ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-328/20 от 09.06.2020 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Гр. дело № 2-328/2020 Мотивированное решение составлено 9 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июня 2020 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Быковой Н.Б.,

при секретаре Ивановой А.И.,

с участием ответчика Пушкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Новоуральску (управление социальной политики по городу Новоуральску) к Пушкиной Екатерине Викторовне о взыскании неосновательного обогащения,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области обратился в суд с иском к Мамаевой Е.В. о взыскании неосновательного обогащения.

В обоснование иска указано, что с 28 ноября 2011 года в территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области состоит на учете многодетная семья Мамаевой Е.В., имеющей несовершеннолетних детей: К, <дата> рождения, З, <дата> рождения, С, <дата> рождения, А, <дата> рождения, зарегистрированных до 28 июня 2017 года по адресу: <адрес>. В соответствии с Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 года № 204-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» Мамаевой Е.В. в период с 1 мая 2017 года по 30 ноября 2018 года выплачивалось ежемесячное пособие на каждого из детей, как лицу, обратившемуся за назначением пособия проживающему совместно с ребенком на территории Свердловской области и не имеющему места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации. Также в соответствии с Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» и Порядком предоставления ежемесячного пособия на проезд, утверждённого Постановлением Правительства Свердловской области от 6 апреля 2011 года № 362-ПП «О порядке выдачи, замены и хранения удостоверения многодетной семьи Свердловской области и предоставлении отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Свердловской области» Мамаевой Е.В. в период с 1 июня 2017 года по 30 ноября 2018 года выплачивалось ежемесячное пособие на проезд на каждого ребенка: К, <дата> рождения и З, <дата> рождения, обучающегося в образовательной организации, проживающего на территории Свердловской области. Ответчик совместно с несовершеннолетними детьми 28 июня 2017 года сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, в связи с выбытием на постоянное место жительство в г. Апатиты Мурманской области. В связи с переездом несовершеннолетние К 23 июня 2017 года и З 6 июля 2017 года отчислены из образовательных учреждений. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 5 Закона № 204-ОЗ и пп. 3-4 п. 16 Порядка предоставления ежемесячного пособия на проезд Мамаева Е.В., снявшись 28 июня 2017 года с регистрационного учета в городе Новоуральске совместно с несовершеннолетними детьми, утратила право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных пособий на детей и проезд. Ответчик была предупреждена о необходимости извещения Управления о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращения социальной выплаты, что ответчиком исполнено не было. Письмо, направленное в адрес ответчика о возврате в добровольном порядке излишне полученных пособий Мамаева Е.В. проигнорировала, переплату не возместила. Таким образом, Мамаева Е.В. незаконно получила ежемесячное пособие на ребенка в период с 1 июля 2017 года по 30 ноября 2018 года в размере 157700 рублей 63 копейки, ежемесячное пособие на проезд в период с 1 июля 2017 года по 30 ноября 2018 года в размере 14663 рубля, которые и просит взыскать с ответчика.

Определением от 8 апреля 2020 года изменена фамилия ответчика Мамаевой Е.В. на «Пушкину» в связи со вступлением последней в брак.

Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске, настаивал.

Ответчик Пушкина Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, пояснив, что не предупреждалась о необходимости уведомлять истца о выезде за пределы Свердловской области и письменное обязательство о предоставлении данных сведений истцу не давала. При переезде в Мурманскую область за оформлением и получением детского пособия до 2019 года не обращалась. При получении удостоверения многодетной семьи по Мурманской области, удостоверение многодетной семьи, полученное в Свердловской области, не забиралось, при этом было разъяснено о действительности удостоверения многодетной семьи, полученное в Свердловской области. Период и размер выплаченных пособий не оспаривала. Обращает внимание, что является многодетной мамой, не работает, осуществляет уход за ребенком-инвалидом, семья является малоимущей, её доход составляет 14000 рублей, в связи с чем выплатить заявленную истцом сумму не имеет финансовой возможности. В связи с отсутствием вины в начислении и выплате пособий по уходу за ребенком и проезда за указанный период в удовлетворении иска просит отказать.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

Выслушав ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам которого, в силу части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Свердловской области, регулируются Законом Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" и Законом Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области».

Согласно п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" ежемесячное пособие на ребенка назначается лицам, на которых распространяется действие федерального закона, устанавливающего это пособие, при соблюдении следующих условий: лицо, обратившееся за назначением пособия, является одним из родителей или усыновителей ребенка, не достигшего возраста 16 лет, либо ребенка в возрасте от 16 до 18 лет, обучающегося в общеобразовательной организации, опекуном или попечителем такого ребенка (пп.1); лицо, обратившееся за назначением пособия, проживает совместно с ребенком на территории Свердловской области и не имеет места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (пп.2); лицо, обратившееся за назначением пособия, имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Свердловской области (пп.3); пособие на ребенка не назначено другому лицу (пп.4); ребенок не находится на полном государственном обеспечении (пп.5); законодательством Российской Федерации и Свердловской области не предусмотрена выплата денежных средств на содержание ребенка (пп.6).

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 5 вышеуказанного закона выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в случае, если перестали соблюдаться условия осуществления выплаты пособия.

Согласно части 3 статьи 5 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ в случаях, предусмотренных в подпунктах 3 - 5 пункта 1 настоящей статьи, территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения принимает решение о прекращении выплаты ежемесячного пособия на ребенка с месяца, следующего за месяцем, в котором перестали соблюдаться условия осуществления выплаты пособия, либо истек срок представления документов в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 2 настоящего Закона Свердловской области, либо истек срок, указанный в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи.

Статья 1 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» гласит, что настоящим Законом регулируются отношения, связанные с предоставлением в Свердловской области мер социальной поддержки многодетным семьям, а именно семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 2 вышеназванного закона для многодетной семьи устанавливается мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ предоставление на территории Свердловской области многодетным семьям мер социальной поддержки, предусмотренных в подпунктах 1, 4 - 6 части первой пункта 1, пунктах 1-1 и 1-2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Порядок выдачи, замены и хранения удостоверения многодетной семьи Свердловской области и порядок предоставления ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на каждого ребенка в многодетной семье Свердловской области, обучающегося в общеобразовательной организации утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 6 апреля 2011 года № 362-ПП «О порядке выдачи, замены и хранения удостоверения многодетной семьи Свердловской области и предоставлении отдельных мер социальной поддержки многодетным семьям в Свердловской области».

Согласно пункту 2 Порядка предоставления ежемесячного пособия на проезд ежемесячное пособие на проезд назначается на каждого ребенка в многодетной семье Свердловской области, обучающегося в общеобразовательной организации, в возрасте до 18 лет включительно, проживающего на территории Свердловской области, до месяца достижения ребенком возраста 18 лет включительно, но не более чем до месяца окончания действия удостоверения многодетной семьи Свердловской области включительно.

В силу п. 4 Порядка предоставления ежемесячного пособия на проезд предоставление ежемесячного пособия на проезд осуществляется территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - Управление) по месту жительства родителя (законного представителя) ребенка (далее - заявитель) на территории Свердловской области либо по месту пребывания заявителя на территории Свердловской области на основании заявления о назначении ежемесячного пособия на проезд (далее - заявление). С заявлением представляются следующие документы: 1) удостоверение многодетной семьи Свердловской области; 2) справка об обучении ребенка в общеобразовательной организации; 3) справка из общеобразовательной организации о том, что в соответствии с Областным законом от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ мера социальной поддержки по бесплатному проезду на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) не предоставляется, - для детей, находящихся под опекой или попечительством.

Как указано в пункте 16 Порядка предоставления ежемесячного пособия на проезд Управление принимает решение о прекращении предоставления ежемесячного пособия на проезд с месяца, следующего за месяцем наступления, в том числе следующих обстоятельств: прекращение обучения в общеобразовательной организации ребенка, на которого предоставляется ежемесячное пособие на проезд (пп.3); прекращение действия удостоверения многодетной семьи Свердловской области до окончания срока его действия (пп.4).

Пункт 17 Порядка предоставления ежемесячного пособия на проезд гласит, что заявитель обязан в течение пяти дней сообщить в Управление о наступлении обстоятельств, указанных в подпунктах 2 - 6 части первой пункта 16 настоящего Порядка. Сообщение подается в Управление в письменной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Суммы ежемесячного пособия на проезд, излишне перечисленные заявителю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения ежемесячного пособия на проезд), добровольно возмещаются им самим, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке (п. 18 Порядка предоставления ежемесячного пособия на проезд).

Согласно пп. 3 п. 8 Порядка выдачи, замены и хранения удостоверения многодетной семьи Свердловской области удостоверение не выдается, а выданное ранее считается недействительным и изымается в случае выезда семьи на постоянное место жительства за пределы Свердловской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Пушкина Е.В. (до заключения брака - Мамаева) имеет 4 несовершеннолетних детей: К, <дата> рождения, З, <дата> рождения, С, <дата> рождения, А, <дата> рождения, что подтверждается копиями свидетельств о рождении серии <.....><№> от <дата>, серии <.....><№> от <дата>, серии <.....><№> от <дата>, серии <.....><№> от <дата> (л.д. 11-14).

17 мая 2017 года ответчик Пушкина Е.В. (до заключения брака - Мамаева) обратилась к истцу с заявлением о назначении ежемесячного пособия на несовершеннолетних детей К, <дата> г.р., З, <дата> г.р., С, <дата> г.р., А, <дата> г.р. с предоставлением документов, подтверждающих право на получение данной социальной выплаты. С условиями осуществления выплаты ежемесячного пособия на ребенка ознакомлена, при этом обязалась известить управление социальной политики в течение 30 дней о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращения социальной выплаты, что подтверждается собственноручной подписью ответчика (лд. 9).

1 июня 2017 года ответчик Пушкина Е.В. (до заключения брака - Мамаева) обратилась к истцу с заявлением о назначении ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на каждого ребенка - К, <дата> г.р. и З, <дата> г.р. в многодетной семье Свердловской области, обучающегося в общеобразовательной организации с предоставлением документов, подтверждающих право на получение данной социальной выплаты. С условиями осуществления выплаты ежемесячного пособия на проезд ознакомлена, при этом обязалась известить управление социальной политики в течение 30 дней о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера или прекращения социальной выплаты, что подтверждается собственноручной подписью ответчика (л.д. 10).

Согласно справке ООО «УЖК «Новоуральская» от 15 мая 2017 года, представленной ответчиком истцу при подаче заявления на назначение социальных выплат, по адресу: <адрес> зарегистрированы: Мамаева Е.В. (после вступления в брак – Пушкина) с 17.05.1985; сын К, <дата> г.р. – с 28.03.2017; дочь З<дата> г.р. – с 14.06.2006; сын С, <дата> г.р. – с 11.11.2011; сын А, <дата> г.р. – с 26.09.2014 (л.д. 18).

Решением Управления социальной политики по городу Новоуральску от 23 мая 2017 года Мамаевой Е.В. (после заключения брака – Пушкиной) назначено ежемесячное пособие на ребенка: К, <дата> г.р., срок назначения с 01.05.2017 по 31.07.2021, размер – 2261,00 рублей ежемесячно; З, <дата> г.р., срок назначения с 01.05.2017 по 30.04.2024, размер 2261,00 рублей ежемесячно; С, <дата> г.р., срок назначения с 01.05.2017 по 30.04.2024, с 01.05.2017 по 30.04.2029, размер – 2261,00 рублей ежемесячно, 565, 00 ежемесячно; А, <дата> г.р., срок назначения с 01.05.2017 по 30.04.2024, с 01.05.2017 по 30.06.2032, размер – 2261, 00 рублей ежемесячно, с учетом выплаченной суммы 565,00 рублей ежемесячно. Дата начала выплаты – 1 июня 2017 года (л.д. 19).

Решениями Управления социальной политики по городу Новоуральску от 6 июня 2017 года Мамаевой Е.В. (после заключения брака – Пушкиной) назначены ежемесячные пособия на каждого ребенка: К, <дата> г.р., срок назначения с 01.06.2017 по 31.07.2021, размер – 433,00 рублей ежемесячно; З, <дата> г.р., срок назначения с 01.06.2017 по 30.04.2024, размер 433,00 рублей ежемесячно. Дата начала выплаты – 1 июля 2017 года (л.д. 20).

На момент назначения пособий все документы, представленные ответчиком, соответствовали действительности, были достоверны, основания для назначения пособия имелись.

Вместе с тем, согласно адресным справкам, предоставленным ОВМ МУ МВД России по Новоуральскму ГО и МО «п. Уральский» Мамаева Е.В. и ее несовершеннолетние дети К, З, С, А 27 июня 2017 года сняты с регистрационного учета по месту жительства по адресу: Свердловская область, <адрес> с выбытием в Мурманскую область, <адрес> (л.д. 22-24).

Из приказа ГКОУ СО «Новоуральская школа № 1» от 23 июня 2017 года № 08-у следует, что 23 июня 2017 года обучающийся К, <дата> рождения отчислен в связи с переездом в Мурманскую область г. Апатиты (л.д. 25).

Приказом МАОУ СОШ № 48 № 44у З отчислена из общеобразовательного учреждения в связи с выбытием в г. Апатиты Мурманской области (л.д. 26).

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что о данном обстоятельстве Мамаева Е.В. (после вступления в брак – Пушкина) Управление социальной защиты не известила, по прибытию в г. Апатиты Мурманской области получала спорные выплаты, назначенные истцом.

Размер полученного ежемесячного пособия на ребенка за период с 01.07.2017 по 30.11.2018 составил 157708 рублей 63 копейки. Размер полученного ежемесячного пособия на проезд на ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации за период с 01.07.2017 по 30.11.2018 составил 14663 рубля 00 копеек. (л.д. 27-28).

Факт перечисления денежных средств в указанном размере на счет ответчика не оспаривался Пушкиной Е.В. в ходе судебного заседания и подтверждается информацией о выплате, платежными документами, выпиской по счету ответчика (л.д. 122-165, 181-217, 227-233).

В связи с утратой права на получение мер социальной поддержки на основании переезда ответчика с несовершеннолетними детьми за пределы Свердловской области 6 декабря 2018 года ответчику было направлено требование о возмещении в добровольном порядке незаконно полученных сумм социальных выплат. Добровольно требование истца ответчиком исполнено не было, обратного суду ответчиком не представлено и судом не установлено.

В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии с частью 1 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

Согласно подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Соответственно, для удовлетворения иска и взыскания с ответчика выплаченных ей сумм социальных выплат необходимо установить безосновательное получение ответчиком этих пособий, недобросовестность ответчика, повлекшую безосновательное получение ответчиком сумм пособий.

Правовой анализ содержания вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что действующим региональным законодательством определены условия предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан, которыми прямо предусмотрено, что юридически значимым для получения мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области является факт проживания на территории Свердловской области.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что факт выбытия ответчика и его несовершеннолетних детей за пределы субъекта, в котором была назначена спорная выплата, установлен.

Следовательно, с момента выбытия Мамаевой Е.В. (после заключения брака Пушкиной) с несовершеннолетними детьми (дата снятия с регистрационного учета 27 июня 2017 года) с территории Свердловской области, ответчик не имел право на получение социальных выплат.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что при обращении ответчика Пушкиной Е.В. с заявлениями о назначении социальных выплат, ответчик был извещен о необходимости извещения Управления социальной политики по Новоуральску в случае перемены места жительства, о чем свидетельствует её подпись в тексте данных заявлений, в связи с чем доводы ответчика о не разъяснении условий предоставления данных социальных выплат несостоятельны.

Вместе с тем, о факте перемены места жительства, в отсутствие на то объективных причин, ответчик Управления социальной политики по Новоуральску не известила, в результате чего, получала социальные выплаты без каких-либо правовых оснований. Данные действия получателя социальных выплат суд расценивает как недобросовестные, в связи с чем оснований для применения п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

Учитывая, что расходы на социальные пособия являются расходными обязательствами Свердловской области и носят целевой характер. Финансирование затрат, связанных с выплатой ежемесячного пособия на ребенка, а также с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 6 Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-ОЗ, ст. 3 Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года № 100-ОЗ).

В силу п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источником финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 6 статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации не допускается устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов или без определения бюджета, за счет которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Таким образом, вопреки доводам ответчика наличие у истца права на получение ежемесячных социальных выплат на территории Мурманской области, не свидетельствует о правомерности получения ежемесячной денежной выплаты, назначенной в ином субъекте Российской Федерации.

Доводы о действительности удостоверения многодетной семьи Свердловской области противоречат положениям пп. 3 п. 8 Порядка выдачи, замены и хранения удостоверения многодетной семьи Свердловской области.

Проверив и оценив расчет задолженности ежемесячных социальных выплат, представленный истцом, суд находит его верным, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречит.

С учетом изложенного, суммы социальных выплат за период с 1 июля 2017 года по 30 ноября 2018 года, перечисленные территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Новоуральску (управление социальной политики по городу Новоуральску), являются неосновательным обогащением ответчика и подлежат возврату истцу.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, то согласно пункту 1 части 1 статьи. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 4647 рублей 27 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Новоуральску (управление социальной политики по городу Новоуральску) к Пушкиной Екатерине Викторовне о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.

Взыскать с Пушкиной Екатерины Викторовны в пользу территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Новоуральску (управление социальной политики по городу Новоуральску) неосновательное обогащение в виде необоснованно полученных сумм ежемесячных пособий: на ребенка в размере 157700 рублей 63 копейки; на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на каждого ребенка в многодетной семье Свердловской области, обучающегося в образовательной организации в сумме 14663 рубля 00 копеек, а всего 172363 (сто семьдесят две тысячи триста шестьдесят три) рубля 63 копейки.

Взыскать с Пушкиной Екатерины Викторовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4647 (четыре тысячи шестьсот сорок семь) рублей 27 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Н.Б. Быкова