ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-333/2022 от 21.03.2022 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №2-333/2022

51RS0002-01-2021-002497-37

Мотивированное решение составлено 21.03.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 года город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Сониной Е.Н.

при секретаре Кучеренко Н.В.,

с участием истца Поздняковой Л.М.,

представителя ответчика Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации *** Измайловой Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поздняковой Л.М. к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации ***, ГОКУ «Центр социальной поддержки населения ***» о признании решений незаконными, обязании произвести индексацию пенсии, произвести доплату к пенсии, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Позднякова Л.М. (Далее – истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ ***, ГОКУ «Центр социальной поддержки населения ***» (Далее – ответчики) о признании решений незаконными, обязании произвести индексацию пенсии, произвести доплату к пенсии, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В обоснование заявленных требований указано, что истец *** обратилась в пенсионный орган с заявлением об индексации пенсии, предоставлении региональной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума, а также с вопросом о компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно. Решением ответчика истцу было отказано в удовлетворении заявленных требований, так как в отношении нее была предоставлена отчетность по форме СЗВ-М ООО «***», и она была признана работающим пенсионером. Кроме того, *** истец ездила на отдых, однако в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха ей было отказано по тем же основаниям. С указанными решениями истец не согласна, поскольку относит себя к категории не работающих пенсионеров, так как она, хоть и являлась ***, общество свою деятельность не ведет, трудовой договор с ней не заключался, денежное вознаграждение за свою работу она не получала.

На основании изложенного истец просит признать отказы Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ *** от ***, ***, *** и ГОКУ «Центр социальной поддержки населения ***» от *** незаконными. Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ *** произвести истцу индексацию пенсии с *** и взыскать 3 494 рубля 20 копеек. Обязать ГОКУ «Центр социальной поддержки населения ***» предоставить истцу региональную социальную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума за период *** в сумме 6 981 рубль 36 копеек. Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ *** компенсировать истцу фактически произведенные расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 8 468 рублей 90 копеек. Взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации ***.

Определением суда от ***, отраженным в протоколе судебного заседания, произведена замена ответчиков Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в *** и Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации *** на Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации ***, в связи с реорганизацией.

Истец Позднякова Л.М. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что ежегодно, пока Общество числилось действующим, она ***, лично предоставляла отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-С. Какие-либо действия по ликвидации юридического лица она не предпринимала ввиду отсутствия денежных средств. В настоящее время Общество ликвидировано по инициативе ИФНС.

Представитель ответчика Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации *** Измайлова Н.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Представитель ответчика ГОКУ «***» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее направил возражения на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав мнение сторон, исследовав материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации пенсионных прав граждан Российской Федерации с 01 января 2015 регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, женщины, достигшие возраста 60 лет.

Положениями статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам, к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

В силу статьи 17 указанного закона размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях в РФ» коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации. Коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Согласно пункту 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 – 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с Федеральным Законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Законом Мурманской области от 23.12.2004 №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области», постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 №553-ПП «О правилах обращения за жальной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты» с 01 января 2010 неработающим пенсионерам предусмотрена региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Мурманской области.

Положениями статьи 10.2 Закона Мурманской области от 23.12.2004 №549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» предусмотрено, что пенсионеру, проживающему по месту жительства или по месту пребывания на территории Мурманской области, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается уполномоченным органом по месту нахождения его пенсионного выплатного дела на территории Мурманской области на период получения пенсии, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 10.1 настоящего Закона, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с Законом Мурманской области «О прожиточном минимуме в Мурманской области». Региональная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

На 2021 год Законом Мурманской области от 28.09.2009 №1137-01-ЗМО (с последующими изменениями) «О прожиточном минимуме пенсионера в Мурманской области в целях установления региональной доплаты к пенсии» величина прожиточного минимума пенсионера установлена в размере 15 873 рубля.

Согласно пункта 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в целях реализации положений частей 1 – 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь (работодатель) ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет сведения по форме СЗВ-М о каждом работающем у него застрахованном лице.

Застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Единственный участник общества должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа – директора, генерального директора и т.д. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Ранее в письме Минтруда России от 07.07.2016 №21-3/10/В-4587 сообщалось, что если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относятся к работающим лицам.

При этом согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Если учредитель является работником организации на основании трудового договора, работает в организации по гражданско-правовому договору и если единственный учредитель является директором организации без заключения договора, то он является застрахованным лицом и о нем работодатель обязан подать сведения по форме СЗВ-М (письмо Минтруда России от 16.03.2018 №17-4/10/В-1846).

При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (письма ПФР от 27.07.2016 №ЛЧ-08-19/10581, от 06.05.2016 №08-22/6356).

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, в том числе руководителей организаций, являющихся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25 мая 2010 года №11-п, в соответствии с конституционным принципом свободы экономической деятельности (статья 8. часть 1, Конституции Российской Федерации) граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации), могут самостоятельно определять сферу этой деятельности и осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

Одной из разновидностей коммерческих организаций являются хозяйственные общества, которые могут создаваться, в частности, в форме общества с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации) в целях ведения предпринимательской деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью, приобретая доли в уставном капитале общества и используя свое имущество с целью получения дохода в виде части прибыли от деятельности общества, наделяются определенными правами, позволяющими им участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли, получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость и реализовать другие права, предусмотренные законодательством и учредительными документами общества (пункт 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом их собственная деятельность, не являясь в буквальном смысле предпринимательской, относится, тем не менее, к иной не запрещенной законом экономической деятельности, сопряженной с определенными экономическими рисками, в силу которых доход от предпринимательской деятельности общества им не гарантирован.

Отсюда следует, что участники общества с ограниченной ответственностью, осознанно избрав такую форму реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, как создание коммерческой организации и участие в ее деятельности своим капиталом, самостоятельно принимают на себя и бремя заботы о собственном благополучии, в силу которого они несут риск неэффективности экономической деятельности общества, в том числе в случае отсутствия у него дохода либо его получения в размере, не обеспечивающем достойный уровень жизни участников общества.

Осуществляемая участниками хозяйственных обществ экономическая деятельность предпринимается на их собственный риск и не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества доходов.

Таким образом, в соответствии с законом лица-учредители (участники) хозяйственных обществ как безработные граждане не рассматриваются даже при условии, если это общество хозяйственную деятельность не ведет.

Учредитель общества может быть признан неработающим гражданином только после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении им предпринимательской деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в *** истцу Поздняковой Л.М. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ***

На основании документов и личного заявления с *** ГОКУ «Центр социальной поддержки населения ***» истцу установлена региональная социальная доплата к пенсии. С *** перечисление доплаты производилось ежемесячно. С *** выплата доплаты к пенсии прекращена на основании информации, поступившей из пенсионного органа, содержащей сведения о факте признания истца работающим пенсионером.

*** истец обратилась в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения ***» с документами и заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии с ***. По сведениям, поступившим из пенсионного органа, на *** Позднякова Л.М. также признана работающим пенсионером. В связи с чем принято решение об отказе в назначении региональной социальной доплаты к пенсии с ***.

*** истец вновь обратилась в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения ***» с заявлением на установление региональной социальной доплаты к пенсии с ***. По сведениям, поступившим из пенсионного органа, на *** Позднякова Л.М. признана работающим пенсионером. В связи с чем принято решение об отказе в назначении региональной социальной доплаты к пенсии с ***.

По данным, имеющимся в распоряжении Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации ***, отчетность по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за отчетный период *** годы в отношении истца представлена: ***: ООО ***

Согласно выписке из ЕГРЮЛ истец являлась *** Согласно записям трудовой книжки Поздняковой Л.М., она назначена на должность *** с *** (приказ №*** от ***). Кроме того, согласно приказу №*** от *** истец с *** временно исполняла обязанности ***.

Таким образом, поскольку ООО «***» в спорный период являлся действующим юридическим лицом, ***, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для производства индексации размера пенсии, а также установления доплаты к пенсии, поскольку истец в силу вышеприведенных правовых норм, является работающим пенсионером.

Разрешая требования истца о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд учитывает следующее.

Согласно статье 34 Закона РФ «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности положена компенсация расходов на оплату стоимости проезда, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года. Осуществляется данная компенсация в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 №176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно».

Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Истец указывает, что *** ездила на отдых в ***, расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту *** составили 8 468 рублей 90 копеек.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку действующим законодательством не предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно работающим пенсионерам и гражданам, отдыхающим за пределами территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца суд не усматривает.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Поздняковой Л.М. к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации ***, ГОКУ «Центр социальной поддержки населения ***» о признании решений незаконными, обязании произвести индексацию пенсии, произвести доплату к пенсии, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Сонина