УИД 78RS0015-01-2020-011220-36
Дело № 2-3265/2021 10 марта 2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Невский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Хабик И.В.,
при ведении протокола секретарем Суколенко Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КЕА, ГРС к Администрации Невского района Санкт-Петербурга об обязании изменить статус жилого помещения, заключить договор социального найма,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Невского района Санкт-Петербурга, указав, что проживают в трехкомнатной <адрес>, которая была предоставлена ЛАА (отцу КЕА и деду ГРС) на основании служебного ордера № 003709 от 18.03.1986 г. на период трудовых отношений с ЗАО «Племенной завод Приневское». ЛАА умер 13.07.2000 г.
В сентябре 2020 г. КЕА обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с просьбой заключить с проживающими в квартире членами семьи умершего ЛАА договор социального найма на квартиру, однако в удовлетворении данного требования письмом от 02.10.2020 г. было отказано, чем по мнению истцов нарушены их права.
Учитывая изложенное, истцы просят обязать администрацию признать жилое помещение утратившим статус служебного и обязать заключить с ними договор социального найма на квартиру.
Истцы, а также представитель ГРСРЕА, допущенная к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебное заседание явились, требование поддержали.
Представитель ответчика ВКА явилась в судебное заседание, иск не признала, указав, что изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью, распоряжение администрации об исключении спорного жилого помещения из специализированного фонда не издавалось, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Представитель третьего лица ЗАО «Племенной завод «Приневское» в судебное заседание не явился, извещен.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании служебного ордера от 18.03.1986 №003709 (л.д. 10) ЛАА предоставлена служебная жилая площадь — спорная квартира на семью из 4-х человек, на период трудовых отношений с СПО «Всеволожское» Головной совхоз «Красный октябрь» с 10.06.1967 (САОЗТ «Племенной завод Приневское»), уволен ЛАА был 17.12.2015.
Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 30.12.1993 г. № 2793-р данный ведомственный жилой дом принят с 01.01.1994 г. на баланс ПРЭО Администрации Невского района с баланса ЖКК САОЗТ «Племзавод Приневское».
ЛАА умер 13.07.2000 г.(л.д. 21).
В настоящее время на регистрационном учете по спорном адресу состоят истец (дочь ЛАА – л.д. 25) с 11.06.1986 г., её дочь — ГРС (л.д. 29-30) с 05.09.1991 г. и её сын ГТА, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, с 05.12.2018 г. (л.д. 33).
Статус спорного жилого помещения, как служебного, в настоящее время не изменен. Распоряжение администрации об исключении спорного жилого помещения из специализированного фонда не издавалось, право собственности Санкт-Петербурга в отношении спорной квартиры зарегистрировано 02.10.1997 года, спорная квартира имеет статус служебной.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника в отношении спорного жилого помещения от имени Санкт-Петербурга осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 2 ст. 92 ЖК РФ предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.
На основании п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.06 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" служебные жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в установленном порядке на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.12.8. Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, полномочие по исключению служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга предоставлено администрациям районов.
Поскольку изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью, понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включение его в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрены. Законодательство не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования.
Таким образом, вопрос изменения режима специализированного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью, что предусмотрено Положением об Администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098, следовательно, оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика перевести служебное жилое помещение в жилищный фонд социального использования, не имеется.
Более того, истцы в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не признаны и не вправе претендовать на улучшение своих жилищных условий путем получения спорной квартиры в пользование на условиях договора социального найма. Действующим распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 17.12.1999 г. № 1338-р «О служебных жилых помещениях Санкт-Петербурга» предусмотрено произвести оформление договоров социального найма занимаемой гражданами жилой площади при условии, что её размер соответствует норме предоставления жилья, установленной в Санкт-Петербурге. Норма предоставления жилого помещения определена статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма» и составляет 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек. С учетом площади спорной квартиры 71,4 кв.м. и троих зарегистрированных в спорной квартире лиц (18х3=54) данная норма существенно превышена.
На основании изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований КЕА, ГРС отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путём подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме изготовлено 22.03.2021