ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3310/2022 от 23.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-3310/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2022 года г.Смоленск

Ленинский районный суд города Смоленска

Под председательством судьи Куделиной И.А.

При секретаре Моисеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косенковой Е.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Косенкова Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав следующее.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент Смоленской области по социальному развитию с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии ей было отказано по причине превышения среднедушевого дохода семьи установленной величины прожиточного минимума.

Данный вывод ответчика не соответствует действительности и основан на неверном анализе данных справки по форме 2-НДФЛ о доходах ФИО11, полученных от АО «Тинькофф Банк». Так облагаемая сумма дохода за ДД.ММ.ГГГГ составила руб. коп. Сумма дохода в размере руб. подлежит уменьшению на сумму расходов на сумму руб. А за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ налоговая база составила руб.

Следовательно, среднедушевой доход семьи не превышал величину прожиточного минимума, что свидетельствует о незаконности принятого решения.

Просит суд признать незаконным решение Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.

Косенкова Е.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии истца.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Александрова М.Н. возражала против удовлетворения иска. Пояснила суду, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все доходы членов семьи без исключения произведенных расходов.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки.

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч.1).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.7).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается (ч.7.1).

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Косенкова Е.В. обратилась в Отдел социальной защиты населения в о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Отдела социальной защиты населения в от ДД.ММ.ГГГГ Косенковой Е.В. отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании п.2 постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.

Согласно п.2 названных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии приводится в разделе V Правил.

Так согласно п.32 Правил совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Согласно п.33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Согласно пп.а п.34 Правил совокупный доход в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате.

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (п.37 Правил).

Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи (а.38 Правил).

Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (п.39 Правил).

В ходе рассмотрения заявления Косенковой Е.В. Департаментом Смоленской области по социальному развитию учтен состав семьи заявителя: она сама, супруг ФИО5 и несовершеннолетние дети ФИО6 и ФИО7

Соответственно, для расчета совокупного дохода семьи учитывалась доходы Косенковой Е.В. и ФИО5 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: заработная плата, пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности, другие выплаты.

Из представленного расчета следует, что совокупный среднемесячный доход семьи составил руб., среднедушевой доход - руб. в месяц при установленном совокупном прожиточном минимуме семьи руб.

В качестве других видов доходов учтен доход ФИО5 за указанный период в размере коп.

Ответчиком заявлен спор относительно правомерности учета данной суммы при расчете совокупного дохода семьи.

Доход физических лиц является объектом налогообложения в РФ.

В силу положений ст.230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов: расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено, что налоговый агент АО «Тинькофф Банк» представил в налоговый орган сведения о доходах, полученных в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО5

Так общая сумма дохода, облагаемая по ставке 13 %, за налоговый период составила руб.

То обстоятельство, что на сумму дохода руб. предоставлен налоговый вычет, а облагаемая сумма дохода составила руб., не является основанием для исключения данных доходов из расчета в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.41 НК РФ в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ утвержден Порядок заполнения и представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (Форма 6-НДФЛ).

Согласно п.5.5 Порядка в разделе «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода" Справки указываются общие суммы начисленного и фактически полученного дохода, исчисленного, удержанного и перечисленного налога по соответствующей ставке, указанной в поле "Ставка налога".

В поле "Общая сумма дохода" указывается общая сумма начисленного и фактически полученного дохода без учета вычетов, указанных в Разделе 3 Справки и в Приложении "Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода".

В поле "Налоговая база" указывается налоговая база, с которой исчислен налог. Показатель, указываемый в данном поле, соответствует сумме дохода, указанной в поле "Общая сумма дохода", уменьшенной на сумму вычетов, указанных в Разделе 3 Справки и в Приложении "Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода".

В Разделе 3 "Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты" Справки указываются сведения о предоставляемых налоговым агентом стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетах, а также о соответствующих уведомлениях, выданных налоговым органом. В поле "Код вычета" указывается код вычета, выбираемый в соответствии с "Кодами видов вычетов налогоплательщика" (пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации). В поле "Сумма вычета" указываются суммы вычетов, соответствующие указанному коду (п.5.6 Порядка).

Из содержания указанной справки следует, что ФИО5 начислен доход, полученный по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с производными финансовыми инструментами, по операциям, связанным с открытием короткой позиции, являющимся объектом операций РЕПО. Предоставлены налоговые вычеты на суммы, уменьшающие налоговую базу в соответствии со статьей 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений ст.214.1 НК РФ доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

В целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.

В целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами, расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам, а также предусмотренные пунктом 3 статьи 214.11 настоящего Кодекса расходы по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в результате выкупа которых были получены соответствующие ценные бумаги. К указанным расходам относятся:

Согласно ст.7 ФЗ РФ от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализируя исследованные доказательства совокупности, суд приходит к убеждению, что приведенные нормы налогового законодательства регулируют особенности налогообложения и определения налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами исключительно в целях налогообложения.

Предлагаемый истцом механизм расчета размера среднедушевого дохода семьи, согласно которому совокупный доход подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов не соответствует положениями Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 N 761.

При установленных обстоятельствах, иск Косенковой Е.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Косенковой Е.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.А.Куделина

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2022.