ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-323/2021 от 08.02.2021 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-323/2021

73RS0004-01-2021-000057-08

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск 8 февраля 2021 года

Заволжский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Русаковой И.В.,

при секретаре Сударевой Г.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее – УОГКУСЗН «КОЦСВ») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты.

Требования мотивированы тем, что 02.09.2019 в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске обратился ФИО1 с заявлением об оказании государственной социальной помощи. Ответчик был включен в список № 2 граждан на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта из средств областного бюджета в форме единовременной выплаты на период действия социального контракта в размере 100 000 руб., утвержденный распоряжением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от 24.09.2019.

На основании социального контракта от 01.10.2019, заключенного между ФИО1 и Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске была разработана программа социальной адаптации малоимущей семьи на период с 01.10.2019 по 30.09.2020. План мероприятий, а именно: строительство клеток для содержания кроликов, покупка кроликов, приобретение корма для содержания кроликов, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 выполнен не был, отчеты о выполнении вышеуказанных условий в Департамент не представлялись. Заявления от ответчика об отсутствии возможности выполнения обязательств в рамках программы не поступало. В связи с чем, в адрес ФИО1 29.10.2020 было направлено уведомление с предложением возвратить необоснованно полученную денежную сумму в размере 100 000 руб. Однако до настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.

Просили взыскать с ответчика в их пользу необоснованно полученную единовременную денежную выплату в размере 100 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 3200 руб.

В судебное заседание представитель истца - Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть без его участия.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснил, что денежные средства были им потрачены на строительство гаража, на что, как он считает, и были предоставлены денежные средства. На строительство им была потрачена гораздо большая сумма, чем была предоставлена, средств на строительство клеток и приобретение кроликов и корма для них у него не осталось. Кроме того, указал, что денежные средства были выданы в конце 2019 года, в связи с чем не завел кроликов. В настоящее время кролики не приобретены, клетки не построены, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован.

Третьи лица - Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть без их участия.

Суд полагает возможным гражданское дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ), вопросы государственной социальной помощи находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федеральный закон № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

Закон Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ регулирует отношения, связанные с определением размера, условий, порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.10.2013 № 475-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» установлен порядок назначения государственной социальной помощи, который определяет механизм назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Получатели государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, а также виды государственной социальной помощи определяются в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии с п. 1.5, п. 1.6 Порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на период от трех месяцев до одного года, исходя из содержания программы социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) на период действия социального контракта, разработанной в порядке и по форме, установленными исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения. Государственная социальная помощь, полученная на основании социального контракта, может быть использована получателем исключительно на реализацию мероприятий, связанных с выполнением обязательств по социальному контракту.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, возложенных на получателя пунктом 1.6 раздела 1 и пунктом 3.5 раздела 3 настоящего Порядка, необоснованно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, возмещаются получателем добровольно в течение одного месяца. Исчисление месячного срока начинается с месяца, в котором территориальным органом было выявлено обстоятельство, влекущее прекращение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В случае отказа получателя от добровольного возврата необоснованно полученных средств они взыскиваются территориальным органом и центром социальных выплат в установленном законодательством порядке (Пункт 3.6 Порядка).

Как следует из письменных материалов дела, 02.09.2019 ФИО1 обратился в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске с заявлением об оказании государственной социальной помощи.

Распоряжением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от 24.09.2019 № 2340 ФИО1 была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере 100 000 руб.

На основании социального контракта от 01.10.2019, заключенного между ФИО1 и Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске была разработана программа социальной адаптации малоимущей семьи на период с 01.10.2019 по 30.09.2020.

В соответствии с п. 3.2 социального контракта получатель обязан выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; извещать Территориальный орган о наступлении изменении, влияющих на оказание государственной социальной помощи, в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств; взаимодействовать с уполномоченным специалистом Территориального органа, осуществляющим сопровождение программы социальной адаптации, ежемесячно представлять сведения о ходе реализации мероприятий программы социальной адаптации; использовать средства, полученные на основании социального контракта, исключительно на реализацию мероприятий программы социальной адаптации и настоящего социального контракта; добровольно возместить необоснованно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, в течение одного месяца со дня выявления Территориальным органом факта необоснованного их получения по обстоятельствам, предусмотренным Порядком назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

Как установлено в судебном заседании, ответчиком получена единовременная денежная выплата в размере 100 000 руб., однако условия социального контракта от 01.10.2019 и мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, ответчик не выполнил.

Доказательство обратного суду не представлено.

11.09.2020 Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости исполнения условий социального контракта от 01.10.2019, указано в срок до 30.09.2020 предоставить сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, разъяснено, что в случае невыполнения условий контракта, необходимо произвести возврат полученных денежных средств.

29.10.2020 в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости в срок до 30.11.2020 произвести в добровольном порядке возврат полученных в качестве государственной социальной помощи денежных средств в размере 100 000 руб.

Поскольку денежные средства ответчиком в добровольном порядке возвращены не были, истец обратился с данным иском в суд.

С учетом установленного факта недобросовестности поведения ответчика, оснований для применения положений ст. 1109 ГК РФ, в данном случае не усматривается.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность по выплате необоснованно полученной денежной суммы в заявленных истцом требованиях.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» необоснованно полученную единовременную денежную выплату в размере 100 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Заволжский районный суд города Ульяновска области в течение одного месяца.

Судья И.В. Русакова