ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-32/2022 от 04.04.2022 Кавалеровского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-32/2022

25RS0015-01-2021-002106-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2022 года поселок Кавалерово

Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Клемешевой Н.С.,

при секретаре Кожемякиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделению по Дальнегорскому городскому округу краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в лице отдела по Кавалеровскому муниципальному району об отмене решения,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к отделениюя по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в лице отдела по Кавалеровскому муниципальному району, в котором в порядке ст. 39 ГПК РФ с учетом уточненных исковых требований просила признать незаконным и отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ об удержании с неё денежных средств единовременной ежегодной компенсации расходов на приобретение альтернативного топлива, обязать ответчика возвратить ей денежные средства, удержанные с марта 2021 по январь 2022 года в размере 16 136,92 руб.

В обоснование требований истица указала, что в соответствии с постановлением <адрес> «Об утверждении порядка и условий предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги специалистам бюджетной сферы», ей как педагогу в 2018 году была назначена ежегодная единовременная денежная компенсация расходов на отопление электрической энергией.

Согласно письму ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, ежегодная единовременная денежная выплата в целях отопления за электричество предоставлена ей неправомерно, в связи с чем с неё подлежат удержанию излишне выплаченные денежные суммы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 821, 12 руб.

При обращении к ответчику ФИО1 было разъяснено, что выплаты в соответствии с п. 1.2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» за альтернативное топливо ей начислялись необоснованно, вместо выплат за альтернативное электрическое отопление.

Поскольку на протяжении трёх лет ею ежегодно подавался пакет документов, подтверждающих наличие у неё в квартире альтернативного электрического отопления, данные документы проходили проверку и на их основании ей выплачивалась ежегодная денежная компенсация, истица считает решение отделения по Дальнегорскому городскому округу об отмене решения о назначении ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение альтернативного топлива и удержании излишне выплаченных сумм, незаконным.

В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - начальник отдела по Кавалеровскому муниципальному району отделения по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ФИО5 (доверенность КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения иска возражала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает иск ФИО1 обоснованным.

Согласно ч. 2 ст. 41 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» (далее по тексту - <адрес>-КЗ) право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется, в том числе, работающим в сельских населенных пунктах и поселках педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций <адрес>.

В силу ч. 2 ст. <адрес>-КЗ, данные меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях без центрального отопления в жилом фонде независимо от формы собственности и использующим в целях отопления твердое либо альтернативное топливо, в виде одной из компенсаций по их выбору в виде: ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение твердого либо альтернативного топлива при наличии печного либо альтернативного отопления (кроме электричества) в размере 284,44 рубля на один квадратный метр общей площади занимаемого жилого помещения и его доставку в размере 3 570,41 рубля; или ежемесячной компенсации расходов на оплату электрической энергии, используемой для отопления жилых помещений, по показаниям прибора учета электрической энергии, используемой для отопления этих жилых помещений, в размере 100 процентов расходов на указанные цели за отопительный сезон, установленный в соответствии с действующим законодательством.

Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги специалистам бюджетной сферы, определенным п. п. 1, 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14, ч. ч. 1(1), 2, 3 ст. 14(1) <адрес>-КЗ установлен постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пг «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги медицинским и педагогическим работникам» (далее по тексту - постановление <адрес>-пг).

Согласно п. 1.5 постановления <адрес>-пг, сельским педагогическим работникам предоставляются меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в виде компенсации 100 процентов расходов на: оплату освещения жилого помещения; оплату электрической энергии, используемой для отопления жилых помещений, по показаниям прибора учета электрической энергии, используемой для отопления этих жилых помещений, за отопительный сезон, установленный в соответствии с действующим законодательством.

Данные выплаты предоставляется по выбору педагогических работников на основании заявления: либо компенсация расходов на отопление электрической энергией в виде ежемесячной денежной компенсации, либо ежегодной единовременной денежной выплаты (п. 1.8 постановления <адрес>-пг).

Лицам, указанным в п. 1.2 настоящего Порядка, проживающим в жилых помещениях без центрального отопления в жилом фонде независимо от формы собственности и использующим в целях отопления твердое либо альтернативное топливо (кроме электричества), предоставляется мера социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в виде ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение твердого или альтернативного топлива и доставку твердого либо альтернативного топлива в размерах, установленных п. п. 3, 4 ч. 2 ст. <адрес>-КЗ, в форме ежегодной единовременной денежной выплаты (п. 1.7 постановления <адрес>-пг).

Как установлено, ФИО6 работает в МБДОУ пгт Кавалерово в должности музыкального руководителя, является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, пгт Кавалерово, <адрес> (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии 25-АВ , запись регистрации ).

Указанная квартира согласно решению администрации Кавалеровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании переустройства, акту приемочной комиссии о произведенном переустройстве в жилом доме, утвержденном заместителем главы администрации Кавалеровского муниципального района <адрес>, оборудована электрическим теплоснабжением (электрическими приборами - конвекторами) (л.д. 17, 18), актом филиала «Дальнегорский» КГУП «Примтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ квартира исключена из числа абонентов системы централизованного отопления (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в отдел по Кавалеровскому муниципальному району департамента труда и социального развития <адрес> с заявлением о назначении ей как педагогическому работнику образовательного учреждения сельской местности ежегодной единовременной компенсации расходов на топливо и его доставку.

Решением отдела по Кавалеровскому муниципальному району департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пг «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги медицинским и педагогическим работникам» ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначена единовременная компенсация расходов на приобретение твердого или альтернативного топлива, вид услуги - электроэнергия (отопление) ЕДК в размере 17 094,29 руб.

ДД.ММ.ГГГГФИО6 также обратилась в отдел по Кавалеровскому муниципальному району отделения по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении ей как педагогическому работнику образовательного учреждения сельской местности ежегодной единовременной компенсации расходов на топливо и его доставку.

Решением отдела по Кавалеровскому муниципальному району отделения по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ истице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначена единовременная компенсация расходов на приобретение альтернативного топлива, вид услуги электроэнергия (отопление) ЕДК в размере 17 726,84 руб.

ДД.ММ.ГГГГ отделением по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» установлено неправомерное предоставление ФИО1 ежегодной единовременной денежной выплаты на приобретение твердого или альтернативного топлива, в персональной карточке учета истицы были установлены излишне выплаченные суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 821,12 руб., принято решение об удержании с неё суммы переполученных денежных средств в счет будущих денежных компенсаций до полного погашения задолженности (протокол о переплате от ДД.ММ.ГГГГК).

Решением отделения по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием у получателя выплаты права на получение ежегодной единовременной денежной выплаты, решения о назначении ФИО1 ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение альтернативного топлива от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отменены.

Согласно письму отделения по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 разъяснено, что ей необоснованно производилась единовременная ежегодная денежная выплата в целях отопления за электричество. Вместе с тем, в силу п. 1.5 постановления <адрес>-пг ФИО1 имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в виде компенсации 100 процентов расходов на оплату электрической энергии, используемой для отопления жилых помещений, которое рассчитывается по показаниям прибора учета электрической энергии, используемой для отопления этих жилых помещений, за отопительный сезон, установленный в соответствии с действующим законодательством.

ФИО1 как педагогическому работнику, осуществляющему деятельность в сельской местности, мера социальной поддержки в виде оплаты электрической энергии, используемой для отопления жилых помещений, гарантирована государством.

Отмена ответчиком решений о назначении ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение альтернативного топлива ФИО1 и удержания с неё выплаченных денежных средств, нарушает право истицы как педагогического работника на данную меру социальной поддержки за 2019 и 2020 годы, лишает её права на данную компенсацию за прошедший период, в связи с чем является незаконным и подлежит отмене.

В этой связи решение о назначении ФИО1 ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение альтернативного топлива от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отмене не подлежат.

Таким образом, требования ФИО1 о признании решения отделения по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и его отмене являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из п. 2.3 постановления <адрес>-пг следует, что заявление о назначении денежной выплаты и документы, предусмотренные пунктом 2.3 настоящего Порядка, подаются в структурное подразделение КГКУ.

Согласно п. п. 2.5, 2.6 постановления <адрес>-пг, структурное подразделение КГКУ осуществляет проверку подлинности представленных заявителем (его уполномоченным представителем) заявления о назначении денежной выплаты и прилагаемых к нему документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, по результатам рассмотрения заявления принимает решение о назначении либо об отказе в назначении денежной выплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 и подп-та 3 ст. 1109 ГК РФ излишне выплаченные ответчику суммы денежной выплаты должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательства недобросовестности ФИО1 при получении ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение твердого либо альтернативного топлива (кроме электричества) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 821,12 руб. КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» суду не представлено.

Обращаясь к ответчику с заявлением о назначении компенсации расходов на топливо, ФИО1 действовала добросовестно. При подаче заявлений на соответствующую выплату и принятии ответчиком решений о производстве выплаты ей не было разъяснено, что данная выплата при наличии альтернативного электрического отопления должна осуществляется ежемесячно на основании показаний приборов учета.

В судебном заседании истица поясняла, что при заполнении бланка заявления о назначении выплаты в 2019 году на отметку пункта о назначении ежегодной единовременной компенсации расходов на топливо и его доставку ей было указано сотрудником ответчика. О том, что компенсация начисляется ей за твердое либо альтернативное топливо (кроме электричества) она не знала.

Данное обстоятельство в ходе судебного разбирательства не опровергнуто.

Свидетели ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании пояснили, что заявления о назначении выплат педагогическим работникам принимались на стандартных бланках, к заявлениям приобщались только паспорт и документы на квартиру, иных документов при назначении выплаты не требовалось

Ссылка представителя ответчика на то, что истицей при подаче соответствующих заявлений не были предоставлены документы, подтверждающие наличие альтернативного отопления в жилом помещении, не состоятельны. При подаче истицей заявлений о назначении ей выплаты, сотрудником при определении категории выплаты, истице должно было быть указано на предоставление всех необходимых для назначения данной выплаты документов.

Суд полагает, что сотрудником отдела социальной защиты при назначении выплаты не была проведена проверка обоснованности её начисления, в частности не было проверено, что жилое помещение, на которое оформлялась компенсация расходов на топливо и его доставку является квартирой, расположенной на пятом этаже многоквартирного дома, в связи с чем отопление твердым либо альтернативным топливом (кроме электричества) в ней не предполагается.

Таким образом, мера социальной поддержки, на которую ФИО1 имеет право, не была ей предоставлена по вине ответчика.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, учитывая, что ежегодная выплата истице назначена ошибочно по вине ответчика, доказательств недобросовестного поведения истицы и счетной ошибки не представлено, суд приходит к выводу, что денежные средства, переплаченные вследствие принятия ответчиком решения о предоставлении иной льготы возврату истицей не подлежат, следовательно, удержанные с ФИО1 с марта 2021 по январь 2022 года денежные средства в размере 16 136,92 руб. подлежат возвращению истице.

Доводы ответчика о том, что в силу закона учреждение имеет право возвратить излишне начисленные и выплаченные суммы, если они ошибочно начислили сумму в завышенном размере основано на неверном толковании норм материального права.

Согласно п. 4.10 постановления <адрес>-пг, в случае предоставления ежегодной единовременной денежной выплаты в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной структурным подразделением КГКУ при расчете размера ежегодной единовременной денежной выплаты, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном п. 4.9 настоящего Порядка, а недоплаченные средства выплачиваются получателю выплаты ежегодной единовременной денежной выплаты в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка.

Таким образом, отделение по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» имеет право возвратить излишне начисленные и выплаченные суммы вследствие ошибки при расчете размера ежегодной единовременной денежной выплаты только по правильно установленной выплате.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Решил:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Решение отделения по Дальнегорскому городскому округу краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене решений о назначении ежегодной единовременной компенсации расходов на приобретение альтернативного топлива» (протокол о переплате К от ДД.ММ.ГГГГ) признать незаконным и отменить.

<адрес>вое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения <адрес>» возвратить ФИО2 удержанные с марта 2021 по январь 2022 года денежные средства в размере 16 136,92 руб.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кавалеровский районный суд <адрес> в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированная часть решения изготовлена 19 апреля 2022 года.

Судья Н.С. Клемешева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>