ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-325/19 от 26.09.2019 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-325/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 сентября 2019 года р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Э.Р. Касымовой,

с участием старшего помощника Ульяновского

природоохранного прокурора А.В. Рыбочкина,

при секретаре Л.И. Шебонкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц к Петухову Александру Владимировичу, МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным образование земельного участка, об аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права аренды на земельный участок, об исключении сведения о земельном участке из государственного кадастра недвижимости и признании договора аренды земельного участка недействительным

У С Т А Н О В И Л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц к Петухову А.В. о признании незаконным образование земельного участка, об аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права аренды на земельный участок, признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка, об исключении сведения о земельном участке из государственного кадастра недвижимости и обязании обеспечить свободный доступ к береговой полосе. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившей информацией Управления Росреестра по Ульяновской области по вопросу законности формирования земельного участка Петуховым А.В. выявлены нарушения природоохранного законодательства. Петухов А.В. по договору аренды земельного участка от 30.07.2013 ************ (номер государственной регистрации ************) использует земельный участок с кадастровым номером ************, расположенный по адресу: *******************, площадью 60 000 кв.м. В ходе проверки установлено, что при проведении межевания указанного земельного участка в его состав вошли земли, занимаемые поверхностным водным объектом - рекой *******************, береговая полоса. Согласно частей 2, 3, 5 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам, в том числе относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), природные выходы подземных вод (родники, гейзеры). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Водного Кодекса РФ (далее ВК РФ) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно ч. 2, ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Согласно ч. 8, ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. В силу ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Согласно ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (п. 2 ст. 102 ЗК РФ). Статья 27 Земельного кодекса устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 5 статьи 27). В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Кроме этого, как предусмотрено п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли водного фонда. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером ************ не имеет обременении, в его состав природные объекты не входят. Тем самым, оспариваемый земельный участок сформирован и образован в нарушение прямого запрета, предусмотренного п. 2 ст. 102 ЗК РФ, запрещающего формирование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами. При постановке на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером ************ был отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации. Как предусмотрено п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую. Согласно п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. Как установлено проверкой, часть образованного земельного участка находится под водным объектом, который при его постановке на кадастровый учет должен был быть отнесен к землям водного фонда, а не к землям сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о нарушении установленного, согласно положений ст. ст. 7 - 8 ЗК РФ правового режима земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории. Таким образом, оспариваемый земельный участок, на котором располагается водный объект (*******************), сформирован и поставлен не кадастровый учет как единый объект недвижимости, без учета водных объектов, береговой полосы. Кроме этого, исходя из положений Водного Кодекса РФ поверхностные водные объекты, к которым относятся водотоки (реки, ручьи, каналы), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства. В нарушение требований законодательства, Минприроды Ульяновской области при проведении рейдового мероприятия 19.04.2019 установлен факт ограничения Петуховым А.В. свободного доступа к поверхностному водном объекту (*******************) путем возведения металлического забора. По данному факт постановлением Министерства ************ от 14.05.2019 гр. Петухов А.В. привлечен к административной ответственности по ст.8.12.1 КоАП РФ. Проведенное межевание, формирование и кадастровый учет земельного участка нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. нарушает режим пользования водным объектом, находящимся в федеральной собственности, нарушает установленный федеральным законодательством порядок формирования и предоставления земельных участков. Просит признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером ************, расположенный по адресу: *******************, площадью 60000 кв.м.; аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись за номером ************ о государственной регистрации права аренды Петухова А.В. на земельный участок с кадастровым номером ************, признать незаконной постановку на кадастровый учет данного участка и исключить сведения об указанном участке из государственного кадастра недвижимости; обязать Петухова А.В. обеспечить свободный доступ к береговой полосе *******************, в том числе демонтировать ограничивающее доступ к водному объекту в пределах береговой полосы металлическое ограждение.

В последующем исковые требования неоднократно уточнялись Ульяновским межрайонным природоохранным прокурором. В окончательном варианте исковых требований прокурор просил признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером ************, расположенный по адресу: *******************, площадью 60000 кв.м.; аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись за номером ************ о государственной регистрации права аренды Петухова А.В. на земельный участок с кадастровым номером ************ и исключить сведения об указанном участке из государственного кадастра недвижимости; признать договор аренды земельного участка ************ от 30.07.2013 года заключенный между МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области и Петуховым А.В. недействительным.

Старший помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Рыбочкин А.В. в судебном заседании поддержал указанные выше уточненные исковые требования, сославшись в обоснование иска на доводы, приведенные в иске.

Ответчик Петухов А.В. исковые требования с учетом их уточнения не признал, пояснив, что когда происходило формирование спорного земельного участка, никакого водного объекта не было. Никакого соединения старого русла с новым (основным) руслом *******************, нет. Старое русло ******************* наполняется водами только в период таяния вешних вод. Кроме того, он берет воду в ******************* и сливает ее в старое русло для обеспечения водопоя содержащихся им животных. Если не пополнять запасы воды в старом русле, то оно все пересохнет и зарастёт.

Представитель ответчика Петухова А.В.- Балакшин С.А. исковые требования с учетом их уточнения не признал, пояснив, что суду не предоставлено никаких достоверных доказательств, свидетельствующих о нахождении в границах земельного участка каких-либо водных объектов. Согласно Выписки из ЕГРН рассматриваемый земельный участок не имеет обременении и в его состав не входят природные объекты. При таких обстоятельствах доказательством вхождения природных объектов в границы того или иного земельного участка должны служить иные доказательства, отвечающие требованиям их допустимости. В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. На основании п.7 ст.38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Порядок определения границ водного объекта определяется на основании Приказа Минэкономразвития России от 23.03.2016 г. № 164, в соответствии с которым в результате выполнения кадастровых работ по описанию местоположения границ водного объекта обеспечивается подготовка перечня координат его характерных точек. Таким образом, при определении факта наложения одного объекта на другой, при отсутствии координат их характерных точек необходимо использование специальной информации, подготавливаемой в соответствии с ФЗ «О геодезии и картографии», что возможно сделать лишь с привлечением специалистов и с применением оборудования, прошедшего необходимые поверки. Ресурс «Публичная кадастровая карта», а также разнообразные картографические материалы не могут являться доказательствами, подтверждающими актуальные обстоятельства. Суду не предоставлено документов, подтверждающих право РФ на водный объект. В обоснование исковых требований указано, что проведенное межевание спорного земельного участка, формирование и кадастровый учет нарушает права и законные интересы РФ, т.к. нарушает режим пользования водным объектом, находящимся в федеральной собственности. На основании ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи, которой предусмотрено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии со сведениями ЕГРН, собственником спорного земельного участка является МО «Ульяновский район». Пруд, обводненный карьер, на основании ч.4 этой же статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. В этой связи, суду не предоставлено доказательств отнесения водных объектов к той или иной категории, в понимании ст. 6 Водного кодекса, а это имеет принципиальное значение для решения вопроса о правах РФ и муниципального образования. Исковые требования заявлены в противоречии со ст. 10 ГК РФ. На основании ч.1 данной нормы, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Удовлетворение исковых требований повлечет причинение имущественного вреда как собственнику земельного участка- муниципальному образованию, так и арендатору- Петухову А.В. На основании указанных в исковом заявлении норм Водного кодекса, в случае подтверждения права РФ на водный объект, «истребованию» подлежит лишь площадь, занимаемая объектом и береговая полоса. Суду не предоставлено доказательств как незаконности формирования и кадастрового учета, так и необходимости снятия с кадастрового учета земельного участка, площадь которого многократно превышает площадь водного объекта. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В предыдущем судебном заседании представитель данного ответчика Кулдыркаев Д.Н. пояснил, что спорный земельный участок был сформирован на основании постановления главы администрации и схем, предоставленных кадастровым инженером. На момент формирования земельного участка, направлялся запрос в кадастровую палату, но палата не нашла причину для отказа или приостановки постановки на кадастровый учет. Все сведения, которые учтены в кадастре недвижимости, отображаются в публичной кадастровой карте и в данный момент земельный участок под водным объектом не сформирован. Река Бирюч по всей своей протяженности не поставлена на кадастровый учет, также в кадастре недвижимости не установлена водоохранная зона. Сейчас согласно публичной кадастровой карте река расположена в границах сформированного земельного участка, который был предоставлен в аренду Петухову А.В. Учитывая, что река Бирюч числится в реестре водных объектов, то требования прокурора счел правомерными. В момент формирования земельного участка на основании картографических материалов можно было определить, что в пределах формируемого земельного участка находится водный объект. Но в сведениях кадастрового учета недвижимости зарегистрированных прав на данный водный объект не было.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В предыдущих судебных заседаниях представители данного третьего лица Логинова А.М., Качевская А.С. оставили решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что по данным государственного водного реестра длина водотока реки ******************* составляет 58 км. Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Поскольку протяженность реки ******************* более чем десять километров, ширина береговой полосы реки для общего пользования составляет двадцать метров. В ходе выполнения рейдового задания 19.04.2019 Министерством было выявлено нарушение положений статьи 6 Водного кодекса РФ в связи с ограничением свободного доступа к поверхностному водному объекту (*******************), путем возведения металлического забора на земельном участке с кадастровым номером ************, площадью 60000 кв.м, расположенном по адресу: *******************. (Акт рейдового задания ************). Как следует из искового заявления, земельный участок с кадастровым номером ************ отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, не имеет обременений, в его состав природные объекты не входят. Вместе с тем, проверкой было установлено, что часть земельного участка находится под водным объектом. Перевода земель из одной категории в другую не было осуществлено, чем нарушается пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 14 Земельного кодекса РФ. В то же время часть 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ запрещает формирование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами. Учитывая имеющиеся нарушения природоохранного, земельного законодательства со стороны ответчика, Министерство считает исковые требования ульяновского межрайонного природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Отдела водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Ульяновской области Абрамова Е.К. суду пояснила, что в соответствии с имеющимися картографическими материалами, сервисом «Публичная кадастровая карта», определено, что часть земельного участка с кадастровым номером ************ сформирован на акватории поверхностного водного объекта - реке *******************. В соответствии со ст.8 п.1 Водного кодекса РФ - водные объекты (водотоки (реки, ручьи, каналы): водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) ст. 5 п. 2 Водного кодекса РФ) находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). В соответствии со ст.8 п.3 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Согласно ст. 6 п.1. Водного Кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной пли муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно ст. 6 п.6. ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Также суду предоставлялась выписка из государственного водного реестра. Река ******************* стоит в государственном водном реестре, имеет протяженность 58 км, код водного объекта, код типа, ширина водоохраной зоны реки составляет 200 м, а ширина береговой полосы реки является 20 м. В настоящий момент работы по определению местоположения береговой линии границы водного объекта *******************, а также местоположение границ водоохраной и прибрежно-защитной полосы на территории Ульяновской области пока не проводились. Несмотря на то, что точные координаты водного объекта не определены, этот факт не опровергает наличие у реки водоохранной зоны, которая составляет 200м, и береговой полосы, шириной 20 метров. На всех картах в месте формирования земельного участка идет разветвление русла реки. Считает, что гидравлическая связь той части реки, которая оказалась на сформированном земельном участке, с водным объектом присутствует, поэтому требования прокурора обоснованные. Тот факт, что это часть реки периодически пересыхает, не влияет на вывод о том, что это русло реки продолжает оставаться водным объектом и находиться в федеральной собственности.

Представитель третьего лица МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица ФГБК «ФКП Россреестра» по Ульяновской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзыве на иск указал, что земельный участок с кадастровым номером ************ площадью 60 000 кв.м., с категорией земель- земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для организации пасеки, расположенный по адресу: *******************, поставлен на государственный кадастровый учет 21.12.2012 года на основании заявления Петухова А.В. о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 28.11.2012 года, межевого плана от 22.11.2012 года, подготовленного кадастровым инженером П.А.В. в связи с выполнением кадастровых работ по образованию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При осуществлении учетных действий до 01.01.2017 года органом кадастрового учета осуществлялась проверка представленных заявителями документов на соответствие их требованиям Приказа Минэкономразвития №412 от 24.11.2008 года «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее - Приказ №412 от 24.11.2008 года, документ утратил силу с 01.01.2017 года), а также на наличие оснований для принятия решений о приостановлении, либо отказе в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных ст. ст. 26, 27 Закон о кадастре (редакция закона, действующая до 01.01.2017 года). При проведении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ************ основания для принятия решения о приостановлении, либо отказе выявлены не были. В соответствии со ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за внесение межевой план, акт согласования местоположения границ заведомо ложных сведений несет лицо, осуществляющее кадастровую деятельность, то есть кадастровый инженер. В соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. В случае, если спорный земельный участок образован и поставлен на государственный кадастровый учет с нарушениями требований действующего законодательства, в том числе вышеуказанных положений Земельного кодекса РФ, Водного кодекса РФ, то сведения о нем подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости. Считает, что требования, заявленные Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, подлежат удовлетворению.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером ************, площадью 60 000 кв.м., с категорией земель- земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для организации пасеки, расположенный по адресу: *******************, поставлен на государственный кадастровый учет 21.12.2012 года на основании заявления Петухова А.В. о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 28.11.2012 года, межевого плана от 22.11.2012 года, подготовленного кадастровым инженером П.А.В. в связи с выполнением кадастровых работ по образованию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Заказчиком кадастровых работ в межевом плане от 22.11.2012 года указан Петухов А.В.

30.07.2013 года между МУ «КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области и Петуховым А.В. заключен договор ************ аренды земельного участка с кадастровым номером ************, площадью 60 000 кв.м. Земельный участок передан Арендодателем Арендатору в аренду на 3 года по итогам аукциона по продаже права аренды земельного участка.

В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за номером ************ о государственной регистрации права аренды на указанный земельный участок Петухова А.В.

На момент рассмотрения дела, договор продолжает действовать, ни одна из сторон не потребовала расторжения договора.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации и п.2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.

По требованиям ч. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно частей 2, 3, 5 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам, в том числе относятся: водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), природные выходы подземных вод (родники, гейзеры). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Водного Кодекса РФ (далее ВК РФ) поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Согласно ч. 8, ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В силу ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (п. 2 ст. 102 ЗК РФ).

Установлено, что при проведении межевания земельного участка с кадастровым номером ************, площадью 60 000 кв.м., в его состав вошли земли, занимаемые поверхностным водным объектом- рекой *******************, береговая полоса.

Это обстоятельство подтверждается Актом рейдового задания ************ от 19.04.2019 года, составленного Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области, согласно которому установлен факт ограничения свободного доступа к поверхностному водному объекту (*******************) путем возведения металлического забора.

Кроме подтверждением этого обстоятельства служат данные находящейся в открытом доступе в сети Интернет Публичной кадастровой карты как в режиме карты, так и в режиме космоснимка, в которых в месте разветвления реки *******************, каждое русло указано как *******************.

В представленной выкопировке из плана границ колхоза им. *******************, 1992 года изготовления, т.е. задолго до формирования спорного земельного участка, данное разветвление также имеется. Та часть разветвления реки, которая расположена в пределах границ спорного земельного участка, указана как пруд, однако гидравлическая связь с рекой не подлежит сомнению. Аналогичное разветвление ******************* в указанном месте усматривается из Плана расположения водных объектов Ульяновского района Ульяновской области, разработанного Роснииземпроект Ульяновского предприятия ВолгоНИИгипрозем.

Эти данные опровергают довод стороны ответчика, что водный объект в пределах спорного земельного участка отсутствует, и что он не имеет гидравлическую связь с новым руслом *******************.

Также следует отметить, что из анализа норм Водного кодекса РФ следует, что в собственности граждан могут находиться только пруды, представляющие собой замкнутые водоемы, ограниченные со всех сторон береговой линией, и покрытые ими земли, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами, то есть искусственные водоемы.

Из пояснений самого ответчика Петухова А.В. следует, что когда-то существовало старое русло реки, которое имело изгиб, а впоследствии, ввиду строительства моста для автомобильного сообщения было искусственно создано второе русло, идущее по прямой, чтобы в половодье лед на реке не скапливался, а вода не подмывала мост.

Довод стороны ответчика о том, что постановление старшего государственного инспектора Ульяновской области в области окружающей среды Б.И.С. от 14.05.2019 года о привлечении Петухова А.В. к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ отменено решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 08.07.2019 года, не опровергает факта включения в состав спорного земельного участка водного объекта *******************.

Тем самым, оспариваемый земельный участок сформирован и образован в нарушение прямого запрета, предусмотренного п. 2 ст. 102 ЗК РФ, запрещающего формирование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами.

Кроме того, ст. 27 Земельного кодекса устанавливает виды земель, на которые распространяются ограничения оборотоспособности земельных участков, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 5 статьи 27).

В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Кроме этого, как предусмотрено п. п. 1, 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения; земли водного фонда.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

При постановке на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером ************ был отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 3 ст. 8 ЗК РФ нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно п. 1 ст. 14 указанного Федерального закона отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

Как установлено, часть образованного земельного участка находится под водным объектом, который при его постановке на кадастровый учет должен был быть отнесен к землям водного фонда, а не к землям сельскохозяйственного назначения, что свидетельствует о нарушении установленного, согласно положений ст. ст. 7 - 8 ЗК РФ правового режима земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории.

Таким образом, оспариваемый земельный участок, на котором располагается водный объект (*******************), сформирован и поставлен не кадастровый учет как единый объект недвижимости, без учета водных объектов, береговой полосы.

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Река Бирюч является водным объектом общего пользования.

Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно.

Минприроды Ульяновской области при проведении рейдового мероприятия 19.04.2019 установлен факт ограничения Петуховым А.В. свободного доступа к поверхностному водном объекту (*******************) путем возведения металлического забора.

Проведенное межевание, формирование и дальнейшее использование спорного земельного участка нарушает права и законные интересы Российской Федерации, т.к. нарушает режим пользования водным объектом, находящимся в федеральной собственности, нарушает установленный федеральным законодательством порядок формирования и предоставления земельных участков.

Позиция представителя ответчика о том, что в качестве водного объекта можно рассматривать только объект, находящийся в определенных границах (координатах), в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности, является неправильной, поскольку не соответствует закону.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Незаконное образование земельного участка с включением в него водного объекта, последующее предоставление земельного участка в аренду, нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта.

Таким образом, заявленные прокурором Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора исковые требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворить.

Признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером ************, расположенного по адресу: *******************, площадью 60 000 кв.м.

Признать недействительным договор аренды земельного участка ************ от 30.07.2013 года, заключенный между Муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области и Петуховым Александром Владимировичем.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ************, расположенного по адресу: *******************, площадью 60 000 кв.м. и аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи за номером ************ о государственной регистрации права аренды на указанный земельный участок Петухова Александра Владимировича.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ Э.Р. КАСЫМОВА

Решение принято в окончательной форме 01 октября 2019 года