дело № 2-328/2017
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 мая 2017 года город Карачаевск Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего судьи Долаева А.С.,
при секретаре судебного заседания Семеновой Ф.С.,
с участием:
- истца ФИО1,
- представителя ответчика Администрации Карачаевского городского округа, по доверенности № 6 от 11.01.2017 г. ФИО2, - представителя третьего лица РЭО ГИБДД МО МВД России «Карачаевский», по доверенности №22/392 от 17.01.2017 года, ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело возбужденное судом по исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Карачаевского городского округа о признании права собственности на автомобиль. УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Карачаевского городского округа, просил признать за ним право собственности на легковой автомобиль марки Ауди А6, 1997 года выпуска, гос.номер О 099 ТТ/09, идентификационный номер (номер обезличен), двигатель №ALF 012485, кузов (номер обезличен), цвет кузова - зеленый (зелено - перламутровый), обосновав заявленные требования тем, что13.12.2010 года между Управлением имущественных и земельных отношений Администрации Карачаевского городского округа КЧР в лице начальника Управления ФИО4 и им ФИО1 был заключен договор (номер обезличен) купли - продажи муниципального имущества, а именно: легкового автомобиля марки Ауди А6, 1997 года выпуска, гос.номер О 099 ТТ/09, идентификационный номер (номер обезличен), двигатель №ALF 012485, кузов (номер обезличен), цвет кузова - зеленый (зелено - перламутровый) стоимостью 150 100 рублей, которым он пользуется по настоящее время. Однако, в совершении регистрационных действий с автомашиной в установленном порядке в РЭО ОГИБДД МО МВД России «Карачаевский» и МРЭО МВД по КЧР ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что договор купли - продажи (номер обезличен) от (дата обезличена) составлен с нарушением требований ст. 160 ГК РФ, что не соответствует требованиям п. 16 «ж» Административного регламента Приказа МВД РФ от (дата обезличена)(номер обезличен). Транспортное средство согласно регистрационным документам принадлежит Администрации (адрес обезличен), а договор купли-продажи подписан Управлением Администрации Карачаевского городского округа. И ему было предложено зарегистрировать вышеуказанное транспортное средство согласно распоряжению (номер обезличен)-Р от (дата обезличена), после чего перерегистрировать на основании договора купли - продажи на свое имя.
Действительно данный автомобиль ранее был собственностью администрации (адрес обезличен). Согласно распоряжению Администрации Карачаевского городского округа (номер обезличен)-Р от (дата обезличена) «О приеме и передаче транспортных средств, находящихся на балансе Администрации (адрес обезличен)», в связи с отсутствием финансовых средств на содержание транспортных средств легковой автомобиль марки Ауди А6, 1997 года выпуска, гос.номер О 099 ТТ/09, идентификационный номер (номер обезличен), двигатель №ALF 012485, кузов (номер обезличен), цвет кузова - зеленый (зелено - перламутровый), стоимостью 257999,92 рублей, в числе других транспортных средств был принят в казну Карачаевского городского округа. На основании данного распоряжения (дата обезличена) был составлен акт приема-передачи муниципальной собственности в оперативное управление, согласно которому мэр Карачаевского городского округа принял в оперативное управление вышеуказанный автомобиль.
(дата обезличена) Мэром Карачаевского городского округа было вынесено постановление (номер обезличен) «О заключении договоров купли - продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности Карачаевского городского округа», согласно которому Управлению имущественных и земельных отношений администрации КГО поручено заключить с победителями аукциона по продаже муниципального имущества посредством аукциона, открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений имущества, находящегося в муниципальной собственности Карачаевского городского округа, в том числе автомобиля Ауди А6, 1997 года выпуска, гос.номер О 099 ТТ/09, идентификационный номер (номер обезличен), двигатель №ALF 012485, кузов (номер обезличен), цвет кузова - зеленый (зелено - перламутровый).
Далее, (дата обезличена) между Управлением имущественных и земельных отношений Администрации Карачаевского городского округа КЧР в лице начальника Управления ФИО4 и ФИО1 был заключен договор (номер обезличен) купли - продажи указанного автомобиля по цене по итогам аукциона 150 100 рублей и составлен акт от (дата обезличена) приема - передачи муниципального имущества, согласно которому указанный автомобиль был передан в собственность ФИО1 Расчеты между сторонами произведены полностью. Стороны претензий дуг к другу не имеют.
С 2010 г. по настоящее время он ФИО1 владеет и пользуется указанным автомобилем, как собственным и его право никем не оспаривается.
Однако, в связи с тем, что Управление имущественных и земельных отношений Администрации Карачаевского городского округа не зарегистрировало своевременно и надлежащим образом свое право на вышеуказанный автомобиль в РЭО ОГИБДД МО МВД России «Карачаевский», то нарушаются его права собственника, в связи с чем он не может в полной мере владеть и распоряжаться собственным имуществом.
В судебном заседание истец поддержал заявленные в иске требования, по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить. Привлеченный к участию в дело соответчик по делу администрация (адрес обезличен), и Управления имущественных и земельных отношении АКГО, будучи извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Представитель ответчика Администрации Карачаевского городского округа, возражений по заявленным истцом требованиям не имел, заявленные истцом к Администрации Карачаевского городского округа требования признал. Представитель третьего лица по делу РЭО ОГИБДД МО МВД России «Карачаевский» в удовлетворении заявленных истцом требований в части признания права собственности не возражал, в части указания в решения на то, что признание права собственности за ФИО1 является основанием для возложения на РЭО ГИБДД МО МВД России «Карачаевский» обязанности провести государственную регистрацию в установленном законом порядке указанного истцом транспортного средства просил отказать, обосновав возражения тем, что регистрация автотранспортных средств в органах ГИБДД является административным действием, носящим разрешительный характер, следовательно, положения гражданского законодательства, регулирующего право собственности на транспортные средства, к ней не применяются, данное следует из Определения Конституционного суда Российской Федерации от (дата обезличена)(номер обезличен)-О. Суд заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела находит заявленные истцом требования в части признания права собственности на транспортное средство приобретенное им по договору купли-продажи подлежащими удовлетворению, а требования в части возложения на РЭО ГИБДД МО МВД России «Карачаевский» обязанности произвести государственную регистрацию автомобиля в установленном законом порядке подлежащим отклонению, по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 2 статьи 1 названного Кодекса граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отсутствуют в федеральном законодательства и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Следовательно, при отчуждении транспортных средств, которые по закону не относятся к недвижимому имуществу, действует общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ: право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу пункта 1 статьи 456 Гражданского кодекса РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 458 Гражданского кодекса РФ моментом исполнения обязанности передать товар, в данном случае транспортное средство, является момент предоставления товара в распоряжение покупателя. Из представленных истцом в обоснование заявленного в иске требования, доказательств следует, что спорный автомобиль ранее был собственностью администрации (адрес обезличен). Согласно распоряжению Администрации Карачаевского городского округа (номер обезличен)-Р от (дата обезличена) «О приеме и передаче транспортных средств, находящихся на балансе Администрации (адрес обезличен)», в связи с отсутствием финансовых средств на содержание транспортных средств легковой автомобиль марки Ауди А6, 1997 года выпуска, гос.номер О 099 ТТ/09, идентификационный номер (номер обезличен), двигатель №ALF 012485, кузов (номер обезличен), цвет кузова - зеленый (зелено - перламутровый) стоимостью 257999,92 рублей в числе других транспортных средств был принят в казну Карачаевского городского округа.
На основании данного распоряжения (дата обезличена) был составлен акт приема -передачи муниципальной собственности в оперативное управление, согласно которому мэр Карачаевского городского округа принял в оперативное управление вышеуказанный автомобиль.
В связи с тем, что Управление имущественных и земельных отношений Администрации Карачаевского городского округа не зарегистрировало своевременно и надлежащим образом на вышеуказанный автомобиль в РЭО ОГИБДД МО МВД России «Карачаевский», то нарушаются его права собственника, в связи с чем он не может в полной мере владеть и распоряжаться собственным имуществом.
Из приведенных в обоснование иска доводов изложенных в исковом заявлении следует, что истец владеет указанным транспортным средством, на основании договора купли-продажи с 2010 года. С учетом положений ст.12 и п.1 ст.218 ГК РФ, под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение. Формулирование предмета и оснований иска является правом истца, а обязанностью суда является определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, поэтому суд самостоятельно решает, какие нормы материального права подлежат применению в конкретном деле. Таким образом, по смыслу положений ст. ст.3 - 4 ГПК РФ, ст.12 ГК РФ и ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия; судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены либо оспорены; право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке. Иск о признании права собственности является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед иными лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество; направлен на защиту уже существующего, но нарушенного или оспариваемого права. При этом иск о признании права собственности может быть удовлетворен, если истец являлся собственником имущества на момент обращения в суд с иском (поскольку нельзя признать за лицом несуществующее право), но его права оспариваются или не признаются другим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных отношениях по поводу спорной вещи. Согласно п.1 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно ст.434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами. По общему правилу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Совершаемые в ходе реализации собственником данного права действия не должны противоречить закону, иным правовым актам, нарушать права и иные охраняемые законом интересы других лиц. Владение и пользование на праве собственности транспортным средством в силу определенной специфики данного объекта (источник повышенной опасности) обусловлено дополнительными требованиями. В частности, по смыслу пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", реализация права пользования в отношении транспортного средства (использования его по назначению), как одного из трех составляющих права собственности, может быть осуществлена при условии соблюдения порядка допуска транспортного средства к участию в дорожном движении посредством процедуры регистрации с выдачей соответствующих документов. Анализ приведенных выше норм материального закона и иных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель хоть и не приравнивает регистрацию транспортного средства к государственной регистрации применительно к статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, но исходит из того, что ее осуществление является обязательным условием для того, чтобы лицо, называющее себя собственником транспортного средства, могло реализоваться в таком качестве как полноправный участник дорожного движения. В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от (дата) N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", действовавшего на момент заключения договоров, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. То есть, по смыслу ст. ст.11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты. Избранный истцом способ защиты нарушенного права путем признания права собственности на автомобиль, не соответствует предусмотренным законом способам защиты, поскольку факт заключения договора купли-продажи на автомобиль является основанием перехода права собственности на указанный автомобиль. То обстоятельство, что истец не зарегистрировал автомобиль в органах РЭО ГИБДД не влияет на право его собственности на указанный автомобиль. Согласно иска автомобиль до настоящего времени зарегистрирован в РЭО ГИБДД, хотя в силу действующего законодательства подлежали снятию с регистрационного учета в течение 5 дней с момента смены собственника.
Истцом в обоснование доказательства невозможности своевременно произвести регистрацию указанного в иске транспортного средства указано на отказе РЭО ГИБДД произвести регистрацию транспортного средства. Согласно п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральным законом от (дата обезличена) "О безопасности дорожного движения", определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлена необходимость регистрации транспортных средств.
В силу п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В силу под п. "з" п. 12 Положения ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Решением Верховного Суда РФ от 26 сентября 2003 г. оставлено без удовлетворения заявление о признании противоречащим федеральному закону под п. "з" п. 12 названного Положения. При этом порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59.
Федеральным Законом от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения», определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлена необходимость регистрации транспортных средств. Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15.06.1998 № 711 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2002 № 679) утверждено Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года
№ 711 (далее Положение), Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. На Госавтоинспекцию возлагаются, в том числе обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 11 Положения). Приказом МВД России от 07 августа 2013 года №605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, в соответствии с пунктом 31 которого в рамках предоставления государственной услуги подразделениями Госавтоинспекции осуществляются регистрационные действия, в том числе изменение регистрационных данных, в которым отнесены выдача паспорта транспортного средства взамен утраченного или пришедшего в негодность. В соответствии с абзацем 4 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее - Административный регламент) государственная услуга не предоставляется в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных). В соответствии с пунктом 32 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры, в том числе прием заявления, проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса, осмотр транспортного средства, принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий. Пунктом 34 Административного регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры по приему заявления является получение от заявителя заявления и прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 15 и 17 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента в перечень документов, представляемых заявителем, включено в первую очередь заявление согласно Приложению № 1 к Административному регламенту. Заявление и прилагаемые документы рассматриваются непосредственно после получения. Сотрудником осуществляется проверка подлинности, полноты и правильности оформления представленных документов, удостоверяемая его подписью (пункт 34.2 Административного регламента). С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании права собственности на автомобиль подлежат удовлетворению, при этом требования истца в части, что признания права собственности на автомобиль является основанием для регистрации транспортного средства в установленном порядке подлежат отклонению, поскольку правовых оснований для удовлетворения данного требования при установленных обстоятельствах не имеется. Так как отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (Постановление от 12 мая 2011 года N 7-П, определения от 7 декабря 2006 года N 544-0, от 1 октября 2008 года N 670-О-О, от 26 января 2010 года N 124-0-0 и др.). В соответствии с абзацем четыре пункта 3 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», абзацем пятым пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее - Административный регламент)
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ.
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.
Признать право собственности за ФИО1 на легковой автомобиль марки Ауди А6, 1997 года выпуска, гос.номер О 099 ТТ/09, идентификационный номер (номер обезличен), двигатель №ALF 012485, кузов (номер обезличен), цвет кузова - зеленый (зелено - перламутровый).
В части требования, что решение суда о признании права собственности служит основанием для регистрации автомобиля на имя ФИО1 в РЭО ГИБДД МОВД «Карачаевский» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Карачаевский городской суд, в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий судья А.С. Долаев