УИД 23RS0№-26
К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
28 декабря 2020 года Лазаревский районный суд г. ФИО4
<адрес> в составе:
судьи Даракчяна А.А.
при помощнике судьи ФИО5
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации г. ФИО4, заинтересованное лицо – Лазаревский отдел г. ФИО4 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально ФИО3 обратилась в Лазаревский районный суд г. ФИО4 с иском к администрации г. ФИО4, в котором просит определить местоположение границ перераспределяемого земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), площадью 427 кв.м., по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, согласно координатам, указанным в выполненной ООО «Центр кадастра и инвентаризации» схеме от ДД.ММ.ГГГГ расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства; обязать администрацию г. ФИО4 в лице департамента имущественных отношений администрации г. ФИО4 заключить с ФИО3 договор купли-продажи перераспределяемого земельного участка, площадью 367 кв.м., для ИЖС по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, с учетом схемы расположения перераспределяемого земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), площадью 427 кв.м., по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, согласно координатам, указанным в выполненной ООО «Центр кадастра и инвентаризации» схеме от ДД.ММ.ГГГГ расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства; признать за ФИО3 право собственности на хозяйственное строение, общая площадь - 41,3 кв.м., этажность - 2 (число этажей надземной части - 2); материал стен - смешанная конструкция; местоположение: <адрес>, г. ФИО4, <адрес>; ууказать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Лазаревский отдел по г. ФИО4) осуществить государственный кадастровый учет и произвести государственную регистрацию за ФИО3 права собственности на земельный участок площадью 427 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенный по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109011:1071 и земель неразграниченной муниципальной собственности с учетом схемы расположения перераспределяемого земельного участка категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), площадью 427 кв.м., по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, согласно координатам, указанным в выполненной ООО «Центр кадастра и инвентаризации» схеме от ДД.ММ.ГГГГ расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства; зарегистрировать за ФИО3 право собственности на вышеуказанное хозяйственное строение.
В последующем истица уточнила свои требования и просит признать необоснованным содержащееся в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№.01-21/39830 решение об отказе ФИО3 в согласовании выполненной ООО «Центр кадастра и инвентаризации» схемы от ДД.ММ.ГГГГ расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование — для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), площадью 427 кв.м., по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>; указать, что решение суда является основанием для администрации г. ФИО4 в лице департамента имущественных отношений администрации г. ФИО4 заключить с ФИО3 договор купли-продажи по нормативной цене перераспределяемого земельного участка площадью 367 кв.м., для ИЖС по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, с учетом схемы расположения перераспределяемого земельного участка категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), площадью 427 кв.м., по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, согласно координатам, указанным в выполненной ООО «Центр кадастра и инвентаризации» схеме от ДД.ММ.ГГГГ расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства; указать, что решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Лазаревский отдел по г. ФИО4) осуществить государственный кадастровый учет и произвести государственную регистрацию за ФИО3 права собственности на земельный участок площадью 427 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенный по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109011:1071 и земель неразграниченной муниципальной собственности с учетом схемы расположения перераспределяемого земельного участка категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), площадью 427 кв.м., по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, согласно координатам, указанным в выполненной ООО «Центр кадастра и инвентаризации» схеме от ДД.ММ.ГГГГ расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109011:1071, площадь 60 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. ФИО4, <адрес> данном земельном участке расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом общей площадью 57,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, г. ФИО4, <адрес>. Непосредственно на прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0109011:1071 территории свободных городских земель расположено вспомогательное хозяйственное строение общей площадью 41,3 кв.м., предназначенное для обслуживания принадлежащего ей на праве собственности жилого дома. Таким образом, оформленная площадь ее земельного участка составляет всего лишь 60 кв.м., что менее нормативно регламентированного минимального размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства (менее 400 кв.м.), и практически вся она занята жилым домом. Иными словами, в составе правомерной площади (60 кв.м.) документально отсутствует, но при этом исторически ею используется территория, необходимая для обслуживания жилого дома.
В связи с указанными обстоятельствами по ее заказу ООО «Центр кадастра и инвентаризации» был выполнен комплекс кадастровых работ формирования границ и определения площади фактически используемого ею земельного участка в соответствии со сложившимся порядком землепользования, по результатам которых ДД.ММ.ГГГГ подготовлена с привязкой к существующей опорно-межевой сети схема месторасположения земельного участка площадью 427 кв.м., на кадастровом плане территории для ИЖС по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес> данной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование земельного участка площадью 427 кв.м, предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109011:1071 площадью 60 кв.м., находящегося в ее частной собственности, и свободных муниципальных земель площадью 367 кв.м, на условиях выкупа по установленной нормативной цене. Перераспределяемый земельный участок расположен в той же территориально - планировочной зоне, что и правомерный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109011:1071 площадью 60 кв.м, и имеет общую с ним границу. Площадь земельного участка, находящегося в собственности, в результате перераспределения увеличивается на 367 кв.м, и составит итого 427 кв.м., что соответствует минимальной величине размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства (400 кв.м.) и при этом не превышает допустимой предельной величины размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства (1000 кв.м.).
В досудебном порядке ею предприняты меры к заключению соглашения о перераспределении земель путем обращения к ответчику. Согласно письму департамента архитектуры и градостроительства администрации г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№.01-21/39830 ответчик возражает против приведения сведений о границах ее земельного участка в соответствие со сложившимся порядком фактического землепользования путем заключения досудебного соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, и заключения договора купли - продажи используемого ею земельного участка площадью 367 кв.м., мотивируя тем, что перераспределяемая площадь более основной и из состава перераспределяемых земель якобы возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам. Данное решение административного ответчика не основано на законе и, более того, противоречит ему, поскольку существующая правомерная площадь земельного участка в размере 60 кв.м., не соответствует минимальной величине размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства (400 кв.м.). Также испрашиваемый к перераспределению земельный участок площадью 367 кв.м. не может быть предоставлен в отдельное землепользование, как не соответствующий допустимой минимальной величине размера обособленного земельного участка для индивидуального жилищного строительства (400 кв.м.). Кроме того, земельный участок площадью 367 кв.м. в отдельное землепользование в установленном порядке не формировался, но фактически входит в состав приусадебной территории площадью 427 кв.м., при ее домовладении. Данная территория ею освоена, обеспечивает возможность доступа и прохода к ее жилому дому, необходима для обслуживания инженерных коммуникаций, ухода за насаждениями. Более того, на испрашиваемой к перераспределению территории расположено используемое ею вспомогательное хозяйственное строение, предназначенное для обслуживания принадлежащего ей на праве собственности жилого дома.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела ответчик не вправе предоставить испрашиваемый земельный участок площадью 367 кв.м, иным, кроме нее, лицам, поскольку испрашиваемая к перераспределению территория фактически застроена, освоена и обременена ее интересами, имеющими юридическое значение. Предусмотренных законом оснований к отказу в перераспределении земельных участков и приватизации испрашиваемой территории не имеется.
Административный истец ФИО3 и ее представитель по доверенности – ФИО6 в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации г. ФИО4 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, с ходатайством об отложении дела слушанием не обращался.
Представитель заинтересованного лица Лазаревского отдела г. ФИО4 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени судебного заседания, о причине неявки не сообщил, с ходатайством об отложении дела слушанием не обращался.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они были надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили.
Обсудив доводы административного искового заявления, изучив материалы дела, а также представленные письменные доказательства, суд находит требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
Из ч. 2 ст. 62 КАС РФ следует, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Исходя из требований ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения органа местного самоуправления, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме.
Пунктами 1- 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
- соблюдены ли сроки обращения в суд;
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ административный истец обязан доказать, что оспариваемым решением нарушены его права, свободы и законные интересы.
В свою очередь на административного ответчика возлагается обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам и о соблюдении таковых при его принятии.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109011:1071, площадь 60 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. ФИО4, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
На вышеуказанном земельном участке расположен также принадлежащий ФИО3 на праве собственности жилой дом общей площадью 57,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, г. ФИО4, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
На прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0109011:1071 территории свободных городских земель расположено вспомогательное хозяйственное строение, общей площадью 41,3 кв.м., предназначенное для обслуживания принадлежащего ФИО3 на праве собственности жилого дома.
С целью упорядочения фактического землепользования по заказу ФИО3 ООО «Центр кадастра и инвентаризации» был выполнен комплекс кадастровых работ формирования границ и определения площади фактически используемого ею земельного участка в соответствии со сложившимся порядком землепользования, по результатам которых ДД.ММ.ГГГГ подготовлена схема расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109011:1071 и свободных муниципальных земель площадью 367 кв.м, на условиях выкупа по установленной нормативной цене, нового земельного участка площадь 427 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, с границами согласно каталога координат в системе МСК-23.
После чего, ФИО3 обратилась в администрацию г. ФИО4 с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».
ДД.ММ.ГГГГ департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО4 отказал ФИО3 в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги по тому основанию, что земельный участок, площадью 367 кв.м., входит в свободные муниципальные земли, расположенные в кадастровом квартале 23:49:0109011, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, что является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Кроме того, согласно письма Росреестра России от ДД.ММ.ГГГГ№-ГЕ/18 «О перераспределении земель и нескольких земельных участков» (вместе с письмом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№-ГЕ/18, письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>С «О перераспределении земель и нескольких земельных участков») перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения. Следовательно, представленная Схема выполнена без учета требований к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а также, с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Полагая данный ответ департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. ФИО4 <адрес>№.01-21/39830 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 532-КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об основах регулирования земельных отношений в <адрес>" (принят ЗС КК ДД.ММ.ГГГГ) право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ч. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
На основании ч. 4 ст. 43 Градостроительного Кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов, и правил, действующих в период застройки указанных территорий.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ).
В соответствии с Главой 12 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования города-курорта ФИО4, утвержденных решением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 202 предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства, составляют от 400 до 1000 кв. м.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, относится к тем земельным участкам, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты.
Согласно пункту 2 и п.п. 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК.
Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе, в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (подп. 9).
Аналогичные основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» закреплены в п. 31 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" утвержденного Постановлением администрации города ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 2753 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем образования земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Согласно п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ определяет основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым относится, в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Согласно п.19 ст.11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных указанным Кодексом.
Как следует из отказа в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» №.01-21/39830 от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве основания отказа административный ответчик указал п.п. 9 п. 31 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности".
В соответствии с указанной нормой закона основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является образование земельного участка или земельных участков путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 18 Административного регламента.
Также указано, что перераспределяемая площадь больше площади правомерного земельного участка, что в соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ свидетельствует о том, что схема разработана с нарушением предусмотренных указанной выше статьей требований к образуемым земельным участкам, что в соответствии с п.п. 11 п. 31 административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Как видно из материалов дела, по заказу ФИО3 подготовлена схема расположения перераспределяемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, г. ФИО4, <адрес> (далее – Схема), согласно которой образуемый в результате перераспределения земельный участок не изменяет целевого назначения и отнесен к категории земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства; площадь земельного участка, находящегося в собственности административного истца, в результате перераспределения увеличивается и составит 427 кв.м., то есть не более установленного предельного максимального размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства (1000 кв.м.).
Таким образом, из разработанной схемы расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО4, <адрес>, следует, что общая площадь и характеристики перераспределяемого земельного участка не свидетельствуют о нарушении градостроительных норм земельных участков соответствующего назначения, установленных на территории г. ФИО4.
Кроме того, образование самостоятельного земельного участка из земельного участка муниципальной собственности, невозможно, так как его площадь составляет 367 кв.м., что меньше минимально допустимых размеров выделения земельных участков.
Суд также учитывает, что земельный участок муниципальной собственности, подлежащий перераспределению, является свободным от прав третьих лиц и находится в фактическом пользовании административного истца, а также на нем расположено используемое ФИО3 вспомогательное хозяйственное строение, предназначенное для обслуживания принадлежащего ей на праве собственности жилого дома.
Таким образом, судом установлено, что испрашиваемый административным истцом к перераспределению земельный участок не входит в перечень земель, изъятых из гражданского оборота (статья 27 Земельного кодекса РФ), не затрагивает границы красных линий улиц; нарушения предельных норм выделения земельных участков, установленных на территории г. ФИО4, вследствие перераспределения земель не имеется.
Исходя из изложенного следует признать, что оспариваемое решение административного ответчика принято без учета фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение. Предусмотренных законом оснований к отказу в перераспределении земель путем заключения с заявителем соответствующего соглашения не имеется.
Оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконности принятого администрацией города ФИО4 решения об отказе в предоставлении названной выше муниципальной услуги, в связи с чем требования административного иска подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ и 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Требования административного искового заявления ФИО3 к администрации г. ФИО4, заинтересованное лицо – Лазаревский отдел г. ФИО4 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.
Признать незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства администрации г. ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№.01-21/39830 об отказе в предоставлении ФИО3 муниципальной услуги - «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Решение суда является основанием для администрации г. ФИО4 в лице департамента имущественных отношений администрации г. ФИО4 заключить с ФИО3 договор купли-продажи по нормативной цене перераспределяемого земельного участка, площадью 367 кв.м., для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, с учетом схемы расположения перераспределяемого земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), площадью 427 кв.м., по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, согласно координатам, указанным в выполненной ООО «Центр кадастра и инвентаризации» схеме от ДД.ММ.ГГГГ расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства.
Решение суда является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Лазаревский отдел по г. ФИО4) осуществить государственный кадастровый учет и произвести государственную регистрацию за ФИО3 права собственности на земельный участок, площадью 427 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), расположенный по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109011:1071 и земель неразграниченной муниципальной собственности, с учетом схемы расположения перераспределяемого земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), площадью 427 кв.м., по адресу: <адрес>, город ФИО4, <адрес>, согласно координатам, указанным в выполненной ООО «Центр кадастра и инвентаризации» схеме от ДД.ММ.ГГГГ расположения перераспределяемого земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд г. ФИО4 в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Лазаревского
районного суда г. ФИО4 А.А. Даракчян
Копия верна: судья А.А. Даракчян