ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-31/2021 от 02.03.2021 Шабалинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-31/2021

УИД 43RS0041-01-2021-000041-09

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2021 года пгт. Ленинское

Шабалинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Олина П.В.

при секретаре Глушковой Ю.С.

с участием прокурора Игошина С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» о признании незаконным бездействия, обязании установить границы земельных участков, поставить на государственный кадастровый учет земельные участки,

у с т а н о в и л :

Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» о признании незаконным бездействия, обязании установить границы земельных участков, поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, по тем основаниям, что прокуратурой Шабалинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере использования и охраны городских лесов в деятельности администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области. По данным Котельничского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, расположенном в Шабалинском районе Кировской области, общая площадь земель в пгт. Ленинское Шабалинского района составляет 718 га, из них земель, занятых городскими лесами 16 га. Общая площадь земель сельских населенных пунктов муниципального образования «Ленинское городское поселение» составляет 989 га, из них площадь земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, составляет 23 га. При этом, в нарушение требований закона и иных нормативно-правовых актов администрацией поселения права на данные участки не оформлены, в ЕГРН не зарегистрированы, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден, лесной реестр администрацией поселения не ведется. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных обязанностей создаёт предпосылки для потери леса как места отдыха граждан, естественной защиты от загрязнения окружающей среды, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. 10.12.2020 года прокуратурой района в адрес главы администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования, которое оставлено без удовлетворения. Просит признать незаконным бездействие ответчика по исполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части: установления границы земельных участков, занятых городскими лесами; постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами; разработки в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов и обязать ответчика установить границы земельных участков, занятых городскими лесами; поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами; разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования.

В судебном заседании заместитель прокурора Шабалинского района Кировской области Игошин С.Г. исковые требования поддержал по тем же основаниям, что указаны в исковом заявлении, просил их удовлетворить. При этом не возражал об установлении срока исполнения до 31.12.2022 года.

Представитель муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в судебном заседании не присутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном отзыве исковые требования прокурора не признала, указала, что в реестре муниципального имущества леса не значатся, все земли относятся к категории земель – земли населенных пунктов, числятся зелеными насаждениями, не размежеваны. Также истцом не представлено каких-либо доказательств бездействия администрации, которым были нарушены права, свободы и законные интересы граждан на благоприятную среду. В письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя, указала на отсутствие городских лесов на генеральном плане п. Ленинское, просила в случае удовлетворения иска установить срок для исполнения решения до 31.12.2022 года.

Представитель заинтересованного лица - министерства лесного хозяйства Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном отзыве указал, что в случае подтверждения Управлением Росреестра по Кировской области сведений о наличии на территории Ленинского городского поселения городских лесов, министерство в полном объеме поддерживает требования прокурора, просит рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель заинтересованного лица - КОГКУ «Кировский центр лесного хозяйства Кировской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что учреждение подведомственно министерству лесного хозяйства Кировской области, к заявленным требованиям учреждение в рамках своих полномочий, определенных Уставом, отношения не имеет. Вопрос об удовлетворении заявленных требований оставляют на усмотрение суда,просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.

Представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Кировской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что процессуальная заинтересованность в разрешении данного спора у Управления отсутствует. Осуществление кадастрового учета будет осуществляться в общем порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Выслушав представителя прокуратуры, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора Шабалинского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса (часть 2). При этом пунктом 5 части 2 статьи 111 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

Частью 1 статьи 116 Лесного кодекса РФ установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктах.

К городским лесам не относятся парки, скверы, отдельные зеленые насаждения в виде деревьев и кустарников.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, отнесены к вопросам местного значения городского поселения (пункт 19 части 1 статьи 14). Пунктом 3 статьи 19 Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских поселений, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно статье 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5). Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (пункт 1.1).

В силу статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 статья 87).

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 92 Лесного кодекса РФ).

На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, проведенной прокуратурой Шабалинского района Кировской области проверкой соблюдения законодательства в сфере использования и охраны городских лесов в деятельности администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области установлено на основании данных Котельничского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, расположенном в Шабалинском районе Кировской области, что общая площадь земель в пгт. Ленинское Шабалинского района составляет 718 га, из них земель, занятых городскими лесами 16 га. Общая площадь земель сельских населенных пунктов муниципального образования «Ленинское городское поселение» составляет 989 га, из них площадь земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, составляет 23 га.

В нарушение вышеуказанных требований закона и иных нормативно-правовых актов администрацией Ленинского городского поселения границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден, лесной реестр администрацией поселения не ведется.

10.12.2020 года прокуратурой района в адрес главы администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере лесопользования, однако оно оставлено без удовлетворения.

Таким образом, неисполнение органом местного самоуправления возложенных обязанностей создаёт предпосылки для потери леса как места отдыха граждан, естественной защиты от загрязнения окружающей среды, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии права муниципальной собственности а также о неразграниченности права государственной собственности на земельные участки, на которых расположены городские леса, так как они не основаны на законе и противоречат действующему законодательству. Согласно ст. 116 ЛК РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов независимо от их права собственности. Пункт 19 части 1 статьи 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает полномочия органов местного самоуправления в отношении городских лесов, при этом не ограничивая их только городскими лесами, находящимися в муниципальной собственности.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участка, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения,

В судебном заседании ответчиком не представлено каких-либо доказательств опровергающих доводы истца, в том числе доказательств отсутствия городских лесов, расположенных на территории населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области».

Из указанного следует, что администрация Ленинского городского поселения обязана устранить нарушения закона в сфере использования и охраны городских лесов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области», подлежит удовлетворению.

С учетом необходимости расходования бюджетных средств для исполнения решения суда, суд считает заслуживающими внимания доводы ответчика об установлении срока исполнения решения суда – по 31.12.2022 года

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Шабалинского района Кировской области к администрации муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области по исполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части установления границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области»; постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования«Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области»; разработки в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области»

Обязать администрацию Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области в срок по 31.12.2022 установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области»; поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области»; разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05 марта 2021 года.

С у д ь я : П.В. Олин

Решение09.03.2021