Октябрьский районный суд города Мурманска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3311/2011
Изготовлено 24 августа 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2011 года Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.,
при секретаре Большуновой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Мурманский колледж экономики, статистики и информатики» о взыскании стимулирующих надбавок, премиальных выплат, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Мурманска с иском к ГОУ СПО «Мурманский колледж экономики, статистики и информатики» о взыскании стимулирующих надбавок, премиальных выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с Дата на основании приказа № ** от Дата. На протяжении всей ее работы в колледже не производится выплата надбавки стимулирующего характера, установленная Положением об оплате труда работников колледжа, а именно надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, которая составляет не менее ....% от оклада ежемесячно. На основании изложенного, просит обязать ответчика произвести ей выплату данной надбавки за период с Дата по Дата в размере не менее .... % к окладу ежемесячно, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере .... рублей.
В период производства по делу, истец увеличила исковые требования. Просит суд обязать ответчика произвести выплату стимулирующей надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в размере не менее .... процентов к окладу ежемесячно, выплату за качество выполняемых работ, выплату за стаж непрерывной работы, за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы за период с Дата по Дата, взыскать с ответчика доплату за выполнение функций классного руководителя в сумме .... рублей, компенсацию морального вреда в сумме .... рублей.
В судебное заседание истец ФИО1, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 141, 163), не явилась.
В силу пункта 1 статьи 167 ГПК РФ, лица участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Указанную процессуальную обязанность истец не исполнила, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, об отложении дела или рассмотрении дела без ее участия не просила.
Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть спор в отсутствие истца.
Представитель истца по ордеру ФИО2 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом и уточненном исковом заявлении.
Представители ответчика с исковыми требованиями не согласились. В обоснование возражений заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд, поскольку она знакомилась с приказами об установлении надбавок и доплат, ежемесячно получала расчетные листы и сама являлась членом Совета колледжа, участвовала в распределении премий, установлении надбавок и т.д., при этом с претензиями к работодателю не обращалась. Истица требует взыскать стимулирующие надбавки за период с Дата по Дата, однако при этом не принимает во внимание, что указанные надбавки появились только в Дата в связи с переходом на новую систему оплаты труда. Истице производятся выплаты стимулирующих надбавок, а именно - за классное руководство с учетом количества студентов у конкретного преподавателя в группе, за руководство предметно-цикловой комиссией (....% от оклада), за руководство учебным кабинетом (....% от оклада) и за проверку письменных работ (....% от нагрузки по русскому языку). Размер ее оклада не был снижен, а лишь конкретизирован в связи с предписанием, полученным от государственной инспекции труда в МО после проведенной проверки. Премии по итогам работы за год истице также выплачивались, что следует из расчетных листов. Просят в иске отказать.
Выслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, находит не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Истец ФИО1 состоит в трудовых отношениях с колледжем с Дата по настоящее время, работает в должности *****.
Заработная плата (оплата труда работника), в соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового Кодекса РФ, - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ).
Согласно статье 144 Трудового Кодекса РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета.
Как установлено судом, Мурманский колледж экономики, статистики и информатики является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования.
Основными источниками финансирования деятельности колледжа является средства бюджетов различного уровня, средства от платной образовательной деятельности и средства от осуществления предпринимательской деятельности (п.6.3 Устава колледжа).
В соответствии с пунктами 6.5, 6.9 Устава, колледж самостоятельно определяет порядок использования бюджетных и внебюджетных средств, включая определение их доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда.
Правительство Российской Федерации в Постановлении от 05 августа 2008 года № 583 постановило с 01 декабря 2008 года ввести новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений (далее - учреждения) и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
В указанном Постановлении Правительство РФ предписывало федеральным государственным органам и учреждениям - главным распорядителям средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить до 01 сентября 2008 года примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2008 года № 120н утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской федерации по виду экономической деятельности «ОБРАЗОВАНИЕ», которым установлены рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера и критерии их установления, рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы и т.д..
Приказом Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 года № 1600 было утверждено примерное Положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности "Образование», которое действовало до 21 июня 2011 года.
Согласно комментируемым актам, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения по квалификационным уровням ПКГ на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы, путем умножения размера оклада по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.
Согласно Положения, в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. Рекомендуемый объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет средств федерального бюджета.
Виды выплат должны отвечать уставным задачам учреждения, а также могут основываться на показателях оценки эффективности его работы. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
При премировании работников учитывается успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения; качественная подготовка и своевременная сдача отчетности; участие работника в выполнении важных работ, мероприятий.
Таким образом, из вышеуказанных нормативных актов следует, что система оплаты менялась с 2008 года для всех сотрудников образовательных учреждений, указанные нормативные акты предусматривали переход на новую систему оплаты всех без исключения сотрудников указанных учреждений, к которым бесспорно относится истец, и не предполагали возможности оставить кому-либо из работников прежние условия оплаты (л.д. 22-36).
Истец знала о составе заработной платы, размере оклада и надбавок, знакомилась с приказами об установлении стимулирующих и компенсационных выплат. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом № ** Общего собрания работников колледжа, приказами директора колледжа (л.д. 45-71) и Положением об оплате труда работников колледжа, принятым на Общем собрании Дата и утвержденного директором колледжа, являющимся Приложением к Коллективному договору, согласно пункту 1.4 Положения (л.д.78-84).
Кроме того, она ежемесячно получала расчетные листки, однако до Дата размер заработка не оспаривала и в суд с иском не обращалась.
Следовательно, обоснован довод ответчика о пропуске ею срока для обращения в суд по оспариванию размера и состава заработной платы, начисленной с Дата до Дата.
Кроме того, ей фактически начислялись и выплачивались все установленные выплаты стимулирующего характера и премии, что следует из расчетных листков, представленных ответчиком (л.д. 99-128).
Кроме того, статьей 135 Трудового Кодекса РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Дата между истцом и колледжем заключен трудовой договор № ** согласно которого ФИО1 установлена заработная плата в размере: должностной оклад - .... рублей 30 копеек в соответствии с ПКГ общеотраслевых должностей работников образования - .... % надбавка к окладу за работу в «колледже»; компенсационные выплаты: оплата по листам временной нетрудоспособности, РКС .... %, полярная надбавка .... %; иные надбавки устанавливаются приказом колледжа «О тарификации педагогических работников» на каждый учебный год. Премии устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя (л.д.12-13).
Пунктом 5.3 Коллективного договора предусмотрено, что установление доплат и надбавок осуществляется приказами директора. Система оплаты и стимулирования труда устанавливается директором с учетом мнения профсоюзного органа колледжа.
В пункте 1.6 Положения об оплате труда прямо закреплено, что колледж в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы всех категорий работников без ограничения их максимальными размерами.
Раздел VI Положения повторяет перечень видов выплат, утвержденных Минздравсоцразвития РФ. К этим выплатам отнесены: выплата за интенсивность и высокие результаты работы; выплата за качество выполняемых работ; выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
В соответствии с положениями п. 2.3 Приказа Министерства финансов РФ от 30.10.2008 года N 120н, корреспондирующимися с соответствующими положениями Трудового кодекса РФ, и Положением об оплате труда, действующем в колледже, указанные выше выплаты носят стимулирующий характер, применяются в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу, производятся по решению руководителя учреждения, при этом при определении их размера в том числе учитываются успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде.
Истице установлены приказами директора колледжа и фактически выплачиваются надбавки за классное руководство с учетом количества студентов у конкретного преподавателя в группе в размере ....% от должностного оклада за каждого студента, но в сумме не менее ....%, за руководство предметно-цикловой комиссией в размере ....% от оклада, за руководство учебным кабинетом в размере ....% от оклада и за проверку письменных работ в размере ....% от оклада от нагрузки по русскому языку, математике, ин.языку (л.д. 159).
Исходя из представленных ответчиком расчетных листков, все указанные надбавки ФИО1 начисляются и своевременно выплачиваются.
Кроме того, ей выплачивалась премия по итогам работы за год (л.д. 160-162).
Суду также не представлено доказательств того, что должностной оклад истицы был уменьшен, более того, это опровергается и расчетными листками истицы, в которых начисление заработной платы ведется именно от должностного оклада.
Не состоятельны также требования истца о взыскании доплаты за классное руководство в размере .... рублей, поскольку Постановление Правительства РФ № 814 от 28 декабря 2006 года, на которое ссылается истица, предусматривает выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, которым колледж не является (л.д. 150).
Кроме того, по итогам проверки Государственной инспекции труда в Мурманской области, в том числе по порядку начисления и выплат заработной платы преподавателям колледжа, факт нарушения работодателем трудовых прав ФИО1, в том числе в части заявленных ею в суде требований, не установлен (л.д. 37-40).
На основании статей 129, 144, 135, 57 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2008 года № 120н, Положения об оплате труда работников ГОУ СПО «Мурманский колледж экономики, статистики и информатики», руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГОУ СПО «Мурманский колледж экономики, статистики и информатики» о взыскании стимулирующих надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, выплат за качество выполняемых работ, выплат за стаж непрерывной работы, выплат за выслугу лет, премиальных выплат по итогам работы за период с Дата по Дата, доплаты за выполнение функций классного руководителя в размере .... рублей, денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Л.Н. Бойко