РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе:
председательствующего судьи ФИО43,
при секретаре ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО12 к ФИО1 о защите авторских прав от несанкционированного использования, взыскании компенсации,
руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО12, в удовлетворении иска к ФИО1 об обязании не издавать без согласия автора работы, на которые имеются исключительные авторские права, принести публичные извинения в средствах массовой информации; взыскании денежной компенсации и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья ФИО44
Решение в окончательной форме будет принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе:
председательствующего судьи ФИО45
при секретаре ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО12 к ФИО1 о защите авторских прав от несанкционированного использования, взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО12, обратилась в суд с иском к ФИО22, ФИО1 о защите авторских прав, указав, что в 2008 году вышла книга «Березово. Очерки с древности до наших дней» под редакцией ФИО19, соавтором которой в части глав 6 и 7 является она. На страницах 357, 358, 360,361 этих глав написано об открытии Березовского месторождения газа. На страницах 328-329, 372, 373 написано о развитии в Березово авиации. Из ссылок на страницах 426, 427, 346-347, 426-427 видно, что материал для этих глав взят в основном из ее книги, изданной в 2003 году «Березово. История и современность», издание 2-е. доп.Тюмень: Мандрик и К,256 с, где страницы 141-155 посвящены открытию газа, а страницы 163-171 - развитию Березовской авиации.
В 2013 году вышел альманах «Тобольск и вся Сибирь. ФИО13» XXII том. Тобольск, издательский отдел общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». 520 <адрес> книги-альманаха являются ФИО20 и ФИО21. Отпечатано в Италии, фирма График, Верона. Среди авторов альманаха на страницах 506-512 значатся: ФИО22- автор статьи «Открытие Березовского газа», стр. 306-316: ФИО1 - автор статьи «Березовское авиапредприятие», стр. 306-316. В указанных статьях списан ее материал из книги «Березово. Истории и современность», а так же из 6-7 глав книги «Березово. Очерки истории с древности до наших дней», Информация в вышеуказанных статьях ФИО22, ФИО1 была опубликована с нарушением ее исключительных авторских прав, без ее на то письменного и устного согласия. Договор с составителями и издателем альманаха «Тобольск и вся Сибирь. ФИО13» на использование ее ранее опубликованных материалов в книгах «Березово. История и современность», Березово. Очерки истории.» об открытии газа и развитии Березовской авиации она не заключала. Ссылки на использование данных книг в качестве источников в конце статей ФИО22, В.С. и ФИО1 нет. В доказательство своей правоты истец прилагает страницы для сравнения опубликованной ранее своей информации и списанной у нее информации ответчиками. Отмечает, что основой для написания книги «Березово: история и современность» (1-е изд. 1999 г., 2-е издание 2003 г.) был видеофильм «Березово», созданный в 1996 году. Совместно с ФИО14, посвященный 400-летию образования поселка. Видеофильм имеется в наличии уже на цифровом носителе, а также есть рукопись книги. На основании изложенного, в соответствии со ст. 1252, 1301 ГК РФ, просит суд:
- обязать ответчиков не издавать без ее согласия работы, на которые она имеет исключительные авторские права;
-взыскать с ответчиков в свою пользу компенсацию за нанесенный ей моральный ущерб 100 000 руб.- с ФИО22 (она как директор не только списала сама, но и допустила это нарушение у своих подчиненных) 60 000 руб.- с ФИО1, а в общей сумме - 160 тысяч рублей;
-принести ей публичные извинения в средствах массовой информации ХМАО - «Новости Югры» и <адрес> - «Жизнь Югры»;
-взыскать с ответчиков судебные издержки.
После оставления данного искового заявления без движения истцом была доплачена государственная пошлина, по требованию о денежной компенсации за нарушение исключительного права на произведение на основании ст.1301 ГК РФ, которая в исковом заявлении указана, как «компенсация за нанесенный моральный ущерб» (л.д.1-3, 50).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования к ответчику ФИО1 о защите авторских прав были выделены в отдельное производство (л.д.54).
В судебном заседании истец ФИО12 и ее представитель ФИО23, действующий на основании устного заявления истца, на удовлетворении иска настаивали по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Дополнительно истец ФИО12 пояснила, что при создании статьи «Аэропорт» она пользовалась архивными материалами Березовского авиапредприятия «Трудовой путь Березовского авиаотряда», но об этом она указала в своей книге, а ответчик ФИО1 в своей статье «Березовское авиапредприятие» не ссылается на использованные архивные материалы. Учитывая это обстоятельство, а также сходство оспариваемых фрагментов в статье ответчика, вышедшей в более позднее время, настаивает, что 12 фрагментов, выделенных истцом в тексте статьи ФИО1 «Березовское авиапредприятие» на стр. 95-103 альманаха «Тобольск и вся Сибирь. ФИО13», 2013 г., являются перепечаткой аналогичных фрагментов статьи истца «Аэропорт» на страницах 163-171 книги «Березово: история и современность», 2003 г., которую истец использовала впоследствии при создании книги «Березово. Очерки истории с древности до наших времен», 2008 г.
Возражая доводам ответчика об использовании такого документа, как «Информация для календаря памятных дат <адрес> по Березовскому филиала ОАО авиакомпании «Тюменьавиатранс», истец ФИО12 также пояснила, что свою книгу она подарила руководителю Березовского аэропорта Беляковскому, который мог использовать ее в дальнейшем, предоставив, районной администрации в виде «Информации для календаря памятных дат <адрес> по Березовскому филиала ОАО авиакомпании «Тюменьавиатранс», а в последствии «Информация…» была использована ответчиком ФИО1 в статье «Березовское авиапредприятие».
Истец обращает внимание суда на то, что альбом «История развития аэропорта Березово», который, якобы использован ответчиком ФИО1 при составлении своей статьи, представляет собой не прошитые пластиковые файлы, которые возможно изменять.
Ответчик ФИО1 иск не признала, пояснив, что в 2008 году, работая в <адрес>ведческом музее, она к 70-летию Березовского авиапредприятия, совместно с представителем этого предприятия ФИО24 составила альбом «История развития аэропорта Березово». При составлении альбома использовала различные архивные материалы, в том числе: «Трудовой путь Березовского авиаотряда», газетные статьи разных лет, отрывки из воспоминаний работников данного предприятия. В альбоме также были использованы фотографии ФИО12, и на это есть ссылка в альбоме, как на источник. Впоследствии материалы альбома «История развития аэропорта Березово» были использованы ею при создании статьи «Березовское авиапредприятие», вошедшей в альманах «Тобольск и вся Сибирь. ФИО13». В период, когда она находилась в декретном отпуске, ее статья «Березовское авиапредприятие», а также созданный ее в соавторстве альбом «История развития аэропорта Березово» были отправлены музеем составителю альманаха ФИО20. На своем авторстве в отношении статьи «Березовское авиапредприятие» ответчик ФИО1 настаивает, утверждая, что основным источником создания этой статьи является архивный материал «Трудовой путь Березовского Авиаотряда», материалы которого также использовался истцом ФИО12 при написании статьи «Аэропорт» книги «Березово. Истории и современность».
Судом установлены следующие обстоятельства.
Истец ФИО12 является автором книги «Березово: история и современность» изданной в 2003 году. На страницах 163-167 указанной книги имеется статья автора «Аэропорт», при написании которой использовались архивные материалы, в том числе, «Трудовой путь Березовского Авиаотряда». Данное обстоятельство подтверждается копией статьи «Аэропорт» и объяснениями истца в судебном заседании (л.д.43-48).
В 2008 году, авторским коллективом издана книга «Березово: очерки истории с древности до наших дней» под редакции ФИО19. В указанной книге на стр.328-347 автор ФИО12 использовала свою статью «Аэропорт».
2008 году работником Березовского музея ФИО1 совместно с сотрудником Березовского филиала ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» ФИО25 к 70-летию Березовского авиапредприятия был создан альбом «История развития аэропорта Березово». При его составлении были использованы материалы:
интернет сайта «История ГА в России», фондов МУ «БРКМ»;
«Трудовой путь Березовского Авиаотряда 1973 год»;
архива отдельной авиаэскадрильи № 8, отрывки из рассказа Виталия Горбачева «На редан!» («Мы из Березово…»);
фотографии и материал предоставлен ФИО26;
газетные статьи разных лет из <адрес> архива;
видеоматериал АТВ «Березово» о метеослужбе;
отрывки из воспоминаний - ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, В.А. ФИО9;
фотоматериалы ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО12, ФИО37;
архива отдела документального обеспечения (материал представлен ФИО38) (л.д.70).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями сторон и никем не оспариваются.
На основании материалов альбома «История развития аэропорта Березово» ФИО1 написала статью «Березовское авиапредприятие», которая впоследствии вошла в альманах «Тобольск и вся Сибирь. ФИО13», изданного издательским отделом общественного и благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», составители - ФИО20 и ФИО21 (л.д.22-30). Указанная статья ФИО1 не имеет ссылок на используемые автором материалы.
Истец ФИО12 и ответчик ФИО1 подтверждают, что в качестве источников информации использовали при создании своих статей архивные материалы, в частности, «Трудовой путь Березовского Авиаотряда», который был предоставлен суду архивом Березовского музея на обозрение.
Судом исследованы 12 фрагментов статьи «Березовское авиапредприятие» со ссылками автора ФИО1 на используемые ею архивные источники, а также фрагменты статьи «Аэропорт» из книги Березово. Истории и современность.», на которые автор этой статьи ФИО12 ссылается, как на использованные ответчиком:
1.Автор ФИО12: «В музее хранятся копии двух документов, в которых говорится: «Протокол № заседания президиума Березовского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ. Слушали вопрос: О необходимости постройки сухопутного аэродрома и помещений в <адрес>» «Протокол № внеочередного заседания Березовского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ. Слушали вопрос: О строительстве аэродрома Гражданского авиафлота в селе Березово. Надо 60 чернорабочих завербовать в других районах, обеспечит инструментов. Далее один из пунктов гласит: Отправить на строительство аэродрома ссыльных, работающих на предприятиях Березово». («Аэропорт», стр.164) - л.д.43.
Автор ФИО1 «Одним из таких пунктов стал <адрес>. Березовский райисполком впервые коснулся темы строительства аэропорта на землях райцентра в октябре 1931 года. Президиум Березовского райисполкома постановил выделить земельный участок на берегу реки Вогулка размером 250 км на 500 метров под аэродром. («Березовское авиапредприятие», стр.95) -л.д.22.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1:Протокол № очередного заседания Президиума Березовского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ года. Слушали: № Телеграмму Облисполкома в части обеспечения оборудования в Березово соответствующих мест, помещений для самолетов при открытии воздушных линий Севера с начала 1934 <адрес> т. ФИО16. Постановили: Для постройки аэродрома и других помещений, необходимых к этому, выделить ответственного члена Президиума т. ФИО18, которому произвести заблаговременно учет и набор рабочих для постройки аэродрома в соответствующем количестве (л.д.71) Протокол № внеочередного заседания Березовского РИКа от ДД.ММ.ГГГГ Слушали: О ходе строительства аэродрома Гражданского Авиафлота в селе Березово. Докладчик: т. ФИО42 и ФИО48. Прения: ФИО49, ФИО50, ФИО48, ФИО16, ФИО51, ФИО52. Постановили: 1.Подобранный земельный участок под строительства аэродрома на <адрес> от государственных хлебозаготовительных магазинов в ширину 250 им и вглубь 500 м. и ЗАКРЕПИТЬ. 2. Принимая во внимание скорость строительства аэродромной площадки, обязать стройчасть Треста немедленно выделить и передать в распоряжение авиастроительства плотников 40 человек и пильщиков 10 пар, судоверфи выделить 10 пар пильщиков-плотников. Указанное количество рабочих должны быть обуты и одеты. В 1931 году Березовский райисполком рассмотрел вопрос о строительстве аэропорта в Березово. В протоколе № заседания президиума Березовского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ говорится «Слушали вопрос «О необходимости постройки сухопутного аэродрома и помещений в Березово». Позднее райисполком еще раз возвращается к данному вопросу. В протоколе № внеочередного заседания Березовского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ говорится: «Слушали вопрос: О строительстве гражданского авиафлота в селе Березово. Надо 60 чернорабочих завербовать в других районах, обеспечить инструментом..». Далее один из пунктов постановления гласит: Отправить на строительство аэродрома ссыльных, работающих на предприятиях Березово». (л.д.71, 72), Информация для календарных памятных дат <адрес> ОАО авиакомпания «Тюменьавиатранс»- л.д.77, Альбом «История развития аэропорта Березово», 2008 г.- л.д.103.
2.Автор ФИО12: В 1934 <адрес> аэропорт был введен в состав Западно-Сибирского управления ГВФ. Но годом ранее, летом 1933 г., произошло еще одно событие. Авиация, базирующаяся в гидропорту Березово, оказалась косвенно причастной к спасению челюскинцев. Самолет летчика ФИО2 ФИО2, вылетая на их спасение, останавливался здесь для дозаправки топливом («Аэропорт», стр. 164) - л.д.44.
Автор ФИО1: ДД.ММ.ГГГГ году при Совете Народных комиссариатов ФИО3 был образован Главсевморпуть под руководством ФИО39. В состав его вошло управление Полярной авиации, в планах которого, одним из пунктов технической посадки по пути в заполярье предстояло стать поселку Березово. С большой долей вероятности можно утверждать, что Березово в 1933 году входило в маршрут полета ФИО2, который первым в 1933 году совершил посадку в лагере высадившихся на лед челюскинцев, и стал первым в истории ФИО3 ФИО4 («Березовское авиапредприятие», стр. 95), л.д.22.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: Большой размах получила работа Полярной авиации, в чье подчинение входило и Березово, особенно после образования Главсевморпути. Летом 1933 года вся авиация, базирующаяся в аэропорту Березово, принимала участие в спасении экспедиции ФИО53 и экипажа, временно попавшего в затруднение во льдах Карского моря, а потом летчик ФИО2 ФИО54, вылетавший на ледовый аэродром в Арктику к ФИО53 из Березово, первым оказал помощь пострадавшим, за что ему было присвоено звание ФИО4. (альбом «Трудовой путь Березовского авиаотряда», стр.37) - л.д.73.
3. Автор ФИО12:И летом того же года были выполнены первые полеты по данным маршрутам. Посадка гидропланов происходила прямо на реке Сосьве, неподалеку от сада имени Пушкина. Впоследствии этот микрорайон поселка стал называться гидропортом. Здесь находилось двухэтажное здание с холщовым колпаком на крыше для определения направления ветра. На первом этаже-аэровокзал и касса, на втором- служебные помещения для пилотов и техников, синоптиков («Аэропорт», стр.163)-л.д.43.
Автор ФИО1: «В 30- и 40-е годы прошлого столетия в летний период полеты самолетов в основном выполнялись в гидроварианте, зимой на лыжном шасси. Посадка производилась на реку Сосьва. Центральным наземным сооружением являлось двухэтажное деревянное здание. На первом этаже располагался аэровокзал с кассой, на втором были оборудованы служебные помещения для летного и технического состава, помещалась радиостанция и синоптики.» («Березовское авиапредприятие», стр.95-96) -л.д.23.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: «Посадка самолетов производилась на реку Сосьва - гидропорт действовал. Центральным наземным сооружением являлось двухэжтажное деревянное здание на первом этаже которого располагался аэровокзал с кассой, на втором были оборудованы служебные помещения для летного и технического состава, помещались радиостанция и синоптики «Альбом «История развития аэропорта Березово», 2008 г.», л.д.103-104; В гидропорту высилось то самое наше знаменитое двухэтажное здание, построенное еще во времена Управления полярной авиации «Из рассказа Виталия Горбачева «На редан!» (Мы из Березово…) - л.д. 109; На северной окраине поселка находился двухэтажный дом гидропорта, построенный еще летчиками Водопьяновской полярной эскадрильи, в котором размещались комната для гидристов, метеостанция, «Ленинская комната», квартиры молодых и старых специалистов. Еще в гидропорту был гараж для наземной техники, продуваемый всеми ветрами конюшня, в которой находились три лошадиные силы - «Из рассказа Виталия Горбачева «На редан!» (Мы из Березово…) - л.д. 113.
4. Автор ФИО12:ДД.ММ.ГГГГ II Пленум Тюменского облисполкома ВКП(б) обязал Тюменскую авиагруппу Уральского Управления ГВФ организовать полеты из Тюмени в Тобольск, Самарово, Березово и Обдорск (Салехард) («Аэропорт», стр.163) л.д.43.
Автор ФИО1: В 1934 году в связи с потребностью освоения Тюменского Севера, по ходатайству Обьиртышского обкома ВКП(б), было создано Тюменское подразделение Обской авиагруппы в составе Уральского территориального Управления ГВФ. Решением бюро командование Обской авиагруппы обязывалось совершать регулярные полеты из Тюмени в районные и окружные центры без сезонных перерывов, а также ставилась задача улучшения обслуживания пассажиров. Аэропорт небольшого поселка Березово стал одним из пяти опорных пунктов организованной в 1934 году Обской авиалинии- Тюмень-Тобольск-Самарово (Ханты-Мансийск)-Березово-Обдорск (Салехард). («Березовское авиапредприятие», стр.96). л.д.23.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: В связи с отсутствием аэродромов и водных акваторий, полеты совершались нерегулярно, особенно в весенне-летний период. В силу этого, ДД.ММ.ГГГГ бюро Обкома ВКП (б) вновь рассмотрело вопрос о развитии авиации в области. Решением бюро командование авиагруппы обязывалось совершать регулярные полеты из Тюмени в районные и окружные центры, без перерывов, а также ставилась задача улучшения обслуживания пассажиров. В это время бюро обкома обязало секретарей окружкомов, райкомов построить посадочные площадки в Тобольске, Увате, Березово, Обдорске….Так, ДД.ММ.ГГГГ второй пленум обкома ВКП (б) обязал Тюменскую авиагруппу организовать полеты из Тюмени в Тобольск, Самарово, Березово и Обдорск (Салехард), (Альбом «Трудовой путь Березовского авиаотряда», - л.д.74, 75, 77.
5. Автор ФИО12: в 1938 году для Березовского аэропорта было выделено два гидросамолета для обслуживания почты, пассажиров и медпунктов района. Летали они по маршрутам: Березово-Мужи, Березово-Саранпауль, Березово-Кондинск, Березово-Кушеват («Аэропорт» стр.164,) л.д.44.
Автор ФИО1:Именно в феврале 1938 года в Березово на постоянное место базирования были выделены два самолета Обской авиагруппы для обслуживания медпунктов района, перевозки почты и пассажиров… Из Березово начинают выполняться первые регулярные совершаемые авиарейсы ФИО13-Саранпауль, Березово-Мужи, Березово-Кондинск, Березово-Кушеват. («Березовское авиапредприятие», стр.96), стр.23.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: В 1938 году для Березово были выделены два самолета для обслуживания почты. Пассажиров и медпунктов района. Эти самолеты выполняли полеты по маршрутам: ФИО13-Мужи, Березово-Саранпауль, Березово-Кондинск, Березово-Кушеват. (Информация для календаря памятных дат <адрес> по Березовскому филиалу ОАО авиакомпания «Тюменьавиатранс»)- л.д.77.
6. Автор ФИО12:Обслуживали первые трассы пилоты Омского отдельного авиаотряда Тюмени. Самолеты По-2, Г-2, «Каталина», Ю-52 считались самыми выносливыми, высокопроизводительными на дальних полетах («Аэропорт», стр.163), л.д.43.
Автор ФИО1:С 1945 года (по 1952 год)- аэропорт именуется как Аэропорт Березово Обской авиагруппы Западно-Сибирского территориального управления ГВФ. Полеты выполняют с посадкой на воду самолеты отечественного производства Г-2, американский самолет «Каталина» (собираемый по лицензии в ФИО3), зимой на подготовленную ледовую полосу реки Сосьва летает самолет ЛИ-2. («Березовское авиапредприятие», стр. 97), л.д.24
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: С 1945 года аэропорт Березово передается в подчинение Западно-Сибирскому Управлению ГВФ (<адрес>) с осуществлением полетов Обской авиагруппой. …. Летающая лодка «Каталина» (Информация для календарных дат <адрес> по Березовскому филиалу ОАО «Авиакомпания «Тюменьавиатранс»- л.д.77, 79; альбом «Трудовой путь Березовского авиаотряда», стр. 25- л.д.118.
7. Автор ФИО12: В 1960-1970-е годы часть грузов и пассажиров перевозились на вертолетах Ми-1. Из-за малогабаритности полеты были нерентабельны, и им на смену пришли вертолеты Ми-4, с 1974 г. в вертолетном парке появляются вертолеты Ми-8, именно они внесли наибольший вклад в перевозку грузов и пассажиров («Аэропорт», стр.167)- л.д.45.
Автор ФИО1:В 1952 году в ФИО3 состоялся первый полет вертолета Ми-4. С 1954 в ССР началось широкое внедрение в эксплуатацию вертолетов Ми-1 и Ми-4, уже с 1957 года этот тип вертолетов работает на геологоразведку в Октябрьском и <адрес>х в течение следующих 20 лет («Березовское авиапредприятие», стр.98), л.д.25
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: … это стало уже нам большим подспорьем, как и вертолеты МИ-1; первый из них начал работать на нас в 1957 году; …Количество вертолетов МИ-4 быстро выросло до 20 единиц, росла эскадрилья вертолетов МИ-1 (Из рассказа Виталия Горбачева «На редан!» (Мы из Березово…) - л.д. 107, 116.
8. Автор ФИО12: С лета 1963 года в Березово организовалась своя авиаэскадрилья, командиром которой был ФИО5. В 1964 г. образовался 125-й летный отряд…(«Аэропорт», стр.166), л.д.45.
Автор ФИО1: …к лету 1963 года в Березово организовалась своя объединенная авиаэскадрилья. Первым командиром ОАЭ стал ФИО5. В этом же году в Березово был образован 125-й летный отряд, открыта посадочная площадки в Игриме. Основная работа 125 летного отряда была направлена на обслуживание нефтеразведочных экспедиций «Главтюменьгеологии», строительства железной дороги Ивдель-Обь, обслуживание буровых контор, строительных управлений, ОРСов, оленьсовхозов, местного рыбокомбината и населения («Березовское авиапредприятие», стр.99, 100), л.д.26, 27
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: «С лета 1963 г. в Березово организовалась объединенная АЭ, командиром ОАЭ был тов. ФИО5 В конце 1964 г. в Березово образовался 125-й л. о (справка по истории Березовского аэропорта) - л.д.80.
9. Автор ФИО12: В это же время началось строительство аэропортового комплекса, аэровокзала, новых зданий авиатехнической базы, наземных служб. Командиром в то время был М.К. ФИО15. При нем началось строительство жилья для авиаработников («Аэропорт», стр. 166-167), л.д.45
Автор ФИО1: ДД.ММ.ГГГГ на базе Тюменской авиагруппы Уральского управления гражданской авиации было создано самостоятельное Тюменское управление гражданской авиации. В этом году Уральское управление гражданской авиации передает Березовский объединенный авиаотряд в Тюменское управление гражданской авиации… В этом же году командиром Березовского объединенного авиаотряда Тюменского управления гражданской авиации становится ФИО6. С приходом нового руководителя начинается строительство аэропортного комплекса. К началу 70-х годов были построены: новый аэровокзал, административное здание, котельная, здание ТТБ, «тепляки» для обслуживания воздушных судов. Строился новый гараж для машин, гостиница, жилгородок с благоустроенными квартирами для авиаторов («Березовское авиапредприятие» стр.100)- л.д.27.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: В1965 году командиром Березовского объединенного авиаотряда был ФИО6. Именно во время его командования началось строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием в Березово. (Информация для календаря памятных дат <адрес> по Березовскому филиалу ОАО авиакомпания «Тюменьавиатранс»)- л.д.78;
«В конце 1967 г. по решению начальника Тюменского управления ГВФ ФИО40 в Березово прибыли из Тобольска ФИО7…. После их приезда начал быстро развиваться и строиться аэропорт Березово. За год были построены: новый аэровокзал, административное здание, котельная, здание АТБ, «тепляки» для обслуживания воздушных судов. Строился новый гараж для машин, гостиница, жилгородок с благоустроенными квартирами» (альбом « История развития аэропорта Березово») - л.д.81.
«За год были построены новый аэровокзал, административное здание, котельная, здание АТБ, «тепляки» для обслуживания воздушных судов. Строился новый гараж для машин, гостиница, жилгородок с благоустроенными квартирами» - «Из рассказа Виталия Горбачева «На редан!» (Мы из Березово…) - л.д. 117.
10. Автор ФИО12: ДД.ММ.ГГГГ постановлением правительства, тогда еще в ФИО3 была создана единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Она включает центры, районы и объекты. ОрВД. <адрес>ные центры управления воздушным движением, радиолакационные и радионавигационные объекты, на которых трудятся специалисты службы движением и связи (ЭРТОС («Предназначение», 2011 год)- л.д.93
Автор ФИО1: ДД.ММ.ГГГГ в ФИО3 была создана единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Она включает центры, районы и объекты. ОрВД-это районный центры управления воздушным движением, радиолокационные и радионавигационные объекты, на которых трудятся специалисты службы управления воздушным движением (УВД) и специалисты эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) («Березовское авиапредприятие», стр.101), л.д.28.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1: ДД.ММ.ГГГГ постановлением правительства, тогда еще в ФИО3 была создана единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Она включает центры, районы и объекты. ОрВД. <адрес>ные центры управления воздушным движением, радиолокационные и радионавигационные объекты, на которых трудятся специалисты службы движением (ЭРТОС)- газета «Жизнь «Югры», л.д.118 «А»-119.
11. Автор ФИО12: В красных уголках и актовых залах служб и подразделений в 1980-е годы часто проводятся конкурсы профессионального мастерства пилотов, бортмехаников, авиатехников, дежурных, кассиров отдела перевозок. Участники конкурсов показывали не только высокие профессиональные знания, но и таланты по части поэзии, музыки, юмора. Особенно доставалось плохой погоде и непролазной грузи на аэродроме. («Аэропорт», стр.169), л.д.46
Автор ФИО1:Для повышения уровня профессиональной подготовки, популяризации авиационных специальностей в 70-е и 80-е годы проводятся и становятся традиционными конкурсы профмастерства среди работников Тюменского Управления гражданской авиации, конкурсы проводятся на базе аэропортов Березово, Сургута, Ханты-Мансийска, Тюмени («Березовское авиапредприятие», стр.102), л.д.29.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1:Проходили конкурсы профессионального мастерства (газета «Жизнь Югры»- л.д.118 «А»; очень интересно с выдумкой проходили конкурсы профессионального мастерства с номерами художественной самодеятельности. Так особенно ярко было видно, что в перевозках работает творческий и талантливый народ; … В 1981 году заняла 1-е место в конкурсе профессионального мастерства среди работников СОП Тюменского Управления Гражданской Авиации - конкурсах профессионального мастерства (альбом История развитие аэропорта Березово, ФИО8) - л.д.121, 123
12. Автор ФИО12:<адрес>- на Березовский и Белоярский- повлияло и на разделение БОАО. Произошло это в 1992 году. Командиром Березовского стал ФИО9, бывший командир 440-го летного отряда, пилот 1-го класса. А ФИО10. Это разделение негативно сказалось на производственных показателях Березовского ОАО, так как значительно уменьшился объем работ по перевозке пассажиров и грузов («Аэропорт», стр.169-170), л.д.46-47.
Автор ФИО1: К началу 90-х постепенно основной объем авиационных работ стал перемещаться вслед за заказчиками в аэропорт Белого яра, сам поселок к этому времени уже приобрел статус <адрес> и статус центра вновь образованного <адрес> (в результате разделения <адрес>). Закономерным итогом этих и других объективных причин стало разделение бывшего объединенного авиаотряда. ДД.ММ.ГГГГ Приказом Генерального директора авиакомпании «Тюменьавиатранс» № «О реорганизации Березовского филиала авиакомпании», аэропорт Белоярский и эскадрильи летного отряда были выделены из состава Березовского филиала, на их базе был создан Белоярский филиал авиакомпании «Тюменьавиатранс». В 1992 году директором Березовского филиала авиакомпании «Тюменьавиатранс» становится бывший командир 440-го летного отряда ФИО11. («Березовское авиапредприятие», стр.103), л.д.30.
Источник, на который ссылается ответчик ФИО1:Приказ «Тюменьавиатранс» № от ДД.ММ.ГГГГг. «О реорганизации Березовского филиала авиакомпании» - л.д.124; «Район Березовский делился. Руководство Авиакомпании посчитало необходимым разделить Березовский филиал на два- Березовский и Белоярский» (воспоминания ФИО31) - л.д.125; «Информация для календаря памятных дат- л.д.78; А 440-м летным отрядом командовал ФИО9, который стал впоследствии командиром нашего Березовского авиапредприятия» («Из рассказа Виталия Горбачева «На редан!» (Мы из Березово…) - л.д. 130.
Представленные ответчиком ФИО1 письменные доказательства на л.д.87, 88 суд счел недопустимыми, поскольку по своей сути они подменяют свидетельские показания директора музея ФИО22 и составителя альманаха ФИО20, которые должны давать свои объяснения непосредственно в судебном заседании, после разъяснения судом прав, обязанностей и ответственности свидетелей в гражданском процессе.
Изучив материалы дела, в том числе, представленные сторонами: книгу автора ФИО12 «Березово: истории и современность»,2003 года издания; книгу «Березово. Очерки истории с древности до наших дней», в части авторства ФИО12, 2008 год издания, Альманах «Тобольск и вся Сибирь. Березово», 2013 г. издания, в части авторства ФИО1, альбом «История развития аэропорта Березово», «Трудовой путь Березовского авиаотряда», «Информация для календаря памятных дат», заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.1225 ГК РФ результатам интеллектуальной деятельности предоставляется правовая охрана. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Согласно ст.1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
В соответствии со ст.1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Согласно ст.1301 ГК РФ, в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (ст.1250, 1252, 1253), вправе в соответствии с п.3 ст.1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
В судебном заседании установлено, что оба автора использовали при составлении своих статей архивные материалы, к которым имеется свободный доступ. Исследованные судом произведения истца и ответчика посвящены освещению одной тематики - созданию и развитию авиапредприятия Березово, приведен фактический материал о хронологической последовательности тех или иных исторических событий, который не может не совпадать у различных авторов. Поэтому суд считает закономерным текстуальные совпадения статей истца и ответчика по датам, фактам, фамилиям конкретных людей и событиям, имеющие исторические значения в развитии авиапредприятия Березово, и отраженные в его архивных документах. В связи с чем, нельзя утверждать, что только из книги автора ФИО12 могли быть использованы исторические сведения ответчиком ФИО1 в качестве первоисточников при написании оспариваемой статьи. Также суд полагает, что в отношении фактических исторических данных невозможно говорить о каком-либо заимствовании.
Обосновывая свою позицию, истец утверждает, что статья ответчика ФИО1 по сути является плагиатом по форме подачи текста, поскольку в ней использован интеллектуальный труд автора статьи «Аэропорт» ФИО12- ее мысли и написание текста. При этом, истец не оспаривает, что при создании своего произведения использовала те же архивные материалы, что и ответчик. Суд также отмечает, что истец не ссылается на полную идентичность спорной статьи ответчика, а лишь на отдельные ее фрагменты, следовательно, для факта плагиата следует установить степень (объем) предполагаемого заимствования авторства.
Ссылка истца на то, что она является автором использованной ответчиком статьи в газете «Жизнь Югры» «Навигаторы северных просторов» судом признана несостоятельной, поскольку в ней имеется ссылка: «Материал к публикации предоставлены Березовским отделением Югорского центра ОВД филиала «Аэронавигация Севера Сибири» (л.д.118 «а» - 119).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих исковых требований и возражений.
Что касается подачи материала авторами, то для разрешения спора по вопросу сходства стилей, авторской манеры письма и формы подачи текста, а также степени идентичности статьи ответчика со статьей истца, судом было предложено истцу провести автороведческую (лингвистическую) экспертизу. Бремя доказывания данных фактов судом возложено на истца, поскольку ответчиком ФИО1 доказаны источники, которыми она пользовалась при составлении своей статьи, а доводы истца об использовании ответчиком ее произведений носит предположительный характер.
Истец считает, что экспертизу необходимо провести после заслушивания позиции ответчика ФИО41 по аналогичному спору об авторстве другой статьи, выделенному судом в отдельное производство. Суд отклонил данное ходатайство, поскольку предметом спора по разделенным судом исковым требованиям истца являются различные статьи различных авторов, а на другие основания и доводы для отложения судебного разбирательства и решения вопроса о назначении экспертизы, сторона истца не ссылается. Кроме того, ответчик ФИО1 в ходе всего судебного разбирательства настаивала на своем авторстве статьи «Березовское авиапредприятие», а именно это обстоятельство послужило поводом для обращения истца в суд с настоящим иском (л.д.4-5).
Разрешая исковые требования ФИО12, суд пришел к выводу о том, что убедительных доказательств присвоения интеллектуального труда истца ответчиком не представлено, а наличие текстовых совпадений в статьях, отражающих историю развития авиапредприятия, при общедоступности сведений об этом, не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и не является самостоятельным объектом авторского права. Обратное истцом не доказано.
Поскольку факт нарушений авторского права не установлен, суд отказывает истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО12, в удовлетворении иска к ФИО1 об обязании не издавать без согласия автора работы, на которые имеются исключительные авторские права, принести публичные извинения в средствах массовой информации; взыскании денежной компенсации и судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Федеральный судья / подпись / ФИО46
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна
М.П.
Судья ФИО47
Решение изготовлено на компьютере ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения
хранится в гражданском деле №