитель истца ООО УК «ОБЬ-СЕРВИС» и третьих лиц на стороне истца ФИО1 и ФИО3 - ФИО4 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований с учетом уточнений, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО5 в судебном заседании настаивал на своих письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В судебных заседаниях пояснял следующее.
Согласно ст. 45 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме (далее – многоквартирный дом) обязаны проводить годовое общее собрание. С 26 по ДД.ММ.ГГГГ по инициативе членов совета дома, в соответствии со ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ, было проведено годовое общее собрание собственников помещений в доме в форме очно-заочного голосования – по предложенной Советом дома повестке дня, для рассмотрения и принятия решения собственниками помещений в доме, которые были утверждены общим собранием в количестве 69,7 % голосов от общего количества помещений в доме, или 100 % голосов, принявших участие в голосовании. В своем исковом заявлении истец утверждает, что договор управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ не согласовывался и не заключался. Совет дома считает, что данное утверждение истца противоречит ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а именно ч. 6 ст. 162 регламентирует: «При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании его действия такой договор считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором». Учитывая, что со стороны истца в адрес совета дома не последовало заявления о прекращении договора управления № – договор от ДД.ММ.ГГГГ пролонгирован решением годового общего собрания собственников помещений в доме от 21-23 декабря 18 года с отражением в протоколе № годового общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, для приведения договора управления в соответствии с нормативными документами, внесенных в ЖК, за период 2016-2018 гг. и практического применения договора управления - по согласованию с истцом и последующим утверждением собственниками помещений в доме, в настоящий договор вносились изменения и дополнения, что подтверждается согласием истца от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №); подписанное сторонами дополнительное соглашение к договору управления от ДД.ММ.ГГГГ; обращением совета дома к истцу от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ); от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) – письменный ответ (из-за систематического эпизодического появления истца на своем рабочем месте) не был дан, в связи с чем был истцом согласован с учредителем истца ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинный протокол с подлинными решениями собственников помещений в доме, в соответствии с ч. 1, ч.1.1 ст. 46 ЖК РФ, предоставлены Советом дома истцу ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса РФ Совет дома считает утверждение истца, что договор управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ с истцом не согласован и не заключался – неуместным.
Что касается исполнения Советом дома своих полномочий, то они реализуются в полном соответствии со ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ, договора управления № Организация Советом дома проведения общих собраний собственников помещений в доме – в соответствии со ст.ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ и одновременно не исполнением в полном объеме принятых на себя истцом обязательств по договору управления МКД -10.
Совет дома полностью согласен с тезисом истца, отраженного в исковом заявлении, а именно «Одним из принципов образования размера платы за содержание жилого помещения является экономическое обоснование».
Истец в обоснование о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД сослался, в частности, на п.п. 10, 16, 17 Правил №, - но проигнорировал основные Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирный дом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – правила №).
Для подтверждения на практике вышеуказанного истцом тезиса, как раз и является для истца п. 4 «в» разд. 2 Правил №, а именно, в стандарты управления МКД входят: разработка с учётом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (далее – перечень услуг и работ); расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в т.ч. с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видом работ); ч «з» Предоставление собственникам помещений в МКД отчетов об исполнении обязательств по управлению МКД.
Исходя из вышеуказанного стандарта управления МКД, истец обязан с предлагаемой собственникам помещений в доме стоимости отдельных услуг и работ, входящих в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества дома на 2021 года, предоставить Совету дома смету и сметную стоимость по всем видам работ и услуг, для рассмотрения Советом дома и последующего рассмотрения и принятия решения собственниками помещений в доме.
Истец, с предоставлением Совету дома предлагаемого стандартного набора перечня услуг на содержание услуг на содержание общего имущества дома на период 2021 года – расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и работ, с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, сметы на выполнение отдельных работ по текущему ремонту дома Совету дома не предоставил, как и виды работ по текущему ремонту.
Кроме того, регулирование тарифов в сфере ЖКХ – помимо Правил №, приказу Госкомитета РФ по строительству и ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилфондом», является Постановление Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила №). П. 2.1.1 которого устанавливает, что проведение общих осмотров МКД производится 2 раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона с оформлением осмотров актами); п. 2.1 Правил №, - что целью осмотров общего имущества МКД является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений.
П. 2.1.5а Правил № регламентирует – организация по обслуживанию жилфонда на основании актов осмотров и обследовании должна в месячный срок составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования и эксплуатации в следующий зимний период;
Согласно п. 14 Правил № - результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее – акт осмотра);
Ч.3.2.4а договора управления МКД -10 обязывает истца регулярно, не менее раза в месяц производить осмотры общего имущества дома, на их основе производить анализ и оценку технического состояния общего имущества, разрабатывать планы работ с указанием сроков выполнения, учитывать при их разработке и корректировке требования и предложения собственника.
За период 2019, 2020 гг. проведение общих, а также периодических осмотров общего имущества дома в соответствии с п.2.1, п.2.1.1, п. 2.1.5а Правил №, п. 14 Правил №, ч. 3.2.4а договора управления № истцом не проводился.
С учетом того, что Советом дома от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) истец был предупрежден о том, что общим собранием собственников помещений в доме, при принятии решения платы за содержание общего имущества дома на 2021 г. будет принята с учетом качественного и (или) не качественного выполнения дирекцией договора управления МКД – 10 в 2020 г.
Истец проигнорировал вышеуказанное уведомление.
С ДД.ММ.ГГГГ при договорной уборке придомовой территории дома (отмостки дома, входа (выхода) подъездов дома) в количестве 5 раз в неделю - за квартал текущего года, из 60 уборок придомовой территории, фактически истцом выполнено всего 15 и/или трудозатраты дворника за 1-ый квартал составил 15 часов, т.е. более полтора месяца придомовая территория не убиралась, что подтверждается актами совета дома по выполнению истцом п.п. 24, 25 Правил №, п. ДД.ММ.ГГГГ Правил №, п.1.12 прил. №, п.3.2.1 договора управления МКД – 10 от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), ответами истца от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №); ДД.ММ.ГГГГ (исх. №).
Кроме того, в соответствии утвержденного стандарта Правил №, истец вместе с предлагаемым перечнем услуг на содержание общего имущества дома на 2021 год не предоставил Совету дома смету и сметную стоимость по всем видам услуг и работ по техническому обслуживанию содержания общего имущества дома на 2021 год, что не позволило Совету дома определить правомерность платы за услуги, отраженные в предлагаемых истцом для рассмотрения и принятия решения общим собранием дома (услуг).
При устных обращениях представителя МКД -10 предоставить смету (расчет) на работы по капремонту, истец уклонялся от ответа и требуемые нормативные документы до проведения общего собрания не предоставил, что входит в противоречие ч. 4 «в» разд. 2 Правил №.
Учитывая, что в период 2020 года тариф на содержание общего имущества составлял 18 руб. 00 коп. на 1 кв.м. жилой площади в месяц, а также в связи с частичным выполнением своих прямых обязанностей по выполнению п.п. 24, 25 Правил №; п. ДД.ММ.ГГГГ Правил №; невыполнением ч. 4 «в» разд. 2 Правил №; п. 14 Правил №; п.п. 2.1, 2.1.1 Правил №, прил. №а к договору управления МКД-10 общим собранием собственников помещений в доме принято решение об утверждении тарифа на содержание общего имущества в размере 17,00 руб.; т.е. на 1 руб. меньше по сравнению с 2020 г., что соответствует публичному обращению истца к собственникам и жильцам МКД, а именно: «В связи со сложившейся неблагоприятной ситуацией, связанной с представлением услуг ЖКХ и содержанию общего имущества в ваших домах ООО УК «Техстрой» предлагает Вам свои услуги, гарантирует качество и своевременность их предоставления… На сегодняшний день ООО УК «Техстрой» предлагает самый низкий тариф на содержание имущества в размере 17 рублей по квадратному метру.
Акт разногласия по принятому собранием тарифа на содержание общего имущества дома в размере 17, 00 руб. на 2021 год со стороны истца в адрес совета дома не поступал.
В текущем году продолжает иметь место неисполнение истцом п. 24 Правил № (из-за не укомплектованности штатной численности дворников), что подтверждается актами Совета дома от ДД.ММ.ГГГГ, прил. № «а» к договору управления МКД-10. За май было 3 выхода, вместо 5 раз в неделю. На основании вышеизложенного, просит признать правомерным протокол № годового общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ.
С 2014 по 2021 год претензий к протоколам общего собрания со стороны истца не было. Если сомнения появились у истца по данному протоколу, он должен был направить в Совет дома протокол разногласия, но такого протокола разногласий не последовало. Истцом нарушены Основные правила по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ№. Уклонение истца от запроса Совета дома от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении заверенных копий актов о приеме выполненной дирекцией ремонтных работ по текущему ремонту с расчетами стоимости работ за период с 2020 года, заверенных копий актов весеннего и осеннего осмотров Дирекцией общего имущества № за период с 2020 года: п. 2.1.1. Правил №, вх. номер от ДД.ММ.ГГГГ. Уклонение истца от ответа на заявление председателя Совета дома от ДД.ММ.ГГГГ о внесении предупреждений (представлений) по задолженности Дирекцией ООО УК «Обь-Сервис» за период 2020 года в размере 65884, 74 рублей: ст. 196 ГК РФ, входящий № от ДД.ММ.ГГГГ - оно и послужило основанием для обращения в суд. П. 33 Правил №, указанный истцом, имеет отношение для ТСЖ, а не МКД-10. П. 35 Правил №, п. 31,34 – размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей или взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объему, качеству услуг и работ. П. 6 ст. 162 ЖК РФ: при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия, такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором. Приложение № к Договору управления многоквартирным жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ пролонгирован годовым общим собранием собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Соглашением между ООО УК «Обь-Сервис» в лице директора ФИО7, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем исполнителем и ФИО5 ФИО19, именуемым в дальнейшем председателем Совета многоквартирного жилого дома, действующего на основании решения годового общего собрания собственников помещений в <адрес> по ул. ЖКО аэропорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключили настоящее соглашение о нижеследующем: исполнитель в соответствии с пунктом 5.2в, пунктом 1.4 Приложения № к Договору управления от ДД.ММ.ГГГГ в части 6 решения годового общего собрания собственников помещений дома ежемесячно перечисляет председателю Совета дома сумму денежных средств из расчета 2 рубля 54 копейки с одного квадратного метра общей жилой площади дома в размере 5 155 рублей 95 копеек. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий соглашения исполнитель несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством, в том числе статьи 395 ГК РФ, срок соглашения до ДД.ММ.ГГГГ, с собственноручными подписями директора ФИО7 и ФИО2. Пунктом 2 Правил № под деятельностью управления многоквартирным жилым домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решениями собственников помещений в МКД. Статья 161 ЖК РФ – выбор способа управления МКД, общие требования к управлению МКД, раздел 8 – управление многоквартирными домами. Пункт 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещения МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования и пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также и иных лиц. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения гражданами в многоквартирных жилых домах по договору соц.найма или принадлежащих им на праве собственности» - плата за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения, плату за услуги и работу по управлению многоквартирным жилым домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме - ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ в редакции от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ. Часть 2 п. 20 – наниматели и собственники также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг. Пунктом 1.4 договора управления установлено, что Общее собрание собственников помещения в многоквартирном жилом доме является высшим органом управления в многоквартирном жилом доме. Истец заявляет, что утверждает тарифы Департамент по тарифам на ОДН, но на основании этих Приказов Департамента по тарифам управляющая компания по каждому дому на основании договора управления производит расчет именно ОДН. Соответственно, такой расчет был предоставлен и на 2020 год. На 2021 год управляющая компания такой расчет не предоставила. Не выполняется Правила № 491, как и Стандарты управления МКД. То есть не опубликовываются на сайте ЖКХ.
Согласно представленных письменных возражений от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО5 настаивает на том, что по причине неявки в согласованное время, а именно в 12 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ представитель истца не явился для согласования нового тарифа на 2021 год. На общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> по ул. ЖКО аэропорта в <адрес>, проведенном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе был рассмотрен предлагаемый истцом тариф на содержание общего имущества указанного дома в размере 22, 27 рублей на кв. м. жилого помещения, без расчета и обоснования финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (ч. 4 «в» разд. 2 правил №), а также с учетом уклонения истцом от выполнения ч. 14 правил №, ч. 2.1.1 Правил №, которые являются основанием для принятия истцом решения об определении затрат на текущий ремонт и содержание общего имущества дома текущего года и (или) последующего года, уклонения истца от подписания прил. № к договору управления жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно решения общего собрания собственников помещений в доме от ДД.ММ.ГГГГ.
Пункты 6-8 повестки годового собрания собственников помещений дома ДД.ММ.ГГГГ рассмотрены и приняты решением общего собрания с учетом согласованных представителем МКД-10 с истцом в соответствии с ч. 10.4 договора управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ с целью приведения договора в соответствие с ч. 11 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, ч. 68 Правил № и другими нормативными актами, с последующим оформлением соглашения сторон к настоящему договору управления.
В соответствии с ч. 2.1.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ оригинал с копиями решений собственников помещений в МКД-10 в количестве 46 листов предоставлены представителем МКД-10 истцу от ДД.ММ.ГГГГ (вх. 3 1 от ДД.ММ.ГГГГ). Подлинные протоколы: годового общего собрания собственников помещений в МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ на трёх листах и счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на двух листах предоставлены истцу.
В связи с возможным предстоящим предварительным досудебным рассмотрением на предмет не выполнения дирекцией п.п. 1.4, 3.2.4 прил. №а к договору управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 8 ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ, в целях защиты своих прав и законных интересов Совет дома оставляет у себя подлинники Решений собственников помещений в доме от ДД.ММ.ГГГГ в количестве 46 листов. Оригиналы протокола № с 46 решениями собственников помещений в МКД-10 были предоставлены в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленных письменных возражений от ДД.ММ.ГГГГ (поступили ДД.ММ.ГГГГ) ответчик ФИО5 настаивает на том, что нарушений порядка проведения годового общего собрания собственников помещений в МКД-10 со стороны ответчиков не допущено. При этом ссылается на фиксацию уведомления собственников помещений указанного дома о проведении годового общего собрания путем размещения объявлений в подъездах дома в протоколе счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, проведение указанного собрания в очно-заочной форме проведено в соответствии с ч. 5.2 ст. 45 Жилищного кодекса РФ, оформление протокола № общего собрания МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит ч.ч. 5-8 Приказа Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-пр (далее – Правила №); подлинный список участников – собственников помещений в доме, принявшим участие в голосовании по повестке дня общего собрания совместно с подлинными решениями собственников помещений в доме, протоколом № общего собрания МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление счетной комиссии для собственников помещений в доме по итогам голосования по повестке дня общего собрания были исследованы в судебном заседании и приобщены к материалам дела ДД.ММ.ГГГГ, а также исследованы в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ; поскольку с 2019 года истец в соответствии с ч. 4 «в» Правил №, ч. 2.1.1 Правил №, ч. 14 Правил № не предоставлял Совету дома акты осмотров дома со сметой (расчетом), предлагаемых истцом работ, из-за нехватки в полном объеме рабочих, текущий ремонт дома истцом по настоящее время не производится, то общим собранием дома от ДД.ММ.ГГГГ принято решение дать согласие истцу на реализацию затрат на текущий ремонт дома на 2021 год, ранее собранных с жильцов дома и неиспользованных истцом затрат по текущему ремонту согласно прил. № к договору управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 679, 47 рублей в месяц; общим собранием утвержден тариф на содержание общего имущества в размере 17 рублей с 1 кв.м. жилплощади в месяц, без учета оплаты за текущий ремонт, оплата которого установлена решением общего собрания в соответствии с п. 13 повестки для протокола № от ДД.ММ.ГГГГ; истец уклонился от исполнения ч. 4, 5 прил. № Правил №, п. 1.4 договора управления МКД-10; применение п. 20 прил. № Правил № касается юридических лиц, к которым относится истец при проведении очного общего собрания собственников; общее собрание собственников от ДД.ММ.ГГГГ проведено в соответствии с п. 3 повестки дня в форме очно-заочного голосования, а не заочного, как утверждает истец. Ни в ст. ст. 44-48 Жилищного кодекса РФ, ни в прил. №, 2 Правил №, ни в Гражданском кодекса РФ не содержится требований, чтобы в решении повестки дня общего собрания была обязанность проставления собственником даты подписания своего решения; поскольку истец с ДД.ММ.ГГГГ по 2021 год в Едином платежном документе по квартплате собственникам МКД-10 производил двойное начисление тарифа на ОДН (СОИ) и с ДД.ММ.ГГГГ – 2021 г.г., по ежегодному требованию Совета дома истец приводил утвержденный общим собранием тариф на содержание общего имущества дома в соответствии с ч. 2.1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ; вопреки утверждению истца о том, что договора управления МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ с истцом не согласовывался и не заключался, ч. 6 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и Гражданский кодекс РФ по двухсторонним гражданским договорам не предусматривают дополнительного соглашения и перезаключения ранее подписанного сторонами действия договора, в течение 2019-2020 г.г. в Совет дома от истца не поступали протоколы разногласий на решения Собственников МКД-10, предоставляемых Советом дома истцу в соответствии со ст. 45, ч. 1, ч. 1.1. ст. 46 Жилищного кодекса РФ.
Ответчики ФИО6 и ФИО8 в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направили в суд письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица Государственной инспекции Новосибирской области ФИО9 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГЖИ Новосибирской области.
Третьи лица на стороне истца ФИО1 и ФИО3 в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная корреспонденция вернулась в суд с отметкой об истекшем сроке хранения.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дне, месте и времени судебного заседания надлежащим образом и не просивших о рассмотрении дела с их обязательным участием.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд принимает следующее решение.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание исковых требований или возражений.
Порядок созыва, проведения и принятия решений общим собранием собственников регламентирован ст. 44 - 48 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу ст. 44.1 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса); 3) очно-заочного голосования.
В соответствии со ст. 45 Жилищного кодекса РФ, внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (ч. 2). Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (ч. 3).
Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч. 4 ст. 45 Жилищного кодекса РФ).
В силу пункта 8 Приложения № Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№/пр (далее – Приложение № Требований №/пр или Приложение № Порядка №/пр) в качестве места проведения общего собрания должен указываться адрес, по которому проводилось общее собрание в очной форме, или адрес, по которому осуществлялся сбор оформленных в письменной форме решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в очно-заочной и заочной форме.
В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания, направленном собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующем требованиям части 5 статьи 45 или части 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - сообщение о проведении общего собрания) (п. 9 Приложения № Требований №/пр).
Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц и делается отметка: "список прилагается (приложение N ___ к настоящему протоколу)" (п. 15 Приложения № Требований №/пр).
На основании п. 20 Приложения № Требований №/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников; б) копия текста сообщения о проведении общего собрания; в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) списки присутствующих и приглашенных лиц; д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания; ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей. Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания. К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Часть 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (ч. 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РФ, в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования.
В силу ч. 5 ст. 48 Жилищного кодекса РФ, голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно ч. 3 ст. 47 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством, в том числе, очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч. 4 ст. 48 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: 1) сведения о лице, участвующем в голосовании; 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Ответчиком ФИО5 суду представлено объявление о проведении общего собрания собственников помещений МКД-10 по ул. ЖКО аэропорта в форме очно-заочного голосования с 26 по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138). Вместе с тем, в указанном объявлении стоит дата – ДД.ММ.ГГГГ, подпись ответственного за сообщение о проведении вышеназванного собрания лица в данном объявлении отсутствует. В связи, с чем указание в протоколе заседания счётной комиссии МКД-10, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес><адрес>, о том, что счетная комиссия зафиксировала в подъездах дома объявления для собственников помещений в доме за 10 дней до проведения годового общего собрания в форме очно-заочного голосования с повесткой дня, суд не может расценить как доказательство надлежащего уведомления собственников помещений в вышеназванном доме за 10 дней до проведения такого собрания. Кроме того, в нарушение положений ч. 3 ст. 47 Жилищного кодекса РФ в данном объявлении отсутствует информация о дате проведения, как очного, так и заочного голосования
Как это следует из материалов дела, при проведении очного общего собрания какие либо решения, предусмотренные ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ, не оформлялись, результаты голосования собственников помещений в многоквартирном доме не зафиксированы, лист голосования присутствующих на общем собрании собственников помещений в МКД не составлялся, какие-либо документы, фиксирующие итог этого общего собрания – в частности протокол собрания, суду не представлены. Было ли фактически проведено данное собрание, не известно.
Из анализа представленных суду ответчиком документов следует, что кворум на данном очном собрании не был зафиксирован, тем самым очевидно было принято решение о заочном голосовании в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со сдачей заполненных бюллетеней инициатору голосования. Однако дата сдачи таких бюллетеней документально не зафиксирована, уведомление об итогах голосования не содержит дату подсчета голосов (л.д. 88).
Следовательно, поскольку общее собрание в очно-заочной форме не состоялось, доказательств наличия кворума на этом собрании суду не представлено, последующие действия ответчика подлежат оценке судом исключительно с точки зрения их соответствия правилам проведения общего собрания по заочной методике, что прямо следует из положений ст. 47 Жилищного кодекса РФ.
Как указано выше, собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. Учитывая, что дата проведения очного собрания неизвестна, то установить соблюден ли данный десятидневный срок проведения собрания собственников в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
Как указано выше, ответчиками суду не представлено доказательств тому, что собственники помещений в данном МКД общедоступным способом были за 10 дней уведомлены об указанном периоде заочного голосования и дате подсчета бюллетеней, что является грубым нарушением действующего законодательства, прямо влияющим на волеизъявление граждан.
Одновременно, согласно ч. 2 ст. 47 Жилищного кодекса РФ, принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Данная норма права является императивной и не содержит в себе каких-либо оснований, позволяющих принимать к учету бюллетени, полученные после установленной даты их приема.
По смыслу закона, продление периода голосования требует уведомления об этом собственников также за 10 дней, то есть требует применения процедуры проведения нового собрания, что в данном случае отсутствует.
Следовательно, учету, в данном случае, подлежат только решения собственников, составленные в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и сданные инициатору голосования до ДД.ММ.ГГГГ, то есть по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Принимая во внимание то, что дата фактического заполнения решений собственников не известна, поскольку отсутствует, суд приходит к выводу о том, что в указанный в бюллетенях период в заочном голосовании собственники помещений участия не приняли, то есть кворум на данном заочном собрании отсутствовал.
При этом суд обращает внимание, что в нарушение ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса РФ и пункта 4 Приложения № Порядка №пр, содержащего аналогичные требования, а также п. 20 Приложения № Требований №/пр ответчиками подлинники решений в количестве 46 бюллетеней, с приложением в виде реестра собственников, списка лиц, принявших участие в очном голосовании, не переданы в управляющую организацию; согласно материалам дела подлинники протокола № общего годового собрания собственников помещений МКД-10 от ДД.ММ.ГГГГ и протокола счетной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ имеются в двух экземплярах, что недопустимо, по пояснениям ответчика ФИО5 оригиналы протокола № с 46 решениями собственников помещений в МКД-10 были оставлены в Совете дома и предоставлены в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, как и уведомление и реестр собственников помещений в МКД-10.
Пунктом 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с пунктом 2 ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Таким образом, отсутствие протокола собрания в очной форме, отсутствие уведомлений о порядке очного голосования и о порядке заочного голосования и отсутствие кворума (50% и менее от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме) при заочном голосовании, являются безусловными основаниями для признания обжалуемого решения собрания собственников указанного выше МКД недействительным (ничтожным).
Учитывая данный вывод, суд считает возможным иную аргументацию истца в обоснование заявленного требования не рассматривать.
Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме, в соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика необходимо взыскать понесённые истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 с ответчиков в равных долях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО УК «Обь-Сервис» к ФИО5 ФИО20, ФИО6 ФИО21 и ФИО8 ФИО22 о признании недействительным (ничтожным) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, удовлетворить.
Признать решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по <адрес> в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом № общего годового собрания собственников помещений многоквартирного дома -10, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес><адрес> в форме очно-заочного голосования ничтожным.
Взыскать с ФИО5 ФИО23 в пользу ООО УК «Обь-Сервис» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с ФИО6 ФИО25 в пользу ООО УК «Обь-Сервис» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с ФИО8 ФИО26 в пользу ООО УК «Обь-Сервис» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Обской городской суд Новосибирской области.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.Е. Бражникова