ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-321/19 от 08.04.2019 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 2-321/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2019 года

г. Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Черных О.В., при секретаре Мансуровой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к начальнику КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2 о признании незаконным действий (бездействия), обязании устранить нарушения требований федерального законодательства и произвести перерасчет компенсации расходов по оплате коммунальной услуги в виде отопления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к начальнику КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в вышеназванный орган с устным заявлением о бездействии его начальника ФИО2, выразившемся в уклонении ею от рассмотрения обращения истца и дачи ответа по существу в установленный законом срок. В частности, ФИО1 не согласна с определением ей размера компенсации платы за отопление и приведенными ответчицей расчетами, отраженными в ответе последней, поскольку они не соответствуют требованиям статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». С ДД.ММ.ГГГГ истцу такая выплата производится не в полном объеме, то есть исходя из норматива потребления, установленного министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области № 107-р от 29 июня 2016 года, а не фактического потребления, что противоречит положениям вышеназванного закона. В связи с изложенным ФИО1 просит признать незаконными действия (бездействие) начальника КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2, обязать ее устранить нарушения требований федерального законодательства и произвести перерасчет компенсации расходов по оплате коммунальной услуги в виде отопления в размере 50% от всей потребленной тепловой энергии.

Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом дополнительных обоснований.

Ответчик начальник КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, в частности, пояснила, что компенсация за предоставленную истцу коммунальную услугу в виде отопления выплачивается в соответствии с требованиями действующего законодательства, которое ограничивает размер компенсации пределами стоимости норматива потребления коммунальной услуги. Также ФИО2 указала, что по обращению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ проводилась проверка правильности начисления ООО «Расчетная компания» компенсации расходов по оплате услуг отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой нарушений не установлено. О результатах проверки истцу был дан письменный ответ ДД.ММ.ГГГГ, в установленный законом срок.

Представители третьего лица ООО «Расчетная компания» по доверенностям ФИО3 и ФИО4 заявленные ФИО1 требования не поддержали, сославшись на доводы, приведенные ответчиком.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что истец ФИО1, зарегистрированная в квартире по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов), как лицо, <данные изъяты> (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к начальнику КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2 с устной жалобой на неправильность производимых расчетов при начислении компенсации платы за отопление в отношении вышеназванного жилого помещения.

На указанное обращение ответчиком истцу был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проведения проверки правильности начисления ООО «Расчетная компания» компенсации расходов по оплате отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нарушений действующего законодательства не выявлено (л.д.8).

Не согласившись с данным ответом, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные истцом требования, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).

Согласно названному Закону обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

Из письменного ответа начальника КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, а также объяснений сторон следует, что обращение ФИО1 по существу рассмотрено ответчиком в полном объеме, ею выполнены действия, предусмотренные Законом № 59-ФЗ. При этом, истцу дан мотивированный ответ ФИО2 как уполномоченным должностным лицом и в пределах предоставленных ей полномочий, в установленные законом сроки и с приведением правового обоснования.

Проверяя законность оспариваемого решения, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ абонент обязан производить оплату потребленной тепловой энергии.

Согласно статьям 541, 544 ГК РФ теплоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Если по действующему законодательству гражданину предоставляется льгота по оплате тепловой энергии, оставленная (потребленная) тепловая энергия оплачивается с учетом оформленной в установленном порядке льготы.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, а односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

В соответствии с положениями статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, в частности, плату за коммунальные услуги, куда входит и плата за тепловую энергию.

Согласно статье 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с частью 13 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Статьей 28.2 названного Федерального закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение названного Федерального закона постановлением Правительства Кировской области от 11 сентября 2015 года № 59/560 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок), которым, в частности, предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг инвалидам в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов.

При этом в силу части 13 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 названных Правил нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в Кировской области утвержден распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 29 июня 2016 года № 107-р «О нормативах потребления коммунальных услуг по отоплению».

Пунктом 1-1 указанного распоряжения утвержден перечень нормативных правовых актов уполномоченных органов исполнительной власти Кировской области, утвердивших нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, в том числе распоряжение от 28 мая 2013 года № 92-р «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в муниципальном образовании «городской округ город Слободской Кировской области».

Таким образом, расчет размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе по отоплению, инвалидам, проживающим на территории Кировской области, осуществляется в пределах нормативов потребления таких услуг, установленных органом государственной власти Кировской области в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. При этом под термином «в пределах» следует понимать верхнее ограничение, свыше которого такая компенсация не предоставляется.

Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2466-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав положениями части тринадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой поддержки, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Система социальной защиты инвалидов, установленная Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», включает в себя меры поддержки инвалидов в реализации жилищных прав (статья 17), в том числе в части оплаты жилья и коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ в процессе совершенствования жилищного законодательства осуществлены меры по гармонизации положений различных законодательных актов в этой сфере, в том числе - с учетом уточнения содержания статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также статьи 157 данного Кодекса о размере платы за коммунальные услуги - положений, посвященных мерам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов (пункт 1 статьи 4).

Таким образом, само по себе предоставление, с учетом конкретных социально-экономических условий развития Российской Федерации и задачи достижения баланса между правами и законными интересами различных категорий граждан, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, направленное на повышение уровня социальной защищенности таких граждан в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Изменение же условий предоставления данной меры социальной поддержки относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя. Кроме того, в силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов наделены правом предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджета Кировской области областным законодательством не предусмотрено.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что компенсация за коммунальную услугу по отоплению должна предоставляться истцу в размере 50% стоимости, рассчитанной исходя из объема потребленной тепловой энергии, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, установленных в муниципальном образовании «городской округ город Слободской Кировской области».

Согласно утвержденным нормативам потребления коммунальных услуг в городе Слободском Кировской области при расчете компенсации за отопление в пятиэтажных домах, построенных до 1999 года, применяется норматив по отоплению – 0,0234 Гкал на 1 кв.м.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, многоквартирный <адрес>, где зарегистрирована и проживает ФИО1, является пятиэтажным, построен до 1999 года, при этом оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии; общая площадь квартиры истца составляет <данные изъяты> кв.м.

В оспариваемом ответе начальника КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, а также в ее письменном отзыве на иск (л.д.11-14) представлен подробный расчет компенсации расходов по оплате коммунальной услуги в виде отопления, предоставленной истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Проверив названный расчет, суд находит его верным, составленным в соответствии с требованиями части 13 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов.

Оснований для перерасчета истцу компенсации расходов по оплате коммунальной услуги в виде отопления судом не установлено.

Таким образом, компенсация расходов по оплате коммунальной услуги в виде отопления предоставлена и предоставляется ФИО1 в полном объеме, соответственно, обращение последней рассмотрено начальником КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2 в соответствии с требованиями Закона № 59-ФЗ.

При этом, само по себе несогласие ФИО1 с содержанием оспариваемого ответа не является основанием для признания незаконными действий (бездействия) начальника КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2 и возложения на нее обязанности устранить нарушения федерального законодательства.

При таких обстоятельствах, поскольку нарушений прав и законных интересов истца в данном случае не допущено, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 отказать в удовлетворении иска к начальнику КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» ФИО2 о признании незаконным действий (бездействия), обязании устранить нарушения требований федерального законодательства и произвести перерасчет компенсации расходов по оплате коммунальной услуги в виде отопления.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья подпись О.В. Черных