ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-321/21 от 13.01.2021 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

61RS0012-01-2020-005429-48

Отметка об исполнении по делу № 2-321/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2021 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Савельевой Л.В.

при секретаре судебного заседания Беляевой Д.С.,

с участием:

истца ФИО1,

её представителя по устному ходатайству ФИО2,

представителя ответчика ПАО «Сбербанк России» ФИО3, действующей на основании доверенности № ЮЗБ/103-Д от 18.02.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Сбербанк» о признании кредитного договора недействительным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «Сбербанк», указав, что 17 июня 2020 года ей стало известно, что от её имени с ПАО «Сбербанк» был заключен договор потребительского кредита на сумму 90000 рублей под 13,897 % годовых на срок до 17.06.2025 года. Указанная сума была снята с банковского счета. Однако, истец в Банк для заключения кредитного договора не обращалась, договор ею не подписывался и не одобрялся дистанционно. Полагает, что кредитный договор был заключен от её имени подставным лицом, которым и были сняты денежные средства.

Истец считает, что незаконное оформление кредитного договора стало возможным вследствие недостаточной осмотрительности и халатности сотрудников Банка, которые дистанционно выдают кредиты без личного присутствия заемщика, без его идентификации. Банком в достаточной мере не обеспечена защита персональных данных клиентов, что создает возможность совершения мошеннических действий в ущерб интересам клиентов Банка.

Истец направила в адрес Банка заявление об аннулировании кредитного договора, на что ею был получен отказ.

Истец считает, что цель сделки, права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, заведомо противоречили основам правопорядка и нравственности, кредитный договор заключен от имени истца неустановленным лицом, истцом не подписан, фактически истец стороной договора не является, в связи с чем договор является недействительным и ничтожным. По данному факту истец обращалась с заявлением в отдел полиции. На основании её заявления возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 158 УК РФ. Истец признана потерпевшей и гражданским истцом по уголовному делу.

Однако, несмотря на это, сотрудники Банка требуют от истца исполнения кредитного договора.

Исходя из своих потребностей, истец имеет в пользовании только дебетовую карту, на которой хранятся её личные денежные средства. Не имея постоянного источника дохода в виде заработной платы, истец не имела намерения брать кредит в банке и заявление о выпуске кредитной карты не подавала.

На основании ст. ст. 166, 452 Гражданского Кодекса РФ истец просит расторгнуть заключенный между ФИО1 и ПАО «Сбербанк» кредитный договор от 17.06.2020.

В судебном заседании истец уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просила признать кредитный договор от 17.06.2020, заключенный между ФИО1 и ПАО «Сбербанк», недействительным. Дополнительно пояснила, что она является клиентом ПАО Сбербанк. С 2017 года она пользуется банковской картой Маэстро. При заключении договора на выдачу карты она давала согласие на смс-оповещение с указанием телефонов , но последним номером она не пользовалась. Приложением Сбербанк Онлайн она не пользовалась до 17.06.2020, так как не смогла его установить, потому что при его установке появлялось указание на вирусы. Услуга мобильный банк подключена к одному номеру телефона, которым, кроме истца, могли пользоваться члены её семьи.

17.06.2020 истцу перестали приходить смс- сообщения с номера «900» на телефонный . Она пыталась скачать приложение «Сбербанк онлайн», однако, ей это не удалось. Вечером этого же дня на другое мобильное устройство с номером пришло смс-сообщение с номера «900» о том, что на карту мужа истца переведено 20000 рублей, а затем указанная сумма переведена с его карты на карту некой Ф.У., которые были впоследствии ею сняты.

Представитель истца ФИО2 просил признать кредитный договор недействительным, потому что он был заключен под влиянием обмана.

Представитель ПАО Сбербанк ФИО3 в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенном в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым 17.06.2020 между ПАО Сбербанк и ФИО1 заключен кредитный договор на сумму 90000 рублей на срок 60 месяцев под 13,9 % годовых. Кредитный договор подписан в электронном виде, со стороны заемщика посредством использования систем «Сбербанк Онлайн» и «Мобильный банк». Возможность заключения договора через удаленные каналы обслуживания предусмотрена условиями использования банковских карт ПАО Сбербанк.

18.03.2020 на основании заявления ФИО1 ей была выдана кредитная карта. ФИО1 подтвердила свое согласие и ознакомлена с содержанием общих условий, Тарифов Банка, Памяткой Держателя, Памяткой по безопасности. Тарифы ПАО Сбербанк размещены на официальном сайте ПАО Сбербанк. Кроме того, ФИО1 дала свое согласие ПАО Сбербанк на формирование и поддписание документов в электронном виде в соответствии с Правилами электронного взаимодействия, являющимися неотъемлемой частью Договора.

В соответствии с заявлением ФИО1 на получение карты по указанной карте 18.03.2020 подключена услуга «Мобильный банк» с подключением к ней номеров мобильных телефонов .

Данные номера телефона истец указал в исковом заявлении, иных документах, а также в своих обращениях в Банк, что свидетельствует о том, что в период с 18.03.2020 по 17.06.2020 она пользовалась указанными номерами телефона, имела их в своем пользовании. Соответственно распоряжения истца в форме смс-сообщения, совершенные посредством услуги «Мобильный банк» по указанным номерам телефона, должны рассматриваться как документы, заверенные собственноручной подписью истца и имеющие юридическую силу документов на бумажном носителе. Таким образом, услуга «Мобильный банк» была подключена Банком на основании волеизъявления истца.

18.03.2020 в 12:50 ФИО1 осуществила успешную регистрацию в системе «Сбербанк Онлайн», о чем свидетельствует выписка из автоматизированной системы «Мобильный банк», согласно которой 18.03.2020 в 12:50МСК на номер мобильного телефона , указанный ФИО1 при заключении договора, поступило смс-уведомление с одноразовым паролем для входа в Сбербанк Онлайн. Одноразовый пароль для регистрации был введен верно.

17.06.2020 в 6:40 ФИО4 осуществила успешную регистрацию в приложении системы «Сбербанк Онлайн». Одноразовый пароль для регистрации был введен верно.

Ввод пароля расценивается Банком как распоряжение клиента на проведение регистрации и подтверждение ее правомерности, ввиду чего у Банка не было оснований для отказа в регистрации.

17.06.2020 в 12:59 ФИО1 создана заявка на потребительский кредит в системе «Сбербанк онлайн».

В личном кабинете системы «Сбербанк онлайн» имеется раздел «Кредит». Клиент осуществил вход в данный раздел, оформил заявку на получение требуемой ему суммы на предложенных условиях путем нажатия клавиши «оформить заявку» в интерфейсе программы, подтвердил полноту и достоверность введенной им информации путем корректного введения одноразового пароля, направленного на номер мобильного телефона, и нажатием клавиши «отправить заявку» направил сформированную заявку-анкету Банку, что подтверждается выпиской из журнала операций по системе «Сбербанк Онлайн» и поступившим СМС с паролем на номер истца.

17.06.2020 в 15:20 по кредитному договору произведено зачисление денежных средств в размере 90000 рублей на счет банковской карты ФИО1 .

Кредитный договор заключен в офертно-акцептном порядке путем направления клиентом в Банк заявления на получение кредита и акцепта со стороны Банка путем зачисления денежных средств на счет клиента.

Банк в полном объеме исполнил свои обязательства по договору, предоставил истцу кредитные денежные средства.

Непосредственно после зачисления денежных средств на счет, истец осуществила распоряжение ими по собственному усмотрению, произведя четыре расходные операции по перечислению денежных средств на счет, открытый на имя Т.М.М. л.д.30-40).

Представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО Сбербанк о признании кредитного договора недействительным отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 819 ГК РФ предусмотрено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условиях, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В силу ч. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

В соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В силу п. 3 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное (ст. 848 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными п. п. 2 и 3 ст. 434 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом или договором данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договора данного вида такая форма не требовалась. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 настоящего Кодекса.

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей, или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 2 ст. 6 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").

Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" документы, необходимые для заключения договора потребительского кредита (займа) в соответствии с настоящей статьей, включая индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) и заявление о предоставлении потребительского кредита (займа), могут быть подписаны сторонами с использованием аналога собственноручной подписи способом, подтверждающим ее принадлежность сторонам в соответствии с требованиями федеральных законов, и направлены с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".

В силу п. 4.2 главы 4 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 15.10.2015 № 499-П, при совершении операций с использованием платежных (банковских) карт идентификация осуществляется на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов (паролей).

В соответствии с Положением ЦБ РФ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием карт» от 24.12.2004 № 266-П клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве аналога собственноручной подписи и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами ( п. 2.10).

Одним из вариантов совершения клиентами банка операций через удаленные каналы обслуживания является предоставление Банком бесплатной услуги «Сбербанк Онлайн».

В соответствии с п. 10.1 Условий использования банковских карт система «Сбербанк Онлайн»-автоматизированная защищенная система дистанционного обслуживания клиента через официальный сайт Банка, а также мобильные приложения Банка, обеспечивающая, в частности возможность совершения клиентом операций по счетам карт и иным счетам, открытым в Банке, а также оказания клиенту иных финансовых услуг; доступ к информации о своих счетах карт и других приобретенных банковских услугах; возможность совершения действий по получению от Банка, формированию, направлению в Банк электронных документов ( в том числе для целей заключения договоров между клиентом и Банком), а также по подписанию электронных документов аналогом собственноручной подписи клиента.

Подключение держателя к услуге «Сбербанк Онлайн» осуществляется при условии наличия у держателя действующей карты, зарегистрированной для доступа к смс-Банку (мобильному банку) ( п. 10.5).

Доступ держателя карты к услугам системы «Сбербанк Онлайн» осуществляется при условии его успешной идентификации и аутентификации на основании идентификатора пользователя (логина) и постоянного пароля, которые держатель может получить одним из следующих способов:

- получить через устройство самообслуживания с использованием своей основной карты. Операция получения иденфикатора пользователя и постоянного пароля подтверждается ПИН;

-самостоятельно определить через удаленную регистрацию на сайте Банка на странице входа в систему «Сбербанк Онлайн», с использованием своей основной карты. Операция создания идентификатора пользователя и постоянного пароля подтверждается одноразовым паролем, который направляется на номер телефона держателя, зарегистрированный для доступа к СМС-Банку (Мобильному банку) ( п.10.6).

В соответствии с п. 10.7 Условий операции в системе «Сбербанк Онлайн» держатель подтверждает одноразовыми паролями, которые вводятся при совершении операции в системе «Сбербанк Онлайн». Одноразовые пароли клиент может получить, в том числе в СМС-сообщении, отправленном на номер мобильного телефона, зарегистрированный для доступа к СМС-банку (Мобильному банку).

Необходимость подтверждения операции одноразовым паролем и тип одноразового пароля для подтверждения операции определяет Банк и доводит данную информацию до держателя путем отображения информации в системе «Сбербанк Онлайн» при совершении операции.

В соответствии с п. 5 Общих условий предоставления и обслуживания и погашения кредитов для физических лиц по продукту Потребительский кредит ( далее-Общие условия) при оформлении кредита с использованием системы «Сбербанк Онлайн» заемщик оформляет индивидуальные условия в виде электронного документа, который подписывается аналогом его собственноручной подписи или простой электронной подписью и влечет последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершенных при физическом присутствии лица, совершающего сделку. Индивидуальные условия в электронном виде признаются равнозначными индивидуальным условиям на бумажном носителе, подписанному заемщиком собственноручной подписью, и в случае возникновения споров из кредитного договора являются надлежащим доказательством. Общие условия размещены в свободном доступе на сайте кредитора. Перед заключением договора (подписанием индивидуальных условий) заемщик в обязательном порядке должен ознакомиться с общими условиями в полном объеме. Подписывая индивидуальные условия заемщик, в том числе, выражает безусловное согласие с общими условиями.

В соответствии с п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Судом установлено, что истец ФИО1 является клиентом ПАО Сбербанк России.

18.03.2020 на основании заявления ФИО1 ей была выдана кредитная карта CREDIT MOMENTUM. Как следует из индивидуальных условий выпуска и обслуживания кредитной карты ПАО Сбербанк ФИО1 подтвердила свое согласие и ознакомлена с содержанием общих условий, Тарифов Банка, Памяткой Держателя, Памяткой по безопасности. Кроме того, ФИО1 дала свое согласие ПАО Сбербанк на формирование и подписание документов в электронном виде в соответствии с Правилами электронного взаимодействия, являющимися неотъемлемой частью Договора.

В соответствии с заявлением ФИО1 на получение карты по указанной карте 18.03.2020 подключена услуга «Мобильный банк» с подключением к ней номера мобильного телефона ( л.д. 53-55).

18.03.2020 в 12:50 ФИО1 осуществила успешную регистрацию в системе «Сбербанк Онлайн», что подтверждается выпиской из автоматизированной системы «Мобильный банк», согласно которой 18.03.2020 в 12:50МСК на номер мобильного телефона , указанный ФИО1 при заключении договора, поступило смс-уведомление с одноразовым паролем для входа в Сбербанк Онлайн. Одноразовый пароль для регистрации был введен верно.

17.06.2020 в 6:40 ФИО1 осуществила успешную регистрацию в приложении системы «Сбербанк Онлайн». Одноразовый пароль для регистрации был введен верно. ( л.д. 45-47)

17.06.2020 в 12:59 ФИО1 создана заявка на потребительский кредит в системе «Сбербанк онлайн», что подтверждается выпиской из журнала операций по системе «Сбербанк Онлайн» и поступившим СМС с паролем на номер истца ( л.д.41-42).

17.06.2020 между ПАО "Сбербанк России" и ФИО1 заключен кредитный договор на сумму 90000 рублей под 13,9 % со сроком возврата в течение 60 месяцев.

Погашение кредита производится в виде шестидесяти ежемесячных аннуитетных платежей в размере 2089,48 руб.; платежная дата - каждое 17 число месяца (п. 6 Индивидуальных условий потребительского кредита) ( л.д. 43).

Кредитный договор оформлен через систему "Сбербанк Онлайн" при правильном введении логина, пароля и кода мобильного банка, ответственность за хранение и не разглашение которых принял на себя истец.

17.06.2020 в 15:20 по кредитному договору произведено зачисление денежных средств в размере 90000 рублей на счет банковской карты ФИО1 .

Кредитный договор заключен в офертно-акцептном порядке путем направления клиентом в Банк заявления на получение кредита и акцепта со стороны Банка путем зачисления денежных средств на счет клиента.

Банк в полном объеме исполнил свои обязательства по договору, предоставил истцу кредитные денежные средства.

Непосредственно после зачисления денежных средств на счет, истец осуществила распоряжение ими, произведя четыре расходные операции по перечислению денежных средств на счет, открытый на имя ФИО5 М.( л.д.30-40).

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что 17.06.2020 года она предпринимала попытки регистрации в приложении «Сбербанк Онлайн», что опровергает её довод о том, что она не пользовалась приложением «Сбербанк Онлайн. Кроме того, истица указала, что члены её семьи имели доступ к мобильному устройству, к которому был подключен мобильный банк, что не исключает возможности использование приложения Сбербанк Онлайн на принадлежащем истцу мобильном устройстве членами её семьи с ведома и согласия ФИО1 При этом суд полагает необходимым отметить, что денежные средства, полученные по условиям оспариваемого кредитного договора были переведены на счет супруга истицы, что следует из её пояснений в судебном заседании и подтверждается журналом операций по системе ( л.д.48).

Истец не опровергает, что в результате её последовательных действий, на её счет поступили денежные средства, в размере, предусмотренном кредитным договором от 17.06.2020 года, которые впоследствии были перечислены на счет Тойира ФИО6

На основании заявления ФИО1 следователем ГРП на ТО ОП-3 СУ МУ МВД России «Волгодонское» 11 сентября 2020 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса РФ, в отношении неустановленного лица, в рамках которого ФИО1 признана потерпевшей ( л.д. 9-11).

ПАО "Сбербанк" в материалы дела представлены журнал смс-сообщений, направленных Банком на принадлежащий истцу номер телефона в рамках услуги «Мобильный банк» (л.д. 45-47), подтверждающие проведенные истцом операции по банковской карте 17.06.2020 года, включая заявку на кредит, поступление кредитных средств на карты истца и их последующее списание по её распоряжению; журнал операций в системе ( 88), где в Графе "Статус" указано о выдаче кредита, что свидетельствует об установлении достоверности операции, подписанной корректным АСП.

Направление Банком смс-сообщений и их получение истцом подтверждается скриншотом с мобильного телефона ФИО1, представленными ею в материалы дела ( л.д. 125-153).

Суд полагает необходимым отметить, что истец, длительное время являясь клиентом Сбербанка и пользуясь системой Сбербанк-Онлайн при должной осмотрительности и осторожности имела возможность принять меры для блокировки банковской карты в целях пресечения действий третьих лиц путем совершения звонка на горячую линию Сбербанка, указанную на банковской карте и в свободном доступе в системе Интернет, исходя из отсутствия у неё намерения на получение кредита, с учетом содержания поступивших из Банка смс-сообщений.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана потерпевшего третьим лицом, может быть признана недействительной по иску потерпевшего при условии, что другая сторона либо лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане. Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что заключению оспариваемого кредитного договора предшествовала подача истцом заявки о предоставлении потребительского кредита в электронной форме, которая подписана со стороны истца простой электронной подписью. Согласие заемщика на предоставление оспариваемого кредита подписано от имени истца простой электронной подписью.

При этом использование во взаимоотношениях с банком простой электронной подписи заемщиком предусмотрено Условиями банковского обслуживания, с которыми истец ранее согласилась при подписании заявления на получение кредитной карты.

Доказательств того, что истец была обманута именно сотрудником Сбербанка, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый кредитный договор был заключен с использованием персональных средств доступа (логин, постоянный и одноразовый пароль) истца, которые являются аналогом его собственноручной подписи. При этом банк не несет ответственности за последствия, наступившие в результате предоставления клиентом своих персональных данных третьим лицам. Доказательств незаконности действий банка истец, в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представила.

Судом также отклоняются доводы истца о незаконном списании Банком денежных средств, полученных по кредитному договору, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 854 Гражданского кодекса РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом (пункт 3 ст. 847 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств неправомерности действий ответчика по списанию денежных средств, а также исполнения принятых на себя обязательств по договору с Банком в части ограничения несанкционированного доступа третьих лиц к мобильному телефону, номер которого используется для предоставления услуги "Мобильный банк", а равно к ее банковской кредитной карте.

Таким образом, выполняя свои обязательства по обслуживанию банковской карты, банк исполнил распоряжения клиента по зачислению и списанию указанных денежных средств в соответствии с приведенными нормами закона и договором обслуживания банковской карты, поскольку у ПАО "Сбербанк" не имелось оснований считать, что распоряжение на перечисление денежных средств дано неуполномоченным лицом, при этом банк действовал в пределах договорных обязательств, не имея оснований установить ограничения прав клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

С учетом установленных судом юридически значимых обстоятельств вышеприведенных законоположений, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к ПАО «Сбербанк» о признании кредитного договора недействительным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме.

Судья Л.В. Савельева

В окончательной форме решение изготовлено 20 января 2021 года.