РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2015 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Кампо К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3233/2015 по исковому заявлению Западно – Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Иркутского районного муниципального образования, ФИО1 о признании недействительным постановления администрации Иркутского районного муниципального образования № от **/**/****, истребовании земельного участка из незаконного владения, возврате земельного участка во владение собственника,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Байкальский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, с иском к администрации Иркутского районного муниципального образования, ФИО1, в обоснование заявленных требований указал, что на основании протокола № результатов лесного конкурса от **/**/****, участок лесного фонда общей площадью 8,4 га, расположенный в лесах 1 группы технического участка № Кайского лесничества в квартале 3, выделах 9,10,37,38 передан в аренду на 25 лет гражданину ФИО2
Договор аренды № от **/**/**** в последующем перезаключен в соответствии с требованиями Лесного Кодекса РФ (договор аренды лесного участка № от **/**/****).
Факт нахождения земельных участков на землях лесного фонда и их принадлежность Российской Федерации подтверждается материалами лесоустройства: лесным планом Иркутской области от 2009 года, проектом организации и ведения лесного хозяйства Иркутского сельского лесхоза от 2003 года, таксационным описанием ИРГСХА Кайское лесничество от 2005 года, лесохозяйственным регламентом Иркутского лесничества от 2011 года и иными документами.
Лесной план Иркутской области, утв. постановлением Губернатора Иркутской области от **/**/****№-п, определяющий цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения, рассматривает участок лесного фонда, расположенный в Иркутском лесничестве Хомутовском участковом лесничестве в границах ТУ № (ИРГСХА) ранее Кайское лесничество, квартал 3, в качестве земель лесного фонда.
В частности, в приложении № к Лесному плану Иркутской области на 2009 - 2018 годы определены лесорастительные зоны и лесные районы в границах лесного фонда Иркутской области, к коим относится Технический участок №, квартала №№, 2, 3 (ИРГСХА) Хомутовского участкового лесничества Иркутского лесничества.
В лесохозяйственном регламенте Иркутского лесничества от 2011 года, выполненном на основании Лесного плана Иркутской области от 2009 года, определены виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и ограничения на использование лесов, требования к охране защите и воспроизводству лесов и т.д., в том числе и в отношении вышеуказанного участка лесного фонда.
Из содержания проекта организации и ведения лесного хозяйства Иркутского сельского лесхоза также следует, что в 2003 году спорный земельный участок располагался на землях лесного фонда. Планом лесонасаждений ИРГСХА Кайского лесничества Иркутского сельского лесхоза от 2002 года определено его расположение.
В карте-схеме деления Иркутского лесничества по участковым лесничествам, дачам и техническим участкам указаны входящие в состав лесничества кварталы, их номера, в том числе технический участок №, кварталы №,2,3, на которых в последующем были выделены земельные участки под ИЖС.
В таксационном описании от 2005 года (ведомости), составленном на Кайское лесничество (ИРГСХА), содержится детальная характеристика каждого таксационного выдела и намечаемые в нем хозяйственные мероприятия, а также обобщенная характеристика особенностей лесных насаждений и др. категорий земель лесного квартала в целом.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области на основании ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок категории земли лесного фонда площадью 265010,5516 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, Иркутское лесничество (номер государственной регистрации 38-38-01/103/2010-993, дата государственной регистрации - **/**/****), с ограничениями (обременениями права), в том числе и на лесной участок площадью 8,4 га, расположенный в Иркутском лесничестве, Хомутовском участковом лесничестве, ТУ № (ИРГСХА), квартал 3, выделы 9, 10, 37, 38 (далее - лесной участок).
Межевание названного лесного участка не проводилось, т.е. работы по установлению на местности границ лесных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат не осуществлялись, он поставлен на кадастровый учет в составе лесного участка с кадастровым (условным) номером: 38-38-01/103/2010-993.
В заключении филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий соотносятся 37 земельных участков, в том числе, земельный участок с кадастровым номером ~~~ с лесным участком.
Эти доказательства, свидетельствуют об отношении названного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации.
Администрация Иркутского районного муниципального образования неправомерно распорядилась собственностью Российской Федерации, сформировала на лесном участке 37 земельных участков с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
Одному из участков с кадастровым номером ~~~ был присвоен адрес: .... и постановлением от **/**/****№ он предоставлен в собственность бесплатно ФИО1, под индивидуальное жилищное строительство. В то же время, участок лесного фонда, расположенный в Иркутском лесничестве Хомутовском участковом лесничестве в границах ТУ № (ИРГСХА) ранее Кайское лесничество, квартал 3, выделы 9, 10, 37, 38 является собственностью Российской Федерации и никогда из нее не выбывал.
Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации (п.2 ст. 11), Федеральный закон от **/**/****№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований.
На основании информации Администрации Молодежного муниципального образования от **/**/****, земельный участок с кадастровым номером ~~~ вошел в границы населенного пункта ..... При этом установленная процедура согласования с собственником земель лесного фонда - Российской Федерации, перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при изменении границ населенных пунктов соблюдена не была (ст.ст. 20,24 Градостроительный кодекс Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 19 Земельного кодекса для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. При этом безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в порядке, установленном законом.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного земельного участка будет решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.
Таким образом, включение земельных участков, в том числе с кадастровым номером ~~~, в границы .... муниципального образования, не является основанием возникновения прав владения и пользования у последнего на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Нарушение права Российской Федерации, как собственника данного земельного участка выражается в невозможности владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, поскольку этот участок был передан ФИО1 неуполномоченным лицом; на переданном участке находится федеральное имущество - лесной фонд, который не ни был из собственности Российской Федерации в установленном законом порядке.
В результате указанных незаконных действий нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан) свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов (ст. 11 Лесного кодекса РФ).
Истец просит суд:
-признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/****№ «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность земельного участка»;
-истребовать земельный участок с кадастровым номером 38~~~, расположенный по адресу: .... из незаконного владения гр. ФИО1;
-возвратить земельный участок с кадастровым номером ~~~, расположенный по адресу: ...., во владение собственника - Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца - помощник Западно – Байкальского межрайонного прокурора Бутрик О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, повторив доводы искового заявления. Суду пояснила, что в силу прямого указания закона запрещено передавать земельные лесные участки из состава лесного фонда напрямую в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. Спорный земельный участок выбыл из собственности Российской Федерации помимо воли собственника. Полагает, что в силу ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено, либо выбыло иным путем помимо их воли. Поскольку отсутствуют доказательства передачи спорного земельного участка в собственность Иркутского районного муниципального образования, следовательно, администрация, принимая постановление о предоставлении спорного земельного участка для ИЖС в собственность граждан, не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками.
Участок лесного фонда, в границы которого вошел спорный участок, с 2006 года находится в долгосрочной аренде у ФИО2, договор аренды зарегистрирован, обременения на общий участок лесного фонда площадью 8,4 га, переданный по договору аренды, отражены в выписке из ЕГРП.
Представитель ответчика администрации Иркутского районного муниципального образования ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва, дополнительно пояснила, что истцом не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда. По сведениям государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ~~~ расположен на землях населенного пункта, а не на землях лесного фонда. Имеющийся план лесных насаждений не доказывает нахождение земельного участка к землям лесного фонда.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что требования Западно – Байкальского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ранее исковые требования прокурора поддержал, подтвердив доводы истца о том, что спорный земельный участок входит в границы участка лесного фонда.
Третье лицо ФИО2, представитель третьего лица администрации Молодежного муниципального образования в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд признает причины неявки неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения помощника прокурора, приходит к выводу, что исковое заявление следует удовлетворить по следующим основаниям.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Судом установлено, что на основании протокола № результатов лесного конкурса от **/**/**** участок лесного фонда общей площадью 8,4 га, расположенный в лесах 1 группы технического участка № Кайского лесничества в квартале 3, в выделах 9, 10, 37, 38, передан в аренду на 25 лет гражданину ФИО2, с ним заключен договор аренды участка лесного фонда № от **/**/****
**/**/**** договор аренды был перезаключен, по условиям которого Агентство лесного хозяйства Иркутской области передало в возмездное временное пользование ФИО2 сроком на 25 лет лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью 8,4 га в Иркутском районе Иркутской области в пределах земель лесного фонда Иркутского лесничества Хомутовского участкового лесничества, ТУ № (ИРГСХА) ранее (кайское лесничество) квартал 3, выдел 9, 10, 37, 38.
Согласно доводам искового заявления, пояснениям представителя истца, в ходе проведенной проверки по обращению ФИО6 на неправомерные действия администрации Иркутского районного муниципального образования было установлено, что администрацией Иркутского районного муниципального образования сформированы и поставлены на кадастровый учет 37 земельных участков, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. Указанные земельные участки образованы на месте арендуемого участка лесного фонда, расположенного в Иркутском лесничестве Хомутовском участковом лесничестве в границах ТУ № (ИРГСХА), ранее Кайское лесничество, квартал 3, выделы 9,10,37,38.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании Постановления Мэра Иркутского районного муниципального образования от **/**/****№ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ~~~, площадью 1 500 кв.м., назначение – земли населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство по адресу: .........
Однако администрация Иркутского районного муниципального образования не вправе была распоряжаться земельным участком лесного фонда и передавать его в собственность граждан, поскольку земельные участки такой категории являются федеральной собственностью.
Согласно информации агентства лесного хозяйства Иркутской области (Том 1 л.д.63-64) земельный участок по адресу: .... кадастровым номером ~~~ расположен на землях лесного фонда, что подтверждается материалами лесоустройства: лесным планом Иркутской области от 2009 года, проектом организации и ведения лесного хозяйства Иркутского сельского лесхоза от 2003 года, таксационным описанием ИРГСХА Кайское лесничество от 2005 года, лесохозяйственным регламентом Иркутского лесничества.
Сведений об изъятии земель из состава земель лесного фонда Иркутского лесничества Хомутовского участкового лесничества в границах ТУ № (ИРГСХА), ранее Кайское лесничество, квартал 3, выделы 9,10,37,38, не производилось.
Для подтверждения нахождения спорного земельного участка в границах земель лесного фонда по ходатайству истца была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза.
В ходе производства судебной землеустроительной экспертизы ООО «Иркутская земельная компания» были определены на местности границы лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № (ИРГСХА) квартал №, выдел 9, 10, 37, 38, в районе расположения земельного участка с кадастровым номером ~~~, расположенного по адресу: .....
В результате сопоставления данных геодезической съемки и сведений о границах земельного участка с кадастровым номером ~~~, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, составлена схема взаимного расположения участков, отображающая местоположение границ земельного участка с кадастровым номером ~~~, расположенного по адресу: ...., и границ лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № (ИРГСХА) квартал №, выдел 9, 10, 37, 38. В ходе исследования установлено, что кадастровые границы земельного участка с кадастровым номером ~~~, расположенного по адресу: .... пересекают границы лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № (ИРГСХА) квартал №, выдел 9, 10, 37, 38, площадь наложения составляет 1 201 кв.м.
В ходе судебной землеустроительной экспертизы были сопоставлены данные планшета технического участка № (ИРГСХА) Хомутовского участкового лесничества Иркутское лесничество, представленного агентством лесного хозяйства в электронном виде и копий материалов государственного лесного фонда, полученных в результате землеустройства – ортофотопланов на ...., предоставленных управлением Росреестра по Иркутской области, по результатам сопоставления установлено, что границы лесного участка, установленные в материалах лесоустройства и карте землепользования, по состоянию на 2006 год не изменились. При нанесении координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером ~~~, установленных по сведениям государственного кадастра недвижимости. На схему сопоставления данных планшета технического участка № (ИРГСХА) Хомутовского участкового лесничества Иркутское лесничество, полученных в результате землеустройства – ортофотопланов на ...., установлено, что земельный участок с кадастровым номером ~~~ находится в границе территории лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № (ИРГСХА) квартал №, выдел 10, существовавшей в 2006-2007 .... лесной участок является участком лесного фонда.
На момент проведения судебной землеустроительной экспертизы по фактическому использованию лесной участок существует в границах, установленных в материалах лесоустройства и карте землепользования, что подтверждается проектным каталогом координат лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № (ИРГСХА) квартал №, выдел 9, 10, 37, 38.
При сопоставлении данных геодезической съемки границы лесного участка, материалов лесоустройства и сведений ГКН о границах земельного участка с кадастровым номером ~~~ экспертом установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером ~~~ пересекают границы лесного участка, установленные по материалам лесоустройства, площадь наложения составляет 1 404 кв.м., часть земельного участка площадью 1 404 кв.м. входит в границы земель лесного фонда, существовавшие на 2006 год и существовавшие на момент представления спорного земельного участка в 2013 году.
Согласно межевому плану, содержащемуся в кадастровом деле земельного участка с кадастровым номером ~~~ (Т.1 л.д.171), при постановке на государственный кадастровый учет земельный участок был отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с картой землепользования, составленной в 2002 году Гос. иркутским землеустроительным предприятием (Т.2 л.д.47) лесной участок, расположенный по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № (ИРГСХА) квартал №, выдел 9, 10, 37, 38 не входит в границы муниципального образования ..... В соответствии с условными знаками для топографической карты масштаба 1:10000 (утверждены Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1977 г., на данном земельном участке расположен лес. Сведения об отнесении данного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют.
При сопоставлении данных геодезической съемки лесного участка, материалов лесоустройства, карты землепользования и сведений ГКН о границах земельного участка с кадастровым номером ~~~, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером ~~~, установленные по сведениям государственного кадастра недвижимости, пересекают границы лесного участка, установленные по материалам лесоустройства, площадь наложения составляет 1 404 кв. м.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от **/**/**** №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и иными нормативными правовыми актами.
Документы о переводе лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № (ИРГСХА) квартал №, выдел 9, 10, 37, 38 из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения либо в земли населенных пунктов отсутствуют.
У суда нет оснований не доверять заключению судебной землеустроительной экспертизы, поскольку экспертиза проведена на основании определения суда, эксперт является квалифицированным специалистом по вопросам, поставленным в определении суда о назначении судебной экспертизы, заключение является мотивированным, выводы в нем обоснованы, заключение экспертизы в полном объеме соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание произведенных исследований, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ.
Более того, в судебном заседании был допрошен эксперт ФИО7, который дал подробные пояснения по проведенному им исследованию.
Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от **/**/**** № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса РФ (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Владение, пользование, распоряжение лесными участками осуществляется органами местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что одним из принципов земельного законодательства России является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Учитывая вышеназванные нормы федерального законодательства, администрация Иркутского муниципального образования вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при этом администрация Иркутского муниципального образования не уполномочена была распоряжаться земельным участком с кадастровым номером ~~~, поскольку на момент его представления и постановки на государственный кадастровый учет указанный земельный участок входил в границы участка лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация.
Доводы, приведенные ответчиком, сводятся к иной оценке представленных доказательств и не могут быть приняты судом.
Представленные в материалы дела доказательства в их совокупности подтверждают, что на момент оспариваемого постановления .... муниципального образования № от **/**/**** спорный земельный участок с кадастровым номером ~~~ был расположен и в настоящее время располагается и в настоящее время располагается в границе территории лесного участка, расположенного по адресу: Иркутское лесничество, Хомутовское участковое лесничество, Технический участок № (ИРГСХА) квартал №, выдел 10.
Поскольку данный земельный участок был передан в собственность ответчика ФИО1 незаконно, не уполномоченным на то лицом – администрацией Иркутского районного муниципального образования, а не Российской Федерацией в лице ее уполномоченного органа, к ведению которого отнесено распоряжение землями лесного фонда, суд делает вывод, что данное имущество выбыло из обладания собственника помимо его воли и имеются основания для истребования земельного участка их чужого незаконного владения ФИО4 и передаче его собственнику – Российской Федерации.
Рассматривая ходатайство представителя ответчика администрации Иркутского районного муниципального образования о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о признании недействительным постановления главы Иркутского района № от **/**/**** «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность земельного участка», суд находит его необоснованным, а срок не пропущенным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Как указано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Статья 199 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Помимо требований о признании незаконным постановления главы Иркутского районного муниципального образования, истцом также заявлены требования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения ФИО1, что носит характер исковых требований, срок исковой давности по которым составляет три года и истцом не пропущен.
Из представленных сторонами доказательств следует, что об оспариваемом постановлении Прокуратуре стало известно **/**/**** (л.д 144, 1 т.). Исковое заявление Западно – Байкальским межрайонным прокурором первоначально подано в суд **/**/**** (л.д 4-9, 1 т.), что свидетельствует о том, что на момент обращения в суд с исковым заявлением срок исковой давности три года не пропущен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Западно – Байкальского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Иркутского районного муниципального образования, ФИО1 о признании недействительным постановления администрации Иркутского районного муниципального образования № от **/**/****, истребовании земельного участка из незаконного владения, возврате земельного участка во владение собственника - удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/****№ «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность земельного участка».
Истребовать земельный участок с кадастровым номером ~~~, расположенный по адресу: .... из незаконного владения ФИО1.
Возвратить земельный участок с кадастровым номером ~~~, расположенный по адресу: ...., во владение собственника - Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.П. Коткина