Дело № 2-328/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.04.2021 Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего БершанскойМ.В.,
при секретаре Сниткиной И.В.,
помощник судьи Мельничук А.А.,
с участием прокурора Булыгина С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Северск гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена», Управлению молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск об установлении факта трудовых отношений, признании отказа в оформлении трудового договора незаконным, возложении обязанности согласовать и заключить трудовой договор, взыскании заработной платы, оплаты вынужденного прогула, возложении обязанности перечислить страховые взносы, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» (далее МБУ ДО ДЮСШ «Смена»), Управлению молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск (далее УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск) в котором, с учетом уточнения исковых требований, просит об установлении факта трудовых отношений с МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части с 13.05.2020 до 17.08.2020 и с 30.09.2020 по 15.12.2020, признании отказа МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в оформлении трудового договора с истцом на работу в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части с 30.09.2020 незаконным; возложении на МБУ ДО ДЮСШ «Смена» обязанности оформить трудовой договор (контракт) на неопределенный срок с истцом на работу в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 30.09.2020 и внести в трудовую книжку истца запись о переводе на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части с 30.09.2020; возложении на УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск обязанности согласовать заключение бессрочного трудового договора (контракта) с истцом на работу в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 30.09.2020, взыскании с МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в пользу истца задолженности по заработной плате в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 13.05.2020 по 17.08.2020 и с 30.09.2020 по 15.12.2020 в сумме 450927,60 руб., взыскании с МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в пользу истца оплаты вынужденного прогула с 16.12.2020 исходя из среднего заработка по должности заместителя директора по административно-хозяйственной части МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в размере 1892,08 руб. в день, возложении на МБУ ДО ДЮСШ «Смена» обязанности предоставить в Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 индивидуальные сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам в отношении истца за работу в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 13.05.2020 по 17.08.2020 и с 30.09.2020 и произвести соответствующие отчисления; признании отказа директора МБУ ДО ДЮСШ «Смена» С. допустить истца к работе в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части МБУ ДО ДЮСШ «Смена» и фактическое увольнение истца с должности заместителя директора по административно-хозяйственной части МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 16.12.2020 незаконным; восстановлении истца в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 16.12.2020; взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000 руб., распределении судебных расходов.
В обоснование исковых требований указывает, что работала в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 01.02.2018 по 11.09.2019 в должности бухгалтера (экономиста), с 12.09.2019 по 15.12.2020 в должности специалиста по закупкам. С 13.05.2020 работодателем на нее так же были возложены обязанности заведующей спортивным сооружением на 0,5 ставки. С директором МБУ ДО ДЮСШ «Смена» у нее имелась устная договоренность, что после увольнения заместителя директора по административно-хозяйственной части Л. она займет вакантную должность. 24.11.2020 истец обратилась к директору МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с заявлением о переводе на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части, однако директор МБУ ДО ДЮСШ «Смена» данное заявление специалисту по кадрам не направил. Неоднократно директор МБУ ДО ДЮСШ «Смена» пояснял, что против ее назначения на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части выступает начальник УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск. К работодателю за выплатой заработной платы за совмещение должностей за спорный период она не обращалась, поскольку в данный период не могла лишиться рабочего места в связи с тяжелым материальным состоянием, а кроме того надеялась на устную договоренность о назначении ее в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части. С 30.09.2020, после увольнения заместителя директора по АХЧ, директор МБУ ДО ДЮСШ «Смена» лично потребовал от нее выполнения помимо ее должностных обязанностей заведующей спортивным сооружением, специалиста по закупкам, постоянной помощи бухгалтерии, все обязанности заместителя директора по АХЧ. Для исполнения обязанностей заместителя директора по АХЧ работодателем ей был предоставлен отдельный кабинет № 106, отдельный телефон, который указан на сайте МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в качестве телефона заместителя директора по АХЧ. Впоследствии она написала заявление на увольнение и 11.12.2020 директором МБУ ДО ДЮСШ «Смена» был подписан приказ о ее увольнении и уже 16.12.2020 ее сотрудники охраны не допустили к рабочему месту.
Истец ФИО1, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что с 2018 года исполняла обязанности заместителя директора по АХЧ, на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Л. Однако в период с 13.05.2020 до 17.08.2020 и с 30.09.2020 по 15.12.2020 на нее руководителем были возложены обязанности по выполнению работы в указанной должности, мотивируя ее тем, что после увольнения заместителя директора по АХЧ указанную должность займет она. Вместе с тем данное обещание директор МБУ ДО ДЮСШ «Смена» не выполнил.
Представитель истца ФИО2, действующая на основании устного ходатайства, в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно указала, что исполняя обязанности заместителя директора по АХЧ, истец составляла договоры, готовила документы для отопительного сезона для ЖКХ, составляла отчеты и дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам.
Представитель ответчика МБУ ДО ДЮСШ «Смена» ФИО3, действующая на основании доверенности от 29.03.2021 сроком на один год, в судебном заседании исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что с 13.05.2020 должность заместителя директора по АХЧ была вакантна в связи с нахождением сотрудника в отпуске по уходу за ребенком, обязанности в данной должности возложены на Д. За период с 17.08.2020 по 29.09.2020 в должности заместителя директора по АХЧ работала Л., затем работа заместителя директора по АХЧ была распределена на работников МБУ ДО ДЮСШ «Смена».
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика МБУ ДО ДЮСШ «Смена» указал, что 13.05.2020 ФИО1 принята на работу в должности специалиста по закупкам по основному месту работы на полную ставку на неопределенный срок. Должностные обязанности исполняла исключительно в рамках должностной инструкции, в частности: осуществляла работу по организации закупок товаров (работ, услуг) для нужд учреждения, в том числе по конкурсу; разрабатывала (участвовала в разработке) и готовила к утверждению проекты годовых планов по закупкам с учетом средств, выделенных учреждению на очередей финансовый год; участвовала в разрешении разногласий, связанных с проведением процедур закупок; изучала и готовила необходимые документы при заключении контрактов (договоров) на поставку товаров для нужд учреждения; взаимодействовала с органами власти, иными организациями при осуществлении процедур закупок, необходимых для функционирования учреждения и т.д. Исполнение обязанностей по заключению договоров (контрактов) с поставщиками коммунальных служб (АО «РИР», АО «ОТЭК», АО «ТЭС» и т.п.), а также по закупке оборудования для ЦСП «Лёд» и ледозаливочной машины для ЗХК «СеверСК» имеет прямое отношение к обязанностям специалиста по закупкам. Заместитель директора по административно-хозяйственной части только контролирует процесс заключения подобных договоров. В штате учреждения имеется заведующий хозяйством, который непосредственно руководит работой обслуживающего персонала: рабочими, уборщиками служебные помещений, слесарями, а также руководит работой по хозяйственному обслуживанию учреждения. Возложение на работника дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) без согласия работника и согласования с ним срока ее выполнения, ее содержания и объема, размера дополнительной оплаты не допускается. При этом поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же — путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Одновременно работнику предоставлено право в любое время отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. В соответствии с должностными инструкциями, утвержденными директором МБУ ДО ДЮСШ «Смена» С. определены обязанности, права и ответственность работника, в том числе и обязанность выполнять в рамках трудового договора и иные указания, распоряжения директора, как устные, так и письменные. ФИО1 не обращалась к директору С. с письменным заявлением об отказе от выполнения какой либо дополнительной работы. 07.09.2020 ФИО1 написала заявление о переводе на дистанционный режим работы до окончания ограничительных мер, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и находилась на таком режиме работы до 15.12.2020 включительно. 24.11.2020 на имя директора С. поступило заявление от ФИО1 о её переводе (желании) на должность заместителя директора по АХЧ. На момент подачи заявления о переводе ФИО1 на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части, в отделе кадров учреждения в базе соискателей работы уже находились на стадии рассмотрения документы двоих претендентов на данную должность. Кандидатура ФИО1 с личным делом равным образом рассматривалась с другими представленными документами претендентов в общем порядке. В связи с тем, что у директора учреждения С. заканчивался срочный трудовой договор (с 06.12.2017 по 05.12.2020) и были направлены документы на согласование в управление на заключение трудового договора на новый, соответственно, документы претендентов на должность АХЧ на согласование в адрес управления в тот период не направлялись. Следовательно, документы претендентов на должность заместителя директора по АХЧ рассматривались после заключения трудового договора с директором на новый срок, т.е. после 10.12.2020. 11.12.2020 ФИО1 написала заявление об увольнении с должности специалиста по закупкам, подписанное собственноручно, 15.11.2020 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон, в полном объеме произведен расчет. 30.09.2020 у учреждения отсутствовали основания для заключения трудового договора на должность заместителя директора по АХЧ с ФИО1, следовательно, трудовой договор с ФИО1 не был заключен, заявление (волеизъявление) о переводе было подано только 24.11.2020. 17.12.2020 года поступило заявление от ФИО1 вх. № ** в адрес учреждения о предоставлении обоснованного отказа о переводе на другую должность, в ответ на которое в адрес ответчика направлено письмо от 25.12.2020 вх. № **. Требование о восстановлении в должности с 30.09.2020 считала необоснованным, указывая, что в данный период ФИО1 занимала должность специалиста по закупкам на удаленном режиме работы, а письменное заявление (желание) о переводе предоставила 24.11.2020. На все поступившие в адрес учреждения обращения (заявления) от ФИО1 предоставлены ответы в разумные сроки и в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», следовательно, доводы ФИО1 об игнорировании заявлений является необоснованными. 21.12.2020 года на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части принят работник, соответствующий требованиям профессиональных стандартов и квалификации на данную должность. ФИО1 никто не увольнял, давления не оказывал, а устные обещания директора это элемент системы управления «мотивация персонала», направленная на побуждение людей наиболее эффективно выполнять обязанности в занимаемой должности.
Представитель ответчика УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск ФИО4, действующий на основании Положения об Управлении молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск № 55/12 от 26.09.2019 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что заявления от истца о переводе ее в должность заместителя директора по АХЧ за спорный период в управление не поступало. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что с 08.12.2020управление является работодателем директора МБУ ДО ДЮСШ «Смена» С., в отношении которого управление осуществляет функции и полномочия учредителя. Трудовой договор, заключенный управлением и С. регулирует отношения между работодателем и руководителем, связанные с выполнением руководителем обязанностей по должности руководителя учреждения, работу по которой предоставляет работодатель. Трудовым договором именно директору предоставлено право приема на работу работников учреждения, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с ними. Согласно Уставу МБУ ДО ДЮСШ «Смена» учреждение самостоятельно определяет свою структуру, утверждает штатное расписание, устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах имеющихся средств. Текущее руководство деятельностью МБУ ДО ДЮСШ «Смена» осуществляет директор, который в пределах своих полномочий действует от имени учреждения, представляет его во всех организациях, органах власти и управления, в том числе утверждает структуру и штатное расписание учреждения, графики работы и расписание занятий. Таким образом в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» ведется своя кадровая политика, имеется своя структура и штатное расписание, которые утверждаются директором учреждения. Работодателем ФИО1 являлось МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в лице ее директора С. Управление же осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему учреждений (за деятельностью руководителя). Надлежащим ответчиком в судебных разбирательствах об установлении факта трудовых отношений является лицо, которое, по утверждению истца является его работодателем. В исковом заявлении ФИО1 указывает на то, что именно МБУДО ДЮСШ «Смена» в лице ее директора С. с ней заключался трудовой договор как по основному месту работы, так и по совмещению, таким образом, УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск по данному делу является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск ФИО5, действующая на основании доверенности №** от 25.01.2021 сроком по 31.12.2021, в судебном заседании исковые требования не признала, дополнительно указала, что являются ненадлежащими ответчиками, поскольку с истцом отсутствуют трудовые отношения.
Заслушав объяснения представителя истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя ответчика МБУ ДО ДЮСШ «Смена» ФИО3, представителей ответчика УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск ФИО5, ФИО4, показания свидетелей К., З., В., А., М., Г., Е., С., заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В силу ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ч.2 ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, установленному ч.2 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.
Согласно ч.3 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Указанная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников (п.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 597-О-О).
В соответствии с ч.2 ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор – соглашения между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (ч.1 ст. 61 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу) (ч.1 ст. 67.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.2 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
Из приведенных выше нормативных положений трудового законодательства следует, что к характерным признакам трудовых отношений относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация N 198 о трудовом правоотношении).
По смыслу взаимосвязанных положений ст. 15, 16, 56, ч.2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации, если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель. При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд в силу ст. 55, 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством. К таким доказательствам, в частности, относятся письменные доказательства, свидетельские показания, аудио- и видеозаписи.
В случае фактического допущения работника к работе не уполномоченным на это лицом и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями, следует исходить из презумпции осведомленности работодателя о работающих у него лицах, их количестве и выполняемой ими трудовой функции.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1 и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: было ли достигнуто соглашение между ФИО1 и МБУ ДО ДЮСШ «Смена» или его уполномоченным лицом о личном выполнении ФИО1 работы именно по должности заместителя директора по АХЧ за период с 13.05.2020 до 17.08.2020 и с 30.09.2020 по 15.12.2020, выполняла ли истец эту работу (трудовую функцию) в интересах, под контролем и управлением работодателя в спорный период.
В соответствии с с.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ч.2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений по жалобам граждан на нарушение конституционных прав частью третьей статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В соответствии с ч.1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Судом установлено и подтверждается трудовой книжкой серии ** № ** от 29.08.2007, что ФИО1 01.02.2018 принята на должность бухгалтера в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» на основании приказа №** от 01.02.2018.
Кроме того, приказом № ** от 01.02.2018 на ФИО1 с 01.02.2018 возложены обязанности специалиста по организации покупок.
В тот же день ФИО1 ознакомлена с должностной инструкцией специалиста по организации закупок ДИ-90-16, которая введена приказом по МБУ ДО ДЮСШ «Смена» №** от 12.02.2016. Согласно названной должностной инструкции специалист по организации закупок: осуществляет в установленном законодательством порядке работу по организации закупок товаров (работ, услуг) (далее - закупки), в том числе для государственных нужд, по конкурсу (иным видам процедур закупок); разрабатывает (участвует в разработке) и готовит к утверждению проекты годных планов по закупкам с учетом средств, выделенных организации на очередной финансовый (бюджетный) год для осуществления процедур закупок; обеспечивает своевременное размещение информации о государственных закупках (за исключением закупок, сведения о которых могут составлять государственные секреты) в официальном (дополнительном) печатном издании и на официальном (дополнительном) сайте сети Интернет; осуществляет маркетинговые исследования конъюнктуры рынка, анализирует информацию, необходимую для осуществления процедур закупок; обеспечивает составление задания на закупку либо составление конкурентного листа в зависимости от вида процедуры закупки; осуществляет процедуры согласования (экспертизы) задания на закупку с вышестоящим органом, с уполномоченными органами государственного управления в порядке, определенном соответствующими нормативными правовыми актами; участвует в составе конкурсной (ценовой) комиссии в установлении квалификационных требований к участникам закупок, в проведении конкурсов на закупки или процедур запроса ценовых предложений, оформлении конкурсного листа закупки из одного источника, оформлении необходимых конкурсных (иных видов) документов в соответствии с установленными требованиями; представляет в установленном порядке конкурсные документы (иные виды документов) для ознакомления участников закупок; регистрирует в установленном порядке поступившие конкурсные (ценовые) предложения; осуществляет работу (участвует в составе конкурсной (ценовой) комиссии) по проверке предложений (конкурсных, ценовых) на их соответствие требованиям конкурсных документов (запроса ценовых предложений); при необходимости обеспечивает приведение конкурных предложений в соответствие с требованиями конкурсных документов, запрашивает у участников процедур закупок дополнительную информацию, касающуюся разъяснения представленных ими предложений (конкурсных, ценовых); изучает документы, подтверждающие квалификационные данные участников процедур закупок; проводит совместно с конкурсной (ценовой) комиссией оценку квалификационных данных (конкурсных предложений) участников процедур закупок в соответствии с критериями и способом, указанным в конкурсных документах; осуществляет в установленном законодательством порядке процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя); готовит необходимые документы (справку о процедуре закупки, конкурентные листы, дополнения к заданию на закупки и пр.) при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку товаров для государственных нужд; участвует в разрешении разногласий, связанных с проведением процедур закупок; готовит материалы по претензиям к поставщикам (подрядчикам, исполнителям), согласовывает с ними изменения условий заключенных договоров; оказывает консультационные услуги участникам процедур закупок по вопросам, входящим в его компетенцию; Взаимодействует с органами государственного управления, иными организациями при осуществлении процедур закупок.
Приказом о возложении обязанностей № ** от 02.07.2018 на ФИО1, на период временной нетрудоспособности заместителя директора по АХЧ Л., возложена обязанность заместителя директора по АХЧ с 02.07.2018. Оплата труда производилась в размере 5000 руб. в месяц пропорционально фактически отработанному времени с начислением районного коэффициента.
Приказом о возложении обязанностей № ** от 21.08.2018 на ФИО1, на период временной нетрудоспособности заместителя директора по АХЧ Л., возложена обязанность заместителя директора по АХЧ с 21.08.2018. Оплата труда производилась в размере 5000 руб. в месяц пропорционально фактически отработанному времени с начислением районного коэффициента.
11.09.2019 ФИО1 уволена по соглашению сторон, о чем вынесен приказ № ** от 11.09.2019, 08.10.2019 данная запись в трудовой книжке признана недействительной, уволена по истечении срока трудового договора.
12.09.2019 ФИО1 принята на должность специалиста по организации закупок в МБУ ДО ДЮСШ «Смена», о чем вынесен приказ №** от 12.09.2019
12.09.2019 МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в лице директора С. и ФИО1 заключен трудовой договор № ** согласно которому работник принимается на должность специалиста по организации закупок.
В тот же день сторонами подписано дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в трудовой договор № ** от 12.09.2019 о нижеследующем: в соответствии с настоящим дополнительным соглашением с 12.09.2019, помимо работы, обусловленной трудовым договором, работнику с его письменного согласия поручается выполнение в пределах установленной ему продолжительности рабочего дня следующей работы за дополнительную плату: выполнение обязанностей администратора. За поручаемую работу, осуществляемую путем совмещения должностей (профессий), определенную настоящим соглашением, работодатель обязуется ежемесячно выплачивать работнику фиксированную компенсационную выплату в размере 8900 (Восемь тысяч девятьсот) рублей с начислением районного коэффициента. Трудовые обязанности администратора определяются в соответствии с должностной инструкцией, с которой работник письменно ознакомлен до подписания настоящего соглашения. Работник имеет право отказаться от выполнения поручаемой работы, а работодатель - отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за 3 рабочих дня.
08.11.2019 МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в лице директора С. и ФИО1 подписано дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора № ** от 12.09.2019. согласно которому работнику устанавливается должностной оклад в размере 11711 руб.
01.12.2019 должность «специалист по организации закупок» переименована на должность «специалист по закупкам».
ФИО1 17.12.2019 принята на должность специалиста по закупкам, о чем сторонами трудового договора №** от 12.09.2019 подписано соглашение.
Из должностной инструкции специалиста по закупкам ДИ-17, введенной приказом от 28.11.2019 № **, следует, что специалист по закупкам исполняет следующие обязанности: в рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1. настоящей должностной инструкции: осуществляет обработку и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги; осуществляет подготовку и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами; обрабатывает, формирует и хранит данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей); в рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1. настоящей должностной инструкции формирует: начальную (максимальную) цену закупки, описание объекта закупки, требования, предъявляемые к участнику закупки, порядок оценки участников; проект контракта; составляет закупочную документацию; осуществляет подготовку и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов; осуществляет проверку необходимой документации для проведения закупочной процедуры; осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности закупочных комиссий; осуществляет мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок; в рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1. настоящей должностной инструкции: осуществляет сбор и анализ поступивших заявок; осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок; выполняет обработку заявок, проверку банковских гарантий, оценку результатов и проводит итоги закупочной процедуры; подготавливает протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок; осуществляет публичное размещение полученных результатов; направляет приглашения для заключения контрактов; осуществляет проверку необходимой документации для заключения контрактов; проводит процедуры подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями); осуществляет публичное размещение отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; подготавливает документ о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта; организовывает: осуществление оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях; возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов; поддержание уровня квалификации, необходимой для исполнения своих обязанностей; при необходимости привлечение к своей работе экспертов, экспертных организаций в соответствии с требованиями, предусмотренными ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами; в рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя, как устные так и письменные; при исполнении своих должностных обязанностей специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы: соблюдать конфиденциальность информации; соблюдать этику делового общения; занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью; не разглашать материалы рабочих исследований; не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте; не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег; не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег, с данной инструкцией ФИО1 ознакомлена 17.12.2019 и 13.05.2020
12.05.2020 трудовой договор № ** расторгнут по инициативе работника, о чем вынесен приказ № ** лс от 06.05.2020.
13.05.2020 ФИО1 принята в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» на должность специалиста по закупкам (трудовой договор №** от 13.05.2020, приказ о приеме работника на работу от 12.05.2020 № **); в тот же день МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в лице директора С. и ФИО1 подписан трудовой договор № **, согласно которому ФИО1 приступает к исполнению обязанностей заведующего спортивным сооружением, установлена нагрузка в размере 0,5 ставки заработной платы.
13.05.2020 ФИО1 ознакомлена с должностной инструкцией заведующего спортивного сооружения, утвержденной директором МБУ ДО ДЮСШ «Смена» 27.05.2019, согласно которой заведующий спортивного сооружения исполняет следующие обязанности: осуществляет руководство за административно-хозяйственной и экономической деятельностью спортивного сооружения; определяет формы и методы организации деятельности спортивного сооружения, связанные с предоставлением физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; утверждает: перечень оказываемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, условия оказания услуг, правила поведения на территории спортивного сооружения с целью исключения нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуг; определяет условия и заключает договоры, связанные с деятельностью спортивного сооружения, организует контроль за их выполнением; решает организационно-технические вопросы, связанные с подготовкой и проведением спортивно-массовых и зрелищных мероприятий; обеспечивает надлежащее техническое оборудование мест проведения занятий, спортивно-зрелищных мероприятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами; организует учебно-спортивную работу; обеспечивает оснащение спортивного сооружения спортивно-технологическим, инженерным оборудованием, материалами и осуществляет контроль за их правильным использованием; организует проверку обеспечения безопасности потребителей спортивных услуг; осуществляет надзор за состоянием объектов спортивного сооружения; обеспечивает установление договорных отношений подрядчиками на предоставление коммунальных услуг; контролирует предоставление подрядными организациями коммунальных услуг и оплату их по факту предоставления; организует своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, строений, объектов, а также регулярное техническое освидетельствование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря; принимает меры по обеспечению спортивного сооружения квалифицированными кадрами, по оптимальному использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, повышению их квалификации; в соответствии с трудовым законодательством и установленным порядком принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения или налагает взыскания, создает условия для их профессионального роста; издает приказы (распоряжения) по всем направлениям деятельности спортивного сооружения; утверждает Правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, должностные инструкции, производственные (по профессии) инструкции и иные организационно-правовые документы; обеспечивает соблюдение законности в деятельности спортивного сооружения, своевременную уплату установленных налогов и сборов, правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, моральных и материальных стимулов повышения эффективности оказания физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты всего всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки; совместно с трудовым коллективом на основе принципов социального партнерства обеспечивает разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников спортивного сооружения; осуществляет контроль за соблюдением работниками спортивного сооружения правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии; организует спортивно-массовую и оздоровительную работу среди населения, рекламу и пропаганду спорта; организует учет и обеспечивает представление отчетности о деятельности спортивного сооружения владельцу.
После обращения ФИО1 07.09.2020 с заявлением, в котором содержится просьба вывести ее на дистанционную работу до момента готовности документа с результатами тестирования на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР, в тот же день, вынесен приказ № ** о переводе ФИО1 на дистанционную работу специалиста по закупкам с сохранением обязанности выполнения ее трудовых функций в полном объеме, в той же должности и с тем же окладом.
15.12.2020 ФИО1 уволена с занимаемых ею должностей по соглашению сторон, о чем имеется приказ № ** от 11.12.2020 и приказ № ** от 11.12.2020.
Обращаясь в суд, истец указала, что фактически между истцом и МБУ ДО ДЮСШ «Смена» сложились трудовые отношения в связи с фактическим допуском ее к работе в должности заместителя директора по АХЧ сложились с МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 13.05.2020 до 17.08.2020 и с 30.09.2020. Трудовые обязанности в указанной должности она исполняла вплоть до увольнения, то есть до 15.12.2020, однако трудовой договор с ней не заключен.
Ответчик МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в ходе рассмотрения дела оспаривал факт возникновения трудовых отношений с истцом в должности заместителя директора по АХЧ, ответчик УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск считал себя ненадлежащим ответчиком.
Как следует из устава МБУ ДО ДЮСШ «Смена» учредителем (собственником) бюджетного учреждения является муниципальное образование – городской округ ЗАТО Северск (далее Учредитель). Функции и полномочия Учредителя в отношении Бюджетного учреждения осуществляет УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск в рамках компетенции, установленной актами, определяющими его статус как уполномоченного отраслевого органа Администрации ЗАТО Северск.
Из Приложения № ** к коллективному договору утвержденного на собрании работников МБУ ДО ДЮСШ «Смена» (протокол № ** от 12.05.2017) следует, что круг обязанностей, которые выполняет каждый работник по своей должности, определяется, помимо настоящих правил, уставом МБУ ДО ДЮСШ «Смена» и квалификационными характеристиками работников спортивной школы.
Аналогичные правила закреплены в Приложении № ** к коллективному договору утвержденного на собрании работников МБУ ДО ДЮСШ «Смена» (протокол № ** от 04.09.2020)
Как установлено судом, не оспаривается сторонами и подтверждается показаниями свидетелей, в 2018 году ФИО1 замещала должность заместителя директора по АХЧ.
По утверждению истца, для исполнения обязанностей заместителя директора по АХЧ работодателем ей предоставлен отдельный кабинет № 106, отдельный телефон, которые указаны на сайте школы, как контакты заместителя директора по АХЧ МБУ ДО ДЮСШ «Смена», что подтверждается скриншотами страницы сайта МБУ ДО ДЮСШ «Смена» от 29.12.2020.
Свидетель К. суду показала, что работала в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в период с 20.05.2019 по 15.11.2019. При трудоустройстве на должность специалиста по охране труда ФИО1 ей представили как заместителя директора по АХЧ, она исполняла обязанности в данной должности. С мая по ноябрь 2019 года происходила подготовка к открытию летнего лагеря, в связи с чем имелась необходимость ей с ФИО1 сотрудничать в трудовой деятельности. При подготовке к лагерю выяснилось, что не хватает журналов, со слов ФИО1 ей стало известно, что журналы заказывала и заполняла ФИО1 собственноручно. После увольнения у нее остались доброжелательные отношения, около двух раз в месяц она общалась с ФИО1 при помощи мессенджеров, жалоб относительно работодателя она не высказывала.
Из показаний свидетеля Б. следует, что с ФИО1 находится в доброжелательных отношениях. Она трудоустроена в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с мая 2018 года, на момент ее трудоустройства ФИО1 работала в должности бухгалтера. Затем на период отпуска по уходу за ребенком Л. ФИО1 исполняла обязанности заместителя директора по АХЧ. В марте 2020 года Л. вышла из декретного отпуска и ФИО1 начала исполнять обязанности специалиста по закупкам вплоть до увольнения в декабре 2020 года. Ее непосредственный руководитель - заведующий хозяйством, затем заместитель директора по АХЧ. После увольнения Л. в сентябре 2020 года должностные обязанности заместителя директора по АХЧ никто не исполнял. Во время исполнения ФИО1 обязанностей заместителя директора по АХЧ она занимала рабочее место, предусмотренное данной должности, и пользовалась компьютером Л. После выхода на работу, в период исполнения своих обязанностей, Л. занимала рабочее место в одном кабинете с заведующим хозяйством. В кабинете, где располагается место заместителя директора по АХЧ, работали ФИО1 в должности специалиста по закупкам и Ж., работая в должности специалиста по кадрам, затем Ж. находилась в кабинете заведующего хозяйством. Весной 2020 года в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» проводился ремонт помещений, которым руководила ФИО1, кроме того помещения осматривались комиссией, в состав которой входили директор, заместитель директора по УВР, в том числе и Д., которая на тот момент не занимала должность заместителя директора по АХЧ. С мая 2020 года по декабрь 2020 года ей указания по работе давала Д., которая в свою очередь подчиняется директору.
В., допрошенный в судебном заседании суду показал, что с 03.09.2018 трудоустроен в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в должности разнорабочего и находится в подчинении заведующего хозяйством, который в свою очередь подчиняется заместителю директора по АХЧ. В 2020 году данную должность занимала ФИО1, однако вследствие выхода Л. из отпуска по уходу за ребенком, ФИО1 начала исполнять обязанности специалиста по закупкам. Весной–летом 2020 года по просьбе директора, поскольку у него с ФИО1 сложились доверительные отношения, он сообщил ФИО1, что из отпуска по уходу за ребенком выйдет Л. и приступит к исполнению своих должностных обязанностей. После вступления Л. к исполнению своих должностных обязанностей должность заведующего хозяйством была вакантна и ФИО1, уже не исполняя обязанности заместителя директора по АХЧ, однако по своей инициативе продолжала выполнять работу заместителя директора по АХЧ, рабочие продолжали к ней обращаться по вопросам, какющимся административно-хозяйственной части. В период отсутствия Л. на рабочем месте, все рабочие обращались к ФИО1, и она никогда не отказывала в помощи при разрешении вопросов. К директору, либо к Д. сотрудники не обращались, поскольку у ФИО1 можно было получить ответ на любой вопрос. ФИО1 и Ж. занимали кабинет заместителя директора по АХЧ, а Д. и Л. располагались в кабинете специалиста по кадрам. ФИО1, исполняя обязанности заместителя директора по АХЧ, была требовательным и справедливым руководителем. Однако около года назад, как ФИО1 перестала исполнять обязанности заместителя директора по АХЧ, организация работы нарушена. Дезорганизация продолжается около года. В 2020 году в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» проходил ремонт, и кто руководил ремонтом, не помнит. В мае 2020 ему поручения давал директор, по поводу материалов он обращался к Д., с мая 2020 года по декабрь 2020 года ФИО1 ему распоряжения не давала. По вопросам о начислении заработной платы он обращался к ФИО1, к Д. не обращался, поскольку не желал, считал ее не компетентной. Он писал заявку на проведение ремонта и обращался к ФИО1 как к специалисту по закупкам.
Свидетель А. суду показала, что ФИО1 на период отсутствия заместителя директора по АХЧ Л., исполняла обязанности в данной должности и занимала кабинет заместителя директора по АХЧ совместно с Ж. После того, как Л. приступила к исполнению своих обязанностей ФИО1 стала работать в должности специалиста по закупкам, однако почти весь работающий персонал обращался к ФИО1 с вопросами по рабочим моментам, по личной инициативе, поскольку считали Д., работающей в должности заместителя директора по АХЧ не компетентной во многих вопросах. Д. обращалась к ФИО1 с вопросами по трудовой деятельности, последняя ей не отказывала в помощи. ФИО1 исполняла обязанности заместителя директора по АХЧ, до того момента пока Л. не вышла из отпуска по уходу за ребенком, последняя приступила к работе после отпуска в мае 2020 года. Однако к ФИО1 работники МБУ ДО ДЮСШ «Смена» обращались по вопросам касающихся исполнения обязанностей по иным должностям.
Свидетель М. в судебном заседании пояснила, что при трудоустройстве в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в 2018 году она познакомилась с ФИО1, которая работала в должности специалиста по закупкам. Затем она исполняла обязанности заместителя директора по АХЧ, на период декретного отпуска Л. Последняя вышла из отпуска по уходу за ребенком в мае 2020 года и приступила к выполнению своих обязанностей. После чего ФИО1 работала в должности специалиста по закупкам, однако занимала рабочее место заместителя директора по АХЧ Л., которая находилась в кабинете заведующего хозяйством. ФИО1 с мая 2020 года ей распоряжения в должности заместителя директора по АХЧ не давала, руководила персоналом заведующая хозяйством Д. Однако к ФИО1 сотрудники МБУ ДО ДЮСШ «Смена» обращались за помощью по вопросам связанным с трудовой деятельностью заместителя начальника по АХЧ, поскольку она замещала данную должность с 2018 года и являлась опытным сотрудником.
Как следует из показаний свидетеля Г., 07.07.2020 она трудоустроена в МБУ ДО ДЮСШ «Смена», ФИО1 директор представил специалистом по закупкам, в должности заместителя директора по АХЧ она ФИО1 не наблюдала. В 2020 году Д. работала в должности заведующей хозяйством, должность заместителя директора по АХЧ была вакантна. С ФИО1 она контактировала по рабочим моментам как со специалистом по закупкам.
Свидетель Ш. в судебном заседании показала, что в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» работает с 29.07.2020, ФИО1 ей представили как специалиста по закупкам. В июле 2020 года в должности заместителя директора по АХЧ работала Л. к которой она обращалась по рабочим вопросам вплоть до ее увольнения. Затем по вопросам деятельности заместителя директора по АХЧ она обращалась к Д.
Свидетель Е. суду показала, что работает в должности секретаря в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» с 01.08.2017, с ФИО1 знакома как с работником специалиста по закупкам. Ранее ФИО1 исполняла обязанности заместителя директора по АХЧ, на период нахождения Л. в отпуске по уходу за ребенком. ФИО1 располагалась в кабинете Л., после того как Л. вышла из декретного отпуска, приступила к выполнению должностных обязанностей заместителя директора по АХЧ. Кабинет, в котором ФИО1 располагалась на момент нахождения Л. в декретном отпуске, ФИО1 не освободила и продолжала его занимать, исполняя обязанности специалиста по закупкам.
Как следует из показаний свидетеля С., в спорный период он являлся директором МБУ ДО ДЮСШ «Смена». ФИО1 выполняла работу специалиста по закупкам, дополнительно выполняла его поручения, за что получала заработную плату и дополнительную премию. В период, заявленный истцом, должностные обязанности заместителя директора по АХЧ исполняла Д., данные обязанности на нее были возложены приказом. С заявлением о переводе на должность заместителя директора по АХЧ ФИО1 обратилась к нему в конце ноября-начале декабря 2020 года. С 30.09.2020 ФИО1 обязанности заместителя директора по АХЧ не исполняла, поскольку сначала находилась в ежегодном отпуске, затем в связи с поездкой за границу, по возвращении, работала дистанционно, соблюдая режим самоизоляции. Должность заместителя директора по АХЧ ФИО1 он никогда не обещал, однако рассматривал ее кандидатуру на эту должность наряду с другими кандидатами. Кандидатура ФИО1 не избрана на должность ввиду отсутствия определенных навыков в области поставки, логистики, а также в связи со сложностями во взаимоотношениях с трудовым коллективом.
Как установлено судом, не оспаривается сторонами и подтверждается показаниями свидетелей, что рабочее место ФИО1 в период с 2018 года по дату увольнения располагалось в кабинете заместителя директора по АХЧ Л. Вместе с тем выполнение ею трудовой функции за спорный период в должности заместителя директора по АХЧ в режиме полного рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, с согласия и под контролем работодателя, с соблюдением истцом трудовой дисциплины, подчинение ее локальным нормативным актам работодателя в качестве работника не подтверждены, само по себе нахождение на рабочем месте заместителя директора по АХЧ не может свидетельствовать об исполнении должностных обязанностей заместителя директора по АХЧ.
Кроме того показаниями свидетелей подтверждается тот факт, что ФИО1 находясь на рабочем месте Л. исполняла обязанности специалиста по закупкам.
Помимо прочего, факт размещения сведений на официальном сайте МБУ ДО ДЮСШ «Смена» не свидетельствует о выполнении ФИО1 должностных обязанностей, согласно должностной инструкции заместителя директора по АХЧ, в спорный период.
Согласно должностной инструкции заместителя директора по административно-хозяйственной части от 14.12.2020, утвержденной директором МБУ ДО ДЮСШ «Смена», заместитель директора по АХЧ обязан: осуществлять руководство хозяйственной деятельностью Учреждения; организовывать текущее и перспективное планирование по административно-хозяйственной деятельности; осуществляет анализ административно-хозяйственной деятельности на текущий момент и перспективу; координировать и контролировать работу обслуживающего персонала школы; осуществлять работу по хозяйственному обслуживанию зданий школы и прилегающих к ним территорий, обеспечивать готовность спорткомплексов школы к новому учебному году; еженедельно совершать объезды зданий (объектов) и сооружений школы с целью осмотра технического состояния (по мере возможности); ежемесячно представлять отчеты по объектам школы, с расшифровкой о сделанной и планированной работе, а также какие меры были приняты по устранению выявленных недочетов в жизнедеятельности объектов; контролирует обеспечение работников предметами хозяйственного обихода, канцелярскими товарами; своевременно доводить до сведения обслуживающего персонала приказы директора и вышестоящих организаций по административно хозяйственной деятельности; вести необходимую отчетную документацию МБУ ДО ДЮСШ «Смена» по административно-хозяйственной части, своевременно предоставлять ее в вышестоящие и контролирующие органы; руководит работами по благоустройству, озеленению и уборки территории; проводить расследование случаев нарушения трудовой дисциплины требований охраны и безопасности труда обслуживающим персоналом школы; выполнять инструкции по охране и пожарной безопасности; несет ответственность за санитарно-эпидемиологическое состояние зданий, помещений и имущества, находящиеся на балансе и в оперативном управлении МБУ ДО ДЮСШ «Смена»; выполнять в рамках трудового договора и иные указан распоряжения директора, как устные, так и письменные; принимать решения в пределах своей компетенции; вносить предложения по совершению хозяйственной деятельности школы; участвовать в принятии коллегиальных решений советов трудового коллектива, педагогических советов; контролировать и оценивать деятельность обслуживающего персонала школы; вносить предложения по поощрению работников (обслуживающего персонала); по применению к ним мер дисциплинарного воздействия.
Доводы истца о том, что она в спорный период выполняла обязанности заместителя директора по АХЧ согласно должностной инструкции, суд не принимает во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, истцом в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств исполнения по поручению работодателя трудовых обязанностей, установленных должностной инструкцией заместителя директора по административно-хозяйственной части, веденной приказом № ** от 06.10.2017. Кроме того данное утверждение истца опровергается показаниями свидетелей, в том числе и со стороны истца.
Согласно п. 3.2.8. раздела 3 трудового договора от 13.05.2020 № ** работник обязан выполнять в рамках трудового договора и иные указания, распоряжения директора, как устные, так и письменные.
Должностные инструкции заместителя директора по административно-хозяйственной части от 14.12.2020 и от 06.10.2017 содержат определенный перечень должностных обязанностей. Доказательств того, что ФИО1 выполняла все должностные обязанности согласно названным инструкциям истцом не представлено.
Как подтверждается показаниями свидетеля С., ФИО1 в соответствии с трудовым договором, исполняла его устные поручения в пределах ее должностных обязанностей с учетом возможности расширения зоны должностных обязанностей, за что была неоднократно премирована.
В подтверждение указанному ответчиком представлены приказы о премировании от 26.10.2020 № **, **, **, от 07.10.2020 № **, **, от 26.08.2020 № **
Кроме того, как видно из приказов № ** от 26.10.2020 и № ** от 26.11.2020 за дополнительный объем работы и ответственное исполнение по поручению директора, Д., заведующему хозяйством, за выполнение работ по координации и контролю работы обслуживающего персонала школы, в соответствии с должностной инструкцией заместителя директора по административно-хозяйственной части выплачена премия за октябрь 2020 года в размере 6000 руб.
Следовательно, в спорный период должностные обязанности заместителя директора по АХЧ исполняла Д.
Представленные истцом скриншоты смс-сообщений мессенджера WhatsApp с телефона истца и рабочего стола компьютера, за которым ФИО1 осуществляла деятельность, не содержат сведений об обстоятельствах исполнения истцом в период с 13.05.2020 по 17.08.2020 и с 30.09.2020 по 15.12.2020 обязанностей заместителя директора по АХЧ. Сам факт выполнения ФИО1 отдельных пунктов инструкции заместителя директора по АХЧ, по поручению работодателя, что предусмотрено локальными нормативными актами, не свидетельствует о факте трудовых отношений с МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в спорный период в должности заместителя директора по АХЧ.
Из представленных суду аудиозаписей разговоров ФИО1 и директора МБУ ДО ДЮСШ «Смена» С. следует, что последний в устной форме давал ФИО1 поручения, которые как указано выше предусмотрены локальными нормативными актами. Кроме того из аудиозаписей следует, что ФИО1 выполняла не все поручения работодателя, от выполнения обязанностей, предусмотренных инструкцией заместителя директора по АХЧ, а именно выполнения технического задания, ФИО1 отказалась.
Истец в исковом заявлении указывает, что в спорный период в дневное время выполняла в основном должностные обязанности заместителя директора по АХЧ, решала организационные моменты, работала с персоналом МБУ ДО ДЮСШ «Смена», однако как следует из показаний свидетелей, ФИО1 считалась компетентным и опытным работником, к которому сотрудники обращались по рабочим вопросам и последняя по своей личной инициативе оказывала помощь по решению таких вопросов, тогда как поручений со стороны руководителя о решении организационных вопросов не имелось.
Кроме того, как следует из свидетельских показаний, ФИО1 исполняла обязанности заместителя директора по АХЧ на период отпуска по уходу за ребенком Л. После того как Л. приступила к выполнению своих должностных обязанностей ФИО1 работала в должности специалиста по закупкам и 0,5 ставки в должности заведующей спортивным сооружением.
Из показаний свидетеля В. следует, что на период замещения ФИО1 должности заместителя директора по АХЧ работа в коллективе МБУ ДО ДЮСШ «Смена» была организована, однако на протяжении года, после того как ФИО1 перестала замещать указанную должность, организация работы нарушена. Следовательно, свидетель прямо указывает на тот факт, что ФИО1 в спорный период не исполняла обязанности заместителя директора по АХЧ.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств исполнения ФИО1 должностных обязанностей заместителя директора по АХЧ в полном объеме в соответствии с должностной инструкцией, истец выполняла поручения руководителя в соответствии с трудовым и коллективным договором. Факт выполнения обязанностей заместителя директора по АХЧ на период отпуска по уходу за ребенком Л. подтверждается свидетельскими показаниями, часть обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией заместителя директора по АХЧ ФИО1 выполняла по своей личной инициативе, а не по распоряжению руководителя. Пользование рабочим местом заместителя директора по АХЧ в спорный период не свидетельствует о выполнении должностных обязанностей в указанной должности. Кроме того, на некоторые поручения руководителя ФИО1 отвечала отказом. При таких данных у суда не имеется оснований считать, что между сторонами возникли трудовые отношения в связи с выполнением истцом трудовой функции заместителя директора по АХЧ за период с 13.05.2020 до 17.08.2020 и с 30.09.2020 по 15.12.2020.
Представленные истцом скриншоты не могут быть приняты судом в качестве доказательств возникновения между сторонами трудовых отношений в должности заместителя директора по АХЧ, поскольку опровергаются совокупностью исследованных письменных доказательств.
При таких обстоятельствах, поскольку факт трудовых отношений ФИО1, МБУ ДО ДЮСШ «Смена», УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск не установлен, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к МБУ ДО ДЮСШ «Смена», УМСП ФКиС Администрации ЗАТО Северск о взыскании заработной платы, оплаты вынужденного прогула, возложении обязанности перечислить страховые взносы, признании увольнения незаконным, восстановлении в должности, компенсации морального вреда.
Разрешая требование о признании отказа в оформлении трудового договора незаконным, возложении обязанности согласовать и заключить трудовой договор суд приходит к следующим выводам.
На основании статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом и иными федеральными законами.
При этом статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещены необоснованный отказ в заключении трудового договора, а также какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
В силу абзаца 6 указанной нормы отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, то есть какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции Российской Федерации, статьи 2, 3, 64 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961).
Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации и абзаца 2 части 1 статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях, велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей; работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным (пункт 10).
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм и их разъяснений отказ гражданину в приеме на работу считается необоснованным в случае, когда работник имеет право заключить трудовой договор, однако ему отказано в приеме на работу по основаниям, не связанным с его деловыми качествами. Иными словами дискриминационным признается такой отказ в заключении трудового договора, который связан с личными либо физическими особенностями кандидата, его политическими или религиозными убеждениями и другими признаками, не имеющими отношения к подлежащей выполнению работе.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, и статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание, что в обоснование заявленных требований истец ссылался на допущенную в отношении него дискриминацию со стороны ответчика в виде необоснованного отказа в приеме на работу, злоупотребление правом со стороны работодателя, суд первой инстанции верно возложил бремя доказывания данных обстоятельств на истца.
Вместе с тем, вопреки требованиям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец каких-либо доказательств указанных обстоятельств не представил.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, с 30.09.2020 в МБУ ДО ДЮСШ «Смена» ставка заместителя директора по АХЧ была вакантна.
С заявлением о переводе на должность заместителя директора по АХЧ ФИО1 обратилась к руководителю 24.11.2020.
Кроме того, как следует из представленных ответчиком документов, 17.11.2021 в качестве кандидатов на вакантную должность заместителя директора по АХЧ заявились Г. и Т.
При этом из пояснений свидетеля С., являвшегося на момент принятия решения о приеме работника на работу директором МБУ ДО ДЮСШ «Смена», при решении названного вопроса кандидатура ФИО1 рассматривалась наряду с остальными кандидатами, однако последняя не подошла по обстоятельствам, которые напрямую связаны с ее деловыми качествами, а именно недостаточная квалификация в области организации поставки, логистики.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ истцу заключить с ним трудовой договор с личными ФИО1 не связан, а потому дискриминационный характер не носит.
Более того, на отказ в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, то есть в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника, ни истец, ни представитель ответчика при разрешении настоящего спора не ссылались, соответствующих доказательств в деле не имеется.
Следовательно положения статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора и установление каких бы то ни было преимуществ при трудоустройстве, устанавливающие во взаимосвязи со статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации правовой механизм, гарантирующий защиту от дискриминации при заключении трудового договора, отказом МБУ ДО ДЮСШ «Смена» в приеме истца на работу не нарушены.
Таким образом, поскольку какой-либо дискриминации или злоупотребления правом со стороны потенциального работодателя в ходе судебного разбирательства не установлено, отказ в приеме истца на работу обусловлен наличием кандидатов, которые по мнению работодателя, по своим профессиональным качествам наиболее подходят для замещения должности заместителя директора по АХЧ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании отказа в оформлении трудового договора незаконным, возложении обязанности согласовать и заключить трудовой договор.
Требование о признании необоснованным отказа в допуске на рабочее место заместителя директора по АХЧ 16.12.2020 также не подлежит удовлетворению, поскольку трудовые правоотношения между работником ФИО1 и работодателем прекращены 15.12.2020, факт трудовых отношений ФИО1 и ответчиком в должности заместителя директора по АХЧ не установлен, а потому оснований для нахождения в служебных помещениях МБУ ДО ДЮСШ «Смена» ФИО1 не имелось, в связи с чем отказ в допуске ФИО1 к рабочему месту 16.12.2020 правомерен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена», Управлению молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск об установлении факта трудовых отношений ФИО1 с муниципальным бюджетным учреждением ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части с 13.05.2020 до 17.08.2020 и с 30.09.2020 по 15.12.2020, признании отказа муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» в оформлении трудового договора с ФИО1 на работу в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части с 30.09.2020 незаконным; возложении на муниципальное бюджетное учреждение ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» обязанности оформить трудовой договор (контракт) на неопределенный срок с ФИО1 на работу в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» с 30.09.2020 и внести в трудовую книжку ФИО1 запись о переводе на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части с 30.09.2020; возложении на Управление молодежной и семейной политики, физической культуры и спорта Администрации ЗАТО Северск обязанности согласовать заключение бессрочного трудового договора (контракта) с ФИО1 на работу в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» с 30.09.2020, взыскании с муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» в пользу ФИО1 задолженности по заработной плате в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» с 13.05.2020 по 17.08.2020 и с 30.09.2020 по 15.12.2020 в сумме 450927,60 руб., взыскании с муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» в пользу ФИО1 оплаты вынужденного прогула с 16.12.2020 исходя из среднего заработка по должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» в размере 1892,08 руб. в день, возложении на муниципальное бюджетное учреждение ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» обязанности предоставить в Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области № 1 индивидуальные сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на ФИО1 за работу в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» с 13.05.2020 по 17.08.2020 и с 30.09.2020 и произвести соответствующие отчисления; признании отказа директора муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» С. допустить ФИО1 к работе в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» и фактическое увольнение ФИО1 с должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» с 16.12.2020 незаконным; восстановлении ФИО1 в должности заместителя директора по административно-хозяйственной части муниципального бюджетного учреждения ЗАТО Северск дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Смена» с 16.12.2020; взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000 руб., распределении судебных расходов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий М.В. Бершанская
УИД 70RS0009-01-2020-006101-03