ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-32/2014 от 25.03.2014 Пригородного районного суда (Свердловская область)

  2-32/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 25 марта 2014 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Лисовенко Н.Е.,

 при секретаре Загидовой А.И.,

 с участием заместителя Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Слепухина Р.В.,

 представителя истца Ананьева С.В.,

 представителя истца Уткина А.А.,

 представителей ответчика Ларина М.Л., Зыкова А.Г., Швецова А.В.,

 представителя ответчика Рамазанова Х.Ф.,

 представителя третьего лица Федорова М.Ю.,

 представителя третьего лица Бердиловой Е.Ю.

 представителя третьего лица Медведевой Е.Б.,

 представителя третьего лица Пергуна В.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Свердловской области, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс Лиман», обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Восток» о признании незаконной деятельности в части проведения рубок лесных насаждений на земельном участке, о запрете осуществления рубки лесных насаждений на земельном участке,

 УСТАНОВИЛ:

 Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Свердловской области и неопределенного круга лиц к ООО «Агрокомплекс Лиман», ООО «Агрофирма Восток» о признании незаконной деятельности в части проведения рубок лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <...>, о прекращении деятельности по договору подряда № <...>, заключенного <...> между ООО «Агрофирма Восток» и ООО «Агрокомплекс Лиман», о запрете ООО «Агрофирма Восток» и другим юридическим и физическим лицам по договору с ООО «Агрофирма Восток» осуществлять рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <...>

 В обоснование иска прокурор указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения директора ГБУ СО «Природный парк «Река Чусовая» проведена проверка соблюдения ООО «Агрофирма Восток» законодательства об охране окружающей среды, о лесопользовании. Установлено, что <...> между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО «Усть-Утка» был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...> № <...> (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения) площадью <...> кв.м., расположенный в районе рабочего поселка Висим Пригородного района Свердловской области с целевым использованием для сельскохозяйственного производства. Дополнительным соглашением №<...> в указанный договор внесены изменения, произведена замена арендодателя на муниципальное образование «г. Нижний Тагил», а также площадь участка уменьшена до <...> кв.м. <...> было заключено соглашение об уступке права аренды земельного участка, право аренды земельного участка с кадастровым номером <...> перешло от ООО «Усть-Утка» к ООО «Агрофирма Восток». Решением Арбитражного суда Свердловской области от <...> вступившим в законную силу 04.06.2013, установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером <...> налагается на земли государственного лесного фонда, расположенные в кварталах <...> урочища ООО «Усть-Утка» Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» (земельный участок с кадастровым номером <...>), на которые имеется свидетельство от <...> года о государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Кроме того, вышеуказанные земли лесного фонда на основании Указа Губернатора Свердловской области от 19.01.2001 года № 787 УГ «О мерах по стабилизации экологической ситуации и рациональному природопользованию в бассейне реки Чусовой на территории Свердловской области», Постановления Правительства Свердловской области от 17.06.2004 года № 519-ПП «Об организации особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Река Чусовая» включены в границы особо охраняемой природной территории, которые относятся к объектам общенационального достояния. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч.ч.1, 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ). При этом рубками лесных насаждений являются процессы их спиливания, срубания, срезания. В соответствии с п.п. 28-31, 35 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, выборочная санитарная рубка является видом санитарно-оздоровительных мероприятий. Выборочные санитарные рубки проводятся в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов (в том числе после их корректировки на основании материалов лесопатологического обследования). Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны. <...> между ООО «Агрофирма Восток» и ООО «Агрокомплекс Лиман» заключен договор подряда, по условиям которого на земельном участке с кадастровым номером <...> в период с <...> по <...> должны быть проведены выборочные санитарные рубки на площади 4 Га. Вместе с тем, в нарушение норм закона проведение вышеуказанных санитарных рубок, ведущихся на землях лесного фонда в кварталах 48, 52 урочища ООО «Усть-Утка», Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество», являющихся особо охраняемой природной территорией областного значения, лесохозяйственным регламентом не предусмотрено, с администрацией ГБУ СО «Природный парк «река «Чусовая» не согласовано. В результате противозаконных действий ответчиков нарушены права Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства Свердловской области на использование и охрану лесов в пределах земель лесного фонда, права Свердловской области в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области на охрану и государственной управление особо охраняемых природных территорий областного значения, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. При этом до настоящего времени земли лесного фонда, а также земли особо охраняемой природной территории областного значения не исключены из состава земельного участка с кадастровым номером <...>, дальнейшие действия ответчиков по рубке лесных насаждений на данном участке создают предпосылки к безвозвратной утрате лесных насаждений и, как следствие, причинение вреда и имущественного ущерба интересам окружающей среды, экологического ущерба, в связи с чем прокурором заявлен настоящий иск в суд.

 Определением суда от 03.12.2013 года по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование «город Нижний Тагил».

 Определением суда от 25.12.2013 года по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

 Определением суда от 14.02.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное казенное учреждение «Центр земельного права».

 В судебном заседании Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор отказался от части исковых требований в части прекращения договора подряда № <...>, заключенного <...> между ООО «Агрофирма Восток» и ООО «Агрокомплекс Лиман», в связи с окончанием действия данного договора на момент рассмотрения дела. Определением суда от 25.03.2014 года отказ прокурора от части исковых требований принят судом, производство по делу в данной части прекращено.

 Кроме того, прокурор уточнил исковые требования: просил признать незаконной деятельность ООО «Агрокомплекс Лиман» и ООО «Агрофирма Восток» в части проведения рубок лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <...> в кварталах <...> в кварталах <...> урочища ООО «Усть-Утка», Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество»; запретить ООО «Агрофирма Восток» осуществлять проведение рубок лесных насаждений на части земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. (кварталы <...> как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами. Уточненные исковые требования поддержал полностью по доводам, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что проведение рубок на землях лесного фонда ответчиками или иным лицом создает предпосылки к безвозвратной утрате лесных насаждений на особо охраняемой природной территории, которые относятся к объектам общенационального достояния. До настоящего времени рубка лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <...> продолжается, причиняется имущественный ущерб Российской Федерации, экологический ущерб окружающей среде.

 Представитель истца – Департамента лесного хозяйства Свердловской области исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что в <...> году проведена работа по регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки, ранее находившееся во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе на территории ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество». Земельный участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, с кадастровым номером <...> не имеет установленных в соответствии с земельным законодательством границ, однако, это не является основанием ставить под сомнение достоверность информации о границах лесного фонда, зафиксированных в материалах лесоустройства. Факт регистрации подтверждает разграничение права собственности на лесной участок в пользу Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Свердловской области от <...>, вступившим в законную силу <...>, установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером <...>, арендуемого ООО «Агрофирма Восток», налагается на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером <...>, находящийся в федеральной собственности. В связи с этим осуществление рубок лесных насаждений должно осуществляться по правилам, установленным Лесным кодексом РФ. Согласно ст. 29, 71, 72, 75 Лесного кодекса РФ осуществление деятельности по рубке лесных насаждений осуществляется на основании договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений. В соответствии со ст. 88, 89 Лесного кодекса РФ установлена обязанность арендатора лесных участков по составлению проекта освоения лесов, который полежат обязательной государственной экспертизе. В силу ст. 26 Лесного кодекса РФ арендатор ежегодно подает в орган государственной власти в области лесных отношений (Департамент лесного хозяйства Свердловской области) заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов – лесную декларацию. Т.е., право лица на вырубку лесных насаждений возникает при наличии договора аренды лесного участка, прошедшего государственную регистрацию в Росреестре, положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, принятой Департаментом лесного хозяйства Свердловской области лесной декларации. Такие документы у ответчиков отсутствуют. Ссылки ответчиков на наличие актов лесопатологического обследования не могут приниматься во внимание, так как данные документы только подтверждают неудовлетворительное состояние лесных насаждений, но не дают право на их вырубку. На основании результатов лесопатологического обследования составляется план-корректировка санитарно-оздоровительных мероприятий. Лица, использующие леса, осуществляют санитарно-оздоровительные мероприятия на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологического обследования. Лесопатологические обследования в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе Департаментом лесного хозяйства Свердловской области. Проведение лесопатологического обследования не может быть возложена на лица, использующие леса. Таким образом, проводимые ответчиками рубки лесных насаждений проводятся со следующими нарушениями: отсутствие у ответчиков договора аренды лесного участка, прошедшего государственную регистрацию в Росреестре, положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, принятой Департаментом лесного хозяйства Свердловской области лесной декларации, отсутствие утвержденной Департаментом лесного хозяйства Свердловской области плана-корректировки по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, проведение лесопатологического обследования лицом, использующим леса.

 Представитель истца – Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что на территории Свердловской области организованы четыре природных парка, один из них – Природный Парк «Река Чусовая» создан на основании Указа Губернатора Свердловской области от 19.01.2001 года № 787 УГ «О мерах по стабилизации экологической ситуации и рациональному природопользованию в бассейне реки Чусовой на территории Свердловской области», Постановления Правительства Свердловской области от 17.06.2004 года № 519-ПП «Об организации особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Река Чусовая». Данный природный парк создан без изъятия земель у собственников, владельцев и пользователей земельных участков, расположенных на его территории. В состав Парка входят земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, а также земли водного фонда. В соответствии с п. 9 Положения о парке в состав парка входят земли сельскохозяйственного назначения площадью <...> гектара, в том числе земли, выделенные ООО «Усть-Утка» площадью <...> гектаров (кварталы <...>). Таким образом, земли, переданные в пользование ООО «Усть-Утка» (в том числе <...> кварталы Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество»), в настоящее время арендатором которых является ООО «Агрофирма Восток», являются частью особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Река Чусовая». Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе выборочных санитарных рубок, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимов особой охраны и в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка. Пользование лесным участком может быть признано законным на основании трех документов: проекта освоения лесов, договора аренды и лесной декларации. Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. У ответчиков указанные документы отсутствуют, ответчиками не соблюден порядок осуществления рубок в пределах особо охраняемых природных территорий, в связи с чем их действия являются незаконными. В связи с фактом проведения в сентябре 2013 года незаконных рубок лесных насаждений в кварталах <...> урочища ООО «Усть-Утка» Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» Постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 19.12.2013 года должностное лицо – директор ООО «Агрокомплекс Лиман» Пыреев М.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ - нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа. Данное постановление вступило в законную силу, штраф в размере 2000 руб., назначенный за совершение данного правонарушения, уплачен директором ООО «Агрокомплекс Лиман» Пыреевым М.М.

 Представители ООО «Агрофирма Восток» исковые требования не признали полностью. Пояснили суду, что ООО «Агрофирма Восток» является арендатором земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства на основании соглашения от <...> года об переуступке права аренды земельного участка по договору аренды №<...> от <...> года. Соглашение прошло государственную регистрацию. Вся арендуемая территория отнесена к категории земель сельскохозяйственного назначения, земли иных категорий, в том числе земли лесного фонда, на данном земельном участке отсутствуют, какие-либо ограничения в использовании земельного участка отсутствуют. Земельный участок ответчика сформирован и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <...> Межевание земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, не проведено. Местоположение лесного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не известно, категория земель не определена. Следовательно, невозможно установить наложение границ земельного участка с кадастровым номером <...> на земельный участок, арендуемый ответчиком. Кроме того, факт о неналожении границ двух указанных участков был установлен решением Пригородного районного суда Свердловской области от 30.05.2012 года, данное решение было обжаловано в апелляционном порядке и оставлено Свердловским областным судом без изменения. В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Т.е. у одного земельного участка может быть только одно целевое назначение и разрешенное использование. Следовательно, в пределах земельного участка с кадастровым номером <...> не может быть земель лесного фонда, а также земель иного специального использования. Ссылку истца на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2013 считает несостоятельной, так как предметом спора был вопрос о приобретении в собственность арендуемого ответчиком земельного участка, а не вопрос о ведении на нем хозяйственной деятельности. Арендуемый ответчиком земельный участок не может входить в состав лесного фонда, так как относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, также в состав арендуемого участка не могут входить земли особо охраняемых природных территорий. Представители отметили, что письмом Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области от 19.03.2010 года земельный участок, предоставленный в аренду обществу не входит в состав земель лесного фонда, так как относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Письмом от 06.04.2012 года тот же орган сообщил о том, что не имеет сведений о существующих ограничениях в использовании этого участка. Из письма Нижнетагильского лесничества от 30.11.2011 года следует, что на территории лесного фонда нет земельного участка с кадастровым номером <...> Требования прокурора о признании незаконной деятельности в части проведения рубок лесных насаждений на земельном участке ответчика не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. В договоре аренды земельного участка от 30.12.20014 года указано, что арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки. С целью соблюдения договора аренды ответчиком было проведено лесопатологическое обследование, в соответствии с которым рекомендовано провести выборочную санитарную рубку. В связи с чем ответчиком был заключен договор подряда с ООО «Агрокомплекс Лиман» на выполнение выборочных санитарных рубок. О проведении выборочных санитарных рубок были информированы природоохранный прокурор, директор парка «Река Чусовая», районные прокуроры, руководство полиции. Ответчиком не ведутся работы по рубке лесных насаждений, проводились лишь санитарные рубки. Кроме того, прокурором избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, так как среди перечисленных в ст.101 Лесного кодекса Российской Федерации споров и способов защиты прав не содержит такого способа как признание деятельности незаконной. Также представитель ответчика полагает, что отсутствуют основания удовлетворения заявленных требований в связи с отсутствием факта нарушения чьих-либо прав, поскольку рубка лесных насаждений не производится. Исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, так как подано лицом, не имеющим полномочий на предъявление иска.

 Представитель ООО «Агрокомплекс Лиман» исковые требования не признал, пояснил, что требования не основаны на законе, не подтверждаются доказательствами. Земельный участок с кадастровым номером <...> относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, категория земель не изменена. Ответчиком проводились лишь санитарные рубки, которые не запрещены законом, других рубок не производилось.

 Представитель третьего лица ГБУ СО «Природный парк «река Чусовая» исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, суду пояснил, что в состав Парка входят земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, а также земли водного фонда. Земли, переданные в пользование ООО «Усть-Утка» (в том числе <...> кварталы Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество»), в настоящее время арендатором которых является ООО «Агрофирма Восток», являются частью особо охраняемой природной территории областного значения «Природный парк «Река Чусовая». Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе выборочных санитарных рубок, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимов особой охраны и в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка. Пользование лесным участком может быть признано законным на основании трех документов: проекта освоения лесов, договора аренды и лесной декларации. Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований. У ответчиков указанные документы отсутствуют, ответчиками не соблюден порядок осуществления рубок в пределах особо охраняемых природных территорий, в связи с чем их действия являются незаконными. В кварталах <...> участка, арендованного ответчиком, были выявлены факты незаконных рубок лесных насаждений. Данные рубки не носили характер санитарных рубок. Ответчиками производились рубки здоровых деревьев, на территорию природного парка «Река Чусовая» производился заезд транспортных средств без согласования в установленном законом порядке. В связи с фактом проведения незаконных рубок лесных насаждений в кварталах <...> урочища ООО «Усть-Утка» Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» Постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 19.12.2013 года должностное лицо – директор ООО «Агрокомплекс Лиман» Пыреев М.М. был привлечен к административной ответственности и признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

 Представитель третьего лица ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, суду пояснил, что ответчиками с сентября 2013 года по настоящее время на указанном земельном участке производятся рубки лесных насаждений без согласования в установленном законом порядке.

 Представитель третьего лица Муниципальное образование «город Нижний Тагил» исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

 Представитель третьего лица - Муниципальное казенное учреждение «Центр земельного права» исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

 Представитель третьего лица - Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, заслушав специалиста, суд приходит к следующему.

 В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 указанного Кодекса.

 В судебном заседании установлено, что 30.12.2004 между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО «Усть-Утка» был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...> № <...> (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения) площадью <...> кв.м., расположенный в районе рабочего поселка Висим Пригородного района Свердловской области с целевым использованием для сельскохозяйственного производства, на срок по <...> года, передача земельного участка подтверждается актом приема-передачи (л.д.23-27).

 Дополнительным соглашением №<...> от <...> в указанный договор внесены изменения, произведена замена арендодателя на муниципальное образование «г. Нижний Тагил», а также площадь участка уменьшена до <...> кв.м. (л.д. 28).

 <...> было заключено соглашение об уступке права аренды земельного участка, права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером <...> перешло от ООО «Усть-Утка» к ООО «Агрофирма Восток» (л.д. 29-31).

 Земельный участок площадью <...> кв.м. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером <...>, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.43), указана категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения» с разрешенным землепользованием для сельскохозяйственного производства. В кадастровом паспорте имеются сведения о том, что указанный земельный участок частично входит в зону «Особо охраняемая природная территория «Природный парк «Река Чусовая» (л.д. 43).

 Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок с разрешенным использованием: для ведения лесного хозяйства и лесопользования площадью <...> га по местоположению в Горноуральском городском округе ГУ СО "Нижнетагильское лесничество" кадастровый номер <...> на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от <...> года <...> (л.д. 44).

 Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером <...> следует, что земельный участок имеет площадь <...> кв.м., расположен по адресу: Свердловская область, Горноуральский городской округ ГУ СО "Нижнетагильское лесничество", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, разрешенное использование «для ведения лесного хозяйства и лесопользования». Категория земель при постановке участка на кадастровый учет не определена, граница земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из дополнительных сведений видно, что участок отнесен к категории лесного участка (л.д.45).

 Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" – статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

 В силу ст. 13 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

 Пунктом 4 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

 Из преамбулы к Федеральному Закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

 В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон "Об особо охраняемых природных территориях") природные парки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, которые являются объектами общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

 Согласно п. 6 ст. 2 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 В силу ст. 18 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

 Исходя из ст. 19 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 Указом губернатора Свердловской области от 19.10.2001 N 787-УГ "О мерах по стабилизации экологической ситуации и рациональному природопользованию в бассейне реки Чусовой на территории Свердловской области" создан природный парк "Река Чусовая".

 На основании п. 2 и 3 названного Указа в целях осуществления деятельности по охране, восстановлению и рациональному использованию природных комплексов на территории природного парка создано Свердловское областное государственное учреждение "Природный парк "Река Чусовая", учредителем которого поручено выступить Правительству Свердловской области.

 Постановлением Правительства Свердловской области от 17.06.2004 N 519-ПП "Об организации особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" утверждено Положение об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" (далее - Положение), в пункте 9 которого установлено, что в состав парка входят, в том числе земли сельскохозяйственного назначения государственного учреждения "Пригородный сельский лесхоз" - филиала федерального государственного учреждения "Свердловское управление сельскими лесами" площадью 16 588 га, включающие земли общества "Усть-Утка", расположенные в кварталах 2 - 6, 10 - 26, 28, 29, 31 - 34, 36 - 41, 46 - 52, 54 - 59, 61, 64.

 Как следует из содержания представленного Департаментом лесного хозяйства Свердловской области описания лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории Горноуральского городского округа (по Пригородному сельскому лесхозу) в состав земельного участка с кадастровым номером <...>, арендуемого ООО «Агрофирма Восток, входят земли государственного лесного фонда площадью <...> га, расположенные на кварталах 1-13, 15-69.

 Из выписки из государственного лесного реестра от 02.03.2012, плана, карты-схемы лесного участка, материалов землеустройства (планшеты N 1 - 29), землеустроительного дела по упорядочению границ земельного участка, предоставленного ООО "Усть-Утка" в кадастровом квартале <...>, изготовленного в 2008 году МУ «Кадастровое бюро» МО «Пригородный район», следует, что земельный участок включает в себя как земли лесного фонда, так и земли, занятые водными объектами (рекой Чусовой и ее притоками). На часть земельного участка, занятого землями лесного фонда, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании п.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

 Из содержания представленного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области заключения государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерством природных ресурсов по Свердловской области от <...> года №<...>, усматривается, что часть земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> гектаров (кварталы <...>) включена в границы особо охраняемой природной территории природный парк «Река Чусовая».

 Таким образом, судом установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером <...> включена в границы особо охраняемой природной территории "Природный парк "Река Чусовая", часть участка площадью <...> га (кварталы <...>) накладывается на ранее учтенный в государственном кадастре участок лесного фонда с кадастровым номером <...> общей площадью <...> га, расположенный в Нижне-Тагильском лесничестве, а также, что в границах указанного земельного участка протекают река Чусовая и ее притоки Илим, Сулем, Межевая Утка, Кашка, Еква, Чизима.

 Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2013 по делу № А60-38296/2010, оставленным без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 года, и вступившим в законную силу 04.06.2013, установлено, что арендуемый ООО «Агрофирма Восток» земельный участок включает в себя как земли лесного фонда, так и земли, занятые водными объектами. На часть земельного участка, занятого землями лесного фонда, право собственности Российской Федерации. Часть земельного участка с кадастровым номером <...> включена в границы особо охраняемой природной территории "Природный парк "Река Чусовая", часть земельного участка с кадастровым номером <...> (<...> га) накладывается ранее учтенный в государственном кадастре участок лесного фонда с кадастровым номером <...>, расположенный в Нижнетагильском лесничестве (земельный участок с кадастровым номером <...>). Постановлением Федерального Арбитражного Суда Уральского округа от 21.10.2013 года решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2013 по делу № А60-38296/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 года оставлено без изменения. (л.д. 32-42).

 Довод ответчиков о том, что невозможно установить наложение земельного участка с кадастровым номером <...>, арендуемого ООО «Агрофирма Восток», и земельного участка с кадастровым номером <...>, так как границы земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, не установлены, суд считает несостоятельным. Совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается нахождение спорного земельного участка на особо охраняемой природной территории "Природный парк "Река Чусовая", наложение его части на ранее учтенный в государственном кадастре участок лесного фонда, принадлежащий Российской Федерации, а также нахождение в его границах водных объектов.

 Довод ответчиков о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> учтен в государственном кадастре как земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство само по себе не изменяет правового положения особо охраняемой природной территории, земель лесного и водного фонда.

 Кроме того, категория земель относится к числу сведений, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости (подп. 13 п. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"), следовательно, эта характеристика земельного участка лишь отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.

 Довод ответчиков о том, что решением Пригородного районного суда Свердловской области по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Усть-Утка» от 30.05.2012 года, вступившим в законную силу, установлено не наложение земельного участка с кадастровым номером <...>, арендуемого ООО «Агрофирма Восток», и земельного участка с кадастровым номером <...>, находящего в собственности Российской Федерации, и указанное решение имеет преюдициальное значение, в связи с чем данное обстоятельство не подлежит доказыванию, – суд считает несостоятельным.

 В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 Между тем ответчиками по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора по рассматриваемому гражданскому делу являются ООО «Агрофирма Восток» и ООО «Агрокомплекс Лиман», которые не участвовали в рассмотрении дела по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Усть-Утка». Поэтому обстоятельства, установленные решением Пригородного районного суда Свердловской области от 30.05.2012 года, не имеют преюдициального значения для разрешения настоящего спора.

 Если в новом деле участвуют и другие лица, для них факты, установленные предыдущим решением, не имеют преюдициального значения и устанавливаются на общих основаниях.

 В соответствии со ст.9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 В соответствии с п.1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

 Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации определены виды использования лесов: заготовка древесины, живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Кодекса (пункт первый статьи).

 Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (пункт третий статьи).

 Статьей 26 Лесного кодекса определено, что использование лесов производится на основании лесной декларации - заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

 В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

 В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

 Согласно ст. 29, 71, 72, 75 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление деятельности по рубке лесных насаждений осуществляется на основании договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений.
  В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

 В силу ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Использование, а также охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, регулируется федеральным лесным законодательством с учетом требований законодательства в сфере особо охраняемых природных территорий.

 Общие положения об использовании лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, содержатся в ст. 103 Лесного кодекса Российской Федерации: в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

 В соответствии со ст. 21 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

 В силу п. 15. Положения об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая" на всей территории Парка запрещается: деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, рубки главного пользования, проходные рубки; промышленная заготовка дикорастущих растений; движение и стоянка без согласования с администрацией Парка механизированных транспортных средств вне дорог общего назначения, за исключением транспортных средств, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов и осуществление противопожарных и лесохозяйственных мероприятий; иная деятельность, ухудшающая состояние природных, историко-культурных и геолого-минералогических объектов.

 Положения о природных парках Свердловской области не содержат положений, допускающих проведение сплошных рубок, не содержат норм, устанавливающих особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений.

 Следовательно, с учетом приведенных выше норм, проведение сплошных рубок в природных парках Свердловской области запрещено, а выборочные рубки осуществляются в соответствии с положениями лесного законодательства.

 Особенности использования, охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, установлены в приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 181 (ред. от 12.03.2008) "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях". Из п. 3 указанного Приказа следует, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.

 Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (п. 28
Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".

 Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 N 523 "Об утверждении методических документов" утверждены "Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий", "Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований". В соответствии с указанными документами
  санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий на основании, в том числе, результатов лесопатологического обследования. На основании результатов лесопатологического обследования составляется план-корректировка санитарно-оздоровительных мероприятий (п. 9,10, 12 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий). Лица, использующие леса, осуществляют санитарно-оздоровительные мероприятия на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологического обследования. Лесопатологические обследования обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Проведение лесопатологического обследования не может быть возложено на лица, использующие леса (п. 5, 6 Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований).

 В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, выборочная санитарная рубка является видом санитарно-оздоровительных мероприятий. Выборочные санитарные рубки проводятся в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, в том числе после их корректировки на основании материалов лесопатологического обследования. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны (п.п. 28-31, 35 Правил).

 Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм, право лица на вырубку лесных насаждений возникает при наличии: договора аренды лесного участка, прошедшего государственную регистрацию в Росреестре, проекта освоения лесов, положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, лесной декларации, принятой Департаментом лесного хозяйства Свердловской области. Проект освоения лесов, в свою очередь, разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

 28.08.2013 между ООО «Агрофирма Восток» и ООО «Агрокомплекс Лиман» был заключен договор подряда, по условиям которого на земельном участке с кадастровым номером <...> в период с <...> должны быть проведены выборочные санитарные рубки на площади <...> Га.

 Поскольку судом установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером <...>, арендуемого ответчиком ООО «Агрофирма Восток», включена в границы особо охраняемой природной территории "Природный парк "Река Чусовая", часть участка площадью <...> налагается на участок лесного фонда с кадастровым номером <...> находящийся в федеральной собственности, расположенный в Нижне-Тагильском лесничестве, то осуществление рубок лесных насаждений на данном участке должно проводиться по правилам, установленным Лесным кодексом Российской Федерации, в соответствии с Законом "Об особо охраняемых природных территориях" и Положением об особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", нормы которых приведены выше.

 Как установлено судом, на землях лесного фонда в кварталах 48, 52 урочища ООО «Усть-Утка», Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество», являющихся особо охраняемой природной территорией областного значения, ответчиками производились рубки лесных насаждений с нарушением приведенных выше норм закона: без договора аренды лесного участка, прошедшего государственную регистрацию в Росреестре, без проекта освоения лесов, положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, лесной декларации, принятой Департаментом лесного хозяйства Свердловской области. Отсутствовал план-корректировка по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденный Департаментом Лесного хозяйства Свердловской области, на основании материалов лесопатологического обследования. Проведение рубок лесохозяйственным регламентом не предусмотрено, с администрацией ГБУ СО «Природный парк «Река «Чусовая» не согласовано.

 Таким образом, порядок осуществления рубок на лесном участке, в пределах особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", предусмотренный действующим законодательством, не соблюден ответчиками.

 Факт проведения ответчиками рубок на землях лесного фонда в кварталах <...> урочища ООО «Усть-Утка», Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество» в августе-сентябре <...> года без соблюдения порядка, установленного законодательством, подтверждается актами о лесонарушении (л.д. 48-51), сообщением от <...> года о наличии события административного правонарушения на особо охраняемой природной территории «Природный парк «Река Чусовая» и ситуационными планами к нему (л.д 53), объяснениями сотрудников Парка и Нижнетагильского лесничества, (л.д. 54-56).

 Также данный факт подтверждается Постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области № 12-12-07/35-П от 19.12.2013 года о назначении административной наказания. Данным постановлением должностное лицо – директор ООО «Агрокомплекс Лиман» Пыреев М.М. за осуществление рубки лесных насаждений, произведенной 10.09.2013 года в 52 квартале выдел 13 урочища ООО «Усть-Утка», Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество», и движение и стоянку механизированных транспортных средств в указанном квартале без согласования с администрацией особо охраняемой природной территории областного значения "Природный парк "Река Чусовая", был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ - нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа. Данное постановление вступило в законную силу, штраф в размере 2000 руб., назначенный за совершение данного правонарушения, уплачен директором ООО «Агрокомплекс Лиман» Пыреевым М.М.

 В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих исковых требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

 Доказательств, подтверждающих законность проведенных ответчиками рубок лесных насаждений на участке, арендуемом ответчиком ООО «Агрофирма Восток», суду не представлено.

 Ссылка ответчика ООО «Агрофирма Восток» о том, что обязанность по проведению санитарных рубок возложена на него договором аренды № <...> от <...> года, суд считает не состоятельным, так как данная обязанность указанным договором на ответчика не возложена. Напротив, в п. 5.2.9 договора указано, что арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке. Пунктом 5.2.10 на арендатора возложена обязанность не осуществлять на земельном участке работы, для проведения которых требуется решение (разрешение) соответствующих компетентных органов (л.д. 23-25).

 Ссылка ответчиков на наличие актов лесопатологического обследования не принимается судом во внимание, так как данные документы лишь подтверждают неудовлетворительное состояние лесных насаждений, но не дают прав на их вырубку. В силу указанных выше норм закона санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий на основании, в том числе, результатов лесопатологического обследования. На основании результатов лесопатологического обследования составляется план-корректировка санитарно-оздоровительных мероприятий, который утверждается Департаментом лесного хозяйства Свердловской области. Лица, использующие леса, осуществляют санитарно-оздоровительные мероприятия на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологического обследования.

 Таким образом, суд установил, что ответчики в нарушение норм закона произвели рубки лесных насаждений на землях лесного фонда в кварталах <...> урочища ООО «Усть-Утка», Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество», являющихся особо охраняемой природной территорией областного значения.

 Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

 Согласно ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

 В силу ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

 При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как возникает потенциальная угроза причинения ущерба окружающей среде в связи с несоблюдением ответчиками требований законодательства в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

 В связи с изложенным суд приходит к выводу о незаконности деятельности ООО «Агрокомплекс Лиман», ООО «Агрофирма Восток» в части проведения рубок лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 66:19:000000:271 в кварталах 48, 52 урочища ООО «Усть-Утка», Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество».

 В результате вышеуказанных незаконных действий ответчиков нарушены права Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства Свердловской области на использование и охрану лесов в пределах земель лесного фонда, права Свердловской области в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области на охрану и государственной управление особо охраняемых природных территорий областного значения, права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

 В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты гражданских прав, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

 Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Поскольку судом установлено, что до настоящего времени часть земельного участка с кадастровым номером <...>, арендуемого ответчиком ООО «Агрофирма Восток», включена в границы особо охраняемой природной территории "Природный парк "Река Чусовая", часть участка площадью <...> га (кварталы <...> налагается на участок лесного фонда с кадастровым номером <...>, находящийся в федеральной собственности, расположенный в Нижне-Тагильском лесничестве, а у ответчиков отсутствуют документы, подтверждающие законность рубок на данном участке, принимая во внимание, что дальнейшие действия ответчиков по рубке лесных насаждений на данном участке создают предпосылки к безвозвратной утрате лесных насаждений и, как следствие, причинение вреда и имущественного ущерба интересам окружающей среды, экологического ущерба, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части запрещения ООО «Агрофирма Восток» осуществлять проведение рубок лесных насаждений на части земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. (кварталы <...>) как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Восток», общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс Лиман» в части проведения рубок лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером <...> в кварталах <...> урочища ООО «Усть-Утка», Висимского участкового лесничества ГКУ СО «Нижнетагильское лесничество».

 Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Восток» осуществлять проведение рубок лесных насаждений на части земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м. (кварталы <...> как самостоятельно, собственными силами, так и путем заключения договоров на такую деятельность с иными (юридическими или физическими) лицами.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Пригородный районный суд Свердловской области

 Мотивированное решение суда составлено <...> года.

 Судья: подпись

 <...>

     <...>

  <...>

   <...>

  <...>

 <...>

 <...>