ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-325/19 от 25.09.2019 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-325/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 сентября 2019 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Рогачевой А.М., при секретаре Федоровой Н.В.,

с участием представителя истца администрации МО «Устьянский муниципальный район» Агафонова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации МО «Устьянский муниципальный район» к главе муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Хороброву А.А. о взыскании излишне выплаченных денежных сумм,

установил:

администрация МО «Устьянский муниципальный район» обратилась в суд с иском к главе муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Хороброву А.А. о взыскании 113 509,70 руб. Требования мотивированы тем, что контрольно-ревизионной комиссией МО «Устьянский муниципальный район» проведена проверка расходования бюджетных средств на оплату труда специалистов администрации и главы муниципального образования, на командировочные расходы главы муниципального образования за период с 14 июня 2016 г. по 18 мая 2019 г., по итогам которой выявлено, что главе муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Хороброву А.А. произведена неправомерная оплата дней нахождения в командировке на общую сумму 111 761,70 руб., неправомерное принятие к учету квартирных на общую сумму 948,00 руб., неправомерное принятие к учету суточных на общую сумму 800,00 руб. Решением Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район» главе муниципального образования установлено вознаграждение в фиксированной сумме. В составе денежного вознаграждения учитываются все виды выплат, причитающиеся такому выборному должностному лицу местного самоуправления за исполнение обязанностей по замещаемой им должности. В соответствии с областным законом от 24 июня 2009 г. № 37-4-ОЗ, уставом МО «Устьянский муниципальный район» выборным должностным лицам местного самоуправления МО «Устьянский муниципальный район», осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за все периоды осуществления полномочий выплачивается вознаграждение в размере, установленном решением Собрания депутатов Устьянского муниципального района, в том числе за периоды нахождения в командировке, а также за работу в выходные и праздничные дни. В нарушение указанных требований главе МО «Устьянский муниципальный район» производились выплаты за нахождение в командировке, в том числе в выходные и праздничные дни, незаконно произведена оплата командировочных расходов за найм жилья (квартирные) в сумме 948,00 руб. (данные расходы не предусмотрены Положением о служебных командировках), необоснованно приняты к учету расходы (суточные) по авансовым отчетам ... от 29 ноября 2016 г. в сумме 700 руб. и ... от 17 декабря 2018 г. в размере 100 руб.

Представитель истца администрации МО «Устьянский муниципальный район» по доверенности Агафонов П.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ранее действующим выборным главам муниципального образования также производилась оплата сверх установленного вознаграждения за работу в приходящиеся на командировку выходные и праздничные дни, за рабочие дни нахождения в командировке сохранялась средняя заработная плата. Командировочными документами подтверждается, что в указанные периоды командировок, в том числе выпадающие на выходные и праздничные дни глава муниципального района осуществлял свои полномочия. Излишняя выплата суточных связана с тем, что дата возвращения из командировок по авансовым отчетам не совпадает с датами по путевым листам транспортного средства, выделяемого для сопровождения главы муниципального образования.

Ответчик –глава муниципального образования Хоробров А.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к отзыву, пояснив, что главе муниципального образования гарантировано право на охрану труда, в том числе на установленный режим труда и обеспечение осуществления своих полномочий в порядке, предусмотренном для муниципальных служащих. и отдыха при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, с правом на отдых в праздничные дни, в связи с этим имеет право на оплату за работу в праздничные и выходные дни. Также полагает, что взыскание с него указанных выплаченных сумм не может производиться в соответствии с нормами трудового законодательства. В силу ст. 1109 ГК РФ с него также не подлежит взысканию выплаченная сумма по правилам ст. 1102 ГК РФ в связи с отсутствие недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. В сумме вознаграждения 111 761, 70 руб. исчислен и уплачен не подлежащий с него взысканию НДФЛ в сумме 14 529, 01 руб. Расчеты суточных произведены с учетом представленных документов, а именно распоряжения о направлении в командировку и предоставленных отчетов. К авансовым отчетам документы о найме жилого помещения не прилагал, так как жилье не снимал.

Третье лицо – контрольно-ревизионная комиссия МО «Устьянский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, возражений против удовлетворения иска не предоставили.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст. 24 устава муниципального образования «Устьянский муниципальный район» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Устава МО «Устьянский муниципальный район» глава района избирается Собранием депутатов района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности главы муниципального образования, и возглавляет администрацию МО «Устьянский муниципальный район».

На основании решения Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район» от 09.09.2016 г. ... главой муниципального образования «Устьянский муниципальный район» избран Хоробров А. А. Распоряжением администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 14 сентября 2016 г. ... Хоробров А.А. вступил в должность главы муниципального образования «Устьянский муниципальный район».

Решением Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район» от 31 октября 2014 г. ... на основании Закона Архангельской области от 24 июня 2009 г. № 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области» главе МО «Устьянский муниципальный район» утверждено денежное вознаграждение в фиксированном размере, подлежащем увеличению на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Решением Собрания депутатов от 16 февраля 2018 г. ... размер денежного вознаграждения повышен с 1 января 2018 г.

Как следует из указанного решения Собрания депутатов, в составе денежного вознаграждения главы МО «Устьянский муниципальный район», осуществляющего свои полномочия на постоянно основе, учитываются все виды выплат, причитающиеся выборному лицу за исполнение обязанностей, предусмотренных уставом муниципального образования по замещаемой им муниципальной должности, иные условия оплаты труда не применяются.

Между тем, конкретные виды выплат, полагаемые включению при определении размера денежного вознаграждения, уставом МО «Устьянский муниципальный район», иным муниципальным правовым актом не определены, решением Собрания депутатов перечень данных выплат также не определен, расчет установленного размера вознаграждения не предоставлен.

Судом установлено, что контрольно-ревизионной комиссией МО «Устьянский муниципальный район» (далее КРК) с 19 апреля по 18 мая 2019 года проведена проверка расходования бюджетных средств на оплату труда специалистов администрации и главы муниципального образования, на командировочные расходы главы муниципального района за период с 14 сентября 2016 г. по 31 декабря 2018 г., по результатам которой составлен акт от 24 мая 2019 г.

Рассматриваемый иск основан на результатах указанной проверки за период с 14 сентября 2016 г. по 31 декабря 2018 г., в связи с чем судом проверяется правомерность начислений главе муниципального образования в данный период.

Документов, свидетельствующих о выплате оспариваемых сумм в указанный в иске период с 14 июня 2016 г. по 18 мая 2019 г., суду не предоставлено.

По выводам КРК, изложенным акте от 24 мая 2019 г., в результате нарушений требований нормативных правовых актов в проверяемом периоде администрацией МО «Устьянский муниципальный район» допущено: неправомерная оплата дней нахождения в командировке главе муниципального образования на общую сумму 111761,70 руб., неправомерное принятие к учету квартирных на общую сумму 948,00 руб., неправомерное принятие к учету суточных на общую сумму 800,00 руб. Предложено администрации МО «Устьянский муниципальный район» принять меры по взысканию необоснованно выплаченной главе муниципального образовании суммы 113 509,70 руб.

Согласно акту от 24 мая 2019 г., контрольно-ревизионной комиссией МО «Устьянский муниципальный район», в том числе установлено: факты необоснованного принятия к учету командировочных расходов, связанных с наймом жилого помещения при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы (квартирные- 12,00 руб. сутки)-948,00 руб. за весь проверяемый период. Данные расходы не предусмотрены Положением о служебных командировках работников администрации; необоснованно приняты к учету расходы (суточные) по авансовым отчетам ... от 29 ноября 2016 г. в сумме 700,00 руб. и ... от 17 декабря 2018 г. в размере 100,00 руб.; несоответствие сроков командировки главы по распоряжениям срокам (датам) путевых листов, приказам МКУ «Эксплуатационное управление» при направлении водителя автомобиля в командировку для сопровождения главы муниципального образования; согласно табелю учета рабочего времени выходные дни, приходящиеся на командировки главы муниципального района, отмечались буквенным обозначением «РВ»- работа в выходной день, начисление производилось за 8 часов (за исключением командировки с 22 сентября 2016 по 25 сентября 2016) из расчета 1 часа установленного денежного вознаграждения. Рабочие дни, приходящиеся на период командировки, отмечались буквенным обозначением «К»-командировка, начисление производилось за каждый день из расчета среднего заработка.

Применяемый порядок оплаты дней командировки главе муниципального района КРК считает неправомерным, поскольку исполнение полномочий выборным должностным лицом не являются трудовыми отношениями, на период командировки главе муниципального образования сохраняется вознаграждение.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно Европейской хартии местного самоуправления, вступившее в силу для Российской Федерации 01 сентября 1998 года, ратифицированное Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ, стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объёме, как это предусмотрено ст.12 данной Хартии (статья 1).

В п. 2 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления содержится условие о том, что статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждение за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2013 года № 15-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм ст. 32 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 3 (ч. 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного ст. 37 (ч.ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

Таким образом, отношения по осуществлению полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления отличается от трудовых отношений и регулируется специальными законами.

Согласно ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

На территории Архангельской области правовое регулирование гарантий оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляется областным законом от 24 июня 2009 N 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области» (далее Закон АО № 37-4-ОЗ).

В соответствии с ч.2 ст.1 данного Закона АО N 37-4-ОЗ гарантии осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований Архангельской области в соответствии с федеральными законами и данным законом.

Согласно п.2 ст.2 Закона АО N 37-4-ОЗ в случаях, предусмотренных настоящим законом, гарантии осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления предоставляются на условиях и в порядке, предусмотренных федеральными законами и областными законами для муниципальных служащих в Архангельской области или муниципальными нормативными правовыми актами для муниципальных служащих соответствующего муниципального образования Архангельской области.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона АО № 37-4-ОЗ выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета муниципального образования гарантируются, в том числе: служебное место, соответствующее требованиям охраны труда и обеспечивающее осуществление им своих полномочий; оплата труда; возмещение расходов, связанных со служебными командировками.

Статьей 4 Закона АО № 37-4-ОЗ установлено, что оплата труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, осуществляется в виде денежного вознаграждения (в фиксированной сумме), увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В составе денежного вознаграждения выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, учитываются все виды выплат, причитающиеся такому выборному лицу местного самоуправления за исполнение обязанностей по замещаемой им муниципальной должности, установленной уставом муниципального образования Архангельской области. Для выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, иные условия оплаты труда не применяются. Размер денежного вознаграждения выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования Архангельской области.

Виды выплат, причитающиеся такому выборному лицу местного самоуправления за исполнение обязанностей по замещаемой им муниципальной должности и подлежащие включению при определении размера вознаграждения, данным законом не определены.

Между тем в соответствии с п.4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих с соблюдением требований, установленных Кодексом, и исполняют данные обязательства за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Согласно п. 4 ст. 86, п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ при несоблюдении основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатам, выборным должностным лицам, муниципальных служащих на основе установленных субъектом Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц, муниципальных служащих.

На территории Архангельской области такие нормативы не утверждены.

Согласно ч.6 ст. 24 Устава МО «Устьянский муниципальный район» главе Устьянского муниципального района в целях эффективного осуществления им своих полномочий за счет средств местного бюджета гарантируется, в том числе оплата труда в виде денежного вознаграждения, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку, которое устанавливается решением Собрания депутатов муниципального образования.

Таким образом, уставом муниципального образования не установлены виды выплат, подлежащих включению и фактически включенные в размер денежного вознаграждения, установленного главе муниципального образования.

Доказательств, подтверждающих, что размер вознаграждения главе муниципального образования исчислен с учетом повышения оплаты за работу, отклоняющуюся от нормальных условий труда, в том числе при исполнении полномочий в период командировок, суду не предоставлено.

Как следует из ч.1 и ч. 6 ст. 6 Закона АО № 37-4-ОЗ, охрана труда выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, обеспечивается на условиях и в порядке, предусмотренных для муниципальных служащих в Архангельской области; выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, возмещаются расходы, связанные с его служебными командировками, на условиях и в порядке, предусмотренных для служебных командировок муниципальных служащих соответствующего муниципального образования Архангельской области.

Аналогичные гарантии установлены ч.6 ст. 24 устава муниципального образования «Устьянский муниципальный район: служебное место, соответствующее требованиям охраны труда и обеспечивающее осуществление им своих полномочий в порядке, предусмотренных для муниципальных служащих; возмещение расходов, связанных со служебными командировками на условиях и в порядке, предусмотренных для служебных командировок муниципальных служащих муниципального образования.

Положения по охране труда, в том числе включают соблюдение требований о режиме труда и отдыха.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 23 Федерального закона РФ «О муниципальной службе в РФ» муниципальному служащему гарантируется, в том числе: отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней.

Постановлением администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 15 марта 2015 года ... утверждено Положение о служебных командировках работников администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район» (далее Положение).

Суд приходит к выводу, что правоотношения по направлению главы Устьянского муниципального района в командировки в период с 14 сентября 2016 г. по 31 декабря 2018 г. регулировались данным муниципальным правовым актом.

Иных муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы служебных командировок главы муниципального образования, не имеется.

Согласно пункту 2.5. данного Положения оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Как следует из представленных документов, в том числе акта КРК от 24 мая 2019 г., расчетных листков, оплата дней командировки, приходящихся на выходные и нерабочие праздничные дни, производилась главе муниципального района Хороброву А.А. в одинарном размере, что не противоречит требованиям указанного выше Положения и ст. 153 ТК РФ.

В соответствии со статьей 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Как следует из материалов дела, при направлении главы Устьянского района А.А. Хороброва в командировку начисление оплаты труда производилось в размере среднего заработка за рабочий день командировки, что не нарушает требований ст. 167 ТК РФ и Положения о служебных командировках работников администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район».

Таким образом, довод истца о неправомерности выплаченного вознаграждения главе Устьянского муниципального района Хороброву А.А. не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Также необоснованным суд считает требование о взыскании излишне выплаченных суточных в сумме 800 рублей.

Материалами дела необоснованность выплат суточных по авансовым отчетам ... от 29 ноября 2016 г. и ... от 17 декабря 2018 г. не подтверждается, так как документы об основаниях и сроке служебной командировки имеются, авансовые отчеты ответчиком сданы. Кроме того, истцом документов, (в том числе соответствующих путевых листов), безусловно подтверждающих, что указанное транспортное средство поступило в распоряжение главы администрации района Хороброва А.А., не предоставлено. Из предоставленных в дело путевых листов следует, что водитель указанного транспортного средства поступил в распоряжение администрации МО «Устьянский муниципальный район.

Оснований считать, что глава Устьянского муниципального района Хоробров А.А. в данные командировки не выезжал и не принимал участия в мероприятиях согласно служебным заданиям, у суда не имеется.

Суд находит подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании излишне произведенной оплаты командировочных расходов, связанных с наймом жилого помещения (суточные) в сумме 948 руб. за период с 14 сентября 2016 г. по 31 декабря 2018 г.

Как следует из материалов дела, в период нахождения в командировке главе Устьянского муниципального района при отсутствии документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения, осуществлялась выплата в размере 12 рублей в сутки, всего за указанный период начислено 948 рублей.

Положением о служебных командировках работников администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», утвержденным постановлением администрации Устьянского муниципального района от 15 марта 2015 года ... осуществление данной выплаты не предусмотрено.

В соответствии с п.3.3 Положения расходы по найму жилого помещения возмещаются по фактическим затратам при предоставлении документов, подтверждающих бронирование и (или) найм жилого помещения, а также оплату брони и (или) найма жилого помещения, но не выше стоимости стандартного одноместного номера.

Не предоставление документов, подтверждающих расходы по найму жилья, ответчиком не оспаривается.

В качестве обоснования законности осуществления данной выплаты в письменном отзыве глава Устьянского муниципального района Хоробров А.А. ссылается на п.п. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 02 октября 2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений».

Однако данный нормативный акт не регулирует правоотношения по возмещению расходов связанных со служебными командировками муниципальных служащих.

При таких обстоятельствах возмещение главе Устьянского муниципального района Хороброву А.А. расходов по найму жилого помещения в размере 948 рублей за время нахождения в командировке за период с 14 сентября 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не основано на законе.

В силу положений ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Возмещение главе муниципального образования расходов по найму жилого помещения является компенсацией и по своей правовой природе не является заработной платой и не относится к денежным суммам, которые предоставляются гражданину в качестве средств к существованию, поэтому положения пункта 3 статьи 1109 ГК РФ в данном случае не применимы.

Таким образом, исковые требования о взыскании излишне произведенной оплаты командировочных расходов, связанных с наймом жилого помещения (квартирные) в сумме 948 руб. за период с 14 сентября 2016 г. по 31 декабря 2018 г. с главы муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Хороброва А.А. подлежат удовлетворению.

При этом суд принимает во внимание, что о применении срока исковой давности ответчиком в ходе рассмотрения данного дела не заявлено, в связи с чем оснований для разрешения данного вопроса у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

исковые требования администрации МО «Устьянский муниципальный район» к главе муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Хороброву А.А. о взыскании излишне выплаченных денежных сумм удовлетворить частично.

Взыскать с главы муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Хороброва А.А. излишне произведенную оплату командировочных расходов, связанных с наймом жилого помещения (квартирные) в сумме 948 рублей.

В удовлетворении требований о взыскании выплаченного вознаграждения за период с 14 июня 2016 г. по 18 мая 2019 г. в сумме 111 761 рублей 70 копеек, выплаченных суточных в сумме 800 рублей – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий А.М. Рогачева