ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3224/18 от 16.01.2019 Советского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№2-76/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«16 января 2019 года Советский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

председательствующего судьи Кузьминовой И.И.

при секретаре Палага В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к ФИО1 об обязании освободить земельный участок, площадью 19,2 кв.м, имеющий адресный ориентир : <адрес> путем демонтажа нестационарного объекта размером 6,2 х 3,1 м.,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику ссылаясь на то, что в результате обследования территории <адрес> специалистами администрации района выявлен факт незаконного занятия земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>, на котором установлен нестационарный торговый объект.

Актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленным специалистами отдела архитектуры установлено, что:на земельном участке, площадью 19,2 кв.м размещен нестационарный торговый объект «Фрукты, овощи»;нестационарный торговый объект имеет прямоугольную форму в плане с габаритными размерами 6,2x3,1 м;

нестационарный торговый объект облицован профилированными металлическими листами коричневого и зеленого цвета по каркасу;

- с западной стороны нестационарный торговый объект имеет проемы: дверной и оконный, баннер на карнизе «Фрукты, овощи».

На момент проверки в нестационарном торговом объекте не осуществлялась предпринимательская деятельность.

Согласно сведениям из Публичной кадастровой карты нестационарный торговый объект располагается на муниципальной территории общего пользования в кадастровом квартале .

Факт владения ответчиком торговым объектом и использования земельного участка по <адрес> подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности гр. ФИО1 по статье 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» C от 25.10.2002г., согласно которому ответчик подтвердил, что является собственником данного объекта.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии со ст. 53 Устава <адрес> администрация района как территориальный орган Администрации города осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, закрепленные за районной администрацией Уставом города, нормативно-правовыми актами городской Думы и Администрации города, Положением об администрации района.

Согласно положению об администрации <адрес> утвержденному Решением Ростовской-на-Дону городской думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений об администрациях районов <адрес>-»на-Дону» к компетенции администрации района относится осуществление на территории района муниципального земельного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городского округа - муниципального образования «<адрес>» требований законодательства:

о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка временными объектами (нестационарные торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, индивидуальные временные гаражи), автостоянками, автопарковками;

о недопущении использования земельного участка под временными объектами (нестационарные торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, индивидуальные временные гаражи), автостоянками, автопарковками, земель, эксплуатируемых под индивидуальную жилую застройку, садовые, огородные, дачные участки, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (п. 8.7).

В установленном порядке освобождение земельных участков от автостоянок, автопарковок, временных объектов (нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания, в том числе летних площадок кафе, баров, ресторанов и объектов бытового обслуживания, индивидуальных временных гаражей), используемых без оформления правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документов (п.8.8).

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>-на-дону, утверждена постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» установлено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется На основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта.

Договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов, Определены случаи, когда договоры о размещении заключаются без проведения торгов. Это случай размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее. размещенного на том же месте хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному договору о размещении, а также случай предоставления компенсационного (свободного) места при досрочном прекращении действия договора о размещении при принятии органом местного самоуправления решений о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог или об использовании территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок городского общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных мест, иных элементов благоустройства.

Установлено, что заключение договора о размещении осуществляется на срок, указанный в заявлении хозяйствующего субъекта, но не более чем на 10 лет. За размещение нестационарного торгового объекта взимается плата.

Утверждены типовые формы «Договор о размещении нестационарного торгового объекта», «Заявка об участии в торгах по приобретению права о размещении нестационарного торгового объекта», «Заявление о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения торгов».

Догвор на размещение НТО, расположенное по адресу: <адрес>, 39, площадью 19,2 кв.м у ответчика отсутствует. Земельный участок в схему не включен.

Поскольку на муниципальной территории ответчиком самовольно установлен павильон без оформления договора на размещение нестационарного торгового объекта, плата за землю ответчиком не вноситься, администрация <адрес> вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.

На основании вышеизложенного, истец просит обязать ФИО1 в течении 15 дней с момента вступления в силу решения суда освободить земельный участок площадью 19,2 кв.м, имеющий адресный ориентир: <адрес>, путем демонтажа нестационарного торгового объекта, с габаритными размерами 6,2 х 3,1 м.

В судебное заседание представитель администрации –ФИО3 явилась, поддержала исковые требования.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась неоднократно надлежащим образом, В силу статьи 35 ГПК РФ, каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.

Как следует из материалов дела, адрес регистрации ФИО1<адрес>, именно по этому адресу ее и извещал суд. Материалами дела подтверждается, что судебные повестки в судебные заседания были неоднократно направлены ответчику, однако причины не получения неизвестны.

Таким образом, суд свою обязанность по уведомлению ответчика исполнил.

По смыслу приведенных выше процессуальных норм следует признать, что ответчик ФИО1 была извещена надлежащим образом судом о дне слушания дела, но злоупотребила своим правом, не явившись в почтовое отделение за повестками. В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 100-ФЗ и действует с ДД.ММ.ГГГГ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).

Выслушав представителя истца, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в результате обследования территории <адрес> специалистами администрации района выявлен факт незаконного занятия земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>, на котором установлен нестационарный торговый объект.

Актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленным специалистами отдела архитектуры установлено, что:на земельном участке, площадью 19,2 кв.м размещен нестационарный торговый объект «Фрукты, овощи»;

- нестационарный торговый объект имеет прямоугольную форму в плане с габаритными размерами 6,2x3,1 м;

нестационарный торговый объект облицован профилированными металлическими листами коричневого и зеленого цвета по каркасу;

- с западной стороны нестационарный торговый объект имеет проемы: дверной и оконный, баннер на карнизе «Фрукты, овощи».

На момент проверки в нестационарном торговом объекте не осуществлялась предпринимательская деятельность.

Согласно сведениям из Публичной кадастровой карты нестационарный торговый объект располагается на муниципальной территории общего пользования в кадастровом квартале .

Факт владения ответчиком торговым объектом и использования земельного участка по <адрес> подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности гр. ФИО1 по статье 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» C от 25.10.2002г., согласно которому ответчик подтвердил, что является собственником данного объекта.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведённых лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.

В соответствии со ст. 53 Устава <адрес> администрация района как территориальный орган Администрации города осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города, закрепленные за районной администрацией Уставом города, нормативно-правовыми актами городской Думы и Администрации города, Положением об администрации района.

Согласно положению об администрации <адрес> утвержденному Решением Ростовской-на-Дону городской думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений об администрациях районов <адрес>-»на-Дону» к компетенции администрации района относится осуществление на территории района муниципального земельного контроля за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах городского округа - муниципального образования «<адрес>» требований законодательства:

о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка временными объектами (нестационарные торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, индивидуальные временные гаражи), автостоянками, автопарковками;

о недопущении использования земельного участка под временными объектами (нестационарные торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, индивидуальные временные гаражи), автостоянками, автопарковками, земель, эксплуатируемых под индивидуальную жилую застройку, садовые, огородные, дачные участки, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (п. 8.7).

В установленном порядке освобождение земельных участков от автостоянок, автопарковок, временных объектов (нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания, в том числе летних площадок кафе, баров, ресторанов и объектов бытового обслуживания, индивидуальных временных гаражей), используемых без оформления правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документов (п.8.8).

В силу части 1 статьи 10 Закона -ФЭ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № Э81-ФЗ).

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>-на-дону, утверждена постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» установлено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется На основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта.

Договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов, Определены случаи, когда договоры о размещении заключаются без проведения торгов. Это случай размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее. размещенного на том же месте хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному договору о размещении, а также случай предоставления компенсационного (свободного) места при досрочном прекращении действия договора о размещении при принятии органом местного самоуправления решений о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог или об использовании территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок городского общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных мест, иных элементов благоустройства.

Установлено, что заключение договора о размещении осуществляется на срок, указанный в заявлении хозяйствующего субъекта, но не более чем на 10 лет. За размещение нестационарного торгового объекта взимается плата.

Утверждены типовые формы «Договор о размещении нестационарного торгового объекта», «Заявка об участии в торгах по приобретению права о размещении нестационарного торгового объекта», «Заявление о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения торгов».

Догвор на размещение НТО, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 19,2 кв.м у ответчика отсутствует. Земельный участок в схему не включен.

Кроме того, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правомерность существования исключений из принципа платности землепользования подтверждается правовой Позицией

Конституционного суда Российской Федерации, выказанной в определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. .

Таким образом, реализуя свои полномочия в области правовой регламентации земельных отношений, федеральный законодатель установил в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; формами платы являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата; порядок исчисления и уплата земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 и пункты 1, 2 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), при этом в пункте 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень земель, земельные участки «из которых могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование.» Доказательств в обоснование возражений на иск ответчик в рамках слушания дела не представил.

Таким образом, в рамках слушания дела подтвержден и не опровергнут допустимыми средствами доказывания тот факт, что ответчик в нарушение установленного порядка землепользования <адрес> в настоящее время пользуется спорным земельным участком, не имея при этом каких-либо законных для этого оснований. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требования администрации <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению. В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.В этой связи, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, в размере 300 рублей.

руководствуясь ст. ст. 165.1, 194 – 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать ФИО1 освободить земельный участок, площадью 19,2 кв.м, имеющий адресный ориентир: <адрес>,188/1 путем демонтажа нестационарного торгового объекта, с габаритными размерами 3,1 x 6,2 м. в течение 15 дней с момента вступления в силу решения суда.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Советский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.01.2019 года.

Судья И.И. Кузьминова