Дело № 2-35/2018РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Псков 16 января 2018 года
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Жбановой О.В.,
при секретаре Федорчук Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Псковского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, связанных с не постановкой на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтовых дорог, обязании осуществить постановку на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтовых дорог и принять меры к приведению асфальтовых дорог в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Псковского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, связанных с не постановкой на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтовых дорог по ул. Шестака и ул. М. Достовалова в г. Пскове, расположенных на земельных участках с КН 60:27:0000000:3857 и с КН 60:27:0000000:3856, обязании осуществить постановку на балансовый учет в качестве материальных средств указанных асфальтовых дорог в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда и обязании принять меры к приведению асфальтовых дорог в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221.
В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Псковского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства о сохранности федеральной собственности, в частности принятия мер для постановки на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтовых дорог по ул. Шестака и ул. М. Достовалова в г. Пскове, расположенных на земельном участке, принадлежащем Министерству обороны РФ. В соответствии с передаточным актом от 31.05.2011, составленным в исполнение приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 № 1871, земельный участок с КН 60:27:0000000:1667, общей площадью 1565003 кв.м. передан на технический и бюджетный учет ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. На указанный земельный участок осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 06.09.2012 №2726 за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на праве оперативного управления закреплены участки дорог, расположенные по адресу: <...> протяженностью 736,94 м. и по ул. Майора Достовалова, протяженностью 559 м. Указанные автомобильные дороги являются дорогами общего пользования и находились в границах земельного участка с КН 60:27:0000000:1667. Вместе с тем, указанные асфальтовые дороги общего назначения до настоящего времени не состоят на балансовом учете ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. В ходе осмотра состояния указанных участков автодорог, проведенного совместно с представителем дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Псковской области, выявлены многочисленные недостатки эксплуатационного состояния. В связи с чем, военной прокуратурой Псковского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Постановлением от 29.12.2016 ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ. Однако учреждением до настоящего времени какие-либо меры по приведению данного участка автодороги в надлежащее состояние не приняты, автодороги в виде отдельных объектов на балансовом учете не состоят, технические паспорта на автодороги не оформлены, меры по осуществлению ремонта дорожного покрытия не принимаются. В связи с изложенным, военный прокурор Псковского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанными уточненными требованиями.
Представитель истца – старший помощник военного прокурора Псковского гарнизона ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что обязанность ответчиков поставить на балансовый учет асфальтовые дороги в качестве материальных средств предусмотрена Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету».
Представитель ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку обязанность юридического лица поставить на балансовый учет в качестве материальных средств объекты недвижимого имущества, действующим законодательством не предусмотрена, вопросы по организации содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог общего пользования к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации не отнесены. Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными решениями по делу об административном правонарушении №12-274/2017. Также пояснила, что в настоящее время осуществляется процесс передачи спорных дорог по ул. Шестака и ул. М. Достовалова в г. Пскове в муниципальную собственность, проведены кадастровые работы в связи с образованием двух земельных участков путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с КН 60:27:0000000:1667, образованные земельные участки с КН 60:27:0000000:3857 и с КН 60:27:0000000:3856 поставлены на кадастровый учет. В настоящее время на стадии разработки и согласования находится проект приказа о передаче спорных дорог в муниципальную собственность.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поддержал позицию представителя ответчика ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель третьих лиц Администрации г. Пскова, Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Пскова ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования военного прокурора Псковского гарнизона в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела № 12-274/2017 по жалобе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД полиции УМВД России по городу Пскову ФИО5 от 29.12.2016 о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, материалы настоящего дела, суд находит заявленные требования удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3,4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
На основании п.п.5,6, пп. 71 п. 7, пп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.082004 N 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Минобороны России в целях реализации своих полномочий, имеет право издавать нормативные акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции. Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты). Минобороны России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Согласно Уставу, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министра обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
Из материалов дела установлено, что на основании передаточного акта от 31.05.2011, утверждённого Министром обороны РФ, ФГУ «Псковская квартирно-эксплуатационная часть района» передала, а ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Псковская квартирно-эксплуатационная часть района. В состав принятого имущества включен земельный участок с КН 60:27:0000000:9 (г. Псков, Завеличье, казарменный городок) (л.д. 65-67).
21.08.2012 на основании распоряжения Территориального управления ФАУГИ по Псковской области от 02.04.2007 № 79-р зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 60:27:0000000:1667, общей площадью 1565003 кв.м., расположенный по адресу: г. Псков, Завеличье, казарменный городок (л.д. 69).
Земельный участок с КН 60:27:0000000:1667 образован из земельного участка с КН 60:27:0000000:9, ранее предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования ФГУ «Псковская квартирно-эксплуатационная часть района» (л.д. 68).
02.03.2016 на земельный участок с КН 60:27:0000000:1667, общей площадью 1565003 кв.м., расположенный по адресу: г. Псков, Завеличье, казарменный городок, зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (л.д.147-149).
Согласно ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в ст. 39.9 ЗК РФ.
В силу ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Военной прокуратурой Псковского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами требований законодательства о сохранности федеральной собственности, в частности принятия мер для постановки на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтовых дорог по ул. Шестака и ул. М. Достовалова в г. Пскове, расположенных на земельном участке, принадлежащем Министерству обороны РФ.
Помощником военного прокурора Псковского гарнизона ФИО6 совместно с госинспектором дорожного надзора ОГИБДД полиции УМВД России по городу Пскову ФИО5 19.11.2016 составлен акт о том, что на улично-дорожной сети <...> на всем протяжении выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): на проезжей части ул. Шестака (в том числе от <...> до <...> Пскова), ул. Майора Достовалова, выявлено нарушение правил содержания автомобильных дорог общего пользования, а именно наличие выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (л.д. 33-34).
13.12.2016 в адрес ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ направлен ответ врио начальника автомобильно-дорожной службы – заместителя начальника управления транспортного обеспечения Западного военного округа в котором указано, что автомобильная дорога, указанная в обращении на балансе ДЭУ не состоит, в перечень АДНП Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный заместителем Министра обороны Российской Федерации 22.01.2015 не входит и не может содержаться за счет статьи расходов 4032 «Содержание автомобильных дорог» (л.д. 113).
14.12.2016 из Управления городского хозяйства Администрации г. Пскова в адрес ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации направлено обращение с просьбой ускорить процесс по передаче в ведение муниципального образования «Город Псков» автомобильных дорог, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации (ул. Шестака, ул. Майора Достовалова, ул. Комдива Кирсанова, пер. Олега Зобова) либо выполнить комплекс работ по содержанию улично-дорожной сети вышеуказанных улиц собственными силами (л.д. 111).
23.12.2016 заместителем военного прокурора Псковского гарнизона вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 29-32).
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД полиции УМВД России по городу Пскову ФИО5 от 29.12.2016 ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (л.д. 17-29).
Решением Псковского городского суда от 29.06.2017 вышеуказанное постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД полиции УМВД России по городу Пскову ФИО5 от 29.12.2016 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (л.д. 77-81, 121-125).
Решением Псковского областного суда от 07.08.2017 решение судьи Псковского городского суда от 29.06.2017 оставлено без изменения, жалоба дорожного надзора ОГИБДД полиции УМВД России по городу Пскову ФИО5 – без удовлетворения (л.д. 126-127).
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований суд учитывает следующее.
Из выписки из ЕГРН от 22.11.2017 следует, что 21.08.2012 на основании распоряжения Территориального управления ФАУГИ по Псковской области от 02.04.2007 № 79-р зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 60:27:0000000:1667, общей площадью 1565003 кв.м., расположенный по адресу: г. Псков, Завеличье, казарменный городок и находящийся на землях населенных пунктов. 02.03.2016 на указанный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (л.д. 147-149).
Из выписок из ЕГРН от 18.12.2017 следует, что 29.11.2017 поставлены на государственный кадастровый учёт земельный участок площадью 25649 кв.м., расположенный по адресу: г. Псков, Завеличье, казарменный городок, которому присвоен КН 60:27:0000000:3857, и земельный участок площадью 14478 кв.м., расположенный по адресу: г. Псков. Завеличье, казарменный городок, которому присвоен КН 60:27:0000000:3856. Указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт на основании межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с КН 60:27:0000000:1667. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Таким образом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 60:27:0000000:1667, общей площадью 1565003 кв.м., расположенный по адресу: г. Псков, Завеличье, казарменный городок и государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на вышеуказанные земельные участки с КН КН 60:27:0000000:3857 и КН 60:27:0000000:3856, осуществлены в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязанность Министерства обороны РФ и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ поставить на балансовый учет в качестве материальных средств объекты недвижимого имущества действующим законодательством не предусмотрена. Таковых правовых оснований в иске истцом также не приведено. Ссылка в ходе судебного разбирательства на Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» несостоятельна, поскольку данный Приказ регулирует иные правоотношения и не содержит ссылок на обязанность юридических лиц принять имущество на балансовый учет.
Следовательно, исковые требования о признании незаконными бездействий, связанных с не постановкой на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтовых дорог по ул. Шестака и ул. М. Достовалова в г. Пскове, расположенных на земельных участках с КН 60:27:0000000:3857 и с КН 60:27:0000000:3856, обязании осуществить постановку на балансовый учет в качестве материальных средств указанных асфальтовых дорог в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Требования об обязании ответчиков принять меры к приведению асфальтовых дорог в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221 удовлетворению также не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
К приведенным нормативным документам в частности относятся и требования "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Таким образом, исходя из приведенных норм права асфальтовые дороги по ул. Шестака и ул. М. Достовалова в г. Пскове, расположенные на земельных участках с КН 60:27:0000000:3857 и с КН 60:27:0000000:3856, относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, поскольку предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц в границах населенного пункта и не используются, как военные объекты.
Истец в ходе судебного разбирательства не оспаривал, что спорные земельные участки относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
В Перечне автомобильных дорог необщего пользования Западного военного округа спорные асфальтовые дороги не числятся и не содержатся, что подтверждается сообщениями руководителей Западного военного округа от 13.12.2016 и 11.07.2015 (л.д. 113,114).
Тот факт, что указанная асфальтовая дорога не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не препятствует суду определить дороги в силу норм Федерального закона к тому или иному виду.
В уставе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны РФ 24.05.2012, не предусмотрена обязанность Учреждения по организации содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования (л.д. 42-59).
Указанные обстоятельства принадлежности спорных асфальтовых дорог к дорогам общего пользования местного значения и отсутствия у ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации полномочий по их ремонту, также установлены решениями Псковского городского суда Псковской области 29.06.2017 и Псковского областного суда 07.08.2017 по делу №12-274/2017 по жалобе ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны на постановление государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД полиции УМВД России по городу Пскову ФИО5 от 29.12.2016 года о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно абзацу четвертому п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, по аналогии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 декабря 2011 года N 30-П указал, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, положения указанных норм закона во взаимосвязи с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в том числе по делу об административном правонарушении, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Применяя в данном случае положения ч.2 ст. 61 ГПК РФ и приходя к выводу, что спорные земельные участки с КН 60:27:0000000:3857 и с КН 60:27:0000000:3856, образованные в результате раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с КН 60:27:0000000:1667, относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не обязано их ремонтировать суд, помимо положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ и Устава Учреждения, учитывает, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации было возбуждено на основании постановления военной прокуратуры Псковского гарнизона от 23.12.2016, следовательно, при рассмотрении настоящего гражданского иска участвуют те же лица, что и при производстве дела об административном правонарушении, в связи с чем обстоятельства, установленные вступившими в законную силу вышеуказанными решениями судов от 29.06.2017 и 07.08.2017 по делу № 12-274/2017, имеют для рассмотрения данного дела преюдициальное значение.
Минобороны России в силу пп. 71 п. 7, пп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.082004 N 1082, правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, осуществляет только в пределах своей компетенции. Вопросы по организации содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 не отнесены. Данным Указом к полномочиям Министерства обороны РФ отнесены вопросы по организации содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России, к которым спорные дороги не относятся.
Учитывая изложенное, поскольку асфальтовые дороги по ул. Шестака и ул. М. Достовалова в г. Пскове, расположенные на земельных участках с КН 60:27:0000000:3857 и с КН 60:27:0000000:3856, относятся к дорогам общего пользования местного значения и в полномочия ответчиков не входит их содержание и ремонт, то требования о возложении на ответчиков принять меры к приведению асфальтовых дорог общего пользования в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ Р 50597-93 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Помимо изложенного, при рассмотрении дела суд учитывает, что ввиду отнесения спорных автомобильных дорог к дорогам общего пользования, в результате чего отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, на основании подп. "е" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 и п. 6 ст. 2 Федерального Закона от 08.12.2011 N 423 ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в настоящее время осуществляется процесс передачи асфальтовых дорог по ул. Шестака и ул. М. Достовалова в г. Пскове, расположенных на вновь образованных для этих целей земельных участках с КН 60:27:0000000:3857 и с КН 60:27:0000000:3856, в муниципальную собственность (л.д.110-111) и, как следует из пояснений представителей ответчиков и третьих лиц, проект приказа о передаче спорных дорог в муниципальную собственность находится на стадии разработки-согласования.
Таким образом, суд, в силу приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований военного прокурора Псковского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, связанных с не постановкой на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтовых дорог, обязании осуществить постановку на балансовый учет в качестве материальных средств асфальтовых дорог и принять меры к приведению асфальтовых дорог в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221 отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Жбанова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2018 года.