ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3321/2021 от 14.10.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

Ханты-Мансийский районный суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Колесниковой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жердевой Ю.И.,

с участием представителя истца ФИО8, представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту культуры <адрес> – Югры о возложении обязанности издать приказ об установлении единовременной выплаты к праздничной дате,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту культуры ХМАО-Югры, мотивируя его тем, что является директором БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел». Пунктом 5.1 Порядка по установлению стимулирующих и иных выплат руководителям государственных образовательных организаций ХМАО-Югры, утвержденного приказом Департамента культуры ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что единовременные выплаты к праздничным дням относятся к иным выплатам. Выплата премии к праздничным дням производится из средств обоснованной экономии по фонду оплаты труда БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», дополнительного финансирования на эти цели не выделяется. Премия к праздничным датам является элементом системы оплаты труда и не связана с результатами работы работника. Это разовые выплаты, которые выплачиваются при наличии обоснованной экономии. Лишение истца данной выплаты является нарушением её прав. БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» обратилось в Департамент с требованием о предоставлении приказа о премировании директора к ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответ до настоящего времени не поступил. На основании изложенного, истец просила взыскать с Департамента культуры ХМАО-Югры задолженность по единовременной выплате к праздничной дате – День Победы 9 мая в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 А.В. изменил предмет иска, просил возложить на Департамент культуры ХМАО-Югры обязанность издать приказ об установлении единовременной выплаты к праздничной дате - День Победы 9 мая директору БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» ФИО2.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что приказом Департамента культуры от ДД.ММ.ГГГГ-нп утверждено Положение об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений культуры ХМАО-Югры, подведомственных Департаменту. Пунктом 51 Положения предусмотрено, что работникам учреждения может производиться единовременная выплата к профессиональным праздникам, установленным в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами. Таким выплаты осуществляются не более трех раз в календарном году. Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок установления стимулирующих и иных выплат руководителям государственных образовательных организаций ХМАО-Югры, согласно которому основанием для установления выплаты к праздничной дате является ходатайство первого заместителя директора Департамента и/или начальника управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей с приложением расчетов о наличии средств экономии по фонду оплаты труда, а также средств, поступающих от иной, приносящей доход деятельности, подписанное руководителем учреждения. Таким образом, полагает ответчик, у Департамента нет безусловной обязанности по выплате данной премии истцу. Обязанность дать ответ на обращение не возлагается на ответчика. Доводы истца о нарушении трудовых прав не нашли своего подтверждения.Кроме того, премия ко Дню Победы была выплачена руководителю только одного подведомственного учреждения – директору АО ХМАО-Югры «Югорский кинопрокат».

Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является директором БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», что подтверждается приказом о назначении на должность, трудовым договором с приложениями (л.д. 111-171 т.1).

Согласно пункту 5.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором.

В соответствии с системой оплаты труда, установленной для работников государственных учреждений культуры Приказом 1-нп, руководителю устанавливаются иные выплаты, не относящиеся к выплатам стимулирующего характера, в том числе иная выплата к юбилейным, праздничным и профессиональным датам (п. 5.2 трудового договора).

Приказом Департамента культуры от ДД.ММ.ГГГГ-нп утверждено Положение об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений культуры ХМАО-Югры, подведомственных Департаменту культуры ХМАО-Югры.

Согласно пункту 48 Положения в целях повышения эффективности и устойчивости работы учреждения, учитывая особенности и специфику его работы, а также с целью социальной защищенности работникам учреждения устанавливаются иные выплаты. К иным выплатам относится, в том числе, единовременное премирование к праздничным дням, профессиональным праздникам.

По смыслу пункта 44 Положения иные выплаты руководителю учреждения устанавливаются в соответствии с пунктами 50, 51 Положения.

В соответствии с пунктом 51 положения работникам учреждения может производиться единовременная выплата к праздничным дням и профессиональным праздникам, установленным в соответствии с действующими на территории Российской Федерации нормативно-правовыми актами.

Выплаты к праздничным дням, профессиональным праздникам осуществляется в учреждении в едином размере в отношении работников и р руководящего состава учреждения не более 3 раз в календарном году.

Выплата премии осуществляется не позднее праздничного дня или даты профессионального праздника.

Единовременная выплата к праздничным дням, профессиональным праздникам осуществляется в пределах обоснованной экономии по фонду оплаты труда, формируемому в соответствии с разделом VII Положения.

Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок установления стимулирующих и иных выплат руководителям государственных учреждений культуры, искусства и кинематографии ХМАО-Югры (далее – Порядок).

Согласно пункту 3.1 Порядка к иным выплатам относится единовременная выплата к праздничным датам и профессиональным праздникам.

Данная выплата выплачивается руководителям, состоящим в списочном составе организации на дату издания правового акта Департамента в пределах фонда оплаты труда, с учетом доведенного объема субсидии, предоставляемой из бюджета автономного округа на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, и средств, поступающих от иной приносящей доход деятельности (пункт 3.2 Порядка).

Основанием для установления и определения размера выплаты к праздничным дням является ходатайство первого заместителя директора Департамента и/или начальника управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей с приложением расчетов о наличии средств экономии по фонду оплаты труда, а также средств, поступающих от иной приносящей доход деятельности, подписанное руководителем учреждения. Расчет наличия средств экономии по фонду оплаты труда, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, предоставляется в Департамент не позднее, чем за 10 дней до наступления юбилейной, праздничной, профессиональной даты (п. 3.3, 3.4 Порядка).

Размер выплаты к праздничным дням руководителю не может превышать размера выплаты к праздничным дням, установленного работникам учреждения. Основанием для начисления иной выплаты является приказ Департамента (пункты 3.5 и 4.4).

Согласно доводам представителя истца, подтвержденному пояснениями представителя ответчика, истцу не была выплачена премия к праздничной дате – Дню Победы ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, и иные выплаты, являющиеся мерой поощрения работников, применение которой относится к компетенции работодателя.

Таким образом, выплата к праздничным датам входит в систему оплаты руда руководителя учреждения.

Между тем, исходя из буквального толкования положений пункта 51 Положения об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений культуры ХМАО-Югры, подведомственных Департаменту культуры ХМАО-Югры, данная выплата является правом, а не обязанностью работодателя.

Само по себе наличие экономии фонда оплаты труда в учреждении по состоянию на праздничную дату не порождает обязанности Департамента культуры издать приказ о премировании руководителя к праздничной дате.

Основанием для установления и определения размера выплаты к праздничным дням является ходатайство первого заместителя директора Департамента и/или начальника управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей, подписанное руководителем учреждения, которое в настоящем случае руководителю Департамента не поступало.

При этом, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, право истца не нарушено, поскольку текущий год не закончился, впереди есть еще праздничные даты, в связи с которыми истец может получить премию, поскольку данная выплата выплачивается не более трех раз год.

До мая месяца 2021 года ФИО1 получила премию к Международному женскому дню – 8 марта.

Положениями части 2 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно приказа Департамента культуры ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ единовременную выплату в связи с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов получил руководитель только одного из 17 подведомственных Департаменту учреждений – директору АУ ХМАО-Югры «Югорский кинопрокат».

Более того, в предшествующие Дню Победы в Великой Отечественной войне праздники премия к праздничной дате выплачивалась не всем руководителям подведомственных учреждений: ко Дню защитника Отечества премированы руководители трех из 17 подведомственных учреждений, к Международному женскому дню – руководителя двух из 17 подведомственных Департаменту культуры учреждений, включая ФИО1

Таким образом, факта дискриминации ФИО1 со стороны Департамента культуры ХМАО-Югры судом также не установлено.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО1 к Департаменту культуры <адрес> – Югры о возложении обязанности издать приказ об установлении единовременной выплаты к праздничной дате, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес> - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано составом суда ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Т.В. Колесникова